Фото из открытых источников

Apple использует новый тип дисплеев в своем флагманском iPhone, смирившись с задержками на производстве, накликая на себя гнев инвесторов и огорчая фанатов. LG, Apple, Google и Samsung вкладывают миллиарды долларов в новые фабрики. Разбираемся, чем так хороша технология OLED, раз вокруг нее кипят такие страсти.

Что представляют собой OLED-дисплеи

OLED-дисплеи – конкурирующая технология для LCD-дисплеев. Название расшифровывается как Organic Light Emitting Diodes, то есть "органические светоизлучающие диоды". Дисплеи состоят из четырех слоев: подложки, платы с электроникой, фронтальной панели (состоит из органических материалов и электродов) и защитного слоя. Защитный слой очень важен, так как технология чувствительна к кислороду и влаге. При подаче электрического тока на проводники происходит излучение яркого света, появляется картинка. Благодаря такому устройству OLED имеет ряд преимуществ перед LCD-технологией.

Меньшая толщина. У OLED-дисплеев нет лишнего слоя, где размещается подсветка. Светятся сами пиксели. За счет этого они получаются тоньше.

Контрастность. Так как черный цвет на таких экранах – это пиксели, которые не светится, картинка на OLED-дисплеях выглядит ярче, а контрастность стремится к бесконечности. С развитием OLED производители устройств и видеоконтента стали массово внедрять поддержку технологии HDR. Если коротко, то благодаря этой технологии даже темные сцены в видео выглядят не как одно большое непонятное пятно, в них можно разглядеть оттенки. Темные сцены в современных блокбастерах или играх на таких экранах становятся более контрастными.

Энергоэффективность. Так как светятся сами диоды и только в тот момент, когда этого требует картинка, экран потребляет меньше энергии. OLED-матрицы способны добавить несколько часов смартфону при включенном экране, а в условиях, когда дисплеи становятся просто огромными и занимают всю лицевую панель при компактных корпусах (достигая в диагонали почти 6 дюймов, как в iPhone X и флагманах Samsung), это чрезвычайно важный показатель. Впрочем, в странах с дорогой электроэнергией энергоэффективность телевизоров также имеет значение для покупателей, и по этому параметру OLED’ам нет равных.

Новости по теме: Больше - не значит дольше: Как выбрать смартфон с максимальной продолжительностью автономной работы

Яркость и цветопередача. Несколько лет назад OLED-дисплеи были тусклыми и страдали от неестественной цветопередачи. Но компании Samsung, которая на данный момент выпускает лучше AMOLED-дисплеи для смартфонов, удалось справиться с этими проблемами. Технология позволяет отображать больше цветов, чем поддерживает IPS-матрица (основной конкурент). Уже третий год подряд ресурс Display Mate, который специализируется на оценке качества экранов, называет экраны флагманов Samsung лучшими на рынке. Ждем, что эксперты скажут о дисплее iPhoneX.

Быстродействие. OLED-экраны способны на большее быстродействие по сравнению с LCD-панелями. Это значит, что они лучше отрабатывают динамические сцены в видео или играх, а в будущем эта возможность может найти применение и в других сферах.

Гибкость и прозрачность. OLED-дисплеи могут быть гибкими и прозрачными, двухсторонними и при этом оставаться яркими и контрастными.

Благодаря такому свойству, как гибкость, появились изогнутые телевизоры. У LG и Samsung есть модели смартфонов с изогнутыми экранами – LG GFlex и GFlex 2, Samsung Galaxy Round. Полностью изогнутый экран в мобильных устройствах пока не прижился – модели не стали массовыми, а продажи ограничились несколькими рынками. Но зато технология сделала возможным производство смартфонов с загнутыми по краям дисплеями, пионером в этом стал Samsung Galaxy Note Edge, а сейчас такие модели есть в линейке большинства производителей Android-смартфонов. Так как загнутые экраны создают эффект отсутствия рамок, пользователи позитивно восприняли новое свойство.

Уже несколько лет идут разговоры о том, что гонка размеров экранов приведет к появлению сгибающихся смартфонов – и ходят слухи, что первое такое устройство Samsung покажет в следующем году или в крайнем случае в 2019-м. Устройство уже было сертифицировано Корейским национальным агентством радиосвязи и в интернете появились первые изображения.

