Made in Ukraine: Какие автотехнологии разрабатываются в Украине

Made in Ukraine: Какие автотехнологии разрабатываются в Украине
Фото из открытых источников

Нина Глущенко

Журналист

Последние года два выдались особенно насыщенными для автомобильной индустрии. Анонсы и первые испытания летающих такси, беспилотный электрический грузовик, автономные фургончики, развитие технологий для беспилотного управления, проникновение дополненной реальности, искусственного интеллекта и машинного обучения в автомобили, платформы для самоуправляемых автомобилей и, наконец, старт для 5G-сетей, которые необходимы для развития подключенных устройств, в том числе развития беспилотного транспорта, – похоже, что отрасль давно не переживала такого прорыва.

С 2014 по 2017 год, по данным Statista, инвестиции в искусственный интеллект в автомобильной сфере составили 27,3 млрд долл. В исследовании Market Reports Center сказано, что к 2021 году инвестиции в работу с большими данными в автомобильной сфере достигнут 5 млрд долл.

Фото из открытых источников

Новые технологии и материалы позволяют превратить салон автомобиля в центр развлечений и сделать этот вид транспорта еще безопаснее. Искусственный интеллект способен сделать транспорт еще более персональным, понимающим водителя или пассажиров с полуслова. Автопутешествия ближайшего будущего станут полезным или веселым времяпрепровождением благодаря интерактивным мультимедийным системам. Дополненная реальность позволяет привязывать навигационные подсказки к местности.

Все эти удивительные возможности создаются не только "где-то там", где трава зеленее и жизнь совсем другая. Над разработками с мировым именем трудятся и украинские IT-специалисты, причем не в формате "продажа человеко-часов". В Украине находятся R&D-центры, развивающие экспертизу в сфере automotive, и их наработки ложатся в основу продуктов мировых автомобильных гигантов. 112.ua собрал несколько ключевых проектов, в разработке которых принимают участие украинские команды.

* * *

В прошлогоднем исследовании PwC говорится, что развитие технологий и необходимость использовать новые, более дорогие и "умные" компоненты привело к удорожанию производства для OEM-производителей на 20%. В том же исследовании указывается, что в ближайшее время стоимость электроники будет составлять до 20% от цены автомобиля, тогда как в 2015 году она составляла 13%.

Вызовы, которые бросает индустрия автопроизводителям, стимулируют их к объединению усилий в разработке новых решений для экономии ресурсов. Речь идет, скорее, об использовании готовых платформ для автомобилей, говорится в документе. Покупатель едва ли будет выбирать транспорт исходя из того, какая платформа в нем используется, а для производителя разработка такого решения самостоятельно – расходы, которые можно оптимизировать и вместо этого сосредоточиться на дизайне, качестве и надежности модели. В пример эксперты приводят партнерство Daimler и Nissan – в Infiniti QX30 используется та же платформа, что и в моделях Mercedes CLA и GLA. Подобным образом сотрудничают GM и Ford. При этом сами производители стремятся передать разработку решений именно IT-компаниям, которые имеют большую экспертизу в технологиях.

Так, сервисная IT-компания Luxoft в партнерстве с Daimler AG разрабатывает платформу для информационно-развлекательной системы автомобилей Mercedes A-класса. Система Mercedes-Benz User Experience (MBUX) установлена во всех новых авто производителя в этом классе.

Как объяснили в компании, у Diamler есть много поставщиков в рамках этого проекта, но уровень сотрудничества с Luxoft можно охарактеризовать уже как партнерский. Со стороны Luxoft велась разработка некоторых частей системы. Одна из основных – это так называемый интерфейс human-to-machine, то есть все, что связано с взаимодействием развлекательной системы с водителем и пассажиром.

