Мусор в Украине пока не горит: Как Львов и вся страна будут решать проблему

В Украине не удалось построить ни одного мусоросжигательного завода. Без изменения законов и повышения тарифов на вывоз и захоронение мусора решить проблемы, заложником которых сейчас стал Львов, и не удастся, отмечают эксперты

Мусор в Украине пока не горит: Как Львов и вся страна будут решать проблему

Елена Голубева

Журналист, 112.ua

В Украине не удалось построить ни одного мусоросжигательного завода. Без изменения законов и повышения тарифов на вывоз и захоронение мусора решить проблемы, заложником которых сейчас стал Львов, и не удастся, отмечают эксперты

После резкого обострения "мусорной проблемы" во Львове, из-за чего три народных депутата от "Самопомочи" заявили о мусорной блокаде и объявили голодовку, городу выделили квоты на вывоз отходов на мусорные полигоны. В итоге мэр Андрей Садовый принял предложение обвинявшей его в"бесхозяйственности и дезорганизации" Львовской областной администрации о передаче ей функции организации вывоза мусора из города на постоянной основе. В мэрии уточнили, что это временное решение на два года, в течение которых власти рассчитывают построить мусороперерабатывающий комплекс с мусоросжигательным заводом.

112.ua выяснял, почему, несмотря на многочисленные декларации, в Украине до сих пор не построен ни один такой завод, что делали все это время львовские власти, и как все же решить мусорную проблему раз и навсегда.

Как всплыла мусорная проблема

Как известно, проблема с мусором во Львове возникла после пожара на Грибовичской свалке в мае 2016 года. Полигон был закрыт и прекратил отгружать отходы. После этого город периодически заваливает невывезенный мусор, а по стране ловят автомобили, которые везут отходы из Львова на полигоны других городов либо сбрасывают его прямо в поле. В качестве выхода из ситуации мэр города Андрей Садовый предлагал даже рассмотреть возможность вывозить мусор в Чернобыльскую зону отчуждения, но идея не нашла поддержки. Все это время тлел конфликт между львовскими и центральными властями – многие подозревали в этом попытку Киева использовать мусорную блокаду для влияния на Садового и его оппозиционную фракцию в Раде.

На прошлой неделе проблема с мусором во Львове вновь обострилась. Власти города сообщили, что в городе накопилось около 11,5 тыс. т мусора (40% площадок переполнены) и призвали ввести режим ЧС. Госпродпотребслужба предупредила, что в связи с усиленным размножением переносчиков заболеваний и повышением температуры во Львове есть угроза распространения вирусного гепатита А, туберкулеза, лептоспироза. Мэр города Андрей Садовый заявил, что не исключает эвакуации из города детей.

Новости по теме

19 июня председатель парламентской фракции "Самопомич" Олег Березюк объявил голодовку и покинул заседание согласительного совета ВР. По его словам, соответствующее решение было им принято в знак поддержки львовян. К нему присоединились вице-спикер Верховной рады Оксана Сыроид и депутат Тарас Пастух. Политики и мэр Львова Андрей Садовый заявили о мусорной блокаде.

Березюк призвал президента Украины Петра Порошенко не быть в стороне от проблем, которые возникли во Львове из-за инцидента на Грибовичской свалке. "Мусорная блокада Львова достигла границы, за которой начинается прямая угроза для миллиона людей... После пожара на свалке год назад и закрытия полигона все области Украины под давлением из Киева отказались принимать мусор из Львова. Львовская ОГА год не способна выделить участок под полигон и мусороперерабатывающий завод, даже в условиях имитации вмешательства премьер-министра. Перевозчикам не дают выполнять работу, частных и коммунальных владельцев полигонов откровенно запугивают", - заявил он.

По словам Садового, он получил 229 отказов на свои 495 обращений в областные и местные органы власти принять львовский мусор. Сканы этих отказов были приведены на сайте Львовского горсовета.

