Фото из открытых источников

Модные приложения есть, порядка нет

Рынок такси в Украине внешне изменился. В крупных городах большинство клиентов перешли на мобильные приложения, и заказ по телефону постепенно теряет актуальность. А спамящие в смс и мессенджерах "супер дешевые и комфортные" такси вызывают одно только раздражение.

"Это тренд - действительно, все больше пользователей такси предпочитают заказывать машину через интернет-приложение, а не по телефону. И, скорее всего, за интернет-приложениями, как способе заказа, будущее", - сказал 112.ua и глава правления Всеукраинской общественной организации "Украинская Таксомоторная Ассоциация" (УТМА) Андрей Антонюк.

До появления служб такси Yandex и Uber в Киеве насчитывалось около 400 служб такси – сейчас их число сократилось вдвое, рассказал Антонюк. По оценкам УТМА, сейчас на работающие на самых узнаваемых интернет-приложениях такси Uber и Uklon приходится порядка 30-40% общего объема перевозок в Киеве. Крупнейшие компании классического такси также уже наладили прием заказов и через интернет-приложение, как, например, "Элит такси" (поездка от 75 грн), но оно намного менее известно – доля компании не превышает 2-3%. Еще по одному проценту рынка у такси "Окси" (перевозят пассажиров только на электромобилях, можно прокатиться на дорогущей "Тесле") и "Экспресс". У всех остальных служб менее 1%.

Так выглядит приложение Uklon для заказа такси
Фото из открытых источников

В то же время, интернет-приложение стоит недешево. Цена готового, по словам Антонюка, не менее 50 тыс. долл. Но его мало купить, нужно нанять на работу IT-специалистов, которые будут поддерживать его работу, адаптировать к выходу новых гаджетов. Такие инвестиции далеко не каждому под силу. По этой причине большинство служб, работающих по старинке, существуют вокруг так называемых платформ – баз данных заказов, которые принимаются по телефону и передаются как диспетчерскими службами, не имеющими ни собственных автомобилей, ни таксопарков, так и службами, у которых они есть. Передаются заказы автомобилям-такси, которые подключены к серверу (одиночкам), или водителям, работающим в компаниях, имеющих таксопарк или формально (без трудового договора), нанимающих на работу водителей с собственными автомобилями.

Сервер зарабатывает 1% на комиссии, которую получает от водителей. Также комиссию не менее 10% с заказа (в случае его выполнения) получает и диспетчерская.

Такой формат работы часто приводит к тому, что пассажир может простоять час, вызывая такси, но к нему никто не приедет. Дело в том, что после заказа автомобиля в "службе такси" пассажиру приходит смс о том, что ему будет подан автомобиль (марка, номер, время прибытия). Иногда после долгого ожидания пассажир связывается с водителем и узнает, что тот не приедет, потому "что ему неудобно к вам ехать и он по ошибке взял заказ". И никто в этом случае не понесет ответственности. Или же, например, интернет-сервис вам сообщает, что не может найти машину, хотя если вы накинете денег к заказу, машина чудесным образом вдруг появляется.

Дело в том, что диспетчер называет вам низкую цену и просто закидывает заказ на сервер – таким образом, человек, с которым вы говорили, никак не может повлиять на то, кто приедет на ваш вызов. "А приехать может и человек с перепоя или вовсе в состоянии наркотического или алкогольного опьянения, грубиян или бывший насильник, осужденный в прошлом за тяжкие преступления – кто угодно. Единственное, что в этом случае может сделать пассажир, чтобы себя обезопасить, если водитель вызывает у него хоть малейшие подозрения, лучше и безопасней просто отказаться от поездки с ним", - рассказал 112.ua Антонюк.

