Легко в Раде – сложно в КСУ: Почему изменения в Конституцию от Зеленского могут провалиться

Легко в Раде – сложно в КСУ: Почему изменения в Конституцию от Зеленского могут провалиться
112.ua

Наталья Лебедь

Журналист

3 сентября в Верховной Раде запланировано продолжение эпопеи со снятием депутатской неприкосновенности. На этот раз команде Зеленского понадобятся не минимально необходимые 226, а сразу 300 голосов. Впрочем, учитывая то, что за соответствующий законопроект в первом чтении проголосовали 363 народных избранника, проблем быть не должно. По крайней мере в стенах Верховной Рады. Проблемы в Зе-команды могут начаться в судах, поскольку изменения в Конституцию протягиваются с явными нарушениями.

Почему голосование за снятие иммунитета ничего не стоит?

Отмене депутатской неприкосновенности ироничный пост посвятил экс-депутат Олег Ляшко. "Проснулся, читаю утром фантастические заголовки новостей: депутаты сняли с себя неприкосновенность! От неожиданности я даже забыл свой вещий сон, о котором хотел рассказать Росите. Когда же они, бедные, успели так над собой поиздеваться?! Начинаю разбираться – и, как и знал, врут, как дышат", – написал он в Фейсбуке.

Новости по теме

Почему депутаты "врут", объясняет уже на своей странице бывший заместитель председателя ЦИК Андрей Магера. "Я не знаю, кто посоветовал партии "Слуга народа" предварительно одобрять законопроект об изменениях в Конституцию именно на первой сессии, но это было сделано или в силу профессиональной непригодности, или умышленно. Первая сессия не является очередной. Точно так же очередной сессией не является внеочередная. Это если кратко", – отмечает он.

Словом, требование относительно того, чтобы изменения в Конституцию принимались на двух подряд очередных сессиях Верховной Рады, соблюдено не было. Поэтому голосование в ночь с 29 на 30 августа ничего не стоит. "Нарушение процедуры голосования за внесение изменений в Конституцию – прямая дорога к признанию его неконституционным. Рано или поздно, но обязательно! Конституционный суд отменит этот закон из-за нарушения процедуры его принятия, и неприкосновенность депутатам вернут", – прогнозирует Ляшко.

Кроме того, добавляет он, "за последние 20 лет депутаты как минимум раз пять голосовали за снятие с себя неприкосновенности". Но дальше на пути становился Конституционный суд, напоминает Ляшко. Правда, относительно законопроекта 7203, за который проголосовали депутаты 29 августа, есть положительное заключение КСУ. Этот законопроект был подготовлен еще при президентстве Петра Порошенко, и 19 июня 2018 года Конституционный суд дал ему зеленый свет. Но тогда суд оценивал его текст с точки зрения соответствия Основному закону. Сейчас же конституционалисты могут возразить против очевидного нарушения процедуры. И, так образом, депутатам придется все начинать сначала.

Но в целом проблема даже не в этом. Украинский парламент знает прецеденты, когда депутатов лишали иммунитета по представлению генерального прокурора. Отсутствие специального закона в этом не мешало, мешала дальнейшая позиция правоохранительных органов. "Сколько депутатов прошлого созыва, с которых сняли депутатскую неприкосновенность, были привлечены к ответственности? Проблема заключается в правоохранителях и судах, которые боятся возбуждать дело и преследовать преступника", – отмечает в комментариях 112.ua заместитель директора Украинского института исследования экстремизма Богдан Петренко.

Новости по теме

Эксперт прав: если говорить о Верховной Раде VIII созыва, то за время ее существования иммунитет сняли с многих депутатов. В частности, в 2015-2016 годах неприкосновенность потеряли Олег Царев, Сергей Клюев, Сергей Мельничук, Игорь Мосийчук, Александр Онищенко и Вадим Новинский. В 2017-м – Андрей Артеменко, Евгений Дейдей, Олесь Довгий, Андрей Лозовой, Максим Поляков, Борислав Розенблат, Михаил Добкин, Евгений Бакулин и Надежда Савченко. Следует отметить, что последняя – единственная, кто действительно отсидел в СИЗО. При этом некоторое время назад она покинула тюремные стены, а дело, возбужденное против Савченко с такой помпой и громким развенчанием, не завершилось ничем.

