На финишной прямой: Как провели избирательную кампанию кандидаты в президенты

На финишной прямой: Как провели избирательную кампанию кандидаты в президенты
112.ua

Наталья Лебедь

Журналист

Организацию соцопросов обычно прекращают за две недели до выборов, поэтому КМИС, Центр Разумкова и группа "Рейтинг" уложились в дедлайн, проведя последние замеры электоральных настроений с 5 по 14 марта. Согласно данным исследования, Владимир Зеленский имеет поддержку 27,7% респондентов, которые планируют принять участие в голосовании и определились со своим выбором. За второе место соревнуются Юлия Тимошенко (16,6%) и Петр Порошенко (16,4%).

Новости по теме

Что касается второго тура, то в случае выхода в него Владимира Зеленского, этот кандидат побеждает обоих гипотетических соперников. В паре с Порошенко он лидирует с результатом 39% против 18%, в паре с Тимошенко – 34% против 21%. Если на ринге окажутся Юлия Владимировна и Петр Алексеевич, то последний побеждает со счетом 26% против 19%. Таковы результаты свежего соцопроса, авторы которого, впрочем, отмечают: 22,3% среди тех, кто пойдет на выборы, до сих пор не определились относительно кандидата. Кому перейдут их голоса – пока неизвестно. А от них многое зависит.

Но как бы там ни было, промежуточные итоги избирательной кампании можно провести уже сейчас. Мы предложили экспертам оценить наиболее и наименее удачную стратегию и тактику участников гонки. Впрочем, как заметил один из наших собеседников: "Что здесь долго оценивать? Те, кто оказался в первой тройке, и имели лучшую кампанию, а те, кто находится среди аутсайдеров, соответственно с задачей не справились". Однако не все так просто, потому что лидер рейтинга Владимир Зеленский провел, собственно, кампанию без кампании – с этим соглашается большинство экспертов.

Вместе с ними мы разбирались, почему так произошло, что тот, кто приложил меньше всего усилий, получил лучший результат. В общем к разговору со 112.ua присоединились заместитель директора Украинского института исследования экстремизма Богдан Петренко, директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев, руководитель центра "Третий сектор" Андрей Золотарев, директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник, основатель аналитического центра "Институт Горшенина" Кость Бондаренко и председатель Ассоциации политических наук Дмитрий Синченко.

"Зеленский – красная карточка в старой засаленной колоде"

Бесспорно внимание всех обозревателей приковано прежде всего к феномену Владимира Зеленского. Ни одна украинская избирательная кампания не знала такого стремительного взлета кандидата, который заявил о баллотировании за три месяца до первого тура. В чем секрет успеха Зеленского? "Для этого сложились объективные предпосылки, которые заключались, в частности, в том, что избиратели разочаровались в лидерах. Хотя, собственно, главной фишкой Зеленского является как раз отсутствие кампании как таковой, отсутствие конкретных месседжей. Он играл на определенном имидже, противостоянии устоявшемуся политикуму", – говорит Богдан Петренко.

Мнение Петренко в чем-то разделяет и Вадим Карасев: "Удачно и грамотно провел кампанию Зеленский – в цифровом формате. В течение всей кампании он так полностью и не развиртуализировался, что многих ставило в тупик. Таким образом он сохранил лидерство", – говорит он. И добавляет: "Мы живем в цифровой культуре. Не было бы интернета, "Фейсбука", "Ютуба", то не было, возможно, и кандидата Зеленского. Новая цифровая реальность диктует новые методы ведения кампании, которые многих кандидатов застукали врасплох. Материальность политики меняется. Трамп выиграл на "Твиттере", а Зеленский выиграл на избежании избирателей, дебатов и на том, что проводил свою цифровую кампанию. Он – цифровой кандидат, и главное, чтобы он не стал цифровым президентом и главнокомандующим. Это было бы уже слишком. Ведь война у нас идет в реальности".

Фото из открытых источников

Карасев озвучивает дельные рассуждения относительно того, что мир вокруг меняется стремительнее, чем украинский политикум и его традиционное мышление. К использованию еще более ярких метафор прибегает Андрей Золотарев: "Зеленский – это красная карточка в этой старой засаленной, бесконечно тасуемой колоде. Те методы, которые еще десять лет назад имели эффект, сейчас работают хуже и заметно отстают. Слишком серьезные трансформации произошли в социуме. Вспомним, что Украина на сегодняшний момент – самое бедное и коррумпированное государство Европы. А нынешние политики сформировались в условиях стабильной постсоветской Украины. Они похожи на Винни-Пуха, который лезет за медом к "неправильным пчелам". Они не привыкли к реалиям в самой бедной стране Европы. И с Зеленским мы вступаем в эпоху глобальных изменений политического ландшафта страны".

