banner banner banner banner

Первый раз в дистанционный класс: Есть ли будущее у дистанционной формы обучения в Украине?

С 12 марта в Украине начался карантин, во время которого учебные заведения вынуждены были перейти на дистанционное обучение. В таком режиме школы и университеты проработали до конца учебного года. 112.ua выяснил, на какие ошибки указал "первый блин комом", какой из сценариев ждет родителей и педагогов 1 сентября, а также есть ли вообще смысл говорить о полном переходе от традиционной к дистанционной форме обучения в Украине и мире?

Первый раз в дистанционный класс: Есть ли будущее у дистанционной формы обучения в Украине?
112.ua

Ирина Шостак

Журналистка

С 12 марта в Украине начался карантин, во время которого учебные заведения вынуждены были перейти на дистанционное обучение. В таком режиме школы и университеты проработали до конца учебного года. 112.ua выяснил, на какие ошибки указал "первый блин комом", какой из сценариев ждет родителей и педагогов 1 сентября, а также есть ли вообще смысл говорить о полном переходе от традиционной к дистанционной форме обучения в Украине и мире?

Японская мудрость гласит: "Один день общения с замечательным учителем стоит больше, чем 1000 дней работы с учебником". Но работает ли это утверждение в условиях тотальной компьютеризации, где любой ребенок в возрасте "почемучки" способен найти ответы лишь "загуглив" все, что его интересует? Карантинный опыт показал, что да.

Новости по теме

С 12 марта в Украине стартовал период, повлиявший на жизнь каждого гражданина страны — карантин в связи с пандемией коронавирусной инфекции. В это время все учреждения образования должны были изменить традиционную (очную) форму обучения на дистанционную, впервые организовав для своих учеников/студентов возможность продолжить обучение не выходя из дома. Именно из-за того, что длительный карантин стал громом среди ясного неба в непаханном поле подготовки к подобным вызовам, карантинное дистанционное обучение обнажило кучу проблем, на которые следует обратить внимание, ведь сценарии разворота событий с эпидемиологической ситуацией могут оказаться неожиданными. Но об этом чуть позже.

Карантинная дистанционка: отзывы учеников, родителей и педагогов

"Внезапный переход на дистанционную форму обучения как для родителей и детей, с одной стороны, так и для учителей, с другой, стал вынужденной мерой и принес скорее больше опыта, который можно с пользой реализовать в будущем, чем положительных впечатлений на данный момент", — отмечает директор дистанционного учебного заведения для учащихся 5-11 классов "Атмосферная школа" Татьяна Серебрянская.

Учреждением был проведен опрос, по результатам которого можно составить картину впечатлений от дистанционного обучения, а также выделить его преимущества и недостатки. В частности, согласно результатам опроса, почти ¾ от опрошенных родителей не поддерживают тот формат обучения, который удалось ввести школам весной.

Родители не довольны уроками без четких объяснений, слабым интернет-покрытием по всей стране, ненадлежащим материально-техническим обеспечением и длительным пребыванием перед монитором и отсутствием живого общения. 

Результаты опроса дистанционного учебного заведения для учащихся 5-11 классов "Атмосферная школа" 112.ua

Однако, наряду с этим, часть родителей выделила и положительные открытия за период карантина: независимость обучения от места и расписания, экономия времени на дороге до школы, а кое-кто даже заметил за своими детьми увеличение самодисциплины и проявление интереса к изучению чего-то нового, кроме собственно школьной программы. 

Результаты опроса дистанционного учебного заведения для учащихся 5-11 классов "Атмосферная школа" 112.ua

Результаты опроса дистанционного учебного заведения для учащихся 5-11 классов "Атмосферная школа" 112.ua

"Карантин обнаружил, что ребенок может глубже обрабатывать те темы, которые ему интересны, начал изучать еще один язык, занялся созданием компьютерных игр. На информатике в школе не смогли ясно изложить этот материал. И нужна индивидуальная программа", — делится своими впечатлениями одна из респондентов опроса.

