Самолет Ryanair
Ryanair
 

Поздно вечером 10 июля ирландская авиакомпания-лоукостер Ryanair выпустила официальный пресс-релиз, в котором объявила об отмене запланированного выхода на украинский рынок. "Ryanair отменяет запланированный приход в Украину после того, как киевский аэропорт ("Борисполь") не выполнил соглашение, достигнутое в Министерстве инфраструктуры с должностными лицами аэропорта и нынешним генеральным директором аэропорта господином Рябикиным в марте этого года", - говорится тексте пресс-релиза: "Борисполь" встал на сторону авиакомпаний с высокими тарифами, включая "Международные авиалинии Украины", и лишил украинских пассажиров доступа к дешевым авиабилетам". "У Ryanair нет выбора, кроме как отменить 4 новых киевских маршрута и 7 новых львовских маршрутов, что приведет к потере более 500 000 пассажиров и 400 рабочих мест", - цитируются в сообщении слова коммерческого директора компании Дэвида О’Брайена (именно он представлял в Киеве планы авиакомпании по выходу на рынок).

Компания заявила, что вместо Украины сосредоточится на работе в таких странах, как Германия, Израиль и Польша. Она запланировала нарастить количество пассажиров со 130 млн в нынешнем году до 200 млн в 2024 году, в связи с чем выразила надежду, что "Украина сможет стать участником этого роста в будущем". Странная альтернатива у Ryanair, ведь эти рынки далеко не новые, а значит – это смена всей стратегии работы. И вопрос о том, насколько серьезно Ryanair рассчитывал зайти в Украину, если так легко и быстро сменил стратегию.

Где не сошлись?

Как известно Ryanair объявила о планах начать работы в Украине 15 марта. После этого было подписано соглашение с международным аэропортом "Львов" им. Данилы Галицкого. Авиакомпания анонсировала стоимость билетов из Львова в Берлин от 19,99 евро (579 гривен) для поездок уже в нынешнем в сентябре и октябре. Места стали доступны для бронирования на сайте Ryanair.com с полуночи 11 апреля. В соответствии с расписанием, первый рейс Львов-Берлин должен был отправиться 8 сентября и в дальнейшем выполняться 2 раза в неделю. Кроме того из Львова Ryanair планировала осуществлять авиарейсы в Краков, Вроцлав, Будапешт, Эйндховен, Меммингем и Лондон. Вчера, 10 июля, незадолго до объявления компанией о решении отменить выход в Украину, бронирование билетов было приостановлено. В пресс-релизе компания принесла извинения пользователям, которые воспользовались услугой. Кроме того, выразила сожаление по поводу того, что Львовский аэропорт пал жертвой Бориспольского аэропорта.

Ранее компания начала переговоры с аэропортом "Киев" в Жулянах, но договориться не смогла. Председатель совета директоров аэропорта Денис Костржевский в интервью "Украинским новостям" рассказал, что с Ryanair не удалось договориться по экономическим причинам. По его словам, компания ожидала, что аэропорт снизит аэропортовый сбор в среднем на 60-80%. Сделать этого, по словам менеджера, предприятие не могло. В Европе есть государственные дотации для аэропортов, в Украине такого нет, отметил он. "Как можно предоставить 80% или даже 50% скидки от этой цены, если рентабельности в ней заложено всего около 10%. Это экономически невыгодно. Соответственно, высказанные компанией Ryanair ожидания в части предоставления скидки на аэропортовое обслуживание в корне не совпадают с нашей экономической моделью работы аэропорта. Именно по этой причине мы и приостановили переговоры", - заявил Костржевский.

Новости по теме: Хотим жить по-новому, но работаем по-старому: Какие выводы следует сделать из скандала вокруг Ryanair

Во Львове аэропорт был незагруженный, там было принято политическое решение. Аэропорт "Киев" - частный и не может работать с тарифом, который фактически является убыточным, пояснил директор консалтинговой компании Friendly Avia Support Александр Ланецкий.

