Мировой экологический кризис: Как Украина выполняет обязательства климатического соглашения

20-21 ноября во всем мире прошла экологическая акция 24 Hours of Reality: Truth in Action. В рамках этой акции на всех континентах одновременно проходят тысячи презентаций об изменениях климата. В этом году впервые такая акция состоялась и в Украине, ведь вопрос глобального изменения климата очень актуален и для нас. В мае этого года пресс-служба Министерства экологии и природных ресурсов Украины во время экологического форума в Киеве отметила, что средняя температура атмосферного воздуха в Украине повысилась на 1,5 градуса, что больше, чем в других странах. Также, напомним, Парижское климатическое соглашение вступило в силу еще в 2016 году, и именно Украина была среди первых стран, которые ратифицировали его. Поэтому к каким мерам сегодня прибегла страна для улучшения состояния вещей и выполнения условий климатического договора?

Мировой экологический кризис: Как Украина выполняет обязательства климатического соглашения
Фото из открытых источников

Ирина Шостак

Журналистка

20-21 ноября во всем мире прошла экологическая акция 24 Hours of Reality: Truth in Action. В рамках этой акции на всех континентах одновременно проходят тысячи презентаций об изменениях климата. В этом году впервые такая акция состоялась и в Украине, ведь вопрос глобального изменения климата очень актуален и для нас. В мае этого года пресс-служба Министерства экологии и природных ресурсов Украины во время экологического форума в Киеве отметила, что средняя температура атмосферного воздуха в Украине повысилась на 1,5 градуса, что больше, чем в других странах. Также, напомним, Парижское климатическое соглашение вступило в силу еще в 2016 году, и именно Украина была среди первых стран, которые ратифицировали его. Поэтому к каким мерам сегодня прибегла страна для улучшения состояния вещей и выполнения условий климатического договора?

Парижское климатическое соглашение обязало все государства независимо от степени их экономического развития брать на себя ответственность за сокращение вредных выбросов в атмосферу. Каждая страна по ее подписанию должна была создавать национально-определенные взносы для достижения двух важнейших целей: уменьшения выбросов парниковых газов в атмосферу до нулевого уровня в течение второй половины XXI века, а также для предотвращения роста глобальной средней температуры более чем на 2°C (по возможности - на 1,5°C) относительно показателей доиндустриальной эпохи.

После обсуждения климатических целей каждой из стран оказалось, что если собрать их в кучу, то рост средней глобальной температуры составит как минимум 3 градуса к концу века, что уже не соответствует принятой цели Парижского соглашения. Тогда, соответственно, страны обязались, что каждые 5 лет будут пересматривать свою цель (национально-определенный вклад должен быть более амбициозным и расти со временем) и подавать ее на рассмотрение Секретариата Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК ООН).

"Украина тогда подала цель, которая предполагала снижение выбросов не от сегодняшнего дня, а от уровня 1990 года, когда выбросов было намного больше (в 3 раза больше, чем сейчас). Итак, мы отметили, что снизим свои выбросы с 1990  к 2030 году, что по факту означает повышение выбросов от сегодняшнего уровня, — взяли цель повышать выбросы", — отмечает руководитель климатического отдела Центра экологических инициатив "Экодействие" Анна Акерманн.

Новости по теме

Почему так случилось? Тогда все страны считали свои выбросы от 90-х годов, например ЕС планировал сокращение выбросов от 90-х годов на 40% к 2030 году. Украина также ориентировалась на такие цели. Но, по словам эксперта по вопросам климатической политики Евгении Засядько, дело в том, что большинство стран Европы с 90-х годов усилили свою экономику, ориентируясь на уменьшение выбросов. У нас же произошла совсем отличная ситуация: тогда вопрос того, чтобы развивать экономику, не увеличивая выбросы, даже не рассматривался. "Власти считали, что из-за экономического развития наши выбросы будут расти, и в 2030 году мы будем иметь сокращение на 40% с 90-х, что означает увеличение выбросов на 20%. Но нынешняя презентация Национального кадастра антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов в Украине показала, что даже при растущей экономике выбросы могут оставаться на том же уровне, а в будущем, при отказе от ископаемого топлива, — будут снижаться", - отметила Засядько.

Именно поэтому одной из первых основных задач, которые страна должна перед собой поставить для выполнения условий соглашения, является просмотр климатической цели (национально-определенного взноса).

