banner banner banner

Нетипичный Киев: Как изменилась столица за 25 лет независимости

За 25 лет независимости Киев расширил свои границы, оброс высотками и торговыми центрами. Здания когда-то крупнейших заводов заняли галереи и бутики. На столичном “Олимпийском” теперь не только играют в футбол, но и проводят шумные музыкальные фестивали, а на Майдане больше нет места веселью. Киев теперешний сильно отличается от Киева 1991 года

Нетипичный Киев: Как изменилась столица за 25 лет независимости
Фото из открытых источников

За 25 лет независимости Киев расширил свои границы, оброс высотками и торговыми центрами. Здания когда-то крупнейших заводов заняли галереи и бутики. На столичном “Олимпийском” теперь не только играют в футбол, но и проводят шумные музыкальные фестивали, а на Майдане больше нет места веселью. Киев теперешний сильно отличается от Киева 1991 года

…Несмотря на статус промышленного центра, Киев всегда был значимым культурным и туристическим центром. Самые популярные локации в Киеве 1991 года – Крещатик, Киево-Печерская Лавра и Андреевский спуск. Именно там стремились побывать туристы и там же любили отдыхать киевляне.

Новости по теме

В центре внимания также были Зоопарк и Гидропарк. Примечательно, что в 90-х Гидропарк был действительно любим киевлянами. Тогда на его территории находилось всего пару заведений, в частности, построенный в 1967 году ресторан “Млын”. Гидропарк 1991-го года славился своими пляжами и аттракционами – туда съезжалась отдохнуть вся столица. Популярным развлечением также были прогулки на корабликах по Днепру.

Лидировал в списке обязательных для мест для прогулок Майдан Независимости (в сов. времена – площадь Октябрьской революции). Снимок в этом месте был обязательным пунктом для всех. Эта традиция сыграла на руку фотографам, которые там подрабатывали.

В 1991 году в Киеве функционировало всего пять экскурсионных пунктов. Четыре из них организовывали туристические прогулки по городу на автобусах, одна использовала в этих целях кораблики, которые отправлялись от Почтовой площади. Гости столицы могли остановиться в одной из 26 существующих в то время гостиниц.

Сейчас Киев – город так же далеко не курортный, но туризм в столице постепенно растет. Свой вклад в это внесли Евровидение 2004 года и Чемпионат Европы по футболу 2012, которые принимал город. Тогда волей-неволей в Киеве оказалось множество любителей поп-музыки и спорта (особенно шведских болельщиков – здесь находилась их база). В итоге украинская столица зарекомендовала себя как внешне привлекательный за счет сохранившейся вопреки всему старины город с недорогими (по европейским меркам) ресторанами и гостиницами.

Фото из открытых источников

Чтобы обойти центр и просто осмотреть снаружи все достопримечательности, приезжему человеку одного дня определенно не хватит, да и в уик-энд вписаться вряд ли получится. Чтобы упростить туристам задачу, в городе начали появляться агентства и частные лица, которые проводят разнообразные экскурсии. Причем это не только традиционный sightseeing, но и маршруты по дворикам, сохранившим дух города, более отдаленным улочкам и множество тематических экскурсий.

В последнее время в городе стали все чаще задумываться о навигации, которая была бы удобна для туристов, не владеющих русским или украинским языком. Даже в патрульную полицию города стараются набирать людей, которые могут связать несколько слов по-английски. Инициатива замечательная, потому что полицейский по определению должен быть человеком, который может оказать помощь в любой момент. Но, как показывают эксперименты тех же киевлян, пока уровень владения английским в рядах патрульных прихрамывает.

Фото из открытых источников

Когда говоришь о Киеве, многие иногородцы вспоминают “киевскую перепичку”. Она возникла как раз в начале 90-х. Точнее, появилась она еще в начале 80-х, а вот сам бренд сформировался лишь через 10 лет. За сосиской в дрожжевом тесте, обжаренной во фритюре, до сих пор выстраиваются очереди. По словам сотрудников первого киевского фастфуда, секрет их успеха – в неизменной рецептуре. Единственное, что с тех времен пережило изменения – цена сосиски. Изначально она стоила 22 копейки, сейчас – 8 гривен.

