Московский мост получит имя своего создателя Георгия Фукса

Имя Георгия Фукса мало известно молодому поколению, а ведь мы каждый день пользуемся его творениями – в столице три крупнейших моста спроектированы именно им

Московский мост получит имя своего создателя Георгия Фукса
Фото из открытых источников

Сергей Звиглянич

Журналист, 112.ua

Имя Георгия Фукса мало известно молодому поколению, а ведь мы каждый день пользуемся его творениями – в столице три крупнейших моста спроектированы именно им

Уже в следующем году стоять в пробке на Московском мосту будет не актуально. И не потому, что пробок в столице не будет. Просто киевские власти решили в рамках декомунизации переименовать Московский мост в честь выдающегося украинского инженера Георгия Фукса. Поэтому скоро будем стоять в пробке на мосту Фукса. Вроде мелочь, а важно.

Новости по теме

Московский мост был открыт 3 декабря 1976 г. Он был уникальным для Советского Союза – первый вантовый мостовой переход в огромной стране. Мост соединил жилой массив Троещина с правобережной частью Киева. Вантовый мост над Днепром имеет длину 816 м, он буквально висит над Днепром, ведь на участке в 300 м нет ни одной опоры. Их заменяет пилон высотой 115 м. Проезжая часть моста крепится к пилону тросами (вантами). В следующем году Московскому мосту исполнится 40 лет. И, судя по всему, очередной юбилей он встретит с новым названием – имени Георгия Фукса, который его и спроектировал.

Кто же такой Георгий Фукс, что в его честь назовут целый мост, одну из главных транспортных артерий столицы?

Московский мост Фото из открытых источников

Георгий Борисович Фукс родился в 1927 г. в Киеве. В 1949 г. окончил Киевский инженерно-строительный институт, получив специальность в области проектирования мостов.

С 1951 г. работал в Киевском филиале Государственного института разведки и проектирования автомобильных дорог "Укрдорпроект".

В 1983 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему "Разработка, исследование и внедрение новых прогрессивных конструкций автодорожных и городских мостов больших пролетов" (на примере балочных комбинированных систем). Преподавал в Киевском инженерно-проектном институте.

Новости по теме

Автор 40 публикаций и 16 авторских изобретений в области мостостроения, главный инженер проектов сооружения мостов, в том числе через реку Неман в городе Гродно (Белоруссия), Даугаву в Риге (Латвия), арочно-консольного моста Метро, Московского (Северного) моста, Южного и Подольско-Воскресенского мостового перехода через Днепр в Киеве, строительство которого было начато в 1993 г., но так и не завершено. Георгий Борисович Фукс разработал гибкую технологию строительства автодорожных и городских большепролетных мостов.

Мост метро Фото из открытых источников

За проектирование и сооружение моста Метро и Московского мостового перехода через Днепр Георгий Борисович Фукс был удостоен премии Совета министров СССР, а за мост через Даугаву в Риге и за внедрение в практику современных универсальных конструкций при строительстве Южного мостового перехода через Днепр — Государственной премии Союза ССР.

В 1991 г. удостоен почетного звания "Заслуженный строитель Украины".

В одном из своих последних интервью Фукс говорил, что при проектировании Московского моста одним из пожеланий речников было сделать его с как можно большим пролетом над серединой реки, чтобы опоры не мешали судам проходить. "Мы знали, что, например, в Западной Германии, восстанавливая разрушенные во время войны мосты, отказались от традиционной конструкции и построили вантовые. Но как их увидеть? Мы не могли поехать в капиталистическое государство, ведь жили за "железным занавесом". Выручило то, что в братской Чехословакии, в Братиславе, построили вантовый мост через Дунай. Оформить командировку в социалистическую страну было гораздо проще. Мы побывали там, мост осмотрели, но не воспользовались ни чертежами, ни консультациями чехословацких коллег, а разработали проект вместе с московскими учеными", – говорил Фукс.

Южный мост Фото из открытых источников

Сооружать мост начали в 1971 г. В течение пяти лет строительство велось круглосуточно в три смены. Все материалы были изготовлены в СССР — даже не выпускавшиеся до тех пор особые металлические тросы. Строители плели их из металлической проволоки непосредственно возле создававшегося моста, на берегу Днепра. Эти тросы (каждый выдерживает нагрузку в 300 тонн) соединяли в пучки (ванты) по 40 штук в каждом. А пилон, к которому крепятся ванты, решили сделать не металлическим, а бетонным.

Фото из открытых источников

На макушке пилона планировали построить ресторан, внутри пилона даже лифты установили. Однако, как вспоминал Фукс, лидер Советской Украины Владимир Щербицкий отреагировал на идею построить ресторан на нашем мосту негативно: "Ну что вы, у нас и под мостами пьяных предостаточно!". Так идея ресторана была окончательно отвергнута. А на пилоне укрепили выполненный из листовой меди относительно небольшой герб Киева советских времен: лист каштана, лук со стрелой и звезды.

Мост переименовывали несколько раз. Вначале прошло предложение архитекторов назвать его Северным. Затем кто-то из партийного начальства добился, чтобы переименовали в мост имени Дружбы народов. Но и эту идею отвергли. За несколько дней до открытия моста сообщили, что он будет Московским.

Как признался сам Фукс, гонорара за проектирование Московского моста "не хватило даже на банкет".

Георгий Фукс умер 10 марта 2008 г. в Киеве, оставив по себе огромное наследство: три самых загруженных моста Киева и один строящийся по его проекту. И это только в Киеве.

Сергей Звиглянич

видео по теме

Новости партнеров

Загрузка...

Виджет партнеров