По словам главы правления УТМА, большинство диспетчерских служб организованы буквально на кухнях – все, что для их работы нужно: телефон, чтобы принимать звонки, и подключенный к интернету компьютер, который позволяет передать полученный заказ на сервер, а также спамить рекламой, используя различные базы данных. При этом, по закону, диспетчерские службы имеют право передать заказ только тем перевозчикам, которые имеют лицензию и с которыми заключен договор. "Эта норма не работает, потому что за нее не предусмотрено наказание. Почти ни одна диспетчерская служба не зарегистрирована нигде в реестре, как юридическое лицо и по этой причине привлечь ее к ответственности невозможно", - рассказал Антонюк.

У пассажира есть единственная альтернатива – заказывать такси в службах, которые дорожат своим именем и серьезно относятся к безопасности и комфорту своих клиентов. В то же время, подобных служб в Украине осталось мало и заказ реального автомобиля с реальной ценой у них стоит дороже, чем у "спамеров". "Такси, которые переживают за свой бренд, добровольно страхуют пассажиров, имеют парк автомобилей, следят за тем, чтобы они и привлеченные автомобили не менее чем два раза в год проходили ТО на сертифицированных СТО. Каждый автомобиль нормальная служба такси оснащает GPS, что позволяет в режиме онлайн фиксировать скорость, с которой водители передвигаются по городу. Они производят медицинский осмотр водителя перед выездом на линию и как минимум, в отличии от заполонивших рынок и демпингующих нелегалов, знают в лицо водителей, которые возят их клиентов и оформляют с ними трудовые отношения", - сказал Антонюк.

Глава УТМА отмечает, что в силу засилья дешевых предложений на рынке, ориентированные на безопасную законную работу службы такси сейчас держатся на плаву за счет работы с бизнес/премиум пассажирами или корпоративным сектором.

Как работают Uber и Uklon

Самые узнаваемые и популярные интернет-платформы заказа такси в Украине сейчас – это Uber и Uklon. До того, как Yandex в Украине попал под действие санкций, к таковым можно было отнести и Yandex-такси. Как известно, Uber и Yandex-такси создают объединенную компанию в СНГ, на основе которой объединяют сервисы в России, Армении, Азербайджане, Грузии, Казахстане и Белоруссии. Украина является исключением. После того, как Yandex из-за санкций прекратил работу в Украине, Yandex-такси, по данным участников рынка, ее продолжает. Принцип работы компании был таким: за определенную комиссию она предоставляла водителям возможность пользоваться ее программой по приему и обработке интернет-заказов, причем, как и в случае с Uber, водители могли подключиться к серверу удаленно. Сейчас компания работает с водителями с нулевой комиссией, но в то же время, количество заказов ее услуг значительно упало: заказать Yandex-такси через смартфон в Киеве можно только если в нем установлен VPN. Воспользоваться сервисом Yandex-такси без VPN также невозможно.

Принцип работы Uber схож: в основе работы службы - программа, которая связывает пассажира и водителя. При этом, в Украине, как и на рынках многих стран Uber работает чаще всего через местных партнеров. Партнеры обеспечивают взаиморасчеты между водителем и Uber за комиссию. Партнеров Uber в Украине уже более сотни – причем среди них есть как крупные компании с собственным парком автомобилей, так и мелкие фирмы. "У Uber нет никаких определенных требований к партнеру – им может стать даже частный предприниматель. Как правило, это очень маленькие партнеры, которые объединяют членов одной семьи или друзей", - рассказал 112.ua Сергей Шевченко, генеральный менеджер одного из крупнейших партнеров Uber в Украине – Uberdrive.

Фото из открытых источников

Смысл в этом таков, что в этом случае объединившиеся в партнерскую компанию водители не отдают 10% с каждого заказа компании-партнеру Uber, а оставляют их себе. Но при этом все компании-партнеры платят Uber фиксированную комиссию 25% за право пользоваться их интернет-платформой. В случае, если водитель такси работает с компанией-партнером, ситуация с расчетами выглядит так: к примеру, после вычета комиссии Uber водитель получил доход за поездку 100 грн, от этой суммы партнер удерживает свой партнерский процент.

