На морозе: Почему в Киеве до сих пор не во всех домах есть тепло

Проблемы с отоплением стали топ-новостью прошлой недели. В ряде городов люди вынуждены были выходить на улицы, чтобы заставить чиновников решать проблему. А по ситуации в Смеле сам президент приказал открутить вентиль и дать людям тепло. И это не только лишь проблема регионов. Почти спустя месяц после начала отопительного сезона часть столицы до сих пор сидит без тепла. Больше 200 домов – из-за аварий на теплосети и еще неопределенное количество – из-за халатной работы сотрудников ЖЭКов. Киевляне жалуются, что коммунальные службы переводят стрелки друг на друга, и найти ответственных за отсутствие теплых батарей невозможно. При этом большинство попавших в такую подвешенную ситуацию все равно получают коммунальные платежки

На морозе: Почему в Киеве до сих пор не во всех домах есть тепло
Фото из открытых источников

Ксения Цивирко

Журналист

Проблемы с отоплением стали топ-новостью прошлой недели. В ряде городов люди вынуждены были выходить на улицы, чтобы заставить чиновников решать проблему. А по ситуации в Смеле сам президент приказал открутить вентиль и дать людям тепло. И это не только лишь проблема регионов. Почти спустя месяц после начала отопительного сезона часть столицы до сих пор сидит без тепла. Больше 200 домов – из-за аварий на теплосети и еще неопределенное количество – из-за халатной работы сотрудников ЖЭКов. Киевляне жалуются, что коммунальные службы переводят стрелки друг на друга, и найти ответственных за отсутствие теплых батарей невозможно. При этом большинство попавших в такую подвешенную ситуацию все равно получают коммунальные платежки

"Можно даже курточку с улицы не снимать"

Минул почти месяц после начала отопительного сезона, по улицам уже прошелся первый снег и появился гололед, а в сотнях киевских квартир все еще холодные батареи. "Можно даже курточку с улицы не снимать", - иронизируют пользователи соцсетей на страничках коммунальных служб. КП "Киевтеплоэнерго", которое поставляет тепло в две трети столичных домов, объясняет, что теплосети оказались не готовы к нагрузке: после старта отопительного сезона пришлось ликвидировать около 900 аварийных повреждений, а само полотно трубопроводов изношено почти на 80%.

Новости по теме

""Нафтогаз" начал поставлять газ в "Киевтеплоэнерго" только 12 октября, поэтому до этого времени не было возможности провести пробный запуск отопления и вовремя провести ремонтные работы. Из-за того, что трубы долго оставались пустыми, там началась коррозия. После подачи теплоносителя появилась масса прорывов, и ремонтная кампания началась совсем накануне отопительного сезона, оставив многие жилые дома без отопления", - объясняет ситуацию эксперт по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Сергей Дяченко.

В КП "Киевтеплоэнерго" сообщают, что по состоянию на 13 ноября из-за аварийных работ перекрыт 61 участок теплосети, вследствие чего пришлось отключить отопление 95 потребителям, в том числе больницам и школам. Но несмотря на отчеты о проведенных работах, в некоторых домах тепло так и не появилось. Из-за "необъяснимых причин" холода в квартирах киевляне начинают выходить с протестами на улицу.

Так, например, сегодня на ул. Зоологической пара десятков местных жителей перекрыли пешеходный переход, заблокировав автомобильное движение. "Мы прибегли к такой акции из-за того, что в течение месяца у нас нет тепла. Неоднократно обращались на все правительственные и горячие линии. Слышали разные версии: прорыв на Воздухофлотском проспекте, прорыв в танковом училище. Мы все объехали, мы все обходили, - прорывов никаких не было", - описывает ситуацию одна из протестующих. Впрочем, не все киевляне имеют время и желание выходить на митинги и тихо терпят холод в квартире, надеясь, что ситуация как-то разрешится сама по себе.

