Фото из открытых источников

На минувшей неделе Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект № 5364 о внесении изменений в некоторые законодательные акты в части реформирования сферы парковки транспортных средств, который может поставить точку в давнем споре между городскими властями и автомобилистами о том, нужно ли платить за уличную парковку. Согласно нормам законопроекта, оплата за парковку становится обязательной, а за отказ предусмотрен штраф "под стекло". Это заочный штраф, который может быть выписан даже при отсутствии автовладельца, что, согласно нынешнему законодательству, невозможно. Выписывать его смогут инспекторы парковки, которые будут наделены соответствующими полномочиями. "Речь об уполномоченных городами службах. Это могут быть разные службы. Мы говорим, что города сами определяют какие подразделения у них этим занимаются (устранением нарушений правил парковки и штрафами за отказ оплачивать пользование парковкой, - ред.)", - уточнил 112.ua соавтор законопроекта нардеп Дмитрий Белоцерковец.

Примечательно, что до марта 2016 года Белоцерковец был главой департамента благоустройства Киевской городской администрации (который в том числе занимался и вопросами парковок). Как известно, он и Александр Бригинец в марте 2016 года заняли в парламенте места Егора Фирсова и Николая Томенко, вышедших из фракции БПП и лишенных депутатских полномочий.

А что сейчас?

Согласно действующему законодательству, сотрудники парковок теоретически могут привлечь водителя к ответственности за отказ платить за пользование парковкой, но только вызвав наряд полиции, которая в присутствии двух понятых составит протокол о наложении штрафа. На практике водители уезжают раньше, чем приедет полиция, а инспекторы-парковщики лишены возможности задокументировать и оформить соответствующим образом факт правонарушения. "Они просто не знают, на кого выписывать протокол об админнарушении. Ответственность водителей за невыполнение их требований предъявить удостоверение водителя отсутствует", - говорится в пояснительной записке законопроекта.

"У нас полная безнаказанность для тех, кто оставляет автомобили на парковках и не платит. За последний год по Украине полицейскими составлено всего 240 таких протоколов. Во всех цивилизованных странах право на составление таких протоколов есть у органов местной власти", - говорил, представляя законопроект в зале, еще один его соавтор, нардеп Антон Геращенко.

Следует отметить, что давний спор о необходимости платить касается не всех парковок, а только расположенных на некоторых участках проезжей части (на улично-дорожной сети) и отнесенных к этой категории решениями городских властей. Если платить за пользование такими парковками водители отказываются, то сегодня механизма заставить их это делать нет. В силу особенности расположения большинство таких парковок даже нельзя оградить шлагбаумом. До 2010 года инспекторы пытались решить проблему с помощью блокираторов, которые крепились на колеса автомобилей не желавших платить за уличную парковку водителей. Однако по иску общественных организаций подобные действия были запрещены судом.

Основные аргументы водителей, которые отказываются платить за уличную парковку, – это то, что им не предоставляется услуга.

"Нужно понимать, что парковки делятся на две категории. Это специальные (охраняемые) площадки, крытые паркинги и паркоместа на улицах. Плата за парковку там, где есть специальные площадки, охрана, крыша, как за услугу, - вполне правомерна. Что касается парковки в разрешенных местах на улице, то в данном случае введение платы не является правомерным", - говорит юрист Вадим Володарский. С ним согласен и заместитель министра инфраструктуры в 2014-2015 гг. Александр Кава. "По сути, парковка на улично-дорожной сети - это воздух и публичное пространство, которое принадлежит всем. Плата за такую парковку - это, по сути, плата за воздух. Вам же никто не гарантирует, что ваш автомобиль будет в сохранности, что вам никто не разобьет стекло. За это никто ответственности не несет. Но вы должны заплатить за то, что припарковались в правом ряду", - поясняет Кава.

Желающих делать бизнес на таких парковках более чем достаточно, потому что в них ничего не нужно вкладывать. Кава утверждает, что это идеальный бизнес для коррумпированных чиновников. Есть много коммунальных парковок, которые отданы в субаренду, и тогда средства идут им в карман, а не в городской бюджет, говорит экс-чиновник.

