Один стул на двоих: Как изменится рынок мебели в Украине после открытия IKEA

В середине сентября руководство IKEA подтвердило свои намерения открыть в следующем году фирменный магазин в Киеве. Однако выход компании на украинский рынок может повлиять на ассортимент мебели, вытеснив ряд существующих мебельных предпринимателей

Один стул на двоих: Как изменится рынок мебели в Украине после открытия IKEA
Фото из открытых источников

Ксения Цивирко

Журналист

В середине сентября руководство IKEA подтвердило свои намерения открыть в следующем году фирменный магазин в Киеве. Однако выход компании на украинский рынок может повлиять на ассортимент мебели, вытеснив ряд существующих мебельных предпринимателей

Анонс об открытии первого магазина IKEA украинцы встречали с восторгом и аплодисментами. К резонансному заявлению директора мебельной империи приложило руку и руководство нашей страны: Петр Порошенко лично проводил переговоры с представителем компании.

Однако появление IKEA заставит уйти с рынка нынешних поставщиков мебели этой корпорации из соседней Польши. Малому и среднему бизнесу придется подстраиваться под новые условия рынка. "Действительно, конкурировать с мебельным гигантом в сегменте его же продукции будет просто невозможно. Бизнесу надо будет искать новые идеи и переформатироваться, искать еще не занятые ниши товаров. Я думаю, что такие поставщики переориентируются на других производителей. Может быть, у кого-то возникнет идея переквалифицироваться с продаж на сбор мебели: ведь IKEA продает мебель по частям, и не каждый человек готов этим заниматься. Неизвестно, что из этого получится, но ведь бизнес всегда связан с новыми рискованными попытками", - отмечает председатель Ассоциации владельцев малого и среднего бизнеса Руслан Соболь.

* * *

По словам исполнительного директора Юго-Восточного подразделения IKEA Стефана Вановербеке, фирменный магазин заработает в "городском формате". В ТЦ Ocean Mall он займет относительно небольшую площадь — 6 тыс. кв. м. Складов на территории магазина не будет, а мебель будет поставляться из Польши. При этом в IKEA пока не могут сказать, насколько цена товаров в Украине будет отличаться от их расценок в соседней Польше. "IKEA постоянно испытывает новые материалы, техники производства, а также производит большие объемы товаров для того, чтобы предлагать потребителям цены, которые являются низкими, чтобы как можно больше людей смогли их себе позволить. Цены на различных рынках несколько отличаются, поскольку на них влияют разные факторы - НДС, налоги на импорт. Однако на всех рынках, в том числе и в Украине, компания стремится быть настолько доступной, насколько это возможно, и предложить самые низкие цены в сегменте аналогичной продукции", - сообщают в пресс-службе IKEA.

При этом существующие в Украине поставщики мебели шведского производителя пока что не закрывают свой бизнес и не готовы сообщить о своих планах на будущее. Хотя цены у них не смогут конкурировать с "оригиналом". Например, стоимость односпальной кровати с выдвижными ящиками Hemnes на украинских сайтах почти на 35% выше, чем на сайте IKEA в Польше (999 злотых = 7674 грн).

Сравнение цен на один товар в магазине Икеа в Польше и на украинских сайтах 112.ua

Из всего списка поставщиков бытовых товаров от IKEA только интернет-магазин Rozetka начал готовиться к грядущим изменениям. На все товары этого производителя магазин установил скидку на 7%.

При этом другие крупные торговые сети в сегменте рынка мебели и домашнего декора не считают появление официальной IKEA угрозой своему бизнесу. Например, датская компания Jysk сообщила редакции 112.ua, что ни ассортимент, ни цены на свои товары не изменятся для украинцев. "JYSK не планирует ничего менять в нашей концепции или в нашем ценообразовании в результате выхода IKEA на рынок. Кроме того, мы видим большой потенциал в Украине, и мы считаем, что в стране есть множество внутренних розничных продавцов, включая JYSK и IKEA. Конечно, наши компании являются конкурентами в некоторых областях, и некоторые клиенты могут пойти в IKEA. Однако мы твердо верим в наши продукты и наши услуги, и мы убеждены, что наши украинские клиенты будут продолжать делать покупки в JYSK независимо от того, какие другие компании открывают магазины в Украине", - сообщили редакции в пресс-службе сети магазинов JYSK.