Как Украина выполняет обязательства соглашения

Согласно рейтингу Climate Change Performance Index (далее — CCPI) (ежегодному рейтингу, который на основе нескольких стандартизированных критериев помогает оценить и сравнить эффективность защиты климата 56 стран и ЕС, вместе отвечающих за более 90% общемировых выбросов парниковых газов), Украина поднялась на 18-е место.

Индекс эффективности изменения климата 2019 Climate Change Performance Index

Однако эксперты на странице CCPI подчеркивают, что высокий рейтинг страны, скорее, является результатом экономического кризиса из-за конфликта на Донбассе, чем эффективной климатической политики. Также они указали на отсутствие амбиций в национально-определенном взносе, который советуют пересмотреть не только Украине, но и каждой из стран-подписантов, ведь результаты CCPI 2019 года иллюстрируют, что ни одна страна еще не сделала достаточно для приближения цели договора, а следовательно, нет представителей, которые бы возглавили первые места рейтинга.

Лидирующие позиции на фоне других стран занимают Швеция, Марокко и Литва. А наиболее непрогрессивными в вопросе выполнения условий климатического соглашения являются Саудовская Аравия, США, Исламская Республика Иран, Республика Корея и Китайский Тайбэй, набрав низкий или очень низкий уровень почти для всех категорий.

Возвращаясь к Украине, стоит отметить, что есть несколько механизмов, по которым государство определенным образом может лимитировать выбросы. В основном используют два основных: рынок парниковых газов (как в странах ЕС, где они торгуют квотами, или внутри страны, или между другими странами) и налог на выбросы парниковых газов.

После ратификации соглашения вопрос избрания нужного механизма застыл в воздухе, ведь как для внедрения рынка, так и для установления налогов нужно сперва понимать, какое количество выбросов производят предприятия страны. Именно для этого был инициирован проект закона "О принципах мониторинга, отчетности и верификации выбросов парниковых газов", который по Концепции реализации государственной политики в сфере изменения климата на период до 2030 года (далее — Концепция, первый документ на государственном уровне, который ставит целью ограничить количество выбросов СО2) должен был стать движущим шагом во внедрении изменений.

Был определен план действий: создание системы мониторинга, верификации отчетности выбросов (собрать точные данные насчет количества выбросов СО2 промышленными предприятиями), разработка плана распределения квот по секторам экономики, а также внедрение разрешения на выбросы парниковых газов. Таким образом, получив квоту, предприятия могли бы внедрять мероприятия, направленные на снижение выбросов парниковых газов, и продавать избыток квот другому предприятию, которому не хватает своих.

"До конца года этот законопроект должны рассмотреть, Министерство ждет, что его поддержат. Тогда наконец пойдет работа, и с 2021 года предприятия смогут подавать отчеты по новой системе, которая должна быть открытой для общественности, давая возможность отслеживания", — говорит Евгения Засядько.

Новости по теме

Это не единственный законопроект, который сейчас ожидает второго чтения. Речь идет о проекте закона "Об озоноразрушающих веществах и фторированных парниковых газах". Принятие законопроекта обеспечит законодательное закрепление положений, регулирующих отношения, возникающие в сфере обращения с контролируемыми веществами, а следовательно, будет способствовать охране озонового слоя и станет одним из шагов к предотвращению изменения климата.

Также не менее важным фактором выполнения условий климатического договора является переход к энергосистеме, которая предусматривает использование источников энергии с низким содержанием углерода, развитие источников чистой электрической и тепловой энергии, повышение энергоэффективности и энергосбережения во всех секторах экономики и на объектах жилищно-коммунальной инфраструктуры — фундаментальная и полная декарбонизация всего энергетического сектора до 2050 года, что является ключевым требованием для достижения целей Парижского соглашения.

Важными мероприятиями декарбонизации являются энергоэффективность и возобновляемая энергетика. Украина демонстрирует много успехов в этой сфере. В частности, в первой половине 2019 года Украина вошла в топ-5 стран, которые больше всего развивают прирост возобновляемых источников энергии. Для иллюстрации: в течение 3 месяцев – с июля по сентябрь 2019 года – мощность возобновляемых источников энергии в Украине выросла на 1 ГВт – с 3,6 до 4,6 ГВт (+27,8%).

"За этот период в Украине построены 94 новых электростанции солнечной энергетики (792 МВт общей установленной мощности), 6 ветроэлектростанций (200 МВт), 3 станции из биомассы (5 МВт) и 4 малые гидроэлектростанции (3 МВт)", — отмечается в аналитическом отчете экспертной группы IB Centre.

Также активно развиваются новые проекты, стартапы по возобновляемой энергетике, такие как Smart Blinds (солнечные жалюзи) и бесшумные ветровые панели. Оба стартапа киевские.

