Made in Ukraine: Пять историй о том, что в Европу можно продавать не только сырье

Больше половины экспорта Украины состоит из сырья и продукции первичной обработки с низкой добавленной стоимостью. Это не лучшая обстановка для развития экономики страны, но благотворных условий для инвестиций в производство товаров с высокой добавленной стоимостью тоже пока нет. Тем не менее некоторые наши соотечественники не боятся рисковать и открывают такие предприятия, чья продукция постепенно завоевывает спрос на мировом рынке. Расскажем о некоторых из них

Made in Ukraine: Пять историй о том, что в Европу можно продавать не только сырье
Фото из открытых источников

Ксения Цивирко

Журналист

Больше половины экспорта Украины состоит из сырья и продукции первичной обработки с низкой добавленной стоимостью. Это не лучшая обстановка для развития экономики страны, но благотворных условий для инвестиций в производство товаров с высокой добавленной стоимостью тоже пока нет. Тем не менее некоторые наши соотечественники не боятся рисковать и открывают такие предприятия, чья продукция постепенно завоевывает спрос на мировом рынке. Расскажем о некоторых из них

За три квартала 2018 года, по данным Госстата, объемы украинского экспорта увеличились на 12,4%, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. В его структуре по прежнему преобладают сырье и продукция первичной обработки, а доля продуктов с высокой добавленной стоимостью падает: в 2013 году она составила 36,1%, а в 2017-м – 28,2%. Эксперты объясняют это потерей восточных регионов страны, российскими санкциями и сложностями поиска новых рынков сбыта. Так, например, с 2013 по 2017 год продажа железнодорожных локомотивов, аэронавигационных и космических аппаратов упала в 10 раз. Машиностроительные предприятия, полученные в наследство от СССР, не могут продавать свою продукцию на западные рынки: к сожалению, их технологические процессы производства не всегда соответствуют установленным стандартам развитых стран. Однако статус сырьевого придатка Европы не сулит ничего хорошего для будущего украинской экономики. Наладить сырьевое производство проще, но цены на него постоянно колеблются на мировых биржах. При этом отечественному бизнесу все равно выгоднее планировать доходы на краткосрочную перспективу и не вкладываться в строительство новых и модернизацию старых предприятий, так как нестабильность экономической и политической обстановки этому не способствует.

Новости по теме

В то же время производство готовых товаров с высокой добавленной стоимостью, учитывая большое количество стадий обработки и их энергозатратность, обеспечивает создание новых рабочих мест.

"Чтобы увеличить объем экспорта и производства украинских продуктов с высокой добавленной стоимостью, нужен системный подход. Во-первых, должна быть реформирована судебная и фискальная система, чтобы обеспечить хороший инвестиционный климат, который бы поспособствовал модернизации производства. Во-вторых, создать кредитно-экспортное агентство, которое бы помогало развитию бизнеса, поскольку нынешние кредитные ставки банков слишком высоки. В то же время рост кредитования на 10% обеспечил бы рост ВВП на 2%. В-третьих, государство должно ввести налоговые финансовые стимулы для открытия новых предприятий. Например, в Польше 45% инвестиций компенсируются за счет льготного режима налогообложения налогом на прибыль, а еще за каждое созданное рабочее место правительство предоставляет 23 тыс. злотых", - объясняет член совета Национального банка Украины Василий Фурман.

Тем не менее после открытия "окна в Европу" в рамках Соглашения о зоне свободной торговли у украинских производителей не осталось другого выхода, кроме как перейти на новые рынки. Хоть они и более требовательны, менеджмент компаний-экспортеров их постепенно осваивает: в нынешнем году доля экспорта в страны Евросоюза составила 43%. Кроме того, по данным Министерства экономического развития и торговли, через полтора года после введения ЗСТ Украина начала поставлять в ЕС 39 новых товарных групп. Впрочем, отечественные производства работали на "англичанку" еще до ратификации торгового соглашения с ЕС. В Польшу и Германию Украина поставляет запчасти для машин, электрические провода и мебель, из импортных комплектующих у нас собирается бытовая техника, а 80% предприятий легкой промышленности занимаются пошивом одежды и обуви под заказ для ведущих мировых брендов. Изготовленная в Украине продукция уходит на прилавки магазинов под брендами других государств.

Новости по теме

"Для того, чтобы украинскому производителю создать свой бренд и еще выйти с ним на мировой рынок, нужны очень большие деньги — минимум 50% от всех затрат на производство самого продукта. Были подсчеты, что для завоевания мирового рынка компании "Рошен" понадобятся 5 миллиардов евро. Еще один яркий пример — всем известная "Coca-Cola". В ее структуре стоимости 90% приходится на маркетинговые расходы бренда и всего 10% - на себестоимость продукта. Покупатель доверяет бренду и может выбирать товар, даже не глядя на содержание и качество продукта. Мир сейчас перенасыщен товарами, и продавать становится все тяжелее и тяжелее. А производители-гиганты не позволят новому игроку на рынке отобрать хоть часть потребителей. Представьте, как будет "огрызаться" Siemens, если на прилавке рядом с его продукцией появится аналогичная, но по более низкой цене?" - делится мнением президент украинского аналитического центра Александр Охрименко.