По итогам рабочего визита во Львов вице-премьера Геннадия Зубко Львовской областной государственной организацией был организован начавшийся сегодня вывоз мусора. При этом глава Львовской ОГА Олег Синютка посетовал, что администрация уже в третий раз приходит на помощь Львову, и отметил, что "проблема, которая существует в городе, - это исключительно проблема дезорганизации и бесхозяйственности".

Как известно, Львовский городской председатель Андрей Садовый и председатель Львовской облгосадминистрации Олег Синютка давно находятся в оппозиции друг к другу. Синютка, который до 2014 года был первым заместителем Садового, сейчас активно критикует бывшего шефа.

Новости по теме

Отметим, что в компании одного из крупнейших перевозчиков мусора "AVE Umvelt Украина" еще сегодня утром говорили 112.ua, что "AVE Львов" не имеют договоров с полигонами на вывоз львовского мусора. "По итогам меморандума, 4 города во Львовской области согласились открыть свои полигоны (для мусора из Львова). Были распределены квоты, около 80 т в день (по данным Львовской мэрии, городу нужно вывозить минимум 510 т мусора в сутки, - ред.), но "AVE Львов" как крупнейшему перевозчику в городе она не досталась", - сказал гендиректор компании Любомир Копчик.

После совещания у главы Львовской ОГА Олега Синютки, которое началось сегодня, 23 июня, в 7:00, Копчик сообщил нам, что работа по вывозу мусора разблокирована.

Львовская ОГА предложила мэрии передать ей функцию обращения с твердыми бытовыми отходами на постоянной основе, и город принял это предложение. Как уточнили 112.ua в мэрии, решение было принято, так как "вы же понимаете, если после этого откроются полигоны, всем будет ясно, кто это организовал". Во Львовской мэрии уточнили, что это временное решение, которое позволит решать проблему в течение двух лет, которые нужны до того момента, пока не будет построен современный завод по глубокой переработке мусора. Разработка проекта предприятия уже начата в сотрудничестве с французской компанией "Ежис".

Завод, который будет строить Львов

Детали проекта по строительству завода 112.ua рассказал заместитель Андрея Садового Сергей Бабак.

По его словам, мэрия еще с 2016 года начала работать над вопросом минимизации использования объема газа на ТЭЦ-2 и как вариант рассматривала размещение мусоросжигательной части. "Затем мы вышли на то, что там может быть мусоросжигательный комплекс из трех частей: сортировка мусора, компостирование мусора, а также сжигание, за счет чего будет осуществляться подогрев воды для львовян", - рассказал Бабак.

Он уточнил, что строительство предприятия запланировано на площадке ТЭЦ-2, на окраине Львова. Начало строительных работ предполагается в 2018 году.

Бабак уточнил, что на сегодняшний день уже есть технико-экономическое обоснование на три части проекта: "На первые две части по системе Prozorro мы получили победителя, который будет делать проект для частей "сортировка" и "компостирование".

"Задумка такая: в процессе сортировки из мусора будут изыматься бумага, пластик, материалы, которые могут использоваться для вторичной переработки. Мусор, который может использоваться для компостирования, будет использоваться для утрамбовывания полигона как удобрение на поля. И оставшиеся 30% будут сжигаться", - рассказал Бабак.

Инвестиции в проект составят около 55 млн евро. "На первую и вторую часть рассматриваются разные варианты. Кредитные средства ЕБРР или в какой-то части мы (город), в какой-то - они, сейчас идут переговоры", - рассказал Бабак.  

Депутат Львовского горсовета Игорь Зинкевич отметил, что планы построить завод власти Львова озвучивали неоднократно: "Андрей Иванович Садовый говорил об этом заводе, еще когда баллотировался на пост мэра". Мы задали вопрос, почему завод не построен до сих пор, Сергею Бабаку. "А где в Украине что-то построили? В 2013 году был разработан проект рекультивации Грибовичского полигона, и говорили, что есть инвесторы, однако никто реально не заинтересовался", - сетует чиновник.

Опрошенные 112.ua эксперты подтверждают: несмотря на многочисленные декларации о намерении, в Украине работает только один мусоросжигательный завод "Энергия" в Киеве. Он был построен еще во времена Советского Союза – работает с 1987 года. От Союза Украине досталось 4 мусоросжигательных завода, но предприятия в аннексированном Симферополе, а также в Днепре и Харькове прекратили работу.