Платформа обеспечивает интеграцию искусственного интеллекта и дополненной реальности (AR) в системе автомобиля. Система подстраивается под своего пользователя, адаптируется к его регулярным действиям за рулем. Например, если он регулярно звонит одному и тому же человеку, двигаясь по одному и тому же маршруту, система сама может подсказывать или что-то делать, чтобы этот звонок осуществился. Если пользователь задает вопросы голосовой системе не в виде стандартных фраз, а как-то более эмоционально, она учится под него подстраиваться и понимает, что именно данная фраза в данном случае должна привести к таким-то действиям. Эмоциональное взаимодействие с пользователем формируется таким образом.

Фото из открытых источников

Diamler неслучайно выбрала Luxoft партнером для этого проекта. Компания разрабатывает решения почти для всех ключевых OEM-производителей автомобильного оборудования, они используются в более 30 моделей машин, преимущественно в премиум-сегменте.

Разработка HMI является одной из ключевых технологических практик, в этой же области ведется исследовательская деятельность. Кроме того, у Luxoft есть большой опыт в UX, компания ведет разработки в области user experience, реализует прототипы и решения, которые позволяют продемонстрировать, как этот user experience будет работать вживую и как он может быть применен в автомобильных разработках. Этим занимается около 1000 специалистов в Украине.

Фото из открытых источников

Недавно Luxoft открыл R&D-центр в Берлине, для которого было выделено более 100 специалистов. Это было продиктовано потребностью Daimler AG в более плотной работе команд над интерфейсной частью.

В данный момент фокус Luxoft идет на разработку платформенных решений и концепций. Недавно была приобретена немецкая компания Objective Software, которая специализируется на автономном вождении, покупка позволяет использовать ее наработки в интересах Luxoft.

С конца 2016 года в EPAM разрабатывают облачную платформу для автомобилей, которая позволяет разработчикам получать доступ к авто, но не дает им вмешиваться в критические для безопасности процессы.

Дело в том, что автомобильные производители не занимаются самостоятельно разработкой цифровых сервисов, это делают сторонние компании. При этом разработка софта для автотранспорта, в отличие от тех же смартфонов, например, не терпит малейших ошибок и неисправностей – в данном случае речь идет о жизни людей. Поэтому цикл разработки в этой отрасли по всем стандартам составляет 1,5-3 года. Для современного мира – это немыслимые сроки. Платформа, которую разрабатывают в киевском офисе EPAM, позволит обойти такую специфику без риска для безопасности транспорта и окружающих.

Фото из открытых источников

На рынке сегодня существует огромное количество облачных платформ для автомобилей. Но обычно они запрашивают у автомобиля данные с датчиков и обрабатывают их уже в облаке. Однако в этом подходе есть свои минусы: это зависимость от интернет-соединения (нет интернета – все вышло из строя) и нагрузка на канал связи (автомобиль передает все подряд данные, хотя у канала есть свой лимит).

Платформа EPAM представляет собой связующее звено между сервисом и автопроизводителем, и она позволяет выполнять часть задач в компьютере автомобиля. При этом исполнение кода не может затронуть критически важный для безопасности авто софт, а разработчикам сервиса не нужно задумываться о том, для автомобиля они пишут или еще для чего.

Фото из открытых источников

Проект появился по инициативе компании. Партнером из автосферы выступает японская компания Renesas Electronics – производитель и разработчик процессоров для автомобилей. В компании говорят, что партнерство позволило решить проблему с интеграцией на ранних этапах, так как зачастую этот процесс отнимает много времени.

Проектом занимается несколько человек, в коммерческих решениях платформа должна появиться в перспективе 4-5 лет. Однако в этом году на выставке потребительской электроники CES 2018 в Лас-Вегасе уже прошла ее презентация.

Украинская IT-сервисная компания Intellias занимается разработками в сфере автомобилестроения с 2015 года. Сейчас в ее портфолио около 20 проектов, на которых трудится более 400 экспертов.

