banner banner banner banner

Мертвая реформа “слуг” и прогрессивные земельные отношения

Мертвая реформа “слуг” и прогрессивные земельные отношения
Фото из открытых источников

Роман Головин

Инженер-механик, экономист-финансист

Неважно, будет принят или не будет принят закон о так называемом обороте земли № 2178-10. Суть его останется: он никоим образом не касается крестьянина, гражданина Украины, украинского народа, государства Украина. Закон выписан под определенных лиц, в их интересах.

Проект закона № 2178-10 откроет возможности скупать земли как крестьян, так и государства, и рычаги этой скупки по этому проекту отдаются вместе с режимом таинственности на откуп Кабмину.

Законопроект № 2178-10 узаконит в правах арендаторов - на скупленную за бесценок у крестьян за 49-летнюю аренду и 100-летний эмфитевзис землю. Легализация незаконно приобретенной земли – еще одна цель этого закона.

Почти вся земля в Украине в долгосрочной аренде. И это - тот фактор, который сдерживает переход к самостоятельному хозяйствованию. Он же будет сдерживать рост цены на землю, потому что фактически у крестьянина - собственника земли есть только один покупатель – арендатор с его преимущественным правом на землю.

Для усиления позиции такого закрепощения крестьян и проект № 2194 – проект-подкуп арендаторов, принятый в первом чтении 14 ноября 2019 года и активно рекламируемый его инициатором - председателем аграрного комитета Верховной Рады Николаем Сольским. Этим законопроектом, в частности, предусмотрено внести изменения в ст. 130 Земельного кодекса Украины, согласно которым крестьянин-собственник земли должен получить разрешение на продажу земли от арендатора.

Относительно возможных цен на землю, "интересным" является ответ министра Тимофея Милованова за подписью его заместителя Павла Кухты на обращение депутата-”слуги” Олега Дунды. Министерство предполагает, что цена продажи "долевой" земли в 2020 году составит 2236 долларов/га и вырастет до 2440 в 2024 долларов/га году. Государственная земля, соответственно, 3354 долларов/га и 3660 долларов/га.

Откуда такие цены на землю - понять из предоставленных министерством расчетов трудно. Чтобы платить 50 тыс. гривен за гектар, необходимо иметь стабильно прибыль 13 тыс. гривен с 1 гектара и получить кредит на 7 лет под 7% в гривне. Это - нереально.

Да и этот высокий ценовой вариант, как отмечается в ответе министерства, соответствует основному проекту закона № 2178, поданному именно Кабмином и который предполагал, что так называемый рынок будет с участием иностранцев. А проект № 2178-10 является альтернативным правительственному законопроекту № 2178. 

Поэтому в ценовом вопросе можно ориентироваться на видение заместителя Тимофея Милованова по аграрным вопросам Тараса Высоцкого: "…если исходить из ограниченной модели, по которой покупать землю смогут только граждане страны, то цена будет максимум 1500 долларов (за гектар)". По такой цене желающих продавать землю много не наберется.

К тому же Высоцкий знает о чем говорит, ведь он был генеральным директором ассоциации "Украинский клуб аграрного бизнеса" и хорошо знает, по какой цене готовы скупать землю платежеспособные агрохолдинги.

Также, согласно ранее упомянутому ответу министерства, усматривается, что на 90% покупателями земли будут юридические лица. Не "видит" и министерство предоставления кредитов на покупку земли гражданам Украины, а предусматривает только компенсацию процентной ставки по кредитам. Хотя для чего говорить о компенсации, если банки и так не собираются кредитовать?

Причины:

  • банк будет кредитовать покупку земли только в случае, когда эта земля составляет цельный земельный массив и есть достаточный объем земли для ведения оптимально эффективного - с точки зрения современных технологий и их возможности - растениеводства;
  • способные кредитовать покупку земли банки – банки с иностранным происхождением (капиталом), с достаточной исторической памятью, чтобы помнить европейскую национализацию земли.

Подтверждением этого является та осторожность в покупке земли в определенных странах бывшего социалистического лагеря, где иностранцы скупали землю, которая уже была сконцентрирована местными "барыгами" и в определенной мере отмыта от угроз национализации или иных социально-экономических явлений.

В проекте закона № 2178-10 не прописано никакое кредитование покупки земли с участием государства, все вопросы кредитования переброшены на Кабинет министров.

Итак, в законопроекте № 2178-10 нет ни тезиса, ни предложения, ни слова, ни буквы о создании для украинцев, которые бы хотели заниматься сельским хозяйством, необходимых и достаточных условий для этого. Этим законом украинцев определили как несостоятельную для предпринимательства нацию, нацию вечных батраков.

Об этом говорит и Тарас Высоцкий: "И не надо забывать о чисто украинских традициях — наше общество является обществом наемного труда, а не предпринимательства".