Отметим, что и киевская "Энергия" не покрывает на 100% потребности Киева в утилизации мусора. В пресс-службе Киевской городской администрации уточнили, что ежегодно город продуцирует около 1,1 млн т бытовых отходов. Из них на заводе "Энергия" утилизируются только 23%, еще 67% все-таки захораниваются на полигонах, еще 10% сортируются и перерабатываются. При этом полигон №5 в селе Подгорцы Обуховского района Киевской области (основной полигон Киева, - ред.) уже загружен на 90%. Он работает более 30 лет, уточнили в пресс-службе КГГА: "Озеро фильтрата представляет потенциальную угрозу загрязнения окружающей среды, состояние дамбы неудовлетворительное". Город выполнил противоаварийные работы – укрепили стенки дамбы, начали пересыпку территории полигона.

Ежегодно "Энергия", которая работает при полной загрузке, сжигает 250-260 тыс. т мусора. То есть для того, чтобы сжечь весь киевский мусор, нужно минимум 5 предприятий аналогичной мощности. При суточной потребности Львова в вывозе около 510 т мусора (186 тыс. т в год) завода аналогичной мощности было бы больше чем достаточно.

Примечательно, что Киев увеличивать мощности "Энергии" пока не планирует. "В прошлом году был проведен ремонт бункеров приема отходов, канализации. Также был выполнен капитальный ремонт котла и электрофильтра №3, дымовой трубы. На этот год также запланированы ремонтные работы", - уточнили в пресс-службе КГГА.

Грязный бизнес на захоронении всех устраивает

В Украине сложилась такая ситуация, что до последнего времени и сейчас хозяйствующим субъектам, ответственным за обращение с отходами, экономически выгодно мусор просто закапывать, то есть вывозить его на полигоны. "Закопав в землю, уже не докажешь, сколько он завез - 5 т или 50. Это такой механизм заработка на тарифе за вывоз отходов. Львиная часть свалок в Украине даже не имеет весов, чтобы взвесить, сколько им привезли", - говорит глава "Ассоциации предприятий в сфере обращения с опасными отходами" Кирилл Косоуров: "Если есть к тому же какая-то коррупционная связь между полигоном и перевозчиком, то можно вообще воздух захоранивать. Вывезли 20 т, написали 40 т, деньги распилили".

Эксперт отмечает, что в тарифе действующих полигонов (140-150 грн/т) не учтены ни деньги на рекультивацию, ни средства на специальные проекты, которые должны быть реализованы на территориях, расположенных рядом с ними.

Еще одна причина, по которой инвесторы опасаются вкладывать средства в подобные проекты, по словам Косоурова, - это то, что до сих пор не было понятных правил игры, понятной законодательной базы: "Вот, например, можно построить суперсовременный завод, а контрагентам скажут "не сдавать". И будет завод стоять без дела", - говорит эксперт.

Эксперты отмечают, что по сравнению с захоронением на полигонах технология сжигания мусора намного дороже, и нынче никакой завод не выдержит конкуренции с полигоном. "Захоронение на полигоне в Украине сегодня стоит 150-170 грн/т, до 200 грн (это 5-6 евро). Для того, чтобы было рентабельным сжигание, заводу нужно платить минимум 80 евро (более 2 тыс. грн за тонну). А теперь представьте: есть суперсовременный завод, который работает с такими расценками, есть миллион операторов и есть полигон, который принимает мусор по 5-6 евро за тонну. Куда оператор поедет сдавать мусор?" - спрашивает гендиректор "AVE Umvelt Украина" Любомир Копчик.

По его словам, даже в Словакии при плате 50 евро за тонну на мусоросжигающем заводе сжигание не является доходным бизнесом. Города выплачивают дотации из бюджета таким предприятиям. Подобная ситуация наблюдается, в частности, в Праге.