Для сравнения, в "Элит такси" (одно из старейших классических такси Киева с собственным интернет-приложением приема заказов) водитель таксопарка (насчитывает 50 автомобилей) при сменном графике (не более 8 часов смена) может заработать 15-20 тыс. грн\мес., сообщили в пресс-службе компании. Частный предприниматель на собственном автомобиле, работая 4-5 дней в неделю, может заработать 40-60 тыс. грн/мес. Компания сотрудничает с 500 частными предпринимателями на собственных автомобилях, к которым предъявляется требование, что они должны быть не старше 7 лет. "Оплата услуг диспетчерской 10% от суммы заказа, 90% - доход перевозчика", - уточнили в пресс-службе "Элит такси".

Взаиморасчеты с водителями Uber осуществляются исключительно из безналичных расчетов (когда клиент рассчитывается за поездку карточкой, данные которой внесены в клиентском приложении Uber). Эти средства поступают на счета материнской компании, а затем, в конце расчетного периода возвращаются на счета компании-партнера для расчета с водителями. В этом случае часто осуществляется СВОП-операция из средств, которые водитель получил за поездки наличными, комиссия партнера не удерживается, а забирается эта сумма из безналичной части, которая вернулась для расчета от Uber. "В то же время, сейчас мы видим, что количество поездок, которые оплачиваются наличными средствами, растет. В таких городах как Одесса наличные расчеты – это практически 100%. Возникает проблема: удерживать комиссию не из чего и у водителей образовываются задолженности перед Uber и партнером. По хорошему, водители должны бы были перечислить суммы денег, которые должны партнеру, чтобы партнер рассчитался с Uber. Потому что если у водителя негативный баланс, то дальнейшая работа ему не разрешается. В то же время, некоторые водители просто "кидают" на эти суммы задолженности и партнера, и Uber, хотя и теряют возможность продолжать работу с Uber. У компании есть возможность проверять аккаунты водителей на дублирование: в частности, при регистрации для работы в Uber указывается номер водительского удостоверения", - рассказали в компании одного из партнеров Uber.

Заработок водителей зависит от количества часов, которые они тратят на работу – ведь водитель сам может решать, сколько ему работать и выбирать для себя гибкий график. "Среди водителей Uber есть водители, для которых эта работа – основной источник дохода, они работают полный день и, как правило, не пропускают заказов. Такие водители зарабатывают более 30 тыс. грн в месяц", - говорят в Uberdrive.

Возить на автомобиле наклейку Uber – это также возможность для водителей зарабатывать. Наклейку может получить водитель, который хочет получать доплату за брендирование автомобиля. По Киеву такие доплаты составляют до 1 тыс. грн в месяц при условии, что водитель делает определенное количество поездок по перевозке клиентов Uber в месяц. Если поездок будет меньше, то водитель доплату не получит и будет возить рекламу бесплатно.

В Uberdrive признают, что партнеры Uber конкурируют друг с другом за водителей, которые будут на них работать, при этом демпингуют комиссией. Некоторые снижают свою комиссию до 5-6% от поездки. В Uberdrive отмечают, что такая низкая комиссия не позволяет компаниям развивать никаких дополнительных услуг, а они предлагают водителям пакет дополнительных возможностей. "Мы развиваем программу заботы о своих водителях: это комплекс возможностей. Предлагаем страхование жизни и здоровья, посещение спортивных залов, услуги охранной компании по принципу "Тревожной кнопки", изучение иностранных языков, наибольшие скидки на топливо, мойку, услуги СТО", - рассказал Сергей Шевченко.

У компании Uberdrive есть предложения и для автопарков, и, если, например, работающий с нами водитель по какой-то причине не может продолжить эксплуатировать свой автомобиль, ему дают возможность поработать на автомобиле компании. "Но конечно же, в этом случае, заработок намного ниже. Без своего авто зарабатывают почти вполовину меньше, чем если работать на своем автомобиле", - сказал представитель Uberdrive.    