Но некоторых украинских предпринимателей все эти сложности не пугают. "Кто не рискует, тот не пьет шампанское" - их главный девиз. Высокотехнологичная продукция с высокой добавленной стоимостью выпускается под собственным брендом и с гордой надписью Made in Ukraine.

Молодой авангард

Почти все молодые украинские предприятия получали своих первых клиентов после участия на международных выставках. Их конкурентоспособная продукция привлекла заграничных партнеров, но, по словам предпринимателей, сложности в оформлении сертификатов и процедуре налогообложения тормозили или даже срывали первые поставки. Кроме того, украинские бизнесмены жалуются на высокие процентные ставки на кредиты в государственных и коммерческих банках и вообще стараются их не оформлять. Однако, даже полагаясь только на свои силы и возможности, их компании развиваются и наращивают прибыль, подавая пример другим зарождающимся коммерсантам.

Деревянные механические пазлы Ugears

Компания Ugears впервые заявила о себе в 2015 году в роли стартапа. Ее детище – деревянные конструкторы из фанеры, которые могут двигаться при помощи шестеренок, шарниров, редукторов и даже механических моторчиков. Лазерная резьба создает изящные узорчатые элементы игрушек, которые станут не только инструментом для развития мышления ребенка, но и украшением для дома.

Первые крупные поставки экспорта Ugears смогла сделать после участия в Kickstartere: это не только помогло собрать нужную сумму денег на производство 3-D пазлов, но и стало хорошей рекламной кампанией. Так из маленького стартапа Ugears выросла в предприятие почти на 200 рабочих мест.

Фото из открытых источников

"В конце 2015 года у нас был первый пробный экспорт в Польшу и Китай. Сейчас на экспорт уходит 92-93% всей произведенной продукции в 42 страны, это примерно 860 тысяч упаковок. Но мы стремимся к еще большим объемам продаж. Если посмотреть на структуру мировой торговли, доля украинских товаров в мире составляет около 0,2%. Идеально было бы, если бы именно такое количество нашей продукции приходилось на внутренний рынок, а все остальное шло на экспорт. Но Украина мало экспортирует товаров с высокой добавленной стоимостью, это факт. Когда мы первый раз отправляли свой товар на терминал таможни, ее сотрудники пришли посмотреть, что же такое экспорт. Для них это как будто было диковинкой", - вспоминает директор компании Ugears Геннадий Шестак.

Годовой оборот, по словам соучредителя компании, составляет 7 млн евро, а рентабельность бизнеса — 30%. А недавно на компанию обратил внимание всемирно известный Disney, заказав для своих фирменных магазинов разработку пяти моделей деревянных конструкторов. При этом Ugears даже пожертвовала частью прибыли, чтобы на упаковке остался фирменный логотип украинского бренда. "Для узнаваемости нашей продукции и страны это очень важно", - подчеркнул Геннадий Шестак.

Холодильное оборудование "Айсберг"

"Холодильное оборудование — это уже семейный бизнес, династия. Мой отец в свое время был директором крупного машиностроительного завода холодильного оборудования, а сейчас мне помогает дочь", - рассказывает генеральный директор компании Олег Антоненко. 

Одесское предприятие "Айсберг" производит холодильное оборудование уже почти 30 лет. Сперва компания занималась дистрибуцией и сборкой из импортных комплектующих холодильных установок для охлаждения воды и технических лазеров, а также сборкой холодильных витрин. Но 18 лет назад "Айсберг" стал производить товары на экспорт сам, вернувшись к производству полного цикла и при этом продолжая закупать сырье у заграничных партнеров. "Наш металл ни на что не годен, у него плохое качество, и нам приходится делать возвраты. На заводе мы проектируем будущие модели холодильных витрин, занимаемся конструкцией, раскроем металлического листа, его гибкой и краской, установкой холодильного оборудования. Чтобы конкурировать в своем сегменте, мы производим максимально кастомизированные холодильные витрины, то есть разрабатываем авторские дизайнерские проекты под каждый заказ индивидуально", - рассказывает Антоненко.

Фото из открытых источников

Сейчас на производстве работают 139 сотрудников. Компания продает свои витрины в 20 стран мира, 10 из которых — страны Евросоюза. Есть также страны Персидского залива, Австралия и Исландия.

"На экспорт идет 74,5% произведенных у нас витрин. Кстати, география экспорта очень изменилась после 2014 года. На заре нашей деятельности мы сотрудничали в основном со странами СНГ, так как там были низкая конкуренция и отсутствие пошлин. Но после того, как Украина подписала Соглашение о зоне свободной торговли, а Россия перекрыла транзитные пути в Среднюю Азию и ввела пошлины, нам пришлось переориентироваться на западные рынки. Но поскольку в Европе теперь для Украины действуют нулевые или сниженные пошлины (как на импорт, так и на экспорт), это не проблема. Более того, мы сейчас работаем над расширением нашего производства и ведем переговоры с ЕБРР относительно строительства нового завода", - делится планами гендиректор одесского предприятия.