"В нашем быстро меняющемся и динамичном мире, который становится все более быстрым и мультизадачным – эти факторы могут быть решающими в принятии решений родителями по поддержке перехода детей на дистанционную форму обучения", - добавляет Татьяна Серебрянская.

Подобные опросы были проведены службой образовательного омбудсмена (онлайн-опрос родителей детей, обучающихся в учреждениях общего среднего образования с 8 по 13 апреля) и Государственной службой качества образования (прием ответов на вопросы анкет длился с 8 апреля по 14 апреля). 

В среднем, по результатам этих опросов, можно отметить, что по мнению респондентов наиболее сложным в процессе реализации дистанционного обучения стало:

  • Налаживание эффективного взаимодействия с участниками образовательного процесса. 72,2% руководителей школ указали, что не все ученики выходят на связь, выполняют домашние задания, участвуют в онлайн-уроках. 

Кроме того, отсутствие поддержки и понимания ситуации от родителей признают как проблему 28,2% опрошенных руководителей. Вместе с тем, 67% опрошенных родителей помогают детям в учебе во время карантина, частично помогают – 25%, совсем не помогают – меньше 7%.

Результаты опроса, проведенные службой образовательного омбудсмена 112.ua

  • Техническое обеспечение. 62,35% директоров учреждений общего среднего образования указали на отсутствие необходимой техники дома у значительной части учителей и/или учеников, а 46,9% – указывают на низкую скорость интернет-связи. Кроме того, 8,8% родителей отметили, что в их семьях отсутствует компьютер. О проблемах технического характера показали и 52,9% опрошенных учителей.

Наличие проблемы технического обеспечения ранее признал и президент Украины, отметив, что с технической точки зрения именно отсутствие во всех населенных пунктах страны покрытия 3G и 4G делает невозможным введение дистанционного обучения учащихся с сентября 2020 года.

Благодаря опросу были выявлены и другие проблемы, которые обнажил первый подобный опыт обучения. Это недостаточный контроль за состоянием усвоения учащимися знаний и невозможность проконтролировать соблюдение учащимися академической добродетели во время выполнения домашних заданий.

Результаты опроса дистанционного учебного заведения для учащихся 5-11 классов "Атмосферная школа" 112.ua

С этим соглашается и учитель высшей категории Сергей Берендеев, который отмечает, что даже если вопрос мультимедийной обеспеченности будет решен, в формате дистанционного обучения нет средств контроля знаний: "Мы не знаем, кто выполняет эти работы, даже в частных школах используется Министерством образования такая программа, как "Оптима" (раз в полгода ученики сдают экзамен через интернет с помощью компьютерной программы), но им дается 24 часа на выполнение этих заданий в электронном виде, за это время ты можешь проверить весь интернет и найти необходимые ответы или пригласить соответствующих специалистов, которые тебе помогут выполнить эти работы). Поэтому, на сколько это качественно, у меня возникает очень много сомнений".

Новости по теме

Было также выявлено, что у учащихся начального звена еще не сформированы умения самостоятельно учиться, прорабатывать учебный материал, поэтому выбирая для своего ребенка дистанционное образование, стоит понимать, что такой формат обучения не обязательно ему подойдет.

"Из опыта я могу сказать, что дистанционное образование подойдет 10-15% детей, которые могут самостоятельно прорабатывать учебный материал, ответственно относиться к выполнению этих работ", — говорит Сергей Берендеев.

С этим мнением соглашаются и сами родители: "По моему мнению, дистанционная форма обучения подходит для ответственных детей, "заточенных" на обучение (желательно без давления со стороны взрослых (родителей)", "Дистанционное образование — это должно быть как исключение, например, для детей постарше. Я просидела с двумя 3 месяца, 3-й и 5-й классы. Уроки мы делали днями, выходных не было. Это был настоящий ужас и удар по здоровью", — такими мыслями поделились респонденты опроса, проведенного дистанционным учебным заведением для учащихся 5-11 классов "Атмосферная школа".

Справедливо отметить, что благодаря проведению подобных опросов можно было выделить и существенные недостатки традиционной школы. В частности, речь идет о недостаточном материально-техническом обеспечении и уровне объяснения учебных материалов.