Самое плохое в этом, пожалуй, то, что партнеры Uber подключают сотни водителей удаленно, никак не контролируют их состояние и не могут ручаться, точно ли водитель не употреблял алкоголь перед поездкой и не находится в состоянии алкогольного опьянения. В Uberdrive заверили 112.ua, что в их случае ситуация иная: "Мы в первую очередь смотрим на адекватность человека и поэтому стараемся не практиковать удаленных регистраций. Смотрим на качество и соответствие автомобиля. Старый или неисправный Lanos, к примеру, не подходит. Каждый водитель перед выходом на маршрут проходит инструктаж о всех нюансах работы приложения". Впрочем, речь идет о начале работы на компанию, а как происходит контроль "потом", не уточняется.

Для начала работы, к примеру, с Uberdrive водителю требуется наличие автомобиля, водительского удостоверения, полученного не менее года назад, и страховки гражданской ответственности. На сегодняшний день по всей Украине только с Uberdrive работает более 15 тыс. человек.    

Одно из принципиальных отличий от Uber другой, не менее популярной платформы, – такси Uklon – в том, что пассажир может регулировать цену поездки, предлагаемую приложением – как уменьшать ее, так и увеличивать. В случае с Uber, автомобиль приедет на ваш вызов гарантированно, но до конца поездки даже водитель может не знать окончательную цену за нее. При этом, в часы пик (повышенный спрос), к сумме применяются коэффициенты, из-за чего стоимость поездки по маршруту может отличаться от аналогичной поездки в другое время. Пересчет стоимости может быть применен и в конце поездки, если длительность или расстояние поездки будут существенно отличаться от изначально рассчитанных.        

Фото из открытых источников

Uklon – это украинская служба такси, принимающая заказы с помощью интернет-приложения. Ее владельцем и основателем называют Виталия Дятленко. В пресс-службе компании 112.uа сообщили, что Дятленко является автором идеи, на основании которой появился сервис Uklon, и основателем компании. Он программист, а сейчас главный технический директор компании, уточнили в пресс-службе. Идея сервиса изначально была проста, из цепочки водитель-пассажир был устранен диспетчер: пользователь самостоятельно вносит данные в форму заказа.

В пресс-службе Uklon сообщили, что работают с постоянными партнерами, водителями: "У нас есть и партнеры ИДС (информационно-диспетчерские службы), которые работают не только с нами. Это важная категория, особенно в регионах, и это тоже тысячи машин по стране. И, в-третьих, у нас есть небольшой собственный парк под корпоративный сектор, там десятки машин".

В Uklon заверили, что каждый водитель, работающий в службе, проходит личное собеседование, на котором сотрудники компании осматривают его транспорт: "Одно из требований для работы в нашем сервисе - иметь хороший, чистый автомобиль".

Налоги платит только каждый двадцатый таксист

Отметим, что несмотря на изменение предпочтений способа заказа, суть самого рынка такси в Украине не изменилась и он по прежнему на более чем 95% в тени. Примечательно, что такую цифру называл и министр транспорта и инфраструктуры Владимир Омелян. "В Украине 95% такси работают нелегально. То есть, только 5 такси из 100 работают в правовом поле: платят налоги, страхуют пассажиров, несут ответственность за состояние транспортных средств и водителей. Только в 5 автомобилях из 100 пассажир может требовать ремни безопасности на заднем сиденье или детское автокресло. Только в 5 автомобилях из 100 пассажир застрахован", - писал Омелян на странице в Facebook.

Налоговые поступления от предоставления "услуги такси" в 2013 году составляли 40,33 млн грн, в 2014 – 31,1 млн грн, в 2015 – 26,6 млн грн, а в 2016 году – почти вернулись на уровень 2013 года – 36,98 млн грн. (Небольшое повышение налоговых отчислений связано с приходом в Украину такси Uber и Yandex, для которых вопрос налогов в странах, где они работают, достаточно важен, - ред.). При этом, по данным УТМА, весь потенциал налоговых поступлений от рынка такси в Украине, даже при упрощенной системе налогообложения, составляет не менее 3,5 млрд грн в год, при этом 480 млн грн в год от бизнеса такси Киева.