Отметим, как уточнили в пресс-службе КГГА, с 1 ноября 2014 года стоимость термической переработки одной тонны твердых бытовых отходов завода "Энергия" составляет 87 грн (ранее тариф составлял 127,56 грн).

На правах анонимности эксперты отметили, что это довольно странный тариф, который может являться либо следствием договоренностей о взаимных уступках между КГГА и подконтрольной компании бизнесмена Рината Ахметова компанией "Киевэнерго" (управляет заводом "Энергия"), либо следствием дотаций из городского бюджета.

Главное условие, по их словам, для того чтобы инвесторам стало реально интересно строить мусороперерабатывающие предприятия, - многократное повышение тарифов на захоронение отходов при одновременном введении реальной ответственности за создание стихийных свалок. В Польше минимальный тариф на захоронение - около 50 евро на тонну, в Германии - около 70 евро, отметил глава комитета по управлению отходами и опасными веществами общественного совета при Минприроды Сергей Волков.

Еще одно условие - повышение тарифов для населения. К слову, понимают это и во Львовской мэрии, поэтому уже сейчас допускают вариант, при котором тариф для мусоросжигательного предприятия будет минимальным, а из бюджета города будет выделяться дотация. "Ситуация такова, что само по себе мусоросжигательное предприятие может стоить 100 условных единиц, а системы очистки, фильтры – 200 условных единиц", - пояснил Любомир Копчик.

По его словам, при нынешних тарифах и экономике говорить в Украине о каких-то суперсовременных технологиях, в том числе о сжигании, нереально: "Это очень и очень дорого, и Украина этого себе позволить сегодня не может. Мы работаем на Закарпатье, Львовщине и Ивано-Франковщине, и мы видим ситуацию. Повышение тарифа даже на стоимость спичечного коробка может привести к падению оплат на 10-20%. По морфологическому составу мусора мы видим, как ситуация усложняется (уровень жизни падает, - ред.)".

Копчик отметил, что в Чехии и Словакии тарифы на вывоз мусора для населения во много раз выше. Люди в Украине платят 5-6 евро в год за услуги по вывозу мусора, и для многих и эти цифры неподъемные. Для сравнения, в маленьком городке в Восточной Словакии каждый проживающий в домовладении человек за услуги по вывозу мусора платит 10 евро в год (то есть семья из двух человек платит около 20 евро). В Словакии платеж за мусор приравнен к статусу местного налога – человек становится неплательщиком налогов, и у него возникает много проблем: государственная машина воспринимает его как неплательщика налогов. "В Украине даже если несколько месяцев не платить, набегает задолженность от силы 100 грн, с которой компания-перевозчик может обратиться только в суд, но, разумеется, что исполнительная служба даже в случае позитивного решения серьезно к этому вряд ли отнесется", - сказал Копчик.

AVE Umvelt Украина намерена реализовать в Украине проект, который предполагает строительство сортировочных линий и современного полигона. "На линии можно будет изъять из мусора в первую очередь стекло и пластик. Органику компостировать. А то, что мы не смогли переработать, захоранивать на правильных, по всем нормам построенных полигонах, на которых должны быть заложены дренажные системы и налажено получение электрической энергии из мусорного газа", - рассказал гендиректор компании.

"От полигонов все равно не удастся полностью отказаться, даже мусоросжигательные заводы нуждаются в площадях для захоронения золы. Не слушайте байки о том, что она может использоваться как удобрение. Вы же не знаете, от чего эта зола и что она содержит. Кто это станет бросать на поле, чтобы травить свой урожай? (Дело в том, что при нынешней ситуации отсутствия раздельного сбора мусора вместе с общим его объемом могут быть сожжены батарейки, ртутные градусники, - ред.). Даже в Европе с решением полностью закрыть полигоны (к 2030 году) не все так просто. Скорее всего, они будут пересматриваться", - говорит Копчик.