Главная улица Киева и в 90-е была знаменита разными заведениями. В кафе и ресторанчиках предлагали простые и недорогие блюда – бутерброды, солянку, салат “Оливье” и т.д. Наиболее распространенными были сосисочные, пельменные и вареничные. А еще “в тренде” были кафе, в которых можно было выпить теплого молока, поесть мороженого или фруктов со взбитыми сливками.

Возле ЦУМа на Крещатике находилась Центральная вареничная - подобных заведений в центре города было немало, но именно это было самым популярным. На вывеске кафе был изображен казак, которому в рот периодически залетал вареник. Существует версия, что эта механическая реклама стала первой в Киеве. Приезжая в столицу туристы приходили в это заведение, чтобы отведать украинских вареников.

Фото из открытых источников

Поесть свежих пирожков и выпить травяного чаю, как и сегодня, можно было в “Ярославе” недалеко от метро “Золотые ворота”. Киевляне с теплом вспоминают и про кафе “Львовская брама” с вкусными десертами и разнообразными коктейлями. К слову, в честь этого легендарного заведения и была названа недостроенная станция столичного метро.

В 1991-м кафе, по мнению многих горожан, можно было отведать самого вкусного в мире мороженого в кафе в “Пассаже”. Заведение и вправду было уникальным, ведь первым в городе начало использовать итальянскую технологию приготовления мороженого. Розовые стены, клетки с попугайчиками – там всегда царила теплая атмосфера. А выбор того самого пресловутого мороженого был действительно огромен – банановое, шоколадное, ореховое, фисташковое, с черной смородиной, клубникой, курагой – все это продавалось в полюбившемся киевлянам кафе на Крещатике. Поесть можно было прямо на месте (если повезет найти свободной столик) или взять мороженое “с собой”. При желании его фасовали в баночки любого объема. Нынче на месте “Вечернего Киева” расположен магазин известного мирового бренда Louis Vuitton, но горожане до сих пор ностальгируют по тому кафе из прошлого и неповторимому мороженому.

Еще одним легендарным кафе с мороженым был “Пингвин” на Фрунзе. Его построили в 1972 году специально к приезду в Киев президента Никсона. Заведение пытались сделать как можно более похожим на американское "бистро". Никсон в кафе так не попал, но жителям столицы оно явно пришлось по вкусу.             Туда наведывались все. В “Пингвин” приходили “поворковать” парочки, родители приводили детей поесть мороженого, студенты забегали на пельмени, а ближе к вечеру в кафе собирались любители выпить чего покрепче.

Фото из открытых источников

Самые модные магазины находились на том же Крещатике. Здесь всегда было людно хотя бы из-за количества фирменных магазинов, которые сосредоточились в этом месте. Именно на киевский Крещатик приезжали люди из разных уголков Украины, чтобы купить желанную вещь или косметику, естественно, выстояв за ней в приличной очереди.

К слову, вещами в те времена особо не перебирали. Брали то, что более-менее симпатичное и стоит не слишком дорого. А если еще и заграничного производства – разметали вмиг. “Как-то еду в трамвае по Подолу, смотрю – очередь возле обувного, значит, привезли что-то. Выстояла я в этой очереди часа два, а когда зашла в магазин, оказалось, что мне по размеру подходят единственные туфли – жутко неудобные, да еще и красного цвета, который я ненавижу. Но я все же их купила, выбора то не было”, - поделилась воспоминаниями киевлянка Ирина.

Первыми о грядущем пополнении товара в магазинах узнавали родственники и друзья продавцов – они то и отхватывали самое лучшее, заняв первые места в очередях.

Напротив Бессарабки находился шикарный на то время двухэтажный магазин “Болгарская роза”, где можно было купить настоящие французские духи и тушь.