То, что поставили за мечту открыватели так называемого рынка земли, – это концентрация земель и унитарно-концентрационная форма земельных отношений. В отличие от коллективно-консолидационной формы, унитарно-концентрационная форма земельных отношений не несет общественной значимости, и, соответственно, она не может быть и в зоне интереса любой государственной политики, она не может быть реализована быстро во времени. 

Концентрация земли будет медленным процессом при условии, что не будет насильственных методов принуждения к ней. Кроме того, концентрации земель будет мешать прогрессивному развитию коллективно-консолидационной формы земельных отношений. Концентрационная форма не будет осуществлена и породит общественную потребность в национализации сконцентрированной земли, что происходило и раньше, в том числе в странах с развитой экономикой - на основании законов общественного развития.

Утверждение о затягивании времени в так называемой президентской "земельной реформе" подтверждается и заявлениями самих чиновников, в частности - того же Тараса Высоцкого: "Объективно надо настраиваться на период примерно в 15 лет, разделенный на две фазы. Во время первой фазы, которая продлится около пяти лет, будет наблюдаться наибольший оборот земель — все, кто хотят продать землю, постараются это сделать. Во время второй фазы оборот упадет до 2–3% в год, и пойдут инвестиции в эту землю. То есть надо настраиваться, что в первую пятилетку деньги будут вкладываться в покупку земли, а только потом — в технологии и эффективность. Мгновенного эффекта от реформы не будет. И только через 15 лет рынок стабилизируется, будут выработаны четкие правила игры и пойдет планомерное постепенное развитие".

Согласно ответу того же министерства, влияние т. н. рынка земли на прирост ВВП в 2020 году (только 4-й квартал) составит 0,22%, в 2021 году – 0,84%, а дальше будет падать и в 2024 году составит 0,22%.  

Поэтому возникает вопрос: для чего насаждать так называемый рынок земли, который на самом деле не приводит к росту экономики, не говоря уже о расширенном экономическом росте?

В первую очередь, необходимо законодательно уделить внимание прогрессивной форме земельных отношений, которая характеризуется возможностью реализовать быстрые, эффективные преобразования, нацеленные на расширенное воспроизводство сельского хозяйства, включая животноводство и переработку  сельхозпродукции по оптимальному производственному переделу.

Необходим закон о прогрессивных земельных отношениях.

Основными тезисами такого закона "О прогрессивных земельных отношениях" должны стать:

  • поддержка самостоятельного хозяйствования на собственной земле непосредственно или посредством участия в товариществах собственников земли;
  • предоставление крестьянам - собственникам земли права расторгать договоры пользования (аренда, эмфитевзис) принадлежащими им земельными участками на основании простого требования о досрочном расторжении договора;
  • финансовое обеспечение крестьян-собственников земли для возврата полученных авансовых платежей, которое может быть необходимым при досрочном расторжении договоров пользования земельным участком сельскохозяйственного назначения;
  • обязательный выкуп земельного участка органами местного самоуправления или органами государственной власти по цене, которая соответствует пятикратному размеру нормативно-денежной оценки (примерно 5 тыс. долларов за 1 гектар для чернозема);
  • кредитование собственников земли в режиме потребительского кредитования за счет прямого государственного кредитования в одно-трехкратном размере нормативно-денежной оценки (примерно 3 тыс. долларов за 1 гектар для чернозема) для удовлетворения насущных потребительских нужд на условиях до 5% годовых;
  • кредитование граждан Украины за счет прямого государственного кредитования для покупки земельных участков сельскохозяйственного назначения в сумме пятикратного размера нормативно-денежной оценки (примерно 5 тыс. долларов за 1 гектар) на условиях до 5% годовых;
  • кредитование в необходимом объеме товарищества собственников земли, которые создаются для самостоятельного хозяйствования на собственной земле, на условиях до 3% годовых;
  • помощь в возвращении незаконно отчужденных земельных участков их владельцам (во время действия запрета на отчуждение земли);
  • формирование государственной поддержки объединения собственников земли в товариществах собственников земли, которые создаются для самостоятельного хозяйствования на земле;
  • приобретателями права собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения могут быть исключительно физические лица с единственным гражданством государства Украина (гражданин Украины имеет право быть приобретателем только одного земельного участка сельскохозяйственного назначения) и органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Чтобы не быть голословным, предлагаю посмотреть предложенный мной, разработанный проект закона Украины "О прогрессивных земельных отношениях", пояснительную записку и сравнительную таблицу к проекту закона. Также вместе с проектом закона депутатам было отправлено и сопроводительное письмо о предложенном мной проекте как форме реализации народовластия, которого мы не дождались от них. 

Источник: 112.ua

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>