Новости по теме

Правда, добавляет Золотарев, есть один нюанс. Пока неизвестно, как Зеленский "решит проблему мобилизованности своего электората, ведь она отстает от мобилизованности Тимошенко и Порошенко". Если это ему удастся, то "это будет впервые, когда такая недорогая кампания (менее 10 миллионов долларов – смешные деньги, потому что некоторые на округа тратят сопоставимые суммы) стала настолько успешной", – отмечает он.

Но дело не в деньгах. А в том, действительно ли весь нынешний протестный электорат – то есть избиратель Зеленского, которому надоели старые "Винни-Пухи" и который использует фамилию своего кандидата, по сути, вместо графы "против всех" – организованными колоннами двинется на избирательные участки, чтобы проголосовать за своего избранника. Если этого по какой-то причине не произойдет, то большие шансы на победу одерживает нынешний президент Петр Порошенко. Его, кстати, также хвалят за удачную кампанию.

Порошенко-энерджайзер "пашет и налегает на кампанию"

Хвалит, в частности, Богдан Петренко: "Если говорить про классическую избирательную кампанию, то успешной она была у президента". Эксперту нравится, как глава государства продвигал три базовые составляющие своей политической идентичности – армия, язык, вера… Правда, коллега Петренко Руслан Бортник считает визуализацию этих составляющих в виде биллбордов чрезмерной. "Биллборды работают только на тех, у кого низкая узнаваемость. Ставить их для президента было не слишком эффективным шагом. Креативить на биллбордах пытался Зеленский и еще, пожалуй, Шевченко – тот, который искал жену, но у него это было похоже на троллинг кампании. У остальных биллборды были стандартными".

В общем биллборды – это не ошибка кампании, а просто немотивированное расходование денег. Зато Порошенко очень хорошо удалось другое: общение с избирателями. "Здесь президент впереди. Огромная нагрузка, даже не знаю, на чем он держится, как хватает сил и здоровья", – говорит Бортник. Он же отмечает: "В целом в "народ" ходило с десяток кандидатов, и это стало тем маркером, который отличал настоящих кандидатов от технических".

Кстати, Бортник считает, что Зеленский избегал прямых контактов с электоратом не потому, что такова была глубинная стратегия его политтехнологов, а потому, что кандидат просто не способен к общению face to face. "В отстранении от кампании – слабость Зеленского. Чтобы не проигрывать в глазах избирателя на фоне зубастых и более профессиональных политиков, он вынужден избегать общения. Если бы он имел соответствующие коммуникационные навыки, то выиграл бы выборы в один тур", – убежден эксперт. 

Администрация Президента Украины

"С точки зрения технологической, лучшая кампания была у президента. Возможно, что она и самая дорогая. У него были и агитаторы, которые ходили от двери к двери, и палаточная кампания, и опросы, и продуманная наружная реклама – каждое действие на посту президента иллюстрировалось визуально", – комментирует Дмитрий Синченко. А Кость Бондаренко добавляет: "Самая удачная кампания – у Порошенко. Никто так не боролся за власть из бывших президентов".

Отвечая на вопрос, зачем в штабе Порошенко использовали один из слоганов Путина, Андрей Золотарев отмечает следующее. "Зная Грынива и Медведева, могу сказать, что они профессионалы и отнюдь не идиоты, чтобы просто так пропустить копипаст креативщиков. Думаю, на это пошли сознательно. Чтобы показать, что мы не оглядываемся на подобные нюансы, продвигаем сильного лидера, "кандидатов много – президент один", и к всему этому – римский профиль Петра Алексеевича…"

Хотя, продолжает Золотарев, "мне эта попытка кажется неудачной. Их замысел не был воспринят, и кампания Порошенко споткнулась. Томос-тур также оказался неудачной затеей, на это еще и наложился флешмоб "Зачем президент преследует журналиста?" (имеется в виду преследование Анатолия Шария), затем – Свинарчук-гейт, и все, кампания споткнулась. По оптимистическим прогнозам, Порошенко уперся в потолок 17-18%", – говорит политолог. И добавляет: "По моим наблюдениям, это впервые с 1999 года президент так пашет, так налегает на кампанию…"

Тимошенко "рано начала" и успела всем надоесть

Новости по теме

Впрочем, "налегает на кампанию" не один только Петр Алексеевич. Не менее "пашет" и его оппонентка Юлия Владимировна. Причем со своей активностью она даже переборщила. Так, по крайней мере, считает Дмитрий Синченко. "У Тимошенко получилось хуже (чем у Порошенко), потому что она искала своего избирателя в течение всей кампании. Начала с "Нового курса", несвойственного "Батькивщине", потом сошла на популистские лозунги относительно тарифов – этим она активизировала своего традиционного избирателя, но потеряла того, которого получила благодаря "Новому курсу". Плюс она рано начала – она своей кампанией избирателя уже утомила".

С такой точкой зрения не соглашается Вадим Карасев. "У Тимошенко все прошло ровно. Я бы не сказал, что кампания завалена. Если бы не было Зеленского, она гарантированно вышла бы во второй тур". Но "если бы" не считается, и теперь у Тимошенко серьезные проблемы.

