Обзор киноновинок: Что смотреть в марте

Лейтмотивом мартовского кинопроката станет извечное коловращение притеснений и протестов против несправедливости, представленное в самых разнообразных жанровых форматах, от психологической драмы до футуристического экшена. 112.ua представляет обзор киноновинок марта: что стоит посмотреть и почему

Обзор киноновинок: Что смотреть в марте
Фото из открытых источников

Владимир Акифьев

киножурналист

Лейтмотивом мартовского кинопроката станет извечное коловращение притеснений и протестов против несправедливости, представленное в самых разнообразных жанровых форматах, от психологической драмы до футуристического экшена. 112.ua представляет обзор киноновинок марта: что стоит посмотреть и почему

10 марта

Кэрол / Carol

Самой нашумевшей среди мартовских картин о людях, по той или иной причине выброшенных на обочину социума и вынужденных отстаивать своё человеческое достоинство, является, пожалуй, лента Тодда Хейнса, отмеченная призами Каннского кинофестиваля, Австралийского киноинститута и шестью номинациями на "Оскар". Героини этой поставленной по роману "Цена соли" Патриции Хайсмит (известной у нас по детективам о талантливом мистере Рипли) истории совсем не расположены вступать с окружающими в противостояние. Однако их лесбийский роман в глазах фарисейского общества американских пятидесятых считается настолько недопустимым, что одну из них собираются лишить в судебном порядке права видеться с собственной дочерью.

Фильм с его монотонным и даже вялым повествованием едва ли покажется кому-нибудь увлекательным времяпрепровождением. Но тем, кого это не испугает, запомнятся несколько прочувствованных монологов и превосходный актёрский дуэт Кэйт Бланшетт и Руни Мара.

Дивергент. Глава 3: За стеной / The Divergent Series: Allegiant

Трилогия Вероники Рот о дивергентах, их соратниках и жестоких врагах в своём киновоплощении превратилась в тетралогию. Экранизация заключительного романа разделена на две части (таким образом фильм, выходящий на экраны в марте, станет предпоследним), что делает киносерию ещё более похожей на образец подобных молодёжных антиутопий - "Голодные игры".

Как помнят зрители, первые две картины вслед за своими литературными первоисточниками описывали отгородившееся стальной оградой от окружающегося мира крошечное государство выживших после глобального катаклизма. Его отцами-основателями была введена жёсткая кастовая система, разделяющая общество на несколько фракций, члены которых отбираются в соответствии с особенностями характера и темперамента. Но некоторые из граждан оказались личностями со столь сложным набором способностей и наклонностей (их-то и назвали дивергентами), что определить их фракционную принадлежность не представляется возможным, из-за чего правительство считает их опасными для закона и порядка. Именно дивергентом является главная героиня серии Трис, оказывающаяся способной осознать всю ложь и жестокость этой государственной системы, кажущейся большинству сограждан вполне разумной и справедливой. Когда же власти организовывают массовое истребление членов одной из фракций, Трис и её товарищи вынуждены отстаивать свою жизнь с оружием в руках, что приводит к падению режима.

Новый фильм посвящён экспедиции героев за пределы "железного занавеса", пересекать который прежде строго возбранялось, и их попыткам построить более справедливое общество, и поделить власть. А, как хорошо известно нашим соотечественникам, переход от диктатуры к демократии может оказаться куда более продолжительным, трудным и болезненным, чем могут предположить воодушевлённые победой ниспровергатели режима.

Как в своих достоинствах, так и в недостатках "Глава 3" (её режиссёр Роберт Швенке поставил и предшествующий фильм, "Инсургент") едва ли будет существенно отличаться от первых двух картин. В серии сделана попытка в увлекательной форме фантастического боевика осмыслить проблемы взаимоотношений личности и общества, показать последствия разделения людей на группы по надуманным, зыбким критериям. Эти фильмы достаточно выразительно показывают, как утопия, в которой стабильность и благоденствие основаны на воспитании страха перед внешней угрозой и жёстком подавлении внутреннего инакомыслия, неизбежно оборачивается антиутопией, как насилие со стороны государства приводит к кровавому хаосу революции.

К сожалению, характеры персонажей удаются авторам гораздо хуже социально-политических моделей, а их общение выдержано в тональности сентиментальной мелодрамы. В результате примечательные идеи по большей части теряются в утомительно лиричных выяснениях романтических и товарищеских отношений.

17 марта

Тронутые / The Road Within

Комедия дебютантки Грен Уэллс, тепло принятая на нескольких фестивалях независимого кино, является ремейком популярной немецкой ленты 2010-го года "Винсент хочет к морю". "Тронутые" рассказывают о юноше с синдромом Туррета, весьма неприятной напасти, обрекающей его на конвульсивные движения и выкрикивание (в драматически неуместные моменты) всевозможных ругательств и скабрезностей. Отец, озабоченный своей избирательной кампанией политик, отправляет "неудачного" сына в психиатрическую лечебницу, откуда тот сбегает вместе с другими пациентами: девушкой, страдающей анорексией, и помешанным на чистоте невротиком.

В этой истории о дружбе отвергнутых своими близкими подростков, не способных, при всей взаимной симпатии, отказаться от искушения подвергать друг друга насмешкам, которые им самим приходится терпеть от окружающих, немало трогательных и забавных эпизодов. Но в конце концов происходящее скатывается к фальшиво жизнеутверждающей мелодраме, где гордиевы узлы психологических проблем и обид рассекаются с неубедительной лёгкостью. К тому же молодые и талантливые исполнители Роберт Шиэн, Зои Кравитц и Дев Патель не всегда справляются с требуемым от них градусом эксцентричности и впадают в раздражающее кривляние.

