Не только IKEA и H&M: Какие бренды вскоре зайдут в Украину

Приход в Украину IKEA и H&M стал главным событием на рынке ритейла, ведь украинцы давно ожидали эти компании. Их приход может подтолкнуть и других ритейлеров заходить в Украину. Эксперты называют компании, которые в ближайшее время могут открыть свои магазины в Украине, хотя слишком громких имен среди них нет.

Не только IKEA и H&M: Какие бренды вскоре зайдут в Украину
Фото из открытых источников

Юрий Григоренко

Журналист

Приход в Украину IKEA и H&M стал главным событием на рынке ритейла, ведь украинцы давно ожидали эти компании. Их приход может подтолкнуть и других ритейлеров заходить в Украину. Эксперты называют компании, которые в ближайшее время могут открыть свои магазины в Украине, хотя слишком громких имен среди них нет.

Ежегодно с 2015 года на рынок ритейла Украины выходят порядка 20 новых брендов. По оценкам компании UTG, в 2017 году на столичный рынок зашли такие бренды (19):

  • Cole Haan, мужская и женская обувь и аксессуары (США)
  • Liu Jo, женская одежда, обувь и аксессуары (Италия)
  • Rinascimento, женская одежда (Италия)
  • BraBraBra, женское белье (Белоруссия)
  • Baldessarini, мужская одежда (вернулся в Украину) (Германия)
  • Xetra, женская одежда (Италия)
  • Hanro, мужское и женское белье (Швейцария)
  • Tоus, ювелирные изделия (Испания)
  • Golden Point, чулочно-носочные изделия (Италия)
  • FYNCH-HATTON, мужская одежда (Германия)
  • Saucony, обувь, одежда и аксессуары для бега (США)
  • V.I.P.A, женское белье (Латвия)
  • Okaidi, детская одежда (Франция)
  • CCC, мужская и женская обувь и аксессуары (Польша)
  • Lee Cooper, джинсовая одежда (вернулся в Украину) (Англия)
  • Town Scotch & Soda, молодежная мужская и женская одежда (Голландия)
  • Under Armor, спортивная одежда (США)
  • DJI, электроника (квадрокоптеры и аксессуары) (Китай)
  • Xiaomi, электроника (Китай)

В целом, по данным UTG, в 2012 году в Украину пришли 25 брендов (включая Dolce&Gabbana, Valentino и KFC), в 2013 году – 16, в 2014 году – 16, в 2015 году – 19, в 2016 году – 17, в т.ч. американские Calvin Klein Underwear и Converse.

Одним из важных трендов 2018 года, по оценкам компании CBRE Ukraine, стала активизация ритейлеров на рынке торговой недвижимости, представленная ростом количества брендов, вышедших на рынок Киева и регионов. С целью улучшения конкурентоспособности на рынке также появились магазины новых форматов и модернизировались уже существующие.

В течение І полугодия 2018 года 11 новых международных брендов вышли на украинский рынок, что увеличило интерес инвесторов к активам торговой недвижимости и к рынку ритейла в целом. Безусловно, одним из самых значимых событий в этом году стал выход на рынок таких брендов, как IKEA и H&M. И хотя IKEA еще не открыли свой магазин, H&M уже успешно работают (магазин открылся в Киеве 18 августа).

"Самым ярким и ожидаемым событием 2018 года является открытие первого магазина H&M в августе в ТРЦ LavinaMall, и уже в октябре откроется второй магазин данного оператора в ТРЦ SkyMall. В 2019 году ожидаем новых открытий данного ритейлера, и в скором времени магазины H&M будут представлены во многих современных ТРЦ не только Киева, но и, скорее всего, регионов", – добавляет Татьяна Марковская, заместитель директора департамента торговой недвижимости Colliers International (Украина).

Как отмечает Евгения Локтионова, директор компании UTG, на украинском рынке в этом году было открытие первых магазинов американского бренда Under Armour, испанской группы Inditex – Zara Home, а также турецких универмагов Koton и DeFacto. Что немаловажно, в этом году есть примеры, когда ритейлеры возвращаются на наш рынок, среди них Lee Cooper, Hugo Boss, Baldessarini. Также, по словам Татьяны Марковской, в 2018 году на нашем рынке появились такие бренды, как Liu Jo, Penny Black, All Saints, Scotch & Soda.

Открытие магазина Under Armour в Киеве Фото из открытых источников

Вероятно, недостаточно насыщенный международными брендами украинский рынок становится все более привлекательным на фоне снижения продаж крупных ритейлеров в экономически развитых странах, несмотря на восприятие экономической и политической ситуации в Украине за рубежом как нестабильной.

Следует отметить, что в регионе ЕМЕА (Европа, Ближний Восток и Африка) в 2016-2017 гг. Украина занимала 34-е и 35-е места в рейтинге количества представленных брендов с показателями 29,6% и 28,7% соответственно. По итогам 2017 года в ЕМЕА выше нас Румыния, Греция, Венгрия, но существенно ниже Словения, Сербия, Финляндия и страны Балтии. 

