"План Сайдика" — альтернатива Минску или сидение на двух стульях?

"План Сайдика" — альтернатива Минску или сидение на двух стульях?
РИА Новости

В медиа активно обсуждают новый план мирного урегулирования конфликта на Донбассе, который должен заменить минские договоренности.

Новости по теме

Автором "плана" является спецпредставитель действующего председателя ОБСЕ в Украине и в Трехсторонней контактной группе в Минске Мартин Сайдик.

В интервью австрийской газете Kleine Zeitung он рассказал о деталях своей идеи, назвав минские договоренности "нечеткими". Особенно в части проведения местных выборов на временно оккупированных территориях Донбасса.

Принимая участие уже не первый год в