При этом он посетовал, что в Украине мусорные полигоны находятся в очень грустном состоянии, и неудивительно, что местные жители не в восторге от такого соседства. "В Чехии и Словакии, например, часть платы за захоронение на полигоне идет в бюджет громады, на территории которой размещено это предприятие. И городок под Прагой, где находится полигон нашей компании, это нужно видеть: ухоженные улицы, LED-освещение на улицах, идеальные тротуары. И другие города говорят, почему у нас это не построено... Потому что это очень хорошие деньги", - рассказал Копчик.

Комплекс, предполагающий сортировку, компостирование и захоронение отходов компании AVE Umvelt Украина, будет расположен на площадке (она уже выделена) между Ужгородом и Мукачево. Планируется, что он будет обслуживать западную часть Закарпатья. Работы планируется начать в 2018 году. "Мы будем делать это в несколько этапов. Первый этап – организация сортировки, подготовка полигона с заложением инфраструктуры для выработки газа будет 10 млн евро", - сказал гендиректор компании.

По его словам, компания будет смотреть, насколько глубоко может уйти в переработку. "Смотрите, если пластмассу мы разделим по цвету и спрессуем, можем продать условно по 2 грн, если мы ее помоем перед этим, снимем этикетку – за 4 грн, если подробим на хлопья, то можем продать за 10 грн, а если из хлопьев сделаем гранулу, продадим за 15 грн. Мы будем смотреть экономику процесса, потому что на каждый из этих этапов нужна своя технологическая линия", - говорит Любомир Копчик.

Другие участники рынка рассказали 112.ua, что организация линий по сортировке мусора может приносить доход около 10 долл. за тонну, и такие линии (коммунальные и коммерческие) работают в Киеве и других городах Украины.

Чтобы все работало, надо менять законодательство

Безусловно, то, в какую сторону пойдут проекты по мусоропереработке в Украине, в большой степени зависит от правил игры, которые будут установлены на законодательном уровне.

На сегодняшний день в Украине в процессе разработки находится "Национальная стратегия по обращению с бытовыми отходами", которая может послужить основой для формирования законодательной базы. Ее разрабатывают три украинских министерства при участии ЕБРР и международных экспертов.

Также комитет по ТЭК недавно одобрил законопроект, который предполагает установление зеленого (льготного) тарифа для электроэнергии, которая вырабатывается мусоросжигательными заводами. Ожидается, что он будет стимулировать производителей строить такие предприятия.

Против этой законодательной инициативы уже резко выступили производители упаковки.

"Производители и импортеры товаров в таре и упаковке обеспокоены, что реализация этой истории будет профинансирована за их счет, а соответственно, через население, которое покупает товары в таре и упаковке. В Украине уже был неудачный "корупционнный" опыт - до недавнего времени взимался налог на тару и упаковку при въезде в Украину, но производители и импортеры добились его отмены. Производители платили за 100 % утилизацию отходов упаковки государственным компаниям. Но при этом свалки были переполнены этой упаковкой, а сотни миллионов растворялись в чистом воздухе", - рассказал глава комитета по управлению отходами и опасными веществами общественного совета при Минприроды Сергей Волков.

Обеспокоенность участников рынка в отношении этого законопроекта вызывает и то, что в нем четко не прописаны требования о том, какие нормы в отношении влияния на экологию должны соблюдать мусоросжигательные заводы. Получается, в случае одобрения документа можно будет строить любое предприятие, против которого не будут возражать ответственные за экологию местные органы, только жги отходы и производи электроэнергию.  

Кроме того, в Верховной Раде уже зарегистрирован законопроект №4028 депутата от "Самопомочи" Алены Бабак, который предполагает введение системы расширенной ответственности производителей товаров в упаковке.

По словам главы рабочей группы по обращению с отходами Американской торговой палаты Анны Таранцовой, в странах Евросоюза расширенная ответственность производителей на практике реализовывается таким образом, что компании финансируют работу организаций, координирующих раздельный сбор, сортировку отходов упаковки, а также проведение информационной кампании, которая призвана сообщать жителям о том, как нужно разделять отходы и зачем это, собственно, делать. Они ответственны за весь жизненный цикл своего продукта, в том числе за его утилизацию.

Елена Голубева

видео по теме

Новости партнеров

Загрузка...