Мост через вечность: Как строят Подольско-Воскресенский мостовой переход

Легендарный Подольско-Воскресенский мостовой переход строят с 2003 года. После неоднократных перерывов строительные работы активизировались в 2017-м, и к нынешнему моменту большая половина всего дорожного участка уже готова. Внимательные жители столицы могли заметить: в начале сентября демонтировали ржавые временные опоры моста через Днепр. Генподрядчик обещает, что в 2022 году автомобили уже начнут ездить по 10-километровому мостовому переходу, который соединит правобережный Подол и левобережные жилмассивы — Троещину, Воскресенку и Радужный. Правда, рабочие проекты для строительства право- и левобережных съездов до сих пор еще не готовы.

Мост через вечность: Как строят Подольско-Воскресенский мостовой переход
Мария Ластовченко/112.ua

Ксения Цивирко

Журналист

Легендарный Подольско-Воскресенский мостовой переход строят с 2003 года. После неоднократных перерывов строительные работы активизировались в 2017-м, и к нынешнему моменту большая половина всего дорожного участка уже готова. Внимательные жители столицы могли заметить: в начале сентября демонтировали ржавые временные опоры моста через Днепр. Генподрядчик обещает, что в 2022 году автомобили уже начнут ездить по 10-километровому мостовому переходу, который соединит правобережный Подол и левобережные жилмассивы — Троещину, Воскресенку и Радужный. Правда, рабочие проекты для строительства право- и левобережных съездов до сих пор еще не готовы.

Эпопея со строительством Подольско-Воскресенского моста растянулась буквально на два века: официально работы по этому объекту начали вестись в 1993 году, однако фактически строительство началось только в 2003-м и с переменной активностью продолжается по сей день. В перспективе мост должен стать действительно колоссальным объектом дорожно-транспортной инфраструктуры столицы, так как он будет двухъярусным: на верхнем уровне организуют шестиполосное автомобильное движение с пропускной способностью 60 тыс. автомобилей в сутки (для сравнения: у Северного моста этот показатель составляет 10 тыс. в сутки), а на нижнем "этаже" будет пролегать часть будущей Подольско-Выгуровской линии метрополитена, три станции которой расположатся прямо на мосту – "Судостроительная", "Труханов Остров" и "Залив Десенка".

Новости по теме

Однако жителям Воскресенки и Троещины не стоит обольщаться появлением в своих краях в ближайшие годы заветных порталов с зеленой буквой "М". Несмотря на то, что мост строят уже с метроярусом и даже обустраивают путь до следующих станций, пока что речи о запуске такого вида транспорта не идет. В столичной администрации сообщают, что временно по нижнему ярусу может курсировать так называемый легкорельсовый транспорт, проще говоря – скоростной трамвай, однако сейчас первостепенная задача для города – вовремя открыть автодорожную часть моста. Проектанты заложили срок строительства мостового перехода — 10 лет, но не учли главный фактор, влияющий на скорость возведения транспортно-дорожных сооружений, - стабильность финансирования. Из-за перебоев с оплатой строительство на разных участках постоянно останавливалось и, учитывая большую протяженность мостового перехода – более 10 километров (длина с автомобильными съездами, заложенными в текущем проекте – 10,2 км, протяженность основной части моста — 7,5 км), киевлянам стало казаться, что там вообще ничего не происходит: в итоге Подольско-Воскресенский мост окрестили самым главным долгостроем.

Мария Ластовченко/112.ua

Хотя такие масштабные стройки в Украине нередко становятся в какой-то момент неизменным атрибутом городских пейзажей на долгие десятилетия. Генподрядчик оценивает нынешнюю готовность мостового перехода на 50% и напоминает, что первая очередь была сдана в эксплуатацию еще в 2010 году: 380-метровый Гаванский мост до Рыбальского полуострова и эстакада с него на Набережно-Крещатицкую улицу.

По словам замглавы КГГА Николая Поворозника, амбициозные планы по завершению строительства основной части мостового перехода к концу 2021 года могут сорвать только политические игры, ведь работы финансируются не только из городского, но из государственного бюджета. Общая сметная стоимость объекта по последним подсчетам составляет 11,25 млрд грн, при этом в целом за все годы строительство было профинансировано на 6,36 млрд с учетом "старых" доинфляционных цен.