Но в начале 90-х вещи стали продавать не только в магазинах. На больших площадях начали обустраивать вещевые рынки. На территории НСК “Олимпийский” (ранее – Республиканский стадион) тогда находился один из них. Набирал популярность существующий и доныне рынок “Троещина”.

После того, как Украина стала независимой, в Киеве начал развиваться малый бизнес – стали открываться комиссионки, коммерческие магазины и киоски. Также одежду активно привозили из-за границы и продавали “с рук”. “Так как у меня была нормальная зарплата, мне было классно. Купила себе отличные кожаные туфли, сшитые кооператорами, накупила одежды местных умельцев, и из Польши друг привозил. Косметика, часы Сейко, духи – после длительного периода дефицита и отсутствия нормальных вещей – это был рай”, - рассказала нам киевлянка Светлана.

Сфера услуг, пожалуй, единственная в Киеве, рост которой было видно невооруженным глазом все годы независимости. Несмотря на открытие к 2016 году в городе большого количества крупных торговых центров с развлечениями, бутиками и фудкортами, подобные заведения продолжают расти, как грибы после дождя. Если где-то сносят старинный дом или ограждают даже самый маленький клочок земли, киевляне первым делом думают, что вскоре здесь появится очередной ТЦ. С подобными стройками воюют. Свежий прецедент - якобы "укрепление грунтов" на кругу, что на выходе из станции метро "Героев Днепра". Местные жители уверены, что окончится оно открытием нового торгового центра и пытаются помешать этому, в том числе с помощью петиций в Киевский городской совет.

Фото из открытых источников

Процветает в столице и рынок недорогой одежды – вещевые базары на Лесном, Шулявке и Троещине никуда не деваются еще с 90-х, в любом районе города можно найти магазины ношенной одежды. И если в центре "секонды" прячутся по дворикам и переулочкам, то в спальных районах они на виду. А блошиный рынок на станции метро "Лесная" и вовсе был признан лучшим среди подобных в Европе по версии американского журнала Vogue.

В последние годы в городе открылось сразу несколько нетипичных магазинов секонд-хенда. Сюда приносят свои вещи знаменитые и не очень горожане, которые хотят освободить свои шкафы. Кроме того, в городе открылось множество дизайнерских шоурумов и корнеров, в котором продают свои вещи украинские дизайнеры. Проводятся даже специальные ярмарки, участниками которых могут быть исключительно отечественные производители.

Ресторанный бизнес в последние три года чувствует себя не так вольготно, как до войны, но все же продолжает держаться на плаву. Заведений общепита в Киеве очень много – на любой вкус и кошелек. Причем самыми недорогими почему-то оказываются столовые при госучреждениях. По-прежнему популярны в городе пиццерии, суши-бары и пабы. Найти подобный ресторан, как и фаст-фуд, в любом районе города не составит никакого труда.

Из более свежих тенденций – любовь киевлян к уличной еде. Чебуреки и беляши, над которыми посмеивались в 90-е, потому что делали их тогда действительно из продуктов сомнительного качества, нынче одни из самых популярных угощений на фестивалях уличной еды. В моду вошли также ближневосточные блюда, которые можно продавать с рук – шаурма, фалафели, хумус, бейгели, а также дальневосточные – лапша, приготовленная в воке, например. При этом при всем вполне уверенно чувствует себя и знаменитая киевская перепичка возле метро "Театральная". По качеству эти сосиски в тесте и пирожки, конечно, здорово уступают модным уличным блюдам, но при этом обладают высоким статусом символа города. Примерно, как киевский торт или киевская котлета. Вот только попробовать перепичку можно и правда только в Киеве.

***

После провозглашения независимости Украины киевляне проявили инициативу в переименовании ряда улиц и главной площади города. Тогда и возникло действующее название Майдана Независимости, который во времена СССР был площадью Октябрьской революции. "Прошлись" тогда и по улицам Октябрьской революции, Героев революции и Жданова. Горожане назвали их Институтская, Тресвятительская и Сагайдачного. Тогда киевляне начали самостоятельно менять таблички на домах и принципиально писали на конвертах новые названия улиц.