В ассоциации говорят, что в сфере такси-перевозок в Украине задействовано около 250 тыс. автомобилей, из них – около 30 тыс. машин в Киеве. При этом, как легальные ФОП (в том числе самозанятые) оформлены до 1% перевозчиков, в качестве легальных таксопарков и юридических лиц – до 0,1%. 99% водителей, промышляющих в такси, являются физическими лицами, никак и нигде не оформленными (некоторые при этом еще получают пособие по безработице, субсидии и т.д.). С диспетчерскими службами, которые являются посредниками между информационными серверами – агрегаторами заказов и пассажирами, ситуация еще хуже. Как субъекты хозяйствования, которые предоставляют информационные услуги, зарегистрированы не более 1% из них, остальные 99% работают нелегально и даже не числятся в реестре юридических лиц.

В то же время, объем рынка такси в деньгах в Украине, по данным УТМА, оценивается в более 40 млрд грн в год, из них порядка 10 млрд грн приходится на Киев, где выполняется около 300 тыс. поездок в день.

В УТМА отмечают, что нынешняя ситуация в сфере такси происходит, главным образом, из-за отсутствия действенного механизма контроля и наказания за нелегальную деятельность, невыполнение функций контролирующими органами, а также устаревшее и несовершенное законодательство, которое пока никто не торопится менять.

"Бомбилы" на Центральном ЖД вокзале в Киеве
Фото из открытых источников

Согласно требованиям действующего законодательства, стать таксистом может только юрлицо или человек, который зарегистрировался в налоговой как физлицо-предприниматель (ФОП) и оформивший специальную лицензию. Выдает ее инспекция при Минтрансе, а стоит лицензия 1624 грн. Обязательным условием получения лицензии является покупка таксометра, который стоит 7-10 тыс. грн, в то же время на практике почти никем не используется. "За взятку в 1-2 тыс. грн лицензию выдают и без таксометра. И на этом уже тоже процветает небольшой бизнес, учитывая, что лицензии выдаются только в Киеве, в интернете несложно найти объявления с предложениями порешать вопрос. Правда, за услуги посредников придется заплатить не менее 5 тыс. грн", - рассказал 112.ua Антонюк. Он отметил, что реестр лицензиатов сейчас ведется в обычном "вордовском" файле. К тому же, вовремя не обновляется и поэтому отстает от реального на 3-4 месяца.

Водители, работающие с партнерами Uber, лицензии не имеют и как предприниматели не регистрируются: "С точки зрения правовой конструкции, существование партнера позволяет исключить получение водителем лицензии. Ведь по сути, Uber не является службой такси – речь об услугах фрахтования. А водитель, если работает на собственном автомобиле, сдает его в аренду. А сдача транспорта в аренду у нас – нелицензионный вид деятельности", - рассказали 112.ua в одной из компаний.     

Глава правления УТМА утверждает, что согласно статьи 164 Админкодекса, деятельность по предоставлению услуг такси или любая другая перевозка пассажиров без транспортной лицензии наказывается штрафом от 17 до 34 тыс. грн с конфискацией транспортного средства. По словам Антонюка, полицейские, если уличили задействованного в коммерческой перевозке водителя, а он не предъявил лицензию, обязаны составить на него протокол и передать его в суд. Сам Антонюк в связи с невыполнением этой нормы ведет судебную тяжбу с Нацполицией.

Но на практике массовое применение такой нормы, безусловно, невозможно, отмечают эксперты. "Что касается штрафов за отсутствие лицензии, то проблема в том, что у нас такси не оформлены как "такси". Они не имеют ни внешних отличий, ни таксометра. Выявить на дороге таксующий автомобиль проблематично, а доказать, что он осуществлял коммерческую перевозку, еще сложнее. На каком основании полицейский должен останавливать тот или иной автомобиль и требовать у него лицензию на перевозки?" - сказал 112.ua адвокат Вадим Володарский.