Мария Ластовченко/112.ua

"Самая большая задача — удержать всех рабочих на объекте. Взять тех же сварщиков: их с распростертыми объятьями ждут в Польше, Чехии, Казахстане, Таджикистане… Хороший сварщик со своим именным клеймом сейчас на вес золота. А если финансирование прекратится, они разъедутся искать работу в другом месте. Уже и так много специалистов уехали, и только некоторые начали потихоньку возвращаться обратно в 2017 году, когда финансирование строительства Подольско-Воскресенского мостового перехода стало происходить в большем объеме, и мы смогли обеспечить специалистов работой на определенный срок", - рассказывает Николай Поворозник.

Мария Ластовченко/112.ua

Сейчас на строительных площадках по обе стороны Днепра трудятся около 150-180 рабочих, в некоторых случаях даже круглосуточно. Из-за большой протяженности дорожно-транспортного сооружения и отдаленности "активных зон" строительства от оживленных районов столицы на первый взгляд может показаться, что чиновники в очередной раз успокаивают население несбыточным сроком сдачи объекта в эксплуатацию. Но строители считают, что при текущих темпах работ правый и левый берег Киева соединится долгожданным новым мостом вовремя.

Мария Ластовченко/112.ua

Поскольку почти полмиллиона жителей Воскресенки, Радужного и Троещины добираются до центра, как правило, окольными и объездными дорогами, представить траекторию будущего мостового перехода без географической карты, может быть, затруднительно даже для коренных киевлян. По проекту, эстакада моста начинается на ул. Межигорской, где станция "Подольская" будущей "желтой" ветки метрополитена должна переходить на "синюю" станцию им. Тараса Шевченко, и по прямой пересекает Гавань до Рыбальского полуострова, затем Днепр – до Труханова острова и через притоку Днепра Десенку доходит до Русановских садов. По первоначальным планам, эстакада должна была разветвляться дальше над озером Радунка на две дороги и переходить в съезды на параллельные улицы Стальского и Микитенко. Но местные жители воспротивились урбанизации приозерной зеленой зоны и добились того, что о. Радунка признали объектом природного-заповедного фонда, поэтому сейчас разрабатывается ТЭО проектной документации новой развязки, которая бы шла в обход озера: скорее всего, это будут съезды на проспект Алишера Навои и ул. Оноре де Бальзака. Будущее правобережного съезда с моста в районе Рыбальского полуострова на Верхний и Нижний Вал тоже пока что покрыто пеленой неизвестности: по нему также разрабатываются новые материалы ТЭО, поскольку с момента изначальной проектировки мостового перехода нагрузка транспортных потоков на существующую дорожную инфраструктуру очень изменилась. Из-за того, что окончательные характеристики этого съезда пока что не утверждены, строители не могут в свою очередь продолжать работы дальше на участке основной трассы моста от Рыбальского полуострова до ул. Межигорской, где в будущем эстакада должна "упереться" в новую станцию метро "Подольская" и закончиться съездами.

Однако траектория моста уже намечается: со стороны Набережно-Луговой улицы видно, как из воды одиноко торчат парами железобетонные опоры и уже несколько лет ждут своего часа.

Мария Ластовченко/112.ua

Тем не менее, несмотря на отсутствие рабочей документации, строительство по всем другим участкам активно продолжается с учетом будущих изменений.

Берег Гавани со стороны Валов и Рыбальский мост огорожены от пешеходов жестяным строительным забором, из-за которого маячит верхушка бурильной установки: рабочие обустраивают сваи для береговых опор будущего съезда, который будет находиться на месте аварийного Рыбальского моста. Вдоль него уже давно параллельно стоят новые опоры, но представители заказчика говорят, что раньше зимы демонтировать вантовый мост не станут: безопаснее всего выполнять такие работы тогда, когда по реке ограничено судоходство. Кроме того, к вопросу разборки моста инженерам надо найти еще особый подход: поскольку он подвешен в воздухе на вантах и не держится на опорах, распилить его на куски и перевезти традиционным способом не получится, особенно учитывая, что бетон при разрезании крошится.