По словам руководства, самая большая проблема для экспорта — это все те же процентные ставки по кредитам. "24% в гривне и 10-11% в валюте. Когда вы работаете на экспорт, приходится кредитовать своих клиентов, пополнять счет оборотных средств. Высокие процентные ставки тормозят модернизацию и расширение производства", - добавляет Олег Антоненко.

Керамические отопительные панели Hybrid

В 2010 году изобретатель Илья Лапшев из Луганска запатентовал первую в мире технологию обогрева помещения керамическими плитами, которая объединила конвекционный и инфракрасный способы отопления. Бытовая новинка позволяет сэкономить до 30% и является самой безопасной среди всех электроотопительных приборов. С тех пор начинается деятельность компании HYBRO Technologies, чей нынешний годовой оборот средств превышает 7 млн грн.

Фото из открытых источников

"На экспорт мы вышли в 2012 году, когда получили первый заказ из Латвии. Мы получили заявку и приняли решение пройти всю процедуру: затаможивание, открытие валютных счетов, прохождение сертификаций. В 2015 году мы начали экспорт системы в 14 стран Европейского Союза, включая Великобританию. Основные заказчики нашей компании — это строительные компании. Им выгодно закупать систему отопления у нас и сразу ее монтировать. Стоимость системы отопления в расчете на площадь 100 квадратных метров и полуутепленными стенами составляет 3150 евро. Таким образом, сейчас нашими керамическими панелями отапливается в сумме 500 000 м2 по всему миру, а площадь самого крупного объекта, который был нами реализован, – 7200 м2", - делится успехами директор компании HYBRO Technologies Владислав Сушко.

По его словам, из-за сложности налогообложения в Украине компании пришлось открывать еще один офис в Польше. Но вся продукция выходит под украинским брендом и со значком Made in Ukraine.

Спортивные вертолеты "Скаут"

Научно-технический комплекс "Горизонт" в Киевской области занимается проектированием "крылатых спортивных машин" уже 11 лет. Но к созданию своего знаменитого "Скаута", который сейчас продается по всему миру, компания приступила в 2015 году. Рентабельность предприятия составляет, по словам руководства, 30%. На самом производстве работают более 30 человек, а дизайном вертолета занималась эпатажная "Студия Артемия Лебедева".

Фото из открытых источников

"Наши вертолеты в основном покупают для личного пользования, just for fun. Мы ориентированы на рынок США, поскольку там авиационный транспорт - один из самых развитых в мире. Вертолеты продаем как в собранном виде, так и в так называемых кит-наборах, когда покупатель сам собирает вертолет из деталей, как мебель из "Икеа". Цена от этого колеблется от 165 тыс. до 195 тыс. долларов. В этом году мы продали всего 4 вертолета, а на следующий год по заявкам у нас запланирована продажа 12 вертолетов. На предприятии налажено производство полного цикла, поэтому создание вертолета — очень долгий процесс. Сначала он рождается на чертежах, затем создается опытный образец, который проходит технические испытания, а потом стартует рекламная кампания. На производство одного вертолета уже по готовым чертежам уходит от 3 до 4 месяцев", - рассказывает директор НТК "Горизонт" Павел Тисленко.

По его словам, самая неприятная процедура в украинском экспорте — это конвертация 50% от валютной выручки в гривну. "Конечно, часть денег все равно пришлось бы переводить в гривну для того, чтобы оплатить зарплату сотрудникам. Но в нашем случае это довольно крупная сумма, которая из-за разницы в курсе валют частично теряется. Если бы все 100% оставались в валюте, закупать импортные детали было бы выгоднее. Кроме того, не нужно забывать, что действует еще 18-процентный налог на доход", - объясняет Павел Тисленко.

Умный дом от LINK LINE

"LINK LINE – это умные устройства, приложение и облачный сервис", - гласит рекламный лозунг днепропетровской компании, основанной в 2017 году. Она производит розетки, лампы, обогреватели, вентиляцию и всяческие датчики, которыми можно управлять удаленно со смартфона и контролировать жизнь своего дома дистанционно. По словам менеджеров компании, LINK LINE не осуществил пока ни одной поставки за границу, но иностранные партнеры оставили заявки почти на все категории товаров, и первый экспорт ожидают уже в следующем году. "Пока наша компания насчитывает менее 50 человек, мы активно заняты разработкой своих первых продуктов. Речь идет о сборке комплектующих и программном обеспечении созданных девайсов. В целом наша компания ориентирована больше на западный, нежели на отечественный рынок: у украинцев не тот менталитет, чтобы заниматься обустройством умного дома. Тем не менее мы пока что находимся на стадии поиска торговых партнеров и запуска предприятия", - объясняют менеджеры LINK LINE.

Фото из открытых источников

Стоимость товаров из всего ассортимента компании — от 30 до 360 долл. Самый дорогой — умный обогреватель — имеет встроенный обучающийся термостат с датчиками температуры и влажности и может управляться голосом, а также через Wi-Fi или Bluetooth.

Ксения Цивирко

видео по теме

Новости партнеров

Загрузка...

Виджет партнеров