При этом, преимущественная часть горожан продолжала общаться на русском языке. Со временем государственный язык начнут внедрять в жизнь киевлян интенсивней – на нем будет вестись документация и проводиться занятия в учебных заведениях. Тех, у кого было "туговато" с украинским, отправляли на специальные курсы.

Вопреки распространенному мнению, что Киев – русскоязычный город, украинский язык звучит здесь повсеместно. Нередко это суржик, но встречаются и всевозможные диалекты, а также вполне литературная речь. К примеру, кассиры в супермаркетах чаще всего общаются, употребляя преимущественно украинскую лексику. А литературная речь чаще всего звучит около столичных университетов. И чем престижнее учебное заведение, тем больше его студентов используют в повседневном общении украинский язык. Внесла свой вклад в языковую картину Киева и Революция достоинства. После ее окончания немало горожан окончательно перешли на украинский язык.

На метро Театральная бюст Ленина заменили шикарным 3-D панно Фото из открытых источников

А вот иностранцу в Киеве найти англоговорящего киевлянина будет не так-то просто, хотя в столице встретить человека, который может хотя бы пару слов связать по-английски, проще, чем в других городах Украины. Детей в школах обучают преимущественно на украинском, но родители стараются делать упор на изучение иностранных языков. Что логично, ведь специалисту со знанием того же английского практически в любой сфере платят больше, чем его коллеге такого же профессионального уровня, не владеющему иностранными языками. Впрочем, стоит отметить, что в столице функционирует около десятка школ с русским языком обучения.

***

С момента обретения Украиной независимости Киев изменился очень сильно, и далеко не всегда в лучшую сторону. Застройка города почти все это время велась хаотично, сохранить исторический облик города не пытался практически никто. Немало старинных зданий в центре погибли из-за того, что стояли на дорогой земле, которая приносит гораздо больше прибыли, если на ней стоит бизнес-центр, ресторан, магазин, а то и вовсе целый жилой комплекс. Так появились многоэтажки на днепровских кручах, "ростом" существенно выше лаврской колокольни, которая всегда служила ориентиром – выше здания строить было нельзя. Так появился знаменитый дом-монстр на Нижнем Валу, что на Подоле. Девелопер сначала разработал проект, который даже в чем-то пытался подражать стилю и этажности застройки старинного района, а потом плюнул и надстроил несколько этажей. Сейчас городские власти предпринимают попытки заставить недобросовестного предпринимателя разобрать лишние этажи, но воз и ныне там.

Фото из открытых источников

Более угрожающая ситуация сложилась с домом на улице Гончара, 17-23. Высотку возводят прямо посреди охранной зоны ансамбля сооружений собора Святой Софии, которая входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Из-за лишних этажей этого дома центр Киева едва было не лишился этого статуса.

Подобные скандальные стройки в городе происходят повсеместно. Чего только стоит история с попыткой воткнуть нечто (предположительно торговый центр) возле развязки на Осокорках. Зеленый забор появлялся на улице Серафимовича неоднократно. Его сносили, жгли, били охрану, а он все возвращался. В итоге решением городских властей на месте предполагаемой стройки высадили сквер, но и его кто-то полностью уничтожил.

Из более свежих примеров – стройка на выходе из станции метро "Героев Днепра", которую сначала выдавали за работы по укреплению грунта. Затем на месте появилась строительная техника и был выставлен проект еще одного будущего торгового центра. Так что до порядка и прозрачных правил игры в плане застройки Киеву еще очень и очень далеко.