Мария Ластовченко/112.ua

По другую сторону Гавани, на Рыбальском полуострове, ощетинившись голыми балками и арматурой, возвышается обрыв недостроенной главной магистрали мостового перехода. Среди строителей ходит легенда: когда здесь только велись земляные работы по переукладке коммуникаций и обустройству опор, рабочие наткнулись на кабель спецсвязи для военных, которого нигде на советских схемах и планах не было, поскольку в те времена информация о таких объектах стратегического значения была засекреченной. Такой кабель имеет особую конструкцию, и когда давление грунта на него ослабевает, в нужном месте уже получают сигнал о возможной попытке повреждения кабеля спецсвязи. В общем, трогать такой кабель нельзя: как только рабочие до него добрались, на место оперативно прибыли военные, чтобы решить этот вопрос.

Мария Ластовченко/112.ua

Впрочем, это не единственное препятствие, с которым столкнулись строители на этом острове, овеянным ореолом секретности из-за находящегося здесь Главного управления разведки Министерства обороны Украины. На своем пути Подольско-Воскресенский мост задевал часть здания общежития завода "Кузница на Рыбальском", так что в прошлом году его пришлось снести, а жильцов переселить в другие квартиры. На этом процессе особо предприимчивые граждане, по информации СМИ, успели нажиться: прописывали по этому адресу знакомых и родственников, которым потом власть должна была предоставить при переселении новую жилплощадь за бюджетные деньги.

Мария Ластовченко/112.ua

На основной эстакаде моста на Рыбальском полуострове рабочие сейчас все еще заняты обустройством железобетонных частей авто и метрояруса, на котором в будущем будет располагаться станция метро "Судостроительная" - в честь судостроительного завода "Кузница на Рыбальском" (до 2017 носил название "Ленинская Кузня"). А левоповоротный съезд с эстакады почти готов: дорога покрыта гидроизоляционным покрытием и по краям уже устанавливают бордюр. По этому съезду тоже можно попасть на Набережно-Крещатицкую улицу на Подоле – по Набережно-Рыбальской улице и дальше через Гаванский мост, которые были сданы в эксплуатацию 9 лет назад.

Мария Ластовченко/112.ua

Направляясь на левый берег, мостовой переход с Рыбальского полуострова перебрасывает свое дорожное полотно на Труханов остров, распахнув над течением Днепра 6800-тонную ажурную арку. Жители столицы часто ошибочно называют Подольско-Воскресенским мостом именно этот его почти 500-метровый стальной участок, хотя это лишь его 1/15 часть.

Мария Ластовченко/112.ua

Однако этот арочный мост имеет все шансы получить всемирную известность, являясь одним из самых больших в Европе. Особенность его конструкции состоит в том, что два многотонных яруса арка будет удерживать на прочных стальных канатах – вантах – без помощи опор. При этом инженерам-конструкторам пришлось изрядно попотеть, чтобы учесть в проекте постоянные изменения нагрузки на арку, так как разница между максимальной и минимальной транспортной загруженностью обоих ярусов очень большая.

Мария Ластовченко/112.ua

Сперва на строительных площадках на берегу монтировали отдельные секции арки, которые затем на 70-метровой высоте над уровнем воды устанавливали на временные опоры — те самые ржавые колонны труб, пугающие своим видом киевлян. В 2014 году все сегменты арки уже стояли на своих местах и ждали своего соединения друг с другом до 2017 года, когда работы на этом участке возобновились.

За эти и предыдущие периоды простоя мост успели облюбовать разные городские экстремалы. Кто-то залез на самую верхушку арки и оставил там белой краской признание в любви, а в 2017 группа энтузиастов даже устроила там пикник, пожарив на мангале шашлыки. Многим сорвиголовам в этом деле не повезло, и они срывались насмерть с высоты недостроенного моста…

фото из соцсетей

"Однажды я ехал с работы по набережной и увидел вокруг арки большую толпу молодежи. Это были выпускники, в глазах у них горел огонь, особенно у парней, которые пытались побравировать своей силой перед девушками. Начали лезть на арку… Я их пытался остановить, объяснял, что это опасно, - но они упорно продолжали взбираться по опорам. Пока пытаешься спустить одного, начинает лезть другой... И охранники не могут за всеми уследить. Пока не вызвал полицию, которая окружила арку со всех сторон, молодежь не успокоилась", - вспоминает главный инженер КП "Дирекция строительства дорожно-транспортных сооружений г. Киева" Александр Здольник.