Результаты опроса дистанционного учебного заведения для учащихся 5-11 классов "Атмосферная школа" 112.ua

Результаты опроса дистанционного учебного заведения для учащихся 5-11 классов "Атмосферная школа" 112.ua

Суммировав и проанализировав собственный опыт карантинного обучения, родители также составили список предложений относительно дальнейших подобных вызовов. Кроме прочего, таким предложением было научить детей безопасности в интернете — 23,4% опрошенных учащихся в своих анкетах указали, что им педагогические работники не рассказывали о кибербезопасности.

Результаты опроса, проведенные службой образовательного омбудсмена 112.ua

В итоге, половина опрошенных не считает дистанционное обучение полноценной заменой обычного обучения. В то же время не довольны обучением ребенка во время карантина 27% родителей, остальные – довольны или частично довольны.

Результаты опроса, проведенные службой образовательного омбудсмена 112.ua

Каким будет 1 сентября?

Вернемся к сценариям, которые могут ожидать педагогов, учащихся и их родителей в начале учебного года - 2020. Главный санитарный врач Украины Виктор Ляшко недавно заявил, что с 1 сентября школы заработают в обычном режиме (кроме "красных зон", где эпидемиологическая ситуация будет диктовать свои правила). И все бы ничего, если бы для таких случаев, когда эпидемиологический порог будет превышен, на основе ошибок опыта карантинного обучения правительство создало бы стратегию, определенный алгоритм действий.

Согласно результатам опроса относительно дистанционного обучения учащихся во время карантина, проведенного Государственной службой качества образования Украины, 47,4% директоров указывают на недостаток предыдущего опыта реализации дистанционного обучения, а 25,5% подтверждают, что часть учителей не владеют необходимыми навыками работы.

Также педагоги поделились проблемами организационных вопросов. По информации, 15,63% опрошенных директоров школ не получили должной помощи от местных органов управления образованием и методических служб по вопросам организации дистанционного обучения, а 31,5% респондентов такую помощь получили лишь частично. 

Для большинства школ (55,53%) введение обучения с использованием дистанционных технологий стало вызовом, поскольку опыта такого обучения они раньше не имели, поэтому оказались не готовыми к осуществлению образовательного процесса в условиях карантина. 

Лишь 7% руководителей школ (6,93%) и 17,2% учителей (7450 человек) отметили, что ранее использовали технологии дистанционного обучения.

Наличие проблемы подтверждает учитель истории УВК "Лицей № 157" Сергей Берендеев, отмечая, что много учителей оказались не готовы к внедрению подобной формы обучения именно из-за отсутствия методики для дистанционной формы работы: "Учитель начинает свой дистанционный урок с фразы: "Открываем тетради и записываем..." — зачем мне записывать, если я в любой момент могу взять и включить урок в записи и его посмотреть? Или когда учитель говорит, что сейчас я задам вопрос, а вы мне отвечайте дистанционно (перед монитором сам с собой). Такая коммуникация является неэффективной".

Вопросы возникают и относительно сценариев развития событий. Правительство озвучивало, что Украина, так же как и Европа, будет делиться на "зеленую", "желтую" и "красную" зоны. Поэтому, в соответствии с эпидемиологической ситуацией, рассматриваются следующие варианты развития:

  • Традиционный вариант — учебный год начнется в обычном режиме с 1 сентября 2020 года. Вероятно, что этот вариант будет применяться для "зеленой зоны".
  • Смешанный тип обучения (если же показатели не будут уменьшаться) — часть предметов ученики будут изучать в традиционной форме (в классе), а часть останется в онлайн-режиме. Вариант развития событий "желтой зоны".

"Смешанная форма обучения создаст конфликт интересов между предметами: ребенок должен знать лучше историю или математику? Украинскую идентичность или в будущем разбираться в новых технологиях?" — объясняет спорность подобного варианта развития событий Александр Яцунь.

