Не по карману цена: Почему на самом деле в мире падают продажи смартфонов

Не по карману цена: Почему на самом деле в мире падают продажи смартфонов
Из открытых источников

Нина Глущенко

Журналист

Последнее исследование IDC показывает, что рынок смартфонов продолжает падение. В 2018-м отгрузки упали на 4,1%, Samsung и Apple стремительно теряют долю, в то время как Huawei и Xiaomi наращивают.

И аналитики, и Тим Кук в падениях винят китайских потребителей. Мол, в прошлом году рынок просел, по разным данным, на 10-17%, потому что китайская экономика замедлила темпы роста и потребители менее охотно покупают новые девайсы.

Новости по теме

Кроме того, технические характеристики уже не так растут год от года, и циклы обновления растут, и еще растут цены на топовые устройства (например, Samsung вчера представила первый гибкий смартфон Galaxy Fold стоимостью от 1980 долларов). Но так ли на самом деле виноват Китай, как его обвиняют?

Кому нужны смартфоны?

В начале февраля Pew Research Center опубликовал исследование проникновения смартфонов, мобильных устройств, интернета и соцсетей по всему миру. По данным отчета, сегодня на руках населения Земли находится 5 млрд телефонов (среди них как фичерфоны, так и смартфоны), однако проникновение смартфонов по всему миру неоднородное.

Чем выше уровень жизни - тем больший процент населения имеет доступ к этому благу цивилизации, чем ниже - тем меньше смартфонов, а то и мобильных телефонов.

Так, в Южной Корее смартфоны есть у 95% населения, у остальных 5% - “звонилки”. В Индии - это 24% и 40% соответственно. В среднем для развивающихся рынков это 45% смартфонов и 33% телефонов.

112.ua

На развитых рынках в среднем смартфонами владеет 75% населения. В открытых источниках, ссылающихся на данные исследования, нет информации о Китае, но по другим источникам доля смартфонов в этой стране составляет около 60%, количество мобильных телефонов приближается к 90%.

Для сравнения, похожие цифры - в России, Польше, Венгрии или Греции. То есть население Поднебесной достаточно обеспечено доступом к мобильной связи, но не все спешат воспользоваться новейшими возможностями.

Данные Newzoo указывают, что состоянием на 2018 год Китай занимает 25 место среди топ-50 самых “смартфонизированных” государств. Рынку еще есть куда расти, но ситуация не просто далека от критической, в целом страна занимает высокие мировые позиции.

Но с учетом населения Китая любые замедления на этом рынке влияют на общемировую картину. Поэтому если убрать из уравнения количество населения страны, то обвинения в адрес Китая выглядят примерно так же, как выглядели бы обвинения в адрес российского или греческого рынка.

Эти страны давно перешли от этапа большой потребности и стремительного развития к этапу, когда дальше насыщение будет происходить постепенно и более медленными темпами.

112.ua

В то же время в этом рейтинге обращают на себя внимание два других азиатских государства Индия и Индонезия. Оба входят в топ-5 по количеству населения и оба демонстрируют минимальный, по мировым меркам, уровень проникновения смартфонов - чуть более 27%.

Индийский рынок считается вторым в мире после китайского, но по данным IDC за прошлый год, отгрузки смартфонов в Индии составили 142,3 млн, в Китае - 103 млн.

Цена как фактор роста

Естественным фактором для роста популярности смартфонов стало (помимо появления быстрых мобильных сетей и развития экосистемы, разумеется) снижение минимальной стоимости до планки в 100 долларов.

Сегодня есть модели и в два раза дешевле, но более-менее годный и современный для использования Android-смартфон обойдется минимум в эти деньги.

В течение многих лет дешевеющие Android-смартфоны были основным драйвером для роста рынка. Кроме того, прогресс в устройствах среднего и топового сегмента был более заметен, чем сейчас, и у потребителей было больше мотивации для обновления.

Но в последние пару лет ситуация начала меняться. Во-первых, технические характеристики устройств достигли максимума, ощутимого для пользователей.

Вместе с тем, перестала падать стоимость компонентов, таких как экраны и память, и это также сыграло против снижения цен в целом, сегодня, наоборот, устройства получают все больше датчиков и компонентов, и это негативно сказывается на цене тех же флагманов.

Новости по теме

У Android растут аппетиты по части ресурсов, и так как в нижнем сегменте уже не может быть падения минимальных цен хотя бы в силу себестоимости разработки устройств, выпуска и т. д., начиная с Android 8.0 Google представила версию для устройств с минимальными характеристиками - Go Edition.