Фото из открытых источников

Фото из открытых источников

Разные компании уже показывали прозрачные дисплеи, но пока они находятся на уровне концептов. Так, в июне LG показала изогнутый прозрачный 77-дюймовый дисплей, он может использоваться в витринах магазинов, на цифровых табло, в решениях с дополненной реальностью. В сентябре на IFA 2017 Panasonic представила концепт прозрачного телевизора. Кроме того, в 2017 году был создан первый прозрачный OLED-дисплей с графеновыми электродами. Впрочем, прозрачным экранам пока далеко до появления в коммерческих продуктах.

Новости по теме: Графен животворящий: 10 главных мыслей о суперматериале от его исследователя Леонида Пономаренко

Фото из открытых источников

Кто инвестирует в OLED

В мире есть пять основных производителей OLED-дисплеев – Samsung Display, LG Display, Sony, Panasonic, CSOT. Самых больших успехов в производстве дисплеев для смартфонов добилась компания Samsung, которая использует AMOLED в своих флагманах уже много лет. Samsung активно инвестировала в технологию, и именно у нее есть наибольшее производство дисплеев, которое также выпускает экраны для iPhone X. Другие производители смартфонов не довольны объемами производства и фактически монополией на OLED-экраны для мобильных устройств, при этом видят перспективы именно в этой технологии. Поэтому они готовы инвестировать в производство. По оценкам исследовательской компании DSCC, к 2022 году объем рынка OLED-панелей составит 60 млрд долларов. Только в текущем году компания прогнозирует рост на 57%, в 2018 – на 50%.

Фото из открытых источников

Новости по теме: "Окей, Гугл!": Что известно о новых смартфонах Pixel 2 и Pixel 2 XL

LG летом 2017 года анонсировала инвестиции в собственное производство OLED-панелей для смартфонов и телевизоров в размере 7 млрд долларов в течение ближайших трех лет, из них 4,5 млрд пойдет на выделенную линию для гибких дисплеев. Apple планирует вложить в производственные линии LG 2,67 млрд долларов (по другим данным – от 1,75 до 2,62 млрд долларов). Компания Google предложила LG инвестиции в производство OLED-экранов в размере 880 млн долларов. Samsung тоже не сидит без дела – компания вкладывает в строительство нового крупнейшего в мире производства OLED-дисплеев. По оценкам приближенных к компании анонимных источников, только здание обойдется корейскому гиганту в 1,75 млрд долларов, оборудование – еще в 4-14 млрд долларов. Производство будет запущено в 2019 году.

Недостатки технологии

До недавних пор одним из важных недостатков OLED-дисплеев была недолговечность. Но современные экраны уже достаточно долго сохраняют свои свойства, чтобы быть использованными в смартфонах, "умной" носимой электронике и телевизорах.

Между OLED и рынком есть еще одна проблема – цены и, соответственно, объемы производства. Чем больше заводов будет построено, чем больше OLED будет применяться, тем существеннее и быстрее снизятся цены. Именно поэтому Google и Apple инвестируют в LG Display – чтобы не зависеть только от возможностей производства Samsung и чтобы заветные экраны скорее стали доступны.

Не смартфонами едиными

OLED-дисплеи перспективны не только для смартфонов, носимой электроники или телевизоров. Они могут быть использованы буквально в любой сфере – от по-настоящему электронных журналов, до информационных табло, киосков самообслуживания в туристических местах, аэропортах или на вокзалах, в витринах магазинов, на рекламных поверхностях – везде, где есть спрос на трансляцию изображения с минимальным энергопотреблением и максимальным качеством. Чем активнее производители электроники применяют технологию в своих устройствах и инвестируют в производство и разработку, тем быстрее гибкие, прозрачные, двухсторонние экраны станут частью повседневной жизни. Мы идем к будущему, где намного больше экранов, изображения – намного реалистичнее, а информация подана в интерактивном режиме. И похоже, что OLED-дисплеи – пока основные кандидаты на массовое распространение.

Таким видят будущее дисплеев компании, которые занимаются их разработкой и производством.

Нина Глущенко