Также стоит добавить, что по словам учителя высшей категории Сергея Берендеева, такой сценарий создаст неравные условия обучения учащихся, ведь есть классы, в которых много часов математики (смешанный тип обеспечит учащимся полное стационарное обучение с контролем знаний), а есть, к примеру, гуманитарный класс, где много часов истории — получают только дистанционное обучение.

В разрезе этого вопроса не следует обходить стороной и проблему подготовки к государственной итоговой аттестации (ГИА) и внешнему независимому оцениванию (ВНО). Ведь, учитывая неравные условия обучения, неудивительно, что у родителей возникнет куча вопросов по справедливости оценивания знаний своих детей. 

  • Возвращение к онлайн-обучению (вероятно, что такая форма обучения будет в зонах с превышенным эпидпорогом - "красные зоны").

Казалось бы, из трех сценариев простым и легким для восприятия кажется первый, оптимистичный. Но опять же, традиционный вариант обучения в условиях пандемии коронавирусной инфекции не может оставаться истинно традиционным. Так что, как и вообще ли будет урегулирован вопрос с количеством учеников в классе, пока неизвестно.

"В большинстве районов Киева школы переполнены (не 30 детей, а 35-40). Если, условно говоря, делить класс пополам, соблюдая санитарные нормы, социальные дистанции, то в классе на 38 м кв. должно быть 15 детей. То, соответственно, на штатных работников школы при делении класса на группы увеличится нагрузка", — отмечает председатель Киевской городской организации профсоюза работников образования и науки Украины Александр Яцунь.

По словам Александра Яцуня, учителю математики или украинского языка нужно будет работать в классе, где 15 детей, а потом работать в другом классе, где его будут ждать другие 15 детей — работа, которая не учтена в его 18-ти часах: "Получается, учитель будет работать на 2 ставки или нужно будет заполнять вакансии, на которые молодые специалисты неохотно соглашаются идти (из наших педагогических вузов Гринченко и Драгоманова, по статистике прошлого года, при заявленных вакансиях в 1500 пришло только 100 выпускников)".

Также важным в разрезе обучения во время пандемии является тема отсутствия медицинского страхования учителей. Существует постановление правительства для медиков, которые работают в инфекционных отделениях и за счет государства получают медицинское страхование, у педагогов же эта проблема не решена. 

"Учитель каждое утро приходит в класс, воспитатель - в группу, преподаватель - в аудиторию, поэтому работники учебных заведений должны быть защищены. Это касается и безопасной образовательной среды, и повышения социальных стандартов, в том числе и надлежащей оплаты труда ", - говорят в Киевской городской организации Профсоюза работников образования и науки Украины.

Однако, даже поделив класс пополам и решив вопрос с защитой педагогов, остается опасность в коммуникации детей между собой.

Кстати, далеко не отходя от вопроса оплаты труда педагогическим работникам, следует добавить, что во время карантина на учителей увеличилась нагрузка (психоэмоциональная, нагрузка зрения, отсутствует дедлайн). То есть, если нагрузка на учителя на ставку составляет 18 ч/неделю, то за период карантина педагоги работали 24 часа/сутки без надбавок (постоянная связь с родителями, проверка работ учеников, подготовка к учебным занятиям и заданиям, с подробными инструкциями занимают много времени). В Киевской городской организации профсоюза работников образования и науки Украины также обращают внимание на это в контексте подготовки к последующим возможным вызовам пандемии.

Поэтому сегодня, несмотря на полученный опыт во время карантина, можно отметить, что в случае ухудшения ситуации мы рискуем наступить на те же "грабли", ведь пока что не существует единой национальной программы подготовки педагогов к подобным вызовам, а также единого документа, которым установлен алгоритм обучения во время пандемии.

"Если ухудшается ситуация - переходим на смешанное обучение, если еще ухудшается - переходим полностью в онлайн, но при этом должно быть сопровождение, соцпакет для учителя, воспитателя, преподавателя. У нас должен быть алгоритм, такого соединяющего документа на сегодня нет ", - подытоживает Александр Яцунь.

Дистанционное обучение способно заменить традиционное?