***

К слову, в этом году должны достроить здание, которое станет самым высоким в Киеве. Возле Центрального ЗАГСа на проспекте Победы возводят многофункциональный комплекс "Sky towers". Он будет состоять из трех башен в 47, 34 и 2 этажа. В небоскребе, высота которого составит 210 метров, разместятся офисы, банк и пятизвездочная гостиница. Пока самым высоким зданием столицы считается жилой дом по адресу: Кловский спуск, 7. Этот небоскреб состоит из 48-этажного жилого комплекса и 18-этажного офисного центра. Высота гиганта – 162, 6 метров.

А в 1991 году в этом рейтинге лидировало нынешнее помещение Министерства транспорта – на то время одно из высочайших зданий страны. 120-метровое здание построили еще в 1986 году как "Вычислительный центр Аэрофлота". Так как рабочие не имели ни достаточного опыта, ни необходимых материалов, строительство первого киевского небоскреба не увенчалось успехом. В итоге здание на долгие годы было выведено из строя. Из-за некачественных работ в недавно построенной высотке инженерные коммуникации – линии связи, водо-, тепло- и энергоснабжения и вентиляция были непригодными. В 2003 году здание было передано Министерству транспорта Украины. Тогда его практически строили заново – от старого сооружения оставили только несущий каркас.

В начале 90-х Воздвиженка была обычным пустырем с полуразрушенными зданиями и горами мусора
В начале 90-х Воздвиженка была обычным пустырем с полуразрушенными зданиями и горами мусора Фото из открытых источников
В начале 90-х Воздвиженка была обычным пустырем с полуразрушенными зданиями и горами мусора
В начале 90-х Воздвиженка была обычным пустырем с полуразрушенными зданиями и горами мусора Фото из открытых источников
В начале 90-х Воздвиженка была обычным пустырем с полуразрушенными зданиями и горами мусора
В начале 90-х Воздвиженка была обычным пустырем с полуразрушенными зданиями и горами мусора Фото из открытых источников

До середины 90-х годов на территории Киева невозможно было построить здание там, где оно не предусматривалось. Существовали генеральные планы застройки города и нарушать их никто не решался. Позже начнется период так называемого "архитектурного хулиганства", о некоторых случаях которого упоминалось выше.

В 1991 году столица сохранила облик старинного, зеленого города, гордостью которого являлось обилие деревьев и клумб. Тогда чтобы срубить хотя бы одного дерево, нужно было получить специальное разрешение. Никаких бизнес- и торговых центров, хаотически припаркованных автомобилей и обилия броской, неуместной рекламы. Эти времена давно и безвозвратно ушли.

Фото из открытых источников

***

Новые районы. Жилая часть Киева продолжает расширяться. Та же заложенная в 1981 году Троещина за 25 лет независимости успела превратиться из места, куда отваживались переезжать, только если "жизнь давала трещину", в крупнейший жилой массив столицы. Да, ее во многом заселили приезжие из других регионов Украины, но они же и превратили район в довольно благополучное и в целом вполне комфортное для жизни место.

Фото из открытых источников

Примерно так же обстоят дела с троицей Позняки-Осокорки-Харьковский в Дарницком районе, которые начали застраивать в позднесоветские годы. Кризисное время после развала СССР остановило работы по возведению здесь типового жилья и фактически в жилые массивы эти районы превратились уже в эпоху независимости. На сломе эпох земля, по большому счету, пустовала – частные дома отселили, а высотки возводить было не за что. Сейчас этот участок Киева застраивается современным жильем в рекордные сроки. Но есть и недостаток – киевляне далеко не всегда довольны внешним видом жилых небоскребов по 20 с лишним этажей каждый. Районы даже сравнивают с Шанхаем, который застраивается схожим по высотности и плотности размещения зданий образом.

Новые дороги. Немного лучше дело на сегодня обстоит с дорогами. У города появились деньги на ремонт основных магистралей и вот уже второй год подряд летом сразу по несколько улиц частично перекрывают для того, чтобы снять разбитый асфальт и положить на его место новое, более современное и долговечное покрытие. Так, совсем недавно завершили приводить в порядок бульвар Шевченко, а на Святошино в прошлом году отремонтировали путепровод. С начала же предстоящей осени часть улиц в центре перекроют для ремонта аж до следующего лета. Водителей просят потерпеть временные неудобства (из-за ремонтов полосы движения приходится перекрывать), а взамен обещают положить такое дорожное покрытие, которое ближайшей весной не сойдет вместе со снегом. Отметим, что часть дорог, к реконструкции которых приступили в этом году, стояли нетронутыми еще с момента их строительства.