Дай голос!

Как бы там ни было, а депутаты продолжают делать попытки лишить самих себя иммунитета. Законопроектом № 7203 из статьи 80-й Конституции убрали положение о том, что народные депутаты не могут быть без согласия Верховной Рады привлечены к уголовной ответственности, задержаны или арестованы, а также о том, что им гарантируется депутатская неприкосновенность. В случае повторного положительного голосования за этот документ с 1 января 2020 года все депутаты станут официально "прикосновенными". Но это – в теории. На практике, как уже отмечалось, Конституционный суд может признать закон о снятии иммунитета неконституционным – из-за нарушенной процедуры принятия.

Но пока что комитет Верховной Рады по вопросам правовой политики рекомендовал парламенту принять во втором чтении законопроект № 7203. На заседании комитета, которое проводилось 2 сентября, без эксцессов, правда, не обошлось. Депутаты Сергей Власенко ("Батькивщина") и Руслан Князевич ("Европейская солидарность") пытались объяснить коллегам, что нарушение правил продолжается, ведь комитет не должен собираться между сессиями, а только в течение сессии. В то время как вторая сессия Верховной Рады IX начнется только 3 сентября. Но "комитетчики" не поняли или проигнорировали замечания.

В итоге Власенко покинул собрание со словами "мой правовой опыт научил меня, что нельзя принимать участие в незаконных действиях. Я считаю эти действия незаконными, я не буду принимать участие сегодня в заседании комитета".

Опрошенные 112.ua, однако, считают, что персональный демарш Власенко не повлияет на позицию "Батькивщины" в целом. После того, как фракция Юлии Тимошенко отвоевала для себя кресло второго вице-спикера (им стала Елена Кондратюк), "Батькивщина" стала официальным союзником "Слуги народа". По крайней мере ситуативным. Поэтому 3 сентября законопроект о снятии депутатской неприкосновенности будет поддержан. В частности, и с помощью депутатов Юлии Владимировны.

"Найдутся 300 голосов. Проголосуют "Слуга народа", "Батькивщина" и мажоритарщики. А почему нет? Народ же хочет этого (снятие неприкосновенности), а кто пойдет против народа? Это было бы самоубийством", – убежден директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев. "Поддержка самовыдвиженцев и "Батькивщины" будет. Да, 300 голосов у него (Зеленского) сейчас есть. И, учитывая то, что около 80% украинцев поддерживают отмену депутатской неприкосновенности, хотя это и очередной политический фуфел, вопрос пройдет", – добавляет руководитель центра "Третий сектор" Андрей Золотарев.

И только Богдан Петренко считает, что "есть проблема с тем, чтобы дотянуть до 300. Депутаты в этом не заинтересованы. Поэтому уверенности нет, но с другой стороны, когда Зеленский все еще имеет чрезвычайную поддержку, идти против него достаточно сложно".

Но проблема в том, что Владимир Зеленский хочет не только отмену депутатской неприкосновенности. Его планы более широкие. На сайте Верховной Рады в настоящее время зарегистрированы 18 законопроектов авторства президента Украины. Некоторые из них требуют внесения изменений в Конституцию. А это значит, что вопрос нахождения 300 голосов для их утверждения будет возникать на повестке дня с определенной периодичностью.

Что Зеленский хочет переписать в Конституции?

Тем более что Владимир Зеленский оказался не только плодотворным, но и креативным автором. Среди предложенных им новаций является инициатива о сокращении депутатского корпуса. Сокращение радикального – с 450 до 300. Это – законопроект № 1017, касающийся внесения изменений в 76-ю и 77-ю статьи Конституции.