С выходом этой ОС смартфон с 1 ГБ ОЗУ и 8 ГБ встроенной памяти стал обеспечивать такой же пользовательский опыт, что и устройство с вдвое большими характеристиками.

Есть только одна проблема - это все еще ужасный пользовательский опыт. Пока у необеспеченного населения планеты, у которого есть потребность в некоторых функциях смартфонов, не было альтернативы, такой подход продолжал работать.

И во-вторых, у самых бедных пользователей в середине 2016 года стала появляться такая альтернатива - в виде мобильной операционной системы KaiOS.

В последнем квартале 2017 года, по данным исследования GfK, впервые остановился рост продаж смартфонов. Помимо факторов, которые перечислялись вначале статьи, аналитики объяснили это тем, что рост сменился падением в Индии, где местный оператор Jio начал продавать мобильные телефоны на KaiOS.

Это кнопочные “звонилки”, у которых есть поддержка сетей четвертого поколения, популярных социальных приложений и еще магазин всяких разных приложений, бесконтактной оплаты, есть камеры, фронтальная в том числе, и батарейка держит в разы дольше. И цены на эти устройства ниже, чем на самые бюджетные Android-смартфоны.

Несмотря на то, что эти устройства не считаются смартфонами, они решают все те задачи самого базового уровня, ради которых раньше приходилось покупать смартфон. Более того, Jio предлагает сервисы для прослушивания музыки и доступ к другому популярному контенту.

KaiOS-фоны стали для незажиточного населения Индии тем, чем, по ожиданию Google, должны были стать смартфоны на Android Go - первыми устройствами для доступа к цифровой инфраструктуре. Дешевле. И, возможно, даже в более комфортном виде.

112.ua

Сейчас доля таких устройств растет. Точную цифру понять сложно, потому что разные источники считают по-разному, и математика не сходится в 2,5 раза. Например, в презентации Jio показано, что на руках у индусов находится 337 млн смартфонов и 433 млн телефонов. Доля KaiOS достигла 17,3%, обойдя iOS почти вдвое.

За год присутствия на рынке телефонов Jio занял 47%, и тенденция к росту сохраняется. По данным самой платформы, на руках у пользователей находится 50 млн устройств (то есть примерно в 2,5 раза меньше, чем указано в презентации, если пересчитать).

Но еще летом их было порядка 30 млн. Это капля в море для рынка телефонов, но динамика роста платформы стремительная.

112.ua

112.ua

Большая поддержка

В середине прошлого года Google инвестировал 22 млн долларов в KaiOS. В конце года на собственном мероприятиии в Индонезии компания представила WizPhone WP006 - фичерфон на этой операционной системе с сервисами гиганта. На официальном сайте платформы приводится несколько моделей на этой ОС для разных рынков.

Партнерами системы, помимо Google, уже стали Qualcomm, Facebook, Twitter, Orange, T-mobile и другие крупные компании. Это указывает на интерес к платформе как со стороны бизнеса, так и со стороны пользователей - бедных, но довольно многочисленных.

На Азию приходится 41% поставок телефонов, в мире и в Азии их продажи все еще выше, чем у смартфонов, и выход популярной мобильной платформы также будет влиять на расстановку сил.

112.ua

Таким образом, те, кто публично говорит, что в падении рынка смартфонов виноват Китай, дорогие флагманы и слишком хорошие смартфоны в целом, упускают еще один важный фактор. Потенциально потребность в смартфонах есть, и она огромная, даже если смотреть только на Индию и Индонезию.

Но текущие лидеры рынка - крупнейшие вендоры - посматривали свысока на ультрабюджетный сегмент, они заинтересованы в продажах более дорогих, высокомаржинальных моделей. Поэтому появившийся в экосистеме новый игрок смог перетянуть на себя десятки миллионов пользователей, которым не по карману Android.

Впрочем, похоже, что ситуация может измениться. Samsung, Xiaomi и другие все-таки готовят устройства на Android Go. Google, по слухам, более активно берется за собственные смартфоны.

Компания уже набирает штат разработчиков мобильных чипсетов, а также, по данным Business Insider, готовится выпускать бюджетные Android-смартфоны, ориентированные на растущие рынки.

Нина Глущенко

видео по теме

Новости партнеров

Загрузка...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>