После этого Ryanair сосредоточился на переговорах с аэропортом "Борисполь". Уже в конце июня министр транспорта и инфраструктуры Владимир Омелян заявил, что контракт между компанией и аэропортом будет заключен в течении двух недель. Гендиректор "Борисполя" Павел Рябикин 5 июля написал в Facebook, что аэропорт подписал договор с Ryanair со своей стороны и отправил его в главный офис авикомпании. "Это заняло у нас меньше двух недель с момента снижения стоимости базового сбора за пассажирское обслуживание (изменение в приказ Министерства инфраструктуры), что было основным сдерживающим финансовым фактором", - написал он. При этом Рябикин уточнил, что в контракте были учтены большинство пожеланий лоукостера, но не все. "В частности, на направление Киев-Лондон скидка в 80% не предоставляется, поскольку это направление для аэропорта Борисполь новым не является", - уточнил гендиректор.

Вчера он провел пресс-конференцию, на которой рассказал и о других принципиальных разногласиях, которые возникли между аэропортом и авиакомпанией.

Один из пунктов, по словам Рябикина, касался вопроса, где должны рассматриваться спорные моменты: "Перевозчик настаивает на том, чтобы мы рассматривали эти спорные вопросы в Лондонском арбитраже с применением норм британского права. Это не совсем уместное требование, поскольку все наши отношения связаны с исполнением обязательств на территории Украины, связаны с нормами украинского права и должны рассматриваться в судебном порядке в Украине".

Но наиболее серьезные разногласия, конечно же, возникли по вопросам, которые непосредственно влияют на формирование стоимости билетов. По словам Рябикина, Ryanair требовала закрепить пассажирский сбор на уровне 7,5 долл. (с человека) в течение пяти лет. "Снижением пассажирского сбора базовым и применением скидочной системы мы достигаем расчетной цифры 7,5 долл. Но мы обуславливаем ее тем, что при этом прирост пассажирооборота должен составлять 150 тыс. пассажиров ежегодно. А Ryanair настаивает на следующем – мы просто обеспечиваем 150 тыс. пассажиров вы нам гарантируете 7,5 долл. Это момент, по которому мы не можем сойтись. Если лоукостер не может гарантировать такой рост, соответственно мы не можем гарантировать ему предоставление такой скидки, которая предоставляется на первый год", - сказал Рябикин.

Еще один принципиальный момент, по словам гендиректора, применение правила стокиллометровой зоны. Этот пункт также касается того, в каком случае компании могут быть предоставлены скидки. "Борисполь" настаивает, что это возможно только в случае полетов по новым направлениям: не менее 100 км от зоны, куда уже в настоящее время совершаются полеты. "Логика, которая заложена с подачи Ryanair в приказ Министерства – разрешение на усмотрение руководителя предприятия предоставлять скидку при полете в новый аэропорт", - рассказал Рябикин.

"На сегодняшний день мы имеем два перевозчика, которые летают в Лондон. Один в Хитроу – это British Airways, второй в Гатвик – это МАУ. Один платит 26 долл., другой 16 долл. (с человека). Обусловлена такая разница разницей в объемах перевозимых пассажиров, и тем не менее в этот момент появляется третий перевозчик, который получает 7,5 долл. Я предвижу следующий шаг: British Airways сразу же обращается в АМКУ и формулирует свои требования следующим образом: мы 20 лет эксплуатируем эту линию, платим 26 долл., вы пускаете нового перевозчика по 7,5. Пожалуйста, обеспечьте и нам. После мы получим обращение других западных компаний, которые, летая из Киева многие годы, имеют высокие ставки. Если все компании добьются получения такой ставки, расчетный риск для аэропорта составляет 25 млн долл. в год", - говорил Рябикин.

Также, по его словам, если на практике будет реализована норма о предоставлении скидки на полеты в новые аэропорты, а не на новые направления, ее начнут требовать и другие перевозчики: "Базовый перевозчик (МАУ), вместо того чтобы летать Милан-Мальпенса, полетит в Милан-Бергамо. И там, где они платили свои средневзвешенные 18 долл., они начнут платить 7,5 долл. И возможность поменять аэропорт, не меняя пункт назначения, у МАУ имеется в огромном количестве и на других направлениях".