По словам Руслана Соболя, некоторые компании смогут даже равноправно конкурировать с IKEA. "Внутри Украины "Эпицентр" смог бы предоставить такие качество и цены, что однозначно говорить о монополизации IKEA всего рынка нельзя. "Эпицентр" мог бы, например, открыть собственные производства в Украине, и тогда цены у него были бы ниже. Сейчас покупки в "Эпицентре" составляют около 50% в этой нише. А приход IKEA в Украину заберет около 15% потребителей других идентичных компаний", - считает эксперт.

Поскольку о планах открытия IKEA в других городах, кроме столицы, ничего не известно, отечественным мебельным производителям в регионах ничего не угрожает и цена на их услуги никак не изменится. "Больше половины потребителей мебели находятся не в городах-миллионниках, где планирует разместиться IKEA. При этом заказывать мебель через интернет для украинцев – все еще диковинная вещь. По нашим подсчетам, таким сервисом пользуется 5-7% покупателей мебели (для сравнения: в Америке их количество составляет 10-15%). С приходом IKEA, если проанализировать идентичный опыт в Польше, России и Германии, глобально на рынке мебели ничего не изменится. Во-первых, IKEA работает только в дешевом эконом-сегменте, который составляет около 45% рынка. Остальные сегменты продукция шведской компании не затрагивает. Во-вторых, IKEA производит "стандартные" товары с небольшим ассортиментом в рамках одной модели, в то время как около 70% украинцев, по нашим данным, подбирают мебель специально под себя, индивидуально выбирают ткань, размеры, материал каркаса, набивку, другие элементы. В-третьих, украинские потребители с большим вниманием относятся к качеству того, что покупают, и обычно выбирают мебель "на века", которая могла бы прослужить десятилетиями. Крупногабаритная мебель от IKEA в этом плане не может удовлетворить потребности клиентов. И в-четвертых, IKEA откроется только в крупных городах, территориально для регионов оставаясь недоступной", -  комментирует совладелец мебельной компании "МебельОК" и эксперт Ассоциации мебельщиков Украины Святослав Амелин.

* * *

Так действительно ли появление фирменного магазина IKEA можно считать достижением для Украины, которое смогло бы привлечь другие мировые бренды в нашу страну?

"В репутации IKEA есть семантический код: они заходят только в те страны, в которых низкий антикоррупционный порог. Но для самих украинцев это не является доказательством борьбы с коррупцией. Как минимум в информационном поле есть новости о коррупции в оборонном секторе. Что касается заграничных инвесторов, для них главный риск — это война. Приход IKEA - это хорошо, но только этим сыт не будешь. Это не та магистраль, по которой зайдет другой бизнес в нашу страну. Если бы речь шла не о мебельном бизнесе, а об энергосекторе или инфраструктуре, это было бы более показательно. На мой взгляд, для привлечения иностранных инвесторов нужно решить проблему энергоэффективности и проблему "Южного" порта", - считает политтехнолог и директор компании GMT Group Анатолий Луценко.

При этом для бизнеса это событие станет катализатором предпринимательской деятельности, ведь от этого зависит отношение конечного потребителя. "В любом случае наличие такого мощного оператора — это стимул для существующих и для новых компаний конкурировать качеством. Потребитель от этого только выигрывает. Болото начинает кипеть!" - с энтузиазмом заключает Руслан Соболь.

Ксения Цивирко

видео по теме

Новости партнеров

Загрузка...

Виджет партнеров