Фото из открытых источников

Единственным оператором по парковке транспортных средств в Киеве, а, соответственно, и спорных уличных парковок, решением Киевского городского совета от 26.06.2007 г. № 930/1591 "О совершенствовании парковки автотранспорта в Киеве" определено коммунальное предприятие "Киевтранспарксервис". В соответствии с п. 17.3.1. документа, организация и эксплуатация парковок осуществляется только оператором или предприятиями, с которыми оператор заключил соответствующий договор.

Из-за отсутствия рычагов влияния на автомобилистов, которые отказываются платить за парковку, "Киевтранспарксервис" несет убытки, сетует заместитель главы КГГА Николай Поворозник. "Также несет убытки и бюджет города, в который компания должна перечислять парковочный сбор. А если люди за парковки не платят, то "Киевтранспарксервис" не может уплатить сбор", - говорит он.

По словам Белоцерковца, в Киеве доходы от парковки исчисляются десятками миллионов гривен, тогда как в случае реализации положений законопроекта бюджет города может получить до миллиарда гривен средств.

Справедливости ради следует отметить, что проблемы низких доходов "Киевтранспарксервиса" связаны не только с отсутствием механизмов требовать оплату за парковку, но и с массовыми нарушениями, о которых, в частности, заявлял заместитель главы КГГА Илья Сагайдак. На основании собственной инспекции ряда парковок в Киеве он сообщил о множестве вопиющих нарушений. "На ул. Шота Руставели, возле синагоги, чек нам вообще не выдали, но за парковку уплатил 20 гривен (несмотря на то, что час стоит 10 гривен). Человек должен быть уволен", - писал Сагайдак в Facebook.

По его словам, на парковках царит полный произвол. "Хаотичность парковщиков в этом месте впечатляет: есть и парковщики КП "Киевтранспарксервис", и непонятные люди в ярко-салатовых жилетах (хотя прилегающие рестораны доказывают, что это их собственные парковщики", - писал замглавы КГГА. Он сообщал, что все материалы переданы в соответствующие правоохранительные органы для дальнейшего разъяснения.

В декабре 2016 года директор КП "Киевтранспарксервис" Артем Шамрай был уволен с занимаемой должности в связи с "потерей доверия". Акт с результатами проверки деятельности Шамрая был передан в прокуратуру Киева. Тогда сообщалось о намерении городских властей провести комплексную проверку деятельности "Киевтранспарксервиса" с отстранением от занимаемых должностей заместителей директора Ярослава Погребняка, Святослава Мельника и Евгения Сагуйченко.

Нарушителей - на эвакуатор!

Кроме решения проблемы с неоплатой парковок, законопроект № 5364 с помощью инспекторов парковок (служб, наделенных полномочиями по решению местных советов городов) предлагает решить и ряд других масштабных проблем. Предполагается, что в компетенцию инспекторов будет входить и право устранять все нарушения правил парковки в городе, в том числе и при помощи эвакуатора.

В случае принятия документа делать они это смогут только в случаях, если автомобиль создает "существенные препятствия для дорожного движения". Такая норма действует и сейчас. Однако если в нынешнем варианте законодательства это определение четко не прописано, то в новом документе четко описаны ситуации, которые могут быть отнесены к этой категории. В частности, "размещение транспортного средства считается создающим существенные препятствия дорожному движению или угрозу безопасности движения, если транспортное средство поставлено на проезжей части в два ряда и больше, размещено в запрещенных Правилами дорожного движения местах остановки или стоянки, а именно: на железнодорожных переездах, на трамвайных путях, на эстакаде, мосту, путепроводе или под ним, или в тоннеле; на пешеходном переходе или ближе 10 метров от него с двух сторон, кроме случаев остановки для предоставления преимущества в движении; на перекрестках или ближе 10 метров от края перекрещенной проезжей части при отсутствии на ней пешеходного перехода (за исключением остановки для предоставления преимущества в движении или остановки напротив бокового проезда на Т-образных перекрестках, где есть сплошная линия разметки или разделительная полоса) и еще ряд случаев.  