Новости по теме: Скандал с Ryanair как зеркало украинских реформ

Рябикин подсчитал, что это приведет к недополученным доходам в размере порядка 750 млн грн, а если, по его словам, добавить к этой сумме те 360 млн грн, "которые мы недополучаем в связи с сокращением базового пассажирского сбора, (в ходе переговоров с Ryanair Министерство снизило ряд тарифов и сборов аэропорта для всех без исключения авиакомпаний) и прибавим те суммы, которые могут последовать по искам иностранных компаний, мы определяем, что наша зона риска составляет приблизительно 2 млрд грн недополученных доходов".

Рябикин резюмировал, что "если контракт не будет подписан, то только потому, что он невыгоден государству".

При чем здесь МАУ?

Комментируя пресс-конференцию, в Facebook Владимир Омелян обвинил руководство аэропорта "Борисполь" в отсутствии желания идти навстречу европейскому перевозчику: "Не буду даже напоминать, сколько часов длились переговоры аэропорта Борисполь, Министерства инфраструктуры и Ryanair. Как вначале "Борисполь" игнорировал какие-либо предложения к обсуждению в течение 2016 года, как и.о. руководителя Звонарев, согласившись со всеми предложениями в присутствии будущего руководителя, наотрез отказался их утвердить. Как руководство Борисполя выбегало со словами: "я должен позвонить руководству национального перевозчика".

Также министр заявил, что, скорее всего, Ryanair объявит об отмене полетов в Украину, что и произошло через несколько часов после его анонса.

Комментируя вчера ситуацию на телеканале "112 Украина" (уже после объявления решения Ryanair) Омелян обвинил "Борисполь" в саботаже и действиях в пользу МАУ. Он подчеркнул, что контракт компании с аэропортом "Львов" был абсолютно выгодным, и то же предлагалось "Борисполю". "Но цель аэропорта "Борисполь" была другая - заблокировать вход компании Ryanair в Украину, а не вести переговоры. С первого дня было четко понятно, что идет полный срыв и саботаж соглашения. Я надеялся, что господин Рябикин прислушивается не только к господину Майбергу или Коломойскому, а решит прислушаться к руководству страны. Он решил играть по-своему", - сказал министр.

Отметим, что ранее заместитель министра инфраструктуры Украины Виктор Довгань в интервью порталу "Обозреватель" (от 4 июля 2017 года), прямо заявил, что проблемы Ryanair в аэропорту "Борисполь" связаны с "лоббизмом "Международных Авиалиний Украины", которые являются базовым авиаперевозчиком и имеют наибольшую скидку (80%) на аэропортовые сборы".

В МАУ эту информацию тогда официально опровергли, заявив что "данная информация не соответствует действительности. МАУ не имеет и не может иметь никакого отношения к переговорному процессу аэропорта "Борисполь" и авиакомпании Ryanair, в том числе к вопросам ценообразования и применения скидок к аэропортовым сборам".

Эксперты отмечают, что компании - конкуренты друг для друга. "Ryanair – это крупнейший европейский лоукост, а у МАУ значительная часть сети полетов в страны ЕС, и соответственно, для них эта компания может создать серьезную конкуренцию. Могу предположить даже, что Ryanair могли бы на определенных интересных для них направлениях какое-то время летать в убыток", - сказал 112.ua заместитель министра инфраструктуры в 2014-2015 гг. Александр Кава. По его словам, Ryanair могла бы активно развиваться и расширять сеть полетов из Киева, то есть, четыре направления это для начала: "Буквально за несколько месяцев, год, она могла бы существенно увеличить количество рейсов и создать серьезную конкуренцию МАУ". В этом случае МАУ, в борьбе за пассажира пришлось бы значительно снизить свою маржу, отмечает эксперт.

Ушли не навсегда?

Следует отметить, что мнения в экспертной среде, как и среди пользователей соцсетей, жестко разделились на два лагеря. В одном – сторонники версии о том, что срыв выхода лоукостера – козни МАУ, в другом – сторонники идеи, что перевозчик требовал от аэропорта невозможных уступок.