24 марта

Трамбо / Trumbo

Фильм посвящён драматической судьбе Далтона Трамбо, одного из фигурантов так называемой "Антиамериканской десятки", группы голливудских кинематографистов, которые за свои симпатии к марксистским идеологическим течениям и участию в профсоюзной деятельности были объявлены врагами общества и потенциальными сообщниками большевистских шпионов.

Отправленный на год в тюрьму и получивший запрет на профессию Трамбо сумел вернуться к работе, используя псевдонимы и ряд других конспиративных мер, которые бы сделали честь любому настоящему шпиону. Впоследствии за свои сценарии, многие из которых были созданы в этом подпольном режиме, он был признан одним из величайших драматургов американского кино.

Фильм Джея Роуча придётся по вкусу киноманам как занимательный экскурс в редко посещаемые закоулки истории Голливуда с яркими портретами прославленных кинематографистов (подчас, нужно заметить, достаточно карикатурными, как в случае с Джоном Уэйном). При этом "Трамбо" представляется весьма поучительным (в том числе и для современной Украины) свидетельством о том, как быстро борьба за правое дело, защита национальных интересов может обернуться преследованием тех, кто в действительности является национальной гордостью.

Бэтмен против Супермена: На заре справедливости / Batman v Superman: Dawn of Justice

Бэтмен, с чьим образом не так давно расстались Кристиан Бейл и Кристофер Нолан, в своём новом воплощении (теперь его играет Бен Аффлек) вынужден вступить в противостояние с другим прославленным супергероем, как будто в мире уже не осталось злодеев. Впрочем, именно злодей стоит за драматическим стечением обстоятельств, заставляющим Бэтмена и Супермена померяться силами.

Постановщиком этого знаменательного поединка выступает Зак Снайдер, известный своей способностью вдохнуть жизнь в ходульные, плоские образы массовой культуры, придать им психологическую достоверность. Впрочем, при создании предшествующего фильма о Супермене, в роли которого выступил Генри Кавилл, "Человек из стали", эта способность чуть ли не впервые Снайдеру изменила.

Трудно предсказать, удастся ли ему убедительно показать эту борьбу добра с добром, сама идея которой представляется довольно искусственной.

31 марта

#SELFIEPARTY

Любомир Левицкий, создатель "Штольни", "Ломбарда" и "Теней незабытых предков", продолжает наводить ужас на отечественное киносообщество. На этот раз режиссёр решил взяться за подлинный бич массового кино, молодёжную комедию, элементы которой с удовольствием использовал и в предшествующих проектах. При этом завязка истории - детективная: жестоко убит один из гостей университетской вечеринки, а главными подозреваемыми становятся организаторы мероприятия, четверо юных оболтусов. Чтобы доказать свою невиновность, герои пытаются обеспечить алиби с помощью фото- и видеосвидетельств. Это оказывается весьма нелёгким делом ввиду их многочисленности, ведь злосчастная вечеринка стала настоящим апофеозом селфи.

Кловерфилд, 10 / 10 Cloverfield Lane

Вышедшую в 2008-м году ленту Мэтта Ривза "Кловерфилд" можно назвать самым удачным (как в коммерческом отношении, так и в творческом) фильмом-катастрофой, снятым с помощью ручной видеокамеры. В наших краях картина известна как "Монстро", что вызвало некоторую путаницу теперь, когда на украинские экраны выходит её продолжение "Кловерфилд, 10". Этот фильм был снят дебютантом Дэном Трахтенбергом под продюсерским руководством курировавшего и первый фильм Джей Джей Абрамса ещё в 2014-м. Однако его создателям удалось соблюсти секретность столь успешно, что о существовании фильма мало кто знал до того, как его трейлер не был представлен огорошенной публике на премьере "Тайных солдат Бенгази".

Соответственно, о сюжете "Кловерфилда, 10" трудно сказать что-либо определённое, в частности о том, насколько связан фильм с лентой 2008-го. Судя по всему, в повествовании будут действовать новые персонажи, которые, как и герои первой картины, пытаются выжить в ситуации, когда Соединённые Штаты превратились в джунгли, кишащие инопланетными страшилищами.

Моя мать / Mia madre

Один из наиболее значимых и при этом наиболее неровных итальянских постановщиков Нанни Моретти создал фильм о сплетении личных и профессиональных проблем в жизни режиссёра. Вероятно, стремясь создать определённую дистанцию между собой и повествованием, Моретти сделал центрального персонажа женщиной, что позволило также подчеркнуть конфликт социального статуса и гендерных стереотипов.

Маргерита делит своё время между съёмочной площадкой и больничной палатой, где умирает её мать. Эта близящаяся кончина заставляет немолодую и не слишком счастливую женщину переосмыслить свою жизнь, а трудности, с которыми она сталкивается в работе над новой картиной, не позволяют ей найти утешение в творчестве.

Показательно, что этот фильм, участвовавший во множестве фестивалей и получивший пару дюжин номинаций на престижные премии, завоевал награды главным образом лишь за лучшее исполнение главной женской роли (Маргерита Буй). Любой человек, переживший уход близких, найдёт в "Моей матери" немало болезненно узнаваемых эпизодов, но попытки авторов придать действию фантасмагорический оттенок, мешая настоящее и прошлое, сон и явь, приводят к рыхлости композиции и сюжетной невнятности, а некоторые сцены представляются откровенно затянутыми и невразумительными. При этом хуже всего удалась линия, связанная с киносъёмками. Её нарочитая истерическая эмоциональность и обилие откровенно шутовских выходок подходят скорее плохому театру, чем съёмочной площадке.

Владимир Акифьев

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>