"В нашем доме, по ул. Героев Сталинграда, 39, 128 квартир – и все сидят без отопления. Я оставляла заявки на сайте специализированной диспетчерской по вопросам ЖКХ 1557, их закрыли и сообщили, что с 14 ноября отопление будет, но его до сих пор нет. Такая же ситуация примерно еще в 10 домах в округе. В диспетчерской говорят, что возникла авария на трубопроводе, и к нам специально везут новые трубы аж из Львова. В квартире 10 градусов, жить при такой температуре невозможно. Все в доме топят электрообогревателями, я включала кондиционер, но проводка такой нагрузки не выдержала, и у меня перегорел щиток. Я 4 дня пыталась дозвониться в ЖЭК и вызвать аварийку, но они приехали только после того, как я устрашила диспетчера тем, что веду запись нашего телефонного разговора. Сегодня вечером еду за тепловыми вентиляторами, потому что кондиционером при минусовой температуре пользоваться уже нельзя. Обратной связи с коммунальными службами нет никакой вообще, никто из соседей не знает, когда дадут отопление и в чем проблема. А консьерж вообще говорит, что тепла не стоит ждать до следующего месяца", - жалуется жительница массива Оболонь Елена Теплякова. Помимо порядка двух сотен домов, которые никак не отапливаются в морозную погоду из-за непригодного полотна теплосети, остается еще великое и неопределенное множество домов, которые не получают тепла из-за проблем с трубопроводом внутри здания.

Прорыв трубы на улице Шота Руставели показал состояние киевских теплотрасс Фото из открытых источников

"Нам отопление дали только 9 ноября, но в одной комнате батареи совершенно холодные. В ЖЭК напрямую обратиться сейчас нельзя. Работает общая диспетчерская по району, там отвечают, что сантехник приходил и что-то делал, но мы его так и не видели. В ЖЭКе нам прямо отвечают: сантехник один на 20 или 30 домов, и, если мы его сейчас уволим, обслуживать жилые дома вообще будет некому. Мы даже самостоятельно с соседями пробовали стравливать воздух, но ничего не получилось. Холод в квартире усугубляется еще жутким грибком и плесенью: на северной стене дома нам нарисовали мурал, но стену перед этим не утеплили", - рассказывает жительница 16-тиэтажки по ул. Академика Вернадского, 87 Оксана Волкодав.

Новости по теме

Отдельная ситуация – когда отопления в квартире нет, но ни ЖЭК, ни "Киевтеплоэнерго" не реагируют на жалобы жильцов и начисляют суммы в платежках за "фантомные" услуги. Киевляне негодуют. "Перед соседним домом все разрыто уже две недели, но я ни разу не видела аварийных бригад. В моем доме, по ул. Муромская 17/20, с начала отопительного сезона батареи еще ни разу не были теплыми. При этом, по показаниям "Киевтеплоэнерго", тепло в наш дом поставляется и все хорошо. А когда обращаюсь в диспетчерскую службу нашего района, там мне отвечают, что на участке прорывы теплосети. Я оставляла там свои заявки о том, что услуга отопления не предоставляется, их регистрировали. Но самое неприятное, что, несмотря на это, мне пришел счет за полмесяца больше чем на 500 гривен. В "Центре коммунального сервиса" мне отказали делать перерасчет, потому что оставленные в диспетчерской заявки не являются достаточным для этого основанием. Такая же ситуация была и в прошлом году. Тогда я тоже получила платежки ни за что, но делать перерасчет отказались, потому что диспетчерская предоставляет всего лишь информационно-консультативные услуги, и зарегистрированные там заявки до поставщика услуг, то есть "Киевтеплоэнерго" не дошли", - жалуется киевлянка Ольга Белозовская.

Для того, чтобы опровергнуть несправедливо начисленные платежки, потребителям придется побегать в свое рабочее время по различным инстанциям. Согласно установленному порядку, для начала нужно в двух экземплярах составить акт-претензию на качество коммунальной услуги, пригласив представителя "Киевтеплоэнерго". Если он не пришел, документ должны подписать не менее двух соседей, зарегистрировать его в специальном журнале, который тоже находится у поставщика услуг, и дождаться рассмотрения акта-претензии. Если никакого ответа не последует в течение 3 дней, считается, что компания-поставщик признает изложенные в нем факты. После этого следует еще одно "испытание" - составить заявление на перерасчет в местном "Центре коммунальных услуг".  Помимо паспорта, документов на квартиру и акта-претензии (который еще не всегда признают), нужно при себе иметь копии оплаченных обжалуемых счетов.

Кто виноват и что делать?