Эксперты единодушно говорят, что нет. Родители хоть и колеблются (словосочетание "дистанционное образование" вызывает положительные ассоциации), 

Результаты опроса дистанционного учебного заведения для учащихся 5-11 классов "Атмосферная школа" 112.ua

однако в большинстве тоже соглашаются, что нет. С учениками сложнее — 24087 человек (54,6%) в своих анкетах указали, что им нравится учиться дистанционно.

Однако если смотреть глобальнее, школа - это учебно-воспитательное заведение, где большую роль играет социализация, общение между детьми, разнообразные воспитательные аспекты, которые осуществляет учитель на уроках. Подчеркивая важность школы как социального инструмента, эксперты также говорят, что именно в начальной школе формируются нейронные связи, от количества которых зависит в дальнейшем успешность ребенка, его конкурентность, человечность, склонность к эмпатии и т. д. — за темным экраном кроется безумное одиночество и абсолютная антисоциализация.

Новости по теме

Также, говоря о дистанционном образовании, не следует забывать и об инклюзивной возможности, которую оно предоставляет. Поэтому одним из лучших вариантов образования в Украине большинство экспертов считают сочетание традиционной и онлайн-форм обучения.

"По моему мнению, дистанционное образование может использоваться только на время карантинов или форс-мажорных обстоятельств для поддержки определенных знаний учеников или для того чтобы они не выпадали из учебного процесса, как своеобразные тренировки", — отмечает учитель истории УВК "Лицей № 157" Сергей Берендеев.

"Онлайн-режим не должен доминировать даже в получении высшего образования. Но можно сочетать, например, не первый год существуют открытые массовые онлайн-курсы, которые предложила Лига плюща (ассоциация восьми старейших американских университетов, которые получают едва ли не самые большие финансовые пожертвования в мире)", — говорит Александр Яцунь.

Более того, эксперты единодушны и в том, что даже для студентов (более сознательных, готовых к самообразованию) традиционная форма обучения является лучшим вариантом, хотя и менее необходимым, чем для школьников.

Дистанционное образование как дополнение к традиционному рассматривают и некоторые родители: "Если параллельно с обычной школой будет выложен материал с разъяснениями и задачами, как полноценное обучение, где-нибудь по всему курсу обучения, будет очень удобно тем деткам, которые болеют часто. Будет удобнее и лучше результат обучения", — говорит одна из респондентов опроса, проведенного дистанционным учебным заведением для учащихся 5-11 классов "Атмосферная школа".

Только в Украине дистанционное образование не может конкурировать с традиционным? Нет. 

Франция, Италия, Бельгия также бьют тревогу, отмечая, что онлайн-обучение не может заменить обучение в классах. К примеру, профсоюз педагогов Франции выступает против дистанционного образования, ведь 15% учащихся не поддерживают никакой связи с учителем, в Италии членские организации организовали более 200 онлайн-акций "против", по занятости в онлайн-режиме педагогов и условиям труда во время пандемии. Профсоюз образования Бельгии отмечает, что кризис указал на то, насколько важна школа как место, где ученики могут учиться и общаться.

Более того, Организация Объединенных Наций также предостерегает, что школы — это не только место получения знаний, но и социальная защита детей, питание, эмоциональное здоровье. 

"По статистике, около 400 млн детей в мире во время коронавируса потеряли возможность питаться в школе. Для кого-то это была единственная возможность для получения пищи. Эти вопросы мы тоже должны учитывать при наступлении второй волны коронавируса", — говорит председатель Киевской городской организации профсоюза образования и науки Украины Александр Яцунь.

***

Дистанционное образование дает большое количество возможностей, одновременно забирая другие блага, которые могут в дальнейшем повлиять на жизнь человека в социуме. Поэтому для того чтобы развиваться всесторонне, изучая как теорию, так и практику, специалисты советуют сочетать эти два типа обучения. 

Но, несмотря на эпидемиологическую ситуацию в мире, Украина так или иначе должна быть готова к подобным вызовам. Удалось ли провести работу над ошибками или же второй блин тоже полетит в помойку, покажет время.

Ирина Шостак

Источник: 112.ua

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>