Cамые ожидаемые бренды для украинцев

В 2013-2014 гг. компания GfK Ukraine проводила исследования самых ожидаемых украинцами международных ритейлеров и заведений общественного питания. В 2013 году лидерами стали IKEA (46,8% опрошенных), H&M (39,4%), Apple Store (30%), Hugo Boss (29,8%) и сеть гипермаркетов Walmart (25,8%). В тройку лидеров среди международных сетей кафе и ресторанов вошли Pizza Hut (49,5%), Starbucks Coffee (39,6%) и Burger King (38,5%). Результаты исследования 2014 года выглядели так: IKEA, Н&M, Starbucks, Pizza Hut и Walmart.

С IKEA и Н&M все понятно, они пришли. С другими "ожидаемыми" ситуация не столь оптимистична. В конце июля в Одессе на базе "Цитруса" открылся первый Apple Shop, хотя его площадь не впечатляет – 60 кв. м.

Касательно Starbucks... в начале 2018 года наделало шума заявление столичного мэра Виталия Кличко о том, что компания изучает вопрос выхода на украинский рынок. Однако в Starbucks опровергли слова Кличко. Посему о перспективах выхода Starbucks на украинский рынок можно говорить только в теоретическом контексте: пока никаких планов на этот счет у компании нет, о чем она заявила в ответ на запрос 112.ua в конце сентября.

В свою очередь Pizza Hut, которая принадлежит корпорации Yum!Brands, уже представлена в Украине сетью KFC. Успех последней теоретически может "мотивировать" вывести на наш рынок и Pizza Hut, но пока о подобных намерениях ничего не известно.

Касательно Walmart... по большому счету на украинском рынке компании нечего "ловить": рынок плотно занят "своими". Кроме Великобритании Walmart не работает в других европейских странах, и в таком случае перспективы выхода на наш рынок выглядят призрачными. 

Кофейня Starbucks Фото из открытых источников

Среди списка ожидаемых брендов нет платежного сервиса PayPal, но, судя по публикациям в СМИ и комментариям официальных лиц, этот сервис является желанным не меньше, чем вышеприведенные компании. Ограничениями выступают желание самого сервиса заходить в Украину и "законные" требования Нацбанка для регистрации системы в Украине. Недавно PayPal открыл для Украины возможность трансграничных переводов через свою дочернюю компанию Xoom. Но PayPal и Xoom – все-таки два разных сервиса, и о полноценном появлении PayPal в Украине речь пока не идет.

Отдельно стоит упомянуть авиакомпанию-лоукостера Ryanair, которую руководство Мининфраструктуры обхаживало как самого желанного гостя. Даже когда переговоры о приходе Ryanair зашли в тупик, по настоянию украинской стороны они были продолжены до тех пор, пока не был найден компромисс (ценовые условия доступа к инфраструктуре аэропорта "Борисполь"). В итоге, ирландский лоукостер с сентября выполняет международные рейсы и даже может выйти на внутренний рынок авиаперевозок.

IKEA как фактор привлекательности

IKEA несколько раз пыталась открыть свой магазин в Украине. Сначала в 2005 году, потом в 2007-м. Она планировала открыть магазины в традиционном для себя формате – на своем земельном участке, в крупном и отдельно стоящем здании. Каждый раз у компании просили большие деньги за земельные участки. Но у IKEA есть "пунктик": она не дает взяток и оплачивать "земельные платежи" отказалась, что срывало выход. В 2016 году компания в очередной раз заявила, что не планирует открывать магазины в Украине, хотя интересуется рынком. 

Как итог, компания не стала вновь заниматься поиском земельных участков и откроется в строящемся ТРЦ Ocean Mall в 2019 году, т.е. зайдет в готовое помещение. Магазин будет относительно небольшим – около 5000 кв. м. По некоторым данным, в будущем запланировано открытие других магазинов IKEA большей площадью (30 тыс. кв. м) в других киевских объектах собственника ТРЦ Ocean Mall.  

По словам Екатерины Весны, руководителя отдела торговых помещений компании JLL в Украине, можно выделить три основных фактора, которые позволили IKEA начать работу по запуску бизнеса в Украине: развитие интернет-торговли, информация о выходе других известных торговых марок, таких как H&M и Decathlon, и стабильная позитивная динамика макроэкономических показателей в стране.

Станет ли выход IKEA и Н&М толчком для прихода новых ритейлеров? "Скорее, да. Каких именно, не так уж важно. Важно отследить другой тренд и обратить внимание на другие факторы развития ритейла", – считает Ольга Соловей, управляющий партнера URE Club.

Фото из открытых источников

По мнению Татьяны Марковской, выход IKEA и H&M несомненно является положительным фактором на рынке украинской коммерческой недвижимости, и активная экспансия таких игроков может стать хорошим примером для других операторов, которые пока только присматриваются к нашему рынку. При благоприятной политической и экономической ситуации можно утверждать, что наш рынок пополнится еще рядом новых операторов. 