В Киеве работают три компании, которые занимаются производством и поставкой тепла и горячей воды – КП "Киевтеплоэнерго", одноименная частная компания ООО "Киевтеплоэнерго" и ООО "Евро-Реконструкция". Они стоят на верхушке цепочки по обеспечению населения этими коммунальными услугами, и поэтому, как правило, все шишки летят на них. Однако нужно отметить, что за наличие отопления и горячей воды отвечают три стороны.

Зона ответственности КП "Киевтеплоэнерго" - производство и поставка услуг до дома, то есть контроль температуры теплоносителя; содержание в надлежащем состоянии тепловых пунктов; ремонт теплосетей; снятие показаний и поверка теплосчетчиков; формирование счетов за услуги по централизованному отоплению и горячему водоснабжению. Зона ответственности балансодержателя (КП, ЖЭУ, ЖСК, ОСМД и т.д.) касается "домашних" проблем: подготовка дома к отопительному сезону; обеспечение сохранности домового теплосчетчика; удаление воздуха из труб; устранение повреждений внутридомовых сетей; обеспечение корректной работы находящихся на балансе теплопунктов. Сам потребитель также имеет обязательства, кроме своевременной оплаты платежек: содержать в исправном состоянии собственные смесители, радиаторы и квартирные сети; не допускать потери тепла через щели в окнах, дверях и т.д.

В КомфортТауне затопило весь комплекс - опять не выдержала труба, хотя ЖК новый Фото из открытых источников

"Когда возникает ситуация, что в квартире нет отопления, надо обращаться и к управляющей компании, управляющей жилым домом, и к компании-поставщику коммунальных услуг. Диспетчерская служба района отказывает в крайних ситуациях, поэтому причиной неопределенности ответственного за отсутствие отопления является недостаточная настойчивость тех, кто жалуется", - считает директор аналитическо-исследовательского центра "Институт города" Александр Сергиенко.

По его словам, насущные проблемы жильцов, связанные с жилищно-коммунальным хозяйством, очень слабо урегулированы нынешним законодательством.

"Вы должны вызвать комиссию из ЖЭКа, вызвать двух соседей, составить акт-претензию об отсутствии или некачественной поставке коммунальной услуги, и с этим актом идти дальше - в теплоснабжающую организацию. А там напишут отписку, что теплоноситель подает нормальную температуру и работает в исправном режиме. На самом деле, проблемы могут быть разные: воздушная корка, кто-то менял батареи и не включил отопление по стояку. Нет четкого механизма, который бы описывал процедуру перерасчета и определял бы ответственных. Самый простой способ это решить - установить счетчики на каждую батарею. Такие счетчики-распределители определяют, сколько гигакалорий использовала отдельно ваша квартира. Однако смысл этих распределителей есть только тогда, когда они установлены во всем доме, и эти показатели передаются на общедомовой компьютер. Однако, во-первых, это дорого и требует согласия всех жителей и, во-вторых, этому также препятствует законодательная неопределенность: ВР приняла закон, согласно которому установление счетчиков и оборудование должно происходить за счет жильцов дома, а Кабинет министров еще не выдал постановление, описывающее эту процедуру", - объясняет Александр Сергиенко.

По данным "Киевтеплоэнерго", почти 20% столичных жилых домов не обеспечены даже общедомовым тепловым счетчиком. Оказавшись заложниками буквы закона и не имея возможности установить тепловой счетчик, потребители вынуждены переплачивать, по словам экспертов, почти 70% от размера обычного тарифа. Следует отметить, что как раз для таких ситуаций действуют два тарифа: при наличии счетчика - 1354,78 грн за 1 Гкал с НДС; в домах без счетчика - 31,52 грн за один квадратный метр в месяц.

"В нашем доме нет счетчика, приходят колоссальные суммы за отопление. В прошлом году было около 3000 гривен за трехкомнатную квартиру. Хорошо, когда это отопление вообще есть. Сейчас будут приходить платежки в полном объеме, хотя в одной комнате батареи совершенно холодные. У меня болеет ребенок, сама кутаюсь в несколько халатов", - жалуется Оксана Волколдав.

Ксения Цивирко

видео по теме

Новости партнеров

Загрузка...

Виджет партнеров