Когда строительные работы на объекте возобновились и на нем снова появились рабочие, жаждущим экстрима и острых ощущений на мост попасть стало тяжелее. С октября 2018 по март 2019 две арки соединили связями и закончили самый сложный и ответственный этап ее строительства — так называемое замыкание. Пока арка держалась на временных опорах, ее детали не были между собой зафиксированы полностью. Дело в том, что из-за перепадов температуры и нагревания отдельных участков солнечными лучами металлические конструкции в течение дня то расширяются, то сжимаются и пребывают в постоянном движении относительно друг друга. Поэтому единственным способом правильно состыковать все детали было дождаться подходящую по погоде ночь, для чего в течение 4 месяцев специальные геодезические приборы фиксировали перемещения арки в сотне разных точек.

Мария Ластовченко/112.ua

Дату замыкания дважды переносили, дабы подобрать наиболее благоприятную температуру, и тщательно готовились к предстоящему испытанию: рабочие примеряли к арке связи, репетировали свои роли и подготавливали к нужному виду, с учетом температуры, крепления. Чтобы во время монтажа округлые сегменты арки правильно держали свою форму, их за края натягивала на себя, словно тетива, специальная конструкция — шпренгель. В условиях ограниченного времени, от заката до рассвета, от строителей требовалось выполнить уйму работы, причем без права на ошибку: три с половиной тысячи болтов закручивались специальным динамометрическим ключом, но это надо было делать с высокой точностью, поскольку, если недотянуть или перетянуть болт, резьба будет испорчена и не пригодна для вторичного использования. В час "икс" на строительной площадке дежурила даже "лавка запасных", чтобы в случае чего подстраховать и подменить рабочих. Им действительно пришлось постараться на славу, ползая внутри коробки арки на четвереньках и стараясь с точностью до миллиметра совместить друг с другом отверстия толстых 5-сантиметровых металлических пластин-накладок.

Мария Ластовченко/112.ua

Сразу же после того, как арка замкнулась, приобрела жесткость и стала самостоятельно себя держать, рано утром строители приступили поспешно освобождать ее от временных опор, которые теперь стали на нее только давить, а не поддерживать. В начале сентября временные опоры, которые красовались тут последние 13 лет, демонтировали до уровня моста, чтобы начать установку тротуарных консолей вокруг мостовых пролетов. Именно на эти тротуарные консоли и будут крепиться ванты, которые до конца ноября должны привезти из Германии: их там специально на заказ делают на заводе Bridon-Bekaert, где в свое время изготавливались также конструкции для реконструкции НСК "Олимпийский". Когда мост подвесят на ванты, он опустится на метр ниже и встанет вровень с остальным дорожным полотном эстакады Подольско-Воскресенского мостового перехода. А сейчас строители заканчивают монтировать технологические окна, приваривая вокруг листы металла, — те самые полутораметровые зазоры, где сегменты арки во время замыкания закреплялись изнутри друг с другом специальными креплениями. После этого арку отпескоструят, отполировав до блеска, покроют антикоррозионным средством и покрасят, так что оставленные с опасностью для жизни граффити и признания в любви исчезнут с ее поверхности навсегда.

Мария Ластовченко/112.ua

Далее на своем пути мостовой переход попадает на Труханов остров, где на эстакаде будет находиться одноименная станция "желтой" ветки метро. На этом участке работы тоже приблизились к концу: обустраиваются тротуар, лестницы, лифты, прокладываются коммуникации, и скоро начнут асфальтоукладку. Почти километр эстакады тянется от одного берега Труханова острова к другому — до русла реки Десенка, переходит эту водную артерию на трех опорах и, наконец, попадает на левый берег Днепра. Здесь, в урочище Горбачиха, работы тоже почти закончились: устанавливают оградительные перила, обустраивают лестницы и лифты на станции "Залив Десенка". Верхний ярус эстакады на этом отрезке имеет заготовленные ответвления под будущие съезды, но пока их не строят.