С другой стороны, необходимо учитывать и другие нюансы. "У украинцев есть возможность покупать любые бренды онлайн или же совмещать поездки в Европу и по миру с выгодным шопингом. Цены на знакомые нам бренды даже в соседней Польше выгоднее, а распродажи действительно являются таковыми. Данный факт нивелирует значимость выхода новых мировых брендов в Украину. А если считать экономику, то попросту финансово необоснован", – поясняет Ольга Соловей.

Выход в Украину исключительно с точки зрения расширения своего присутствия могут себе позволить сугубо монстры ритейла, готовые инвестировать очень крупные суммы. Но глобальный тренд в предпочтениях покупателей говорит об их переходе к культуре меньшего потребления вещей, меньшего влияния бренда и поиска персонифицированных продуктов.

Не нужно тешить себя иллюзиями. Инвестиционный климат в Украине не отличается привлекательностью, коррупция, несмотря на приход крупных ритейлеров, зашкаливает, нашим судам инвесторы не доверяют, а размер доходов населения находится на достаточно низком уровне. Ритейлеры приходят продавать свои произведенные вне Украины товары, что несет крайне мало пользы нашей экономике. Расширение же возможностей украинцев покупать качественные и разнообразные импортные товары имеет отдаленное отношение к успешности экономики страны.

Более того, зачастую иностранные бренды приходят не сами напрямую, а путем продажи франшиз украинским компаниям. "Запуск и развитие зарубежного бренда компанией-собственником, а не франчайзи, является для рынка более выигрышным сценарием, поскольку предполагает инвестиции иностранного капитала в экономику страны. Международный ритейлер в рамках экспансии в регионе вкладывает средства в создание новых рабочих мест и обучение персонала, оборудование, строительство и развитие сети магазинов и многое другое", – поясняет Екатерина Весна.

Кто еще в Украину?

Все больше международных брендов изучают возможность выхода на рынок Украины и открытия своих первых магазинов в столичных и региональных ТЦ. По оценкам CBRE Ukraine, в будущем на рынок выйдут такие бренды, как Carter's (американский бренд детской одежды), Home & You (польский бренд товаров и декора для дома), Ralph Lauren (американский бренд премиум-класса) и Xti (испанский бренд обуви среднего класса).

В 2019 году ожидается "финализация" уже объявленного выхода на рынок IKEA и французской сети спорттоваров Decathlon. Ранее Decathlon анонсировал открытие своего первого магазина весной 2018 года и уже выбрал свою первую локацию в ТЦ "Ритейл Парк Петровка", но, скорее всего, их первый магазин мы увидим в начале 2019 года.

Как отмечает Екатерина Весна, в ближайшие несколько лет можно ожидать выхода следующих брендов одежды, обуви и аксессуаров: Steve Madden, The Kooples, Ralph Lauren, Trussardi, Coin, Karl Lagerfeld, а также гастрономической сети фуд-холлов Eataly.

По словам Анны Марсовой, старшего консультанта по торговой недвижимости CBRE Ukraine, для Украины крайне интересны турецкие бренды, поскольку они отличаются демократичностью в цене и высоким качеством. "Так, турецкие бренды Madame Coco (товары для дома) и Soobe (товары для детей от 0 до 12 лет) изучают украинский рынок с перспективой открытия своих первых магазинов. Турецкая компания Ziylan, которая объединяет такие бренды обуви, как FLO Polaris, In Street, Kinetix, Lumberjack, тоже планирует выход на украинский рынок. Хотя некоторые из этих брендов представлены на украинском рынке в мультибрендовых магазинах, все же мы бы хотели видеть их как монобрендовые магазины в Украине, т.к. ассортимент этих ритейлеров впечатляет", – рассказывает эксперт.

Фото из открытых источников

Со своей стороны Татьяна Марковская указывает на высокую вероятность выхода новых брендов от крупных fashion-групп, таких как MD Fashion, ARGO, ULTRA, CityModa и др., которые постоянно пополняют пул своих брендов и выводят на рынок новых операторов.  

"Также возможен выход на рынок Tesla Store, который уже представлен в 30 странах мира, а в своих магазинах Tesla Lifestyle представляет одежду и аксессуары для мужчин, женщин и детей, а также аксессуары для автомобилей", – добавляет Анна Марсова.

Нужно отметить, что не все компании готовы заранее анонсировать свой интерес к украинскому рынку. "Мы реально ведем переговоры с несколькими иностранными компаниями, которые еще не представлены в Украине. Две из них вскоре откроют свои магазины. Другие еще на стадии принятия решения. Но, исходя из условий контрактов, мы не имеем права разглашать сведения заранее", – отмечают в одной из консалтинговых компаний в сфере торговой недвижимости.

В целом, в перспективе можно ожидать увеличения ритейлеров на украинском рынке, а также их качества и значимости на мировом рынке, что в свою очередь подтвердит рост объемов и уровня развития рынка ритейла Украины.

Юрий Григоренко

видео по теме

Новости партнеров

Загрузка...

Виджет партнеров