The Village

Предусматривается, что "обстоятельства, которые стали основанием для временного задержания транспортного средства, должны быть обязательно зафиксированы в режиме фотосъемки или видеосъемки, а также в соответствующем протоколе об административном правонарушении".

Сейчас у полиции просто не хватает рук, чтобы справиться со всеми случаями парковки не по правилам, говорит собственник паблика dtp.kiev.ua Влад Антонов: "Чтобы корректно оформить вывоз автомобиля на штрафплощадку, патрульной полиции иногда приходится ждать эвакуатор два-три часа. Ясно, что столько времени есть далеко не всегда (в полиции часто жалуются на некомплект сотрудников и недостаток рабочих рук). Например, участок от Бессарабской площади: там автомобили иногда стоят в два ряда. Представляете, если бы полиция попыталась отправить на штрафплощадку все триста припаркованных там автомобилей? Для этого нужно было бы снять с работы чуть ли не всех сотрудников и бросить их на борьбу с этими машинами. А ведь есть еще улицы Жилянская и Саксаганского, где припаркованные автомобили часто занимают даже полосу движения, выделенную для общественного транспорта".

"Это самая большая проблема сегодня для больших городов. Фактически автомобили, которые паркуются под знаками, нельзя эвакуировать, так как правила дорожного движения так прописаны, что полиция может эвакуировать транспорт, только если он значительно мешает движению. Полиция же сегодня так трактует законодательство, что у них нет полномочий эвакуировать припаркованные таким образом автомобили массово. К тому же в полиции объясняют, что у них на сегодня нет возможности заниматься всем из-за отсутствия необходимого количества полицейских", - соглашается Дмитрий Белоцерковец. Он отметил, что авторы законопроекта не намерены жаловаться на полицию, а решают проблему, как ей помочь.

Инспекторы парковки также наделяются правом накладывать заочные штрафы на нарушителей правил остановки, стоянки, то есть без присутствия автовладельцев. В этом случае они также обязаны производить фото- и видеосъемку нарушения. Сейчас выписать штраф при отсутствии автовладельца (заочно) полиция не может. "Если вы оставили автомобиль в правой полосе под знаками, полиция подъехала, и вы видите, что они вас ждут, вы просто не подходите к своему автомобилю. И полиция сделать ничего не может до тех пор, пока вы не подойдете. В итоге полиция уезжает не дождавшись, и нет ответственности за нарушение. Законопроект наделяет уполномоченные городами подразделения выписывать штрафы под стекло, как в Европе", - пояснил Белоцерковец.

Фото из открытых источников

Нардеп говорит, что законопроект позволит освободить правую полосу, что позволит уйти от пробок. На некоторых улицах правая полоса выделена под движение общественного транспорта, но двигаться он по ней не может из-за припаркованных автомобилей. Из-за этого часто и возникают заторы. "Следует отметить, что прописанные в законопроекте полномочия являются добровольными и необязательными для реализации всеми городами. Если у городов нет необходимости их реализовывать (например, у маленьких городов), они могут не делать этого. Эти полномочия реализовываются по желанию местными советами", - представляет преимущества законопроекта Белоцерковец. По его словам, поддержку законопроекту выразили Киев и еще 14 городов: Днепр, Одесса, Харьков, Винница, Житомир, Ровно, Хмельницкий, Тернополь, Черкассы, Ужгород, Чернигов, Кропивницкий, Мариуполь и Львов). Поддержала документ и Ассоциация городов Украины.

И что, теперь станет больше паркингов?