Мария Ластовченко/112.ua

Дальше мостовой переход погружается в тихий район Русановских садов, полюбившийся дачникам своими живописными прудами и склонившимися над ними плакучими ивами. Последние годы он постоянно оглушается строительной техникой, после того как снесли большинство домиков, стоявших на пути мостовой трассы. Впрочем, из 251 владельца дачных участков 11 садоводов не хотят идти на сотрудничество с градостроителями и продолжают судиться. Так, ранее им предлагали взамен равноценную денежную компенсацию, переселение в квартиру или земельный участок со строительством дачного домика в поселке Быковня, который тоже находится на левом берегу Киева. 

"Дело в том, что в свое время дачные участки на Русановских садах власти давали во временное пользование. Кроме того, информация о строительстве на этой территории Подольско-Воскресенского моста известна уже почти 40 лет, так что ни для кого это не должно было быть неожиданностью. Как правило, в 99% случаев суды по этому исковому вопросу принимают сторону городской администрации. В Быковне, согласно генплану, под дачную застройку предусмотрены 102 участка. Территория дачного городка огорожена, там уже подведены внешние сети газоснабжения и канализации, построена трансформаторная подстанция. Шести владельцам уже переданы садовые домики, а остальные находятся в разной степени готовности. Самый тяжелый вопрос — это найти общий консенсус с людьми. Кто-то хочет себе такую планировку, кто-то другую, и из-за этого строительство затягивается", - объясняет ситуацию с переселением дачников первый заместитель директора КП "Дирекция строительства дорожно-транспортных сооружений г. Киева" Роман Лисневский.

Мария Ластовченко/112.ua

Жители Русановских садов так привыкли к спокойному укладу почти что загородной жизни, что решили самовольно установить на подъездной дороге к мосту шлагбаум с охраной: с тем намерением, чтобы на стройку не ехала специальная техника. Найти с такими активистами общий язык довольно сложно, но строительство все-таки продолжается.

Над приземистыми домиками, утопающими в зелени плодовых деревьев, скоро будет возвышаться широкое полотно эстакады, которое перед железной дорогой — между станциями "Троещина" и "Троещина-2" — опустится на 15-20-метровую земляную насыпь. В этой точке нижний метроярус "уйдет" в землю, в портал станции метро "Радужная", а верхний ярус автомобильной дороги на опорах снова поднимется над железной дорогой, заканчиваясь предполагаемой развязкой с длинными съездами на просп. Алишера Навои и ул. Бальзака.

Мария Ластовченко/112.ua

На Русановских садах все еще заливают фундаменты опор бетоном, вяжут связи арматуры, обустраивают местами корыто метро, - работы непочатый край. На пути до насыпи эстакада должна на 6 опорах пересечь Русановское озеро, но пока что полностью готовы только три из них. Работать действительно тяжело: из-за того, что грунтовые воды залегают здесь близко к поверхности, во время обустройства фундамента приходится постоянно откачивать воду. Вся строительная площадка здесь изрезана грубыми следами от тракторных шин, а из глиноземных котлованов торчат арматурные стержни свай. Тяжело представить, что уже через несколько лет здесь будет возвышаться новая эстакада, по которой с шумом будут носиться автомобили.

Мария Ластовченко/112.ua

Однако, даже если Подольско-Воскресенский мост не будет сдан в эксплуатацию до конца 2021 года, приятно про себя отметить, что строительство столь важного инфраструктурного объекта продолжается и что на нем еще не поставили крест. Опыт наших мостостроителей даже заинтересовал Федеральное министерство транспорта Германии: два года назад европейские коллеги проводили экспертизу этого объекта для создания "Практического пособия с рекомендациями для планирования и строительства крупных мостов на немецких автомобильных трассах". Остается надеяться, что с горем пополам однажды Подольско-Воскресенский мостовой переход достроят, и он станет новой визитной карточкой столицы для всего мира.

Текст: Ксения Цивирко

Фото: Мария Ластовченко

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>