Транспорт. А вот с транспортом, который ездит по этим самым дорогам, разобраться за 25 лет городским властям не удалось. Сейчас главным (если судить по количеству единиц подвижного состава) видом транспорта в столице являются маршрутки. С одной стороны, это удобно – они "прошивают" город во всех мыслимых и немыслимых направлениях и помогают добраться куда угодно. С другой – сами машины, которые ходят по маршрутам, пребывают в плачевном состоянии, а качество сервиса оставляет желать лучшего. К тому же засилье маршруток перегружает столичные дороги, чем способствует усугублению проблемы пробок в часы пик.

В 1991 основными видами транспорта в столице были троллейбус, трамвай и метро. В наше время маршрутки практически вытеснили наземный общественный транспорт. Городские власти планируют вернуть автобусы и троллейбусы на первое место и полностью отказаться от маршруток. Для этого Киев постепенно закупает комфортный и вместительный транспорт. Город сейчас активно пытается отвоевать пространство на дорогах для общественного транспорта. К разработке оптимальных схем движения автобусов, троллейбусов и трамваев привлекли Всемирный банк.

Транспорт в Киеве в начале 90-х
Транспорт в Киеве в начале 90-х Фото из открытых источников
Транспорт в Киеве в начале 90-х
Транспорт в Киеве в начале 90-х Фото из открытых источников
Транспорт в Киеве в начале 90-х
Транспорт в Киеве в начале 90-х Фото из открытых источников

25 лет назад в столичной подземке насчитывалось 33 станции. Сегодня в столице функционирует 52 станции метро и это – далеко не предел. В планах горадминистрации строительство ветки метро на жилмассив Виноградарь. Хотя больше всего ждут прихода подземки все же на Троещине. И все никак не дождутся – за годы независимости в столице построили с нуля "зеленую" Сырецко-Печерскую линию, теперь, вот, планируют ветку вглубь Подольского района. Троещине пока остаются только забитые транспортом мосты.

Кстати, о мостах. С ростом количества киевлян, живущих на левом берегу Днепра, в столице стало катастрофически не хватать автомобильных переездов через реку. К примеру, затяжной ремонт Южного моста, который ведется еще с зимы, создает ощутимые неудобства тем, кто ездит на работу на правый берег. А Подольско-Воскресенский переход, который должен был бы хотя бы частично решить проблему, все так же стоит недостроенным. Правда, недавно помочь с его завершением пообещали немцы. Если все сложится, лет через 5 этот мост запустят в эксплуатацию.

***

А пока Киев продолжает постепенно расти и расширяться, оставаясь одним из немногих населенных пунктов страны, количество жителей которых увеличивается. В последние годы в столице прибавилось жителей из регионов, где ведутся боевые действия – Донецкой и Луганской областей. Также в Киев продолжает прибывать на учебу молодежь из всех уголков страны. Нынешние власти декларируют свое намерение сделать мегаполис удобным для всех – теплым зимой, зеленым летом, красивым в любое время года и суток. В ближайших планах городской администрации избавиться от засилия внешней рекламы, снести все МАФы, упорядочить трафик и успешно войти в ближайший отопительный сезон. В общем, все как всегда – город продолжает жить своей жизнью, изредка прерываясь на праздники. А киевляне продолжают всем сердцем любить родные улицы, каждый день болезненно переживать каждую их утрату и искренне радоваться малейшим улучшениям. И изо всех сил бороться за то, чтобы у Киева не отобрали остатки души.

Транспорт в Киеве в начале 90-х Фото из открытых источников

Анастасия Митина, Василиса Егорова

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>