Авторы законопроекта уверены, что он создаст стимулы для инвесторов строить новые паркинги в Киеве. "Если появляется ответственность за нарушение, то люди будут искать место, где припарковаться, чтобы заплатить деньги, но не быть эвакуированным. Соответственно, это будет стимул для инвесторов строить паркинги. На сегодняшний день строить паркинги в Киеве невыгодно. Никто не хочет вкладывать деньги, потому что понимает, что эти инвестиции не отобьются. Если будет ответственность за неправильную парковку, то на нее появится спрос. Приведу пример. Вокруг Крещатика есть большое количество парковок. Так вот их занятость - исключительно 35-40%. На них никто не паркуется по простой причине: зачем это делать, если можно припарковаться на правой полосе?" - сказал Белоцерковец.

Впрочем, по словам экспертов, проблема отсутствия интереса у инвесторов к строительству паркингов более многоплановая, и только с помощью норм законопроекта решить ее вряд ли удастся. "Как показывает мировая практика, строительство специализированных оборудованных паркингов возможно в основном при наличии муниципальных дотаций", - отмечает Александр Кава. По его словам, если поставить рыночный тариф, который позволит окупить инвестицию в парковку, то ею просто никто не будет пользоваться. "Если тариф 5 долл. в час, вы же не будете там парковать автомобиль", - говорит он.

Кроме того, по его словам, проблема и в отсутствии, в частности в центре Киева, достаточного предложения площадок, на которых можно было бы построить новые парковки. "Сегодня если есть земельный участок в месте тяготения граждан, то на нем гораздо выгодней построить объект коммерческой недвижимости, чем паркинг", - отмечает Кава.

Следует отметить, что о том, что такая проблема действительно существует, говорил в беседе со 112.ua и замглавы КГГА Николай Поворозник.

Фото из открытых источников

Некоторые депутаты во время обсуждения законопроекта в сессионном зале отмечали и высокий риск коррупционной составляющей законопроекта. В частности, об этом говорила нардеп Елена Сотник (фракция "Самопомич"). "Мы предоставляем полномочия, достаточно широкие полномочия, и большое доверие людям, которые будут привлекать к ответственности от имени власти, и мы должны четко гарантировать, что такими полномочиями они не будут злоупотреблять, что там не будет коррупционных рисков. В частности, научно-экспертное управление Верховной Рады отмечает целый ряд таких моментов, в том числе и коррупционных моментов, где полномочия исполнительных органов местного самоуправления фактически не конкретно определены", - сказала она. Об угрозе коррупционной составляющей говорил и народный депутат ("Народный фронт") Игорь Лапин. "Я понимаю, если бы местные советы, городская власть создали условия для автовладельцев, а после этого нарушителей привлекали к ответственности. Вместо этого сегодня пытаются продавить такую норму, чтобы создать еще один орган, который будет выписывать штрафы", - сказал он.

По мнению Александра Кавы, нужно бороться не с последствиями, а с причиной. "А этот законопроект борется со последствием. Нужно подходить в комплексе и создавать эффективную альтернативу перемещения людей по городу и только после этого ужесточать правила и ответственность за парковку. Нужно создавать качественный, быстрый, комфортабельный транспорт, чтобы можно было перемещаться по городу без личного автомобиля. Такой транспорт, как, например, в Киеве сейчас, кроме метрополитена, он неконкурентен с собственным автомобилем. Если вы на машине едете 10 минут, а на общественном транспорте преодолеваете этот же маршрут за 50 минут, то любой рационально мыслящий человек будет отдавать предпочтение личному транспорту", - сказал Кава.    

Эксперт также рассказал, что в Европе парковка на улично-дорожной сети платная только в рабочие часы в рабочие дни. Например, в Варшаве платные парковки в центре города только с 08:00 до 18:00. "И это сделано для того, чтобы не загружать инфраструктуру центра и чтобы люди меньше ехали в центр на автомобилях и меньше заторов создавали", - подчеркнул он. В Лондоне сделали платный въезд для личных автомобилей в центр города и, соответственно, очень высокую стоимость парковки: "Но при этом в Лондоне просто фантастическая сеть наземного транспорта – разветвленные маршруты, маленькие интервалы движения, предсказуемость по табло, когда транспорт будет, комфортабельные автобусы. Вам машина в центре Лондона будет просто не нужна".

Елена Голубева