Выполнение своих целей другими странами

В 2017 году Китай отменил планы по строительству сотни угольных станций, Индия обязалась до 2020 года получать 40% всей энергии из возобновляемых источников, а Словакия, Германия и Британия понемногу отказываются от угля, принимая решение о закрытии угольных станций.

Более того, по данным из презентации акции 24 Hours of Reality: Truth in Action в Украине, 30 стран уже присоединились к альянсу за отказ от угля, деятельность которого посвящена "принятию мер для содействия производству чистой энергии и защиты климата путем отказа от традиционной угольной энергетики". К таким странам относятся Ангола, Австрия, Сальвадор, Эфиопия, Фиджи, Финляндия, Франция, Канада, Коста-Рика, Новая Зеландия, Ниуэ, Маршалловы острова, Сенегал, Португалия, Тувалу и др.

Также есть ряд стран, которые планируют отказ от авто на ископаемом топливе. К примеру, как стало известно из презентации волонтеров "Климат-реальность", в Норвегии планируется начало запрета с 2025 года, в Дании, Исландии, Индии, Ирландии, Израиле, Нидерландах и Словении — с 2030 года, в Шотландии — с 2032 года, а в Британии, Канаде, Франции и Тайване — с 2040 года.

Реалии об успехах в борьбе за сохранение температуры

Учитывая планы других стран, Украина должна перенимать их опыт и стремиться к подобным успехам в принятии решений относительно предотвращения роста средней глобальной температуры на более чем 1,5-2°C. Но даже выполнения поставленных целей может не хватить для достижения цели климатического договора.

К примеру, по данным независимого научного анализа Climate Action Tracker, который определяет и оценивает обязательства по смягчению изменения климата и готовы ли страны к их выполнению, ни одна из стран мира не выступает ролевой моделью, которая действительно делает все возможное, чтобы добиться цели в достижении нулевого уровня выбросов парниковых газов к середине текущего века. И это учитывая то, что ряд стран показывает хорошие результаты в выполнении своих национальных взносов, а некоторые из них (Китай и Индия) находятся на пути к перевыполнению своих же обещаний.

Международный климатический рейтинг Climate Action Tracker (CAT) Climate Action Tracker

Другой пример: по данным Всемирной метеорологической организации, последние четыре года были самыми теплыми за всю историю наблюдений на фоне сохранения долгосрочной тенденции потепления.

Более того, июль 2019 года стал самым жарким месяцем в истории, а содержание углекислого газа в атмосфере достигло рекордного уровня (в последний раз оно было таким около 5 млн лет назад, когда уровень моря был выше на 20 м), о чем в своем докладе на встрече лидеров стран "большой семерки" отметил генеральный секретарь ООН Антониу Гуттереш. Именно поэтому человечество сейчас становится свидетелем таяния ледников в Гренландии, масштабных лесных пожаров в Сибири, на Аляске, в Канаде или Амазонии, массовых миграций населения и других катаклизм.

Новости по теме

Несмотря на такие результаты мер каждой из стран по улучшению ситуации, о планах увеличить обязательства после крайних климатических переговоров в декабре 2018 года заявили только Канада, ряд стран ЕС, а также Украина. Некоторые страны, наоборот, пытались продвигать идеи больших проектов гидроэнергетики и грязной энергетики как решение проблем изменения климата.

"В частности, Польша, которая была в этом году принимающей стороной климатических переговоров, в лице президента отстаивала использование угля в своей стране в дальнейшем, обосновывая это энергетической суверенностью и называя черное топливо "стратегическим источником энергии", — говорится в статье, подготовленной руководителем отдела климатического Центра экологических инициатив "Экодействие" Анной Акерманн для "Зеркала недели".

После встречи осталось и много неопределенностей из-за того, что представители стран никак не могли прийти к консенсусу. К примеру, в вопросе рыночных механизмов для снижения выбросов не удалось найти общий язык относительно правил функционирования таких механизмов, а инициатива повышения амбициозности национально-определенных вкладов была негативно воспринята Саудовской Аравией, США, Кувейтом и Россией — странами, которые больше зависят от добычи нефти и других видов ископаемого топлива. Очевидно, что в то время, как ряд других развитых стран начал инвестировать в возобновляемую энергетику, которая, по данным компании Lazard, имеет четкую динамику к снижению своей стоимости, представители вышеперечисленных стран уверены, что ужесточение экологической политики является экономически невыгодным для них.

Исследования компании Lazard Сайт компании Lazard

Ирина Шостак

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>