"Я бы вообще не впутывал сюда МАУ. Понятно, что как большой игрок, эта авиакомпания имеет свои интересы, но в данном случае история несколько иная. Изначально была выбрана неверная тактика переговоров. Со стороны выглядит так, что перед Министерством стояла политическая задача - любой ценой привести лоукост", - говорит Александр Ланецкий. По его словам, если бы "Борисполь" выполнил все требования Ryanair, в том виде, в котором их лоббирует Министерство транспорта и инфраструктуры, он мог бы действительно уйти в убытки: "В прошлом году это было одно из самых прибыльных государственных предприятий – 50 млн прибыли".

Ланецкий уверен, что "на тех условиях, на которых хочет зайти Ryanair, он поломает схему работу других перевозчиков, схему транзита. А позиция Министерства – подписывайте договор не читая".

В интервью Ланецкому О’Брайан якобы заявлял, что авиакомпания выступает противником приватизации аэропортов, где бы то ни было. Они считают, что аэропорты должны оставаться государственными, а государство должно спонсировать работу авиакомпании в них. "И частично я с ними согласен, только субсидировать нужно за развитие таких аэропортов как в Белой Церкви или в Житомире, потому что из "Борисполя" и так полетят, без дотаций", - сказал Ланецкий.

Новости по теме: Мы расстались, не встретившись: Реакция соцсетей на уход Ryanair

Эксперты также отмечают, что неоднократно предлагалось предложить Ryanair небольшой региональный аэропорт на льготных условиях. В частности, было озвучено предложение по поводу аэропорта в Гостомеле. Вчера о нем на пресс-конференции упоминал и Павел Рябикин. "Создание лоукост-терминала в аэропорту Гостомель - это инвестиции до 10 млн грн. Гостомель сертифицирован, как международный для грузовых перевозок, нужна еще одна сертификация для пассажирских перевозок", - отметил гендиректор "Борисполя".

По словам Кавы, вариант был категорически неприемлем для компании: "В Гостомеле нет инфраструктуры для обслуживания пассажирских рейсов. Это сейчас не аэропорт, а испытательный аэродром. Там нет ни перрона, ни терминала, ни трапов. Там негде обслуживать пассажиров".

Следует отметить, что эксперты отмечают - продолжение истории еще будет. Жест Ryanair с показательной отменой выхода в Украину выглядит несколько театрально и даже похож на давление, из расчета, что власть надавит на руководство государственного аэропорта, либо уволит его директора. Во многом это зависит, конечно, от того, какую позицию в вопросе займет премьер-министр Владимир Гройсман. Сам он пока скандал вокруг отмены выхода лоукостера не комментировал. В то же время, Рябикин рассказал, что ранее он выступал на стороне Ryanair.

"Я не знаю как вам, но мне пришлось один раз беседовать с премьер-министром по телефону. Это был звонок, связанный с Ryanair", - рассказал гендиректор "Борисполя". По его словам, копии переписки с авиакомпанией направлялись в Министерство Омеляна: "Затем это письмо оказывается у премьер-министра, который начинает очень вежливо и корректно, но живо интересуется, но как же там обстановка с Ryanair?". "Я не могу назвать такую обстановку иначе чем нездоровой, где используется однозначно политическое давление для подписания такого контракта", - подчеркнул Рябикин.  

К слову, есть еще один важный вопрос. Следует ли понимать ситуацию так, что в связи с решением Ryanair украинцы потеряли малейшую надежду покупать недорогие авиабилеты? Эксперты отмечают, что нет: в аэропортах "Киев" и "Борисполь" продолжают работать и другие лоукостеры, которые уже присутствуют в Украине. "Другие лоукосты у нас летают и в Борисполь, и в Жуляны. Тот же Wizzair, Vueling, Fly Dubai, Pegasus", - сказал 112.ua Александр Кава.

К тому же, Министерство транспорта и инфраструктуры недавно анонсировало начало переговоров с несколькими новыми лоукостерами. Да и сам Ryanair, похоже, хлопнул дверью не навсегда.

Елена Голубева