В частности, компания сотрудничает с немецкой HERE, известной своими геолокационными и навигационными сервисами (человек, далекий от автомобилей и сервисов, вероятно, вспомнит навигацию HERE в смартфонах Nokia). Intellias принимает участие в разработке системы навигации для автомобилей премиум-сегмента, облачных сервисов для навигационных и геолокационных решений, платформы для агрегации и анализа больших массивов данных, которые в дальнейшем используются в том числе для навигации беспилотного транспорта.

Фото из открытых источников

Так, инженеры компании занимаются разработкой системы навигации, которая учитывает данные о расположении парковок, ресторанов, заправок, погоды и т. д. Этими данными автомобили обмениваются через облако HERE и предупреждают друг друга об авариях, скользкой дороге и т. д. Кроме того, навигационная система самостоятельно сканирует знаки скоростных ограничений и обновляет эту информацию в облаке.

Также в Intellias разрабатывается интегрированная навигационная система для автомобилей премиум-класса, одной из фишек которой стало планирование маршрутов для гибридного и электротранспорта с учетом использования заряда аккумулятора и расположения зарядных станций. 

Фото из открытых источников

У еще одной из крупнейших украинских сервисных IT-компаний – GlobalLogic – есть четыре направления работы в области, связанной с автомобилями. Над ними трудится около 200 инженеров.

Первое – инфотеймент-платформа Nautilus, идея которой родилась в подразделении embedded и на разработку ушло около двух лет. По задумке создателей, платформа даст пользователю опыт, к которому он привык, взаимодействуя с гаджетами вроде смартфонов. Как мы уже писали выше, разработка цифровых сервисов для автомобиля – процесс небыстрый, и чтобы обеспечить должный уровень безопасности и интегрировать новое решение, могут пройти годы. За это время технологии могут значительно шагнуть вперед, а автомобиль – опять оказаться в "каменном веке".

Nautilus виртуализирует в автомобиле две операционные системы – его собственную для управления автомобилем и адаптированную под автомобили версию Android – для развлечений, приложений, навигации и т. д. Это делает транспорт, с одной стороны, "стильным, модным, молодежным", с другой – сохраняет в безопасности ключевые элементы системы управления. Инженеры компании смогли не только разделить операционные системы, но и сделать так, чтобы они вместе использовали аппаратные ресурсы автомобиля (камеру заднего вида, например), не теряя производительности.

Фото из открытых источников

Платформа была представлена на международных профильных выставках (в частности, на CES 2017 была показана поддержка Android N). То, что начиналось как небольшой экспериментальный проект, теперь создается на разных аппаратных платформах для различных компаний из автомобильной индустрии. В числе клиентов, использующих инфотеймент-платформу, такие компании, как Delphi Technologies и Aptiv, Renesas Electronics, Mitsubishi Electric Automotive America, Inc. Разработки украинских инженеров попадают в модели ведущих автопроизводителей.

Также инженеры GlobalLogic вовлечены в Automotive Projects. Это лаборатория разработки и тестирования компонентов инфотеймент-систем, которые используются в топовых моделях немецкого автопрома. Речь идет о разных уровнях работы – от драйверов до пользовательского интерфейса и тестирования непосредственно в машине во время езды.

Фото из открытых источников

Под крышей GlobalLogic развивается проект, связанный с автономным вождением. Его заказчик – клиент уровня Tier 1 в США и Европе, а разработка, в которой принимают участие украинские инженеры, появится в автомобилях для этих регионов в ближайшее время.

Также в компании есть внутренний проект – Smart City, в рамках которого происходит моделирование "умной" городской инфраструктуры, где все участники движения взаимодействуют между собой.

Таким образом, несмотря на то что Украину принято считать страной на обочине технологий, с маленьким внутренним рынком IT-услуг, программ и сервисов, украинские инженеры играют важную роль в развитии автомобилей в глобальных масштабах.

Нина Глущенко

видео по теме

Новости партнеров

Загрузка...