Участники рынка с в беседе со 112.ua также отмечают, что действительно в Украине не разработано и не действует никаких правил и уж тем более требований к внешнему виду автомобилей "такси" или к шашечкам, которые некоторые из них ставят на крышу.

В октябре Владимир Омелян сообщил, что Министерство инфраструктуры Украины разрабатывает проект постановления правительства, предусматривающий перевод перевозчиков на специальные номера, отличающиеся по цвету от номеров других участников дорожного движения, например "желтые". В то же время, Омелян подчеркнул, что это может происходить только на добровольной основе.

А если попали в ДТП, на что рассчитывать?

Помимо неуплаты налогов, отсутствие лицензии у таксиста чревато и для пассажира, отмечают эксперты. Если бы таксист попал с пассажиром в ДТП, но при этом имел лицензию и внешнюю атрибутику такси, это стало бы неопровержимым подтверждением того, что он выполнял коммерческую поездку. Получивший увечья пассажир имел бы шансы добиться компенсации. Более того, если бы у таксиста были оформлены трудовые отношения с компанией, то не только от него, но и от компании (которая, разумеется, дорожит своим именем и имуществом), говорят юристы. Ну а поскольку в большинстве случаев такие договора не оформляются, пассажир может предпринимать попытки добиться чего-либо только от самого водителя.      

"Если вы на нелегальном такси попадаете в ДТП, а такие случаи нередки, вы никогда не докажете в суде, что вы собирались купить услугу у водителя. Он скажет, что над вами просто сжалился и подвозил вас, не планируя брать деньги. В случае с легальным водителем, у которого есть лицензия и страховка, пассажиру ничего не нужно доказывать. Это уже очевидно, что вам предоставлялась платная услуга и она не была завершена", - сказал Андрей Антонюк.

С ним соглашается и Вадим Володарский. Проблема в том, что у нас подавляющее большинство так называемых служб такси юридически такими не являются. Это те, кто оказывает информационные услуги по поиску пассажира или водителя. А среди водителей автомобилей далеко не каждый зарегистрирован как частный предприниматель. И если нет никаких документов, то пострадавший в ДТП пассажир в судебном порядке может взыскивать возмещение ущерба с виновника ДТП. Ведь виновником может быть не только таксист, который вез человека, но и тот, с кем произошло столкновение.

Сегодня

За последствия вождения по закону ответственность несет сам водитель. Поэтому если по вине водителя причинен ущерб, он сам его должен компенсировать. Если этот вид ответственности застрахован, то это может такую ответственность облегчить, сказали 112.ua в Uberdrive: "Наша компания в случае ДТП оказывает водителям юридическую помощь. У нас есть адвокат по ДТП, он всегда на связи и может помочь корректно разрешить ситуации, связанные с ДТП или иными ситуациями". Впрочем, далеко не все компании имеют даже юриста, и тем более о страховании здесь речь не идет.

В Uklon заверили, что все поездки на автомобилях компании застрахованы в "AXA Страхование Жизни". "Страховая сумма составляет 50 тыс. грн и покрывает ущерб здоровья, нанесенный пассажиру Uklon в случае ДТП во время поездки", - сообщили в пресс-службе компании.

В UBERDRIVE сообщили, что также предлагают работающим с ними водителям оформлять страхование пассажира – стоит это от 51 грн в год. При этом если здоровью пассажиру был нанесен урон, страховая компания может выплатить компенсацию до 100 тыс. грн. При этом, представитель компании подчеркнул, что компания рекомендует водителю озаботиться страхованием своей ответственности – это добровольное его решение. "Обязательная страховка пассажира законом не предусмотрена. Те такси, которые переживают за своих пассажиров и за свой бренд, страхуют пассажиров добровольно", - подчеркнул Андрей Антонюк из УТМА.

Можно и на литовских номерах

Отметим, что несмотря на то, что законом коммерческая деятельность на автомобилях с иностранной регистрацией запрещена и за нее предусмотрен штраф в размере 300% суммы неуплаченных таможенных платежей, на практике таких автомобилей работает немало как в полулегальных службах такси или одиночками, так и в Uklon и Uber.

Основатель Uklon Виталий Дятленко в интервью "Цензор.Нет" рассказал, что в его компании работает около 600 автомобилей с иностранной регистрацией и самый большой процент таких авто – во Львове. "Закон этого прямо не запрещает. Во-первых, мы видим все эти машины. У нас есть документы водителей. У нас есть их паспортные данные, есть сканы документов на автомобиль. Мы все это храним. Бытует мнение, что водитель авто на иностранных номерах может просто бросить машину, потому что его никто не найдет. При какой-либо ситуации мы знаем, кто физически был за рулем. Оставить автомобиль и уйти не получится", - сказал он.

Дятленко отметил, что автомобили с иностранной регистрацией, даже с большим пробегом, могут быть в лучшем состоянии, чем более новые авто на украинских номерах.

"Бомбилы" на Центральном ЖД вокзале в Киеве
Сегодня

Uberdrive, как и другие партнеры, пока также лоялен к автомобилям с иностранной регистрацией. "Есть понимание – у людей нет возможности получить хороший автомобиль по адекватной стоимости. Поэтому определенная лояльность к этому вопросу у Uber есть и соответственно все партнеры разрешают работать на таких автомобилях. При этом такой автомобиль должен иметь украинскую действующую страховку. Лично я не вижу никакого негатива в этом и последствий для клиентского сервиса: как правило, машины на иностранных номерах это более комфортные и качественные машины, чем старенький Lanos. Автомобиль, который куплен за 5 тыс. долл. в Украине – чаще всего просто хлам, машина, купленная за эту сумму в Европе, с большей вероятностью будет более комфортная", - сказал 112.ua представитель Uberdrive.

В Раде законопроект есть, но судьба его туманна

Кроме озвученной министром Владимиром Омеляном идеи упорядочить рынок такси с помощью изменения цвета номерных знаков, есть пока еще только одна единственная законодательная инициатива в отношении урегулирования ситуации на рынке такси в Украине – законопроект №3107.

Текстом документа, в частности, предполагается передача права выдавать лицензии на услуги перевозки пассажиров органам местного самоуправления (сейчас, как и говорилось, ее можно получить только в Киеве). Также предусматривается законодательное введение таких определений, как "организатор перевозок на такси", "информационно-диспетчерская служба" и "перевозки на такси".

Согласно документу, работать на рынке такси смогут два вида автомобилей: такси, водитель которого имеет лицензию, является субъектом хозяйствования и имеет страховку на пассажира. Такие автомобили будут иметь право иметь визуальные признаки такси. Но также смогут работать и автомобили без лицензии, но со страховкой пассажира – они не будут иметь визуальных признаков такси. Однако и те, и другие смогут работать с диспетчерскими службами, зарабатывающими на посреднических услугах. Поскольку закон обяжет и тех, и других иметь обязательную юридическую регистрацию, обязательную страховку пассажира, всем встать на учет в открытых реестрах диспетчерских служб такси и автомобилей такси, налоговые органы будут иметь всю информацию об их деятельности, а также об уплате и неуплате налогов диспетчерскими службами и водителями автомобилей, которые с ними работают.

Законопроект предполагает и дополнение Кодекса Украины об административных правонарушениях и Закон Украины "Об автомобильном транспорте" нормами в отношении ответственности за нарушение порядка перевозки пассажиров. Кроме того, увеличение размера штрафных санкций за нарушение законодательства о перевозках на такси и на легковых автомобилях по заказу.

Впрочем, о возможных сроках рассмотрения законопроекта в сессионном зале парламента пока не сообщалось.

Елена Голубева