На финишной прямой: Чем запомнится парламентская избирательная кампания

На финишной прямой: Чем запомнится парламентская избирательная кампания
Фото из открытых источников

Наталья Лебедь

Журналист

Пожалуй, самым обидным в любой избирательной кампании является момент, когда бухгалтерия не совпадает с социологией. Накануне завершения нынешней парламентской кампании движение "Честно" сформировало пятерку партий, которые потратили на выборы больше всего средств, а Киевский международный институт социологии назвал собственный ТОП политсил, имеющих наивысший рейтинг. В первом случае речь идет о Радикальной партии Ляшко, которая вложила в кампанию 45,5 млн грн, "Украинской стратегии Гройсмана" (44,7 млн), "Европейской солидарности" (42,9 млн), "Оппозиционном блоке" (40,4 млн) и "Голосе" (37,7 млн).

Новости по теме

Что же насчет рейтингов, то, по данным КМИСа, проходными на сегодня являются "Слуга народа" (52,3%), "Оппозиционная платформа – "За жизнь" (10,3%), "Европейская солидарность" (7,9%), "Батькивщина" (5,8%) и "Сила и честь" (5,1%). От этой картины, правда, существенно отличаются замеры, проведенные социологической службой Центра Разумкова. В соответствии с ними, большинство респондентов поддерживают президентскую партию "Слуга народа" (31,8% среди всех опрошенных и 41,5% среди тех, кто определился с выбором). За "Оппозиционную платформу" намерены проголосовать соответственно 9,7% и 12,5%, за "Голос" – 7,0% и 8,8%, за "Европейскую солидарность" – 6,1% и 8,3%, за "Батькивщину" – 6,1% и 7,0%. При этом на грани попадания в парламент "Сила и честь" – ее рейтинг приближается к 4%.

Однако вернемся к несовпадению затраченных ресурсов и полученного результата. Один из наших комментаторов обращает внимание на то, как щедро вложилась в кампанию "Украинская стратегия Гройсмана" и как мало взамен получила на выходе. Мы также расспросили экспертов и о других особенностях нынешних выборов. И хотя ответы получили разные, почти полное единодушие в том, что досрочная кампания-2019 оказалась на удивление скучной и малоинтересной. И на это есть свои причины.

Скучно, очень скучно

Все, к кому мы обратились, отметили поразительную непохожесть парламентской кампании на президентскую. Если последнюю отмечал динамизм и даже драматизм, то парламентские выборы были слишком вялыми и пресными.

"Это была самая серая и самая невнятная кампания, которая вряд ли останется в памяти. Никаких новых политических технологий и никаких находок. Общая апатия, которую даже трудно объяснить. Видимо, все уже смирились с тем, что победителем кампании будет "Слуга народа", а потому речь шла разве что о том, кто станет младшим партнером "Слуги" по коалиции. Также главная интрига заключалась в том, попадут ли в следующую Раду "Оппозиционный блок" и партии "Голос" и "Сила и честь". Все остальные вообще не слишком напрягались", – отмечает в комментариях 112.ua основатель аналитического центра "Институт Горшенина" Кость Бондаренко.

Фото из открытых источников

"Скоротечная, иррациональная и в значительной степени инерционная после президентских выборов кампания. Фактически, она стала третьим туром президентских выборов", – считает директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник.

"Было смешно, потому что такой бессодержательной кампании без намека на идеологическую борьбу и яркие шествия еще не было. Все свелось к каким-то "фишечкам" – на "Тесле" проехаться, концерт организовать, попикетировать российское посольство… Но в целом все было абсолютно неинтересно", – разочарован директор компании персонального и стратегического консалтинга Berta Communications Тарас Березовец.

"Если сравнивать эту кампанию с президентской, то нынешняя является менее яркой и менее идейной. Фактически, она стала продолжением президентской кампании. То, что было использовано тогда, использовали и сейчас. В целом неудачная и некреативная кампания", – резюмирует заместитель директора Украинского института исследования экстремизма Богдан Петренко.

А директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев отмечает, что, может, сама по себе эта парламентская кампания была и не такая провальная, но на фоне недавних страстей, что бушевали во время президентской гонки, она очень сильно проигрывает. "Не такая уж и скучная кампания, но и не слишком яркая. Дебатов на стадионе не было, анализов тоже не было. Совсем не то, что на президентских выборах – мощно, медийно, интригующее", – говорит он.

Но почему все чувствуют себя настолько разочарованными?

Лидер и результат известны заранее

Прежде всего, время для проведения выборов выбрано, мягко говоря, не совсем удачно. "Это аномальная избирательная кампания. Впервые проходит посреди лета и посреди экватора сезона отпусков, когда партии не успевают прокачать свой порядок дня и содержательную сторону кампаний. И впервые у нас лидер гонки – "Слуга народа" – имеет рекордный процент поддержки", – отмечает руководитель центра "Третий сектор" Андрей Золотарев.

Фото из открытых источников

"Желтая майка лидера в течение всей кампании была на партии "Слуга народа", и отрыв от остальных был большим. Фактически проведен третий тур президентских выборов, и результаты будут такие же, как и там", – констатирует Вадим Карасев.

А когда участникам игры результат известен заранее, продолжать борьбу за лидерство становится неинтересным. Правда, есть нюансы. Как минимум две партии, которые то преодолевают проходной барьер, то теряют свои 5%, являются заинтересованными в том, чтобы держать боевой пыл до последнего. Речь о "Голосе" Святослава Вакарчука и "Силе и чести" Игоря Смешко.

Интрига и особенность этих выборов, по мнению Андрея Золотарева, заключается еще и в наблюдении за теми политсилами, которые способны преодолеть 2-процентный барьер. Почему это важно? Потому что в этом году вступают в силу изменения в законодательство, которые позволяют "двухпроцентным" партиям рассчитывать на государственное финансирование.

"Интересно, как развернется борьба за преодоление 2-процентного барьера. Рассчитывать на это могут, к примеру, "Гражданская позиция" и "Свобода". Преодоление 2-процентного барьера оставляет партию в обойме премьер-лиги украинской политики. Через определенное время такая партия будет иметь шанс побороться за Верховную Раду", – говорит Золотарев. Правда, добавляет он, "время старых партий прошло, а по поводу того, что идет им на смену, я большого оптимизма не имею".

Усталость и недостаток времени

Собственно, тем новым партиям, по поводу которых эксперт так скептически настроен, элементарно не хватило времени на проведение избирательной кампании. А вот старожилам не хватило задора и энтузиазма, и это также отличительная черта данной кампании.

"Ни одного месседжа от "Силы и чести" Смешко… Счастливчик прошлой президентской кампании никак не показал себя сейчас. То же касается и "Самопомочи", которая ярко выступила в 2014-м, а сейчас фактически превратилась в ортодоксально-националистическую секту – это если вспомнить Иисуса, который являлся жене Садового", – иронизирует Андрей Золотарев. "Смешко не сумел перенести свои проценты поддержки на президентских выборах на парламентские выборы. И, скорее всего, он их уже и не перенесет", – отмечает Богдан Петренко.

А Тарас Березовец обращает внимание на другое: "Я не помню, чтобы у "Батькивщины" когда-нибудь была настолько непрофессиональная кампания. Такое впечатление, что Юля просто сдалась – после третьего подряд проигрыша на президентских выборах. У "Голоса" – также ничего интересного. У "Силы и чести" – абсолютно пустая кампания. На фоне других выглядели лучшими "Оппозиционная платформа – За жизнь", "Европейская солидарность" и "Слуга народа", поэтому не удивительно, что эти политсилы вышли в лидеры".

Фото из открытых источников

"Что мне не понравилось на этих выборах, так это то, что борьба велась не вокруг идей. Не было ни идей, ни положительных сдвигов. В чем, например, для избирателя заключаются различия между "Голосом" и "Европейской солидарностью"? Все выборы были сосредоточены на персоналиях, и в первую очередь – на тех, которые представлены в списке Зеленского, где выплывали довольно неожиданные лица", – делится впечатлениями Богдан Петренко. Он же отмечает, что "запомнилось то, что Гройсман – несмотря на огромные средства, вложенные им в кампанию, не получил фактически ничего".

Впрочем, избиратель нынче пошел крайне неприхотлив, поэтому Гройсману могло бы повезти и больше. "Всеядность" электората, которому можно сейчас "скормить" все, что угодно, и исключительный непрофессионализм штабов кандидатов – еще одна особенность выборов-2019.

Когда "верхи" ленятся, а "низы" протестуют

Характеризуя нынешнюю кампанию, Руслан Бортник перечисляет следующие пункты: "Большое количество новых лиц. Большое количество некомпетентных людей. Низкий уровень ответственности перед украинцами. Причем, что удивительно, в этом году украинцам мало что обещают, но они готовы голосовать и за отсутствие обещаний. Потому что голосование до этого времени остается в основном протестным. Люди голосуют против старой политической системы, но при этом не слишком интересуются качеством новой".

На этот раз имеет место "доминирование брендов над политическими партиями. "Слуга народа", "Голос", переименованная "Европейская солидарность", партия Шария – это, преимущественно, бренды, а не партии в классическом понимании. Это даже не политпроекты, ибо они предполагают хотя бы наличие кадрового ядра", – убежден Бортник.

"Недоверие избирателя к старым политикам работает на новых. Желание изменить нынешнюю политическую обойму обуславливает неприхотливость избирателя и толкает его к "Слуге народа", – объясняет высокий рейтинг президентской политсилы Андрей Золотарев.

Фото из открытых источников

Но это то, что касается электоральных настроений и мотивов. Во внутрипартийной среде тем временем – свои тренды. Там "произошла полная депрофессионализация, – отмечает Тарас Березовец. – Ранее на участников выборов работали люди, которые прошли десятки кампаний, а сейчас пиар-сопровождение обеспечивают чуть ли не слесари и сантехники. Потому и много кампаний получилось совершенно бессодержательными – за ними просто ничего нет".

На вопрос, почему ситуация является именно такой, Березовец отвечает так: "На профессионалов исчез спрос. С одной стороны, это связано с экономией средств, потому что кампанию пытаются провести малобюджетную, а с другой – на политиков повлиял опыт Владимира Зеленского – человека, не имевшего политического бэкграунда. Насмотревшись на него, они решили, что профессионалы уже не нужны и достаточно сделать постик в Инстаграме. К тому же, часть профессионалов сама баллотируется в нардепы".

Главное – это явка

И наконец, кто бы и куда не баллотировался, главное в нынешней кампании – это явка избирателей. Именно она является главным и определяющим фактором. "Для многих решающее значение будет иметь явка избирателей. В частности, это особенно актуально для "Оппоблока", – убежден Золотарев.

"То, что будет дальше, будет зависеть исключительно от явки. По моим прогнозам, она вряд ли превысит 40-45%, и никаких 80%, как это показывают некоторые социологические компании, не будет и близко. Поэтому начнется, по сути, борьба явок. Тот, кто сможет привести больше электората, зайдет в парламент", – считает Березовец.

При этом, говорит Богдан Петренко, довольно странно, что в этом году все разговоры, оценки и прогнозы вращаются преимущественно вокруг многомандатного округа. "На мажоритарку партии обращали меньше внимания, и почему-то все проблемы округов оставили на кандидатов, которые там баллотируются. При этом Зеленский не получит по мажоритарке столько процентов, на сколько он рассчитывает".

Тем временем выборы на одномандатных округах происходят куда как драматичнее. "Значительное различие наблюдается между мажоритарной и партийной составляющей, потому что если партийная составляющая хотя бы в некоторой степени конкурентная и прозрачная, то мажоритарная составляющая – чрезвычайно грязная (что, впрочем, является традиционным). Тут и админресурс, и клоны, и черный пиар", – перечисляет Руслан Бортник.

Фото из открытых источников

Еще одно отличие нынешних выборов, по мнению Богдана Петренко, заключается в том, что, не отбыв одну кампанию, власть уже выстраивает планы на другую. "Чем запомнилась эта кампания, так это тем, что где-то на ее экваторе начали обсуждать проблему местных выборов. Еще не прошли одни гонки, как начали готовить общество к другим. Я понимаю желание партии власти мобилизовать людей на местах, чтобы они уже начали работать на нее, но эта самая перманентная мобилизация, я считаю, со временем избирателю надоест. В это воскресенье мы однозначно будем иметь значительно более низкий приход избирателей на участки, а что касается проведения местных выборов, то там будет наблюдаться еще меньшая явка. Потому что избиратели, которые еще не успели разочароваться в Зеленском, разочаруются, в конце концов, в самом процессе выборов, и мы получим на выходе полную социальную депрессию", – говорит эксперт.

С депрессией или без нее – Украина может получить вместе с новым парламентом угрозу его достаточно быстрого развития. "Все думают о том, какой будет эта Верховная Рада, хотя задумываться стоит над тем, как долго она будет выполнять свои обязанности", – заявляет Кость Бондаренко. На недолгий век ближайшего созыва намекает и Вадим Карасев. "За двенадцать лет это третий случай досрочных парламентских выборов. Традицию будут продолжать", – говорит он.

Но не станем хоронить еще не родившуюся Верховную Раду. Выборы состоятся в воскресенье, а затем "ребенок" начнет расти и формировать характер. В конце концов, судьба парламента – в его собственных руках.

Наталья Лебедь

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>