"Кое-кто считает, что неудачную кампанию провела Юлия Тимошенко, – вступает в дискуссию Андрей Золотарев. – Но я бы не был столь категоричен, ибо на финише она часто показывает лучший результат, чем тот, который ей предсказывали прогнозисты. Да, у нее были проблемы, но, очевидно, проведена работа над ошибками, и в последнее время появилась определенная положительная динамика. КМИС приводит другие цифры, но те социологи, с которыми я общаюсь, подтверждают – на юге и востоке ее симпатики оживились".

Facebook "Батькивщины"

Кость Бондаренко (кстати, единственный из опрошенных экспертов, кто называет кампанию Зеленского "скромной") считает, что лидер "Батькивщины" как раз выступила "ярко".

А вот Дмитрий Синченко зато акцентирует внимание на другом: он говорит о том, что какой бы удачной ни была кампания претендента на булаву, его успех в социологическом измерении ничего не значит, если кандидат не способен защитить свой результат. Только не в украинских условиях, акцентирует он. Об этом Синченко говорит в контексте успеха Владимира Зеленского: "Я даже не представляю, как он будет защищать результаты голосования, не имея структуры, наблюдателей, членов избирательных комиссий, словом, всего цикла защиты. Так даже с высоким рейтингом можно проиграть", – утверждает он.

С этой точки зрения Порошенко и Тимошенко, которые давно уже позаботились о "всем цикле защиты", будет, безусловно, проще. Но как дела у других кандидатов? Ведь за президентство соревнуется не только упомянутая выше тройка.

"Это не та кампания, которая запомнится яркостью"

Новости по теме

С Андреем Садовым и его "Самопомиччю" ситуация интересная. Об этом говорит Золотарев: "Для Садового сняться в пользу Гриценко – нормальный логический ход. Не пойти на выборы он не мог, потому что у него "Самопомич" находится в зоне бедствия, она дрейфует к львовскому региональному гетто и к превращению в квазирегиональную партию. Политическая сила, которая очень удачно выступила в 2014-м, скатилась ниже 5%. Садовому надо было поднять флаг, поэтому он не мог не ввязаться в борьбу. Но показать низкий результат (а он был прогнозируемо низким) Садовый тоже не мог. Поэтому сделал вполне логичный ход – в этой ситуации это лучше, чем прийти к финишу с 2%. Думаю, перед его снятием велись переговоры с Гриценко относительно осени. На парламентские выборы они могут пойти вместе, за что Гриценко сейчас получает поддержку Львовщины".

Радио Свобода Украина

Примерно то же самое подтверждает и Вадим Карасев: "Вот у кого действительно провал – так это у Садового. Поэтому он был вынужден поддержать Гриценко, чтобы не демонстрировать столь явный проигрыш по результатам первого тура. Садовый просто подстраховался". В то же время, добавляет он, самому Гриценко это не слишком помогло: "Он мог бы гораздо лучше провести кампанию, если бы с самого начала объединился с Садовым. Так Гриценко набрал бы рейтинговые бонусы, которые дали бы ему шансы на второй тур".

За очевидные промахи Гриценко критикует и Дмитрий Синченко. "В программе, которую он презентовал, каждая строка начиналась словами "не будет". Это все, что запомнится после прочтения. Не знаю, кто это готовил, но это его карма – первый непроходной, ничего "не будет…" В целом же "снятие Садового в пользу Гриценко – это не креатив, а технология. На сегодняшний момент от снятия выиграл только Сергей Кривонос, который отказался от участия в выборах и сразу получил должность (заместителя секретаря СНБО). В целом Гриценко имел хорошие стартовые позиции, но ими не воспользовался", – резюмирует Богдан Петренко. 

Эксперты отмечают "интересную кампанию у Игоря Смешко". "Был яркий старт, но кроме старта, все шло ровно и незаметно, хотя поначалу он заставил о себе говорить", – отмечает Кость Бондаренко. Хвалит его и Карасев: "Удачно провел кампанию Смешко – ответил на потребность в новых лицах". Зато "малопонятным" он называет поход на выборы Валентина Наливайченко и Сергея Таруты. Что касается Олега Ляшко, то здесь Вадим Карасев убежден, что он имел прицел на парламентскую кампанию и своей цели достиг – на осень он имеет "хороший задел" и неплохой "резерв".

В целом же, говоря словами Костя Бондаренко, "это не та кампания, которая запомнится яркостью". Однако еще не вечер, и пока никто не представляет, какая "яркость" может ждать страну после первого тура. Хотя, с другой стороны, вся тройка лидеров почти присягнула в том, что ни в коем случае не станет устраивать эксцессы и не будет созывать очередной Майдан, чтобы отстоять свою победу. Хотелось бы верить, что именно так все и будет.

Наталья Лебедь

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>