Кроме этого, глава государства продолжает курс на расширение президентских полномочий и построение силовой и правоохранительной вертикали "под себя". В рамках этого Зеленский подготовил законопроект № 1014, им он предлагает изменения в статью 106-ю. Эта статья является длиннейшим перечнем президентских возможностей, и к уже имеющемуся ресурсу Зеленский стремится добавить новые рычаги влияния, а именно – право "образовывать независимые регуляторные органы, Национальное антикоррупционное бюро Украины, назначать на должности и увольнять с должностей директора Национального антикоррупционного бюро Украины и директора Государственного бюро расследований".

Новости по теме

Еще два законопроекта – № 1027 и № 1028 – затрагивают соответственно изменения в 81-ю и 85-ю статьи Конституции Украины. Первый существенно расширяет список причин, на основании которых народный депутат может сложить свой мандат (это и неличное голосование, и невхождение депутата в состав фракции той партии, от которой он был избран, и систематические прогулы, и занятия деятельностью, несовместимой со званием депутата). Второй законопроект предусматривает создание "консультативных, совещательных и других вспомогательных органов Верховной Рады Украины". О чем именно идет речь, непонятно, в пояснительной записке к законопроекту лишь указано на то, что новые институты сделают работу парламента более эффективной.

А законопроектом № 1016 Зеленский предлагает переписать сразу две статьи Конституции – 85-ю и 101-ю. Речь идет об учреждении новой должности – "уполномоченных Верховной Рады Украины за соблюдением Конституции Украины и законов в отдельных сферах". Новые уполномоченные понадобились потому, что уже имеющийся омбудсман (призванный надзирать за соблюдением прав человека) не справляется с объемом возложенных на него задач. Так, во всяком случае, указано в пояснительной записке.

Но самыми неожиданными из всего, что вышло из-под пера Зеленского, выглядят два следующие законопроекты. Это № 1013, который предлагает отменить закрепленную в Конституции адвокатскую монополию. Имеется в виду ряд положений Конституции, согласно которым "исключительно адвокат осуществляет представительство другого лица в суде". Здесь стоит поставить большой знак вопроса. Согласно пояснительной записке, "целью предлагаемых законопроектом изменений является обеспечение права каждого на получение профессиональной юридической помощи через отмену адвокатской монополии на оказание такой помощи". Однако для понимания сути новации не хватает четких деталей: кому в таком случае, кроме адвоката, дается право представлять интересы лица в суде? Текст законопроекта, который состоит буквально из нескольких предложений, не раскрывает президентский замысел.

Еще в меньшей степени понятна ситуация с редактированием статьи 93-й. Законопроектом № 1015 предлагается расширить перечень субъектов законодательной инициативы. В соответствии с действующей редакцией Конституции, писать законы имеют право Верховная Рада, президент, Кабмин и Нацбанк. Однако у Зеленского увидели необходимость добавить к законотворцам еще и "народ Украины". 

И опять-таки: подробности того, как народ Украины будет писать и предлагать новые законы, как эти законы будут попадать на рассмотрение парламента, кто будет предоставлять авторам обязательную в таких случаях юридическую помощь, скрыты от глаза читателя. Или имеется здесь в виду составление петиций, которые были начаты при Порошенко, или какая-то подобная процедура, или речь идет о принципиально другом алгоритме? Ответы на эти вопросы неизвестны, но в целом тезис о том, что народ Украины сам пишет законы, звучит красиво. И, конечно, конъюнктурно. 

"Проект о законодательной инициативе народа глуп с точки зрения конституционного права, но с точки зрения популизма – очень даже супер", – комментирует для нашего издания Вадим Карасев. "Народная законодательная инициатива – здесь интересы депутатов не задеты, так почему бы и не поддержать?" – добавляет риторический вопрос Богдан Петренко. Словом, как говорит Карасев, "популистская революция продолжается", и с этим трудно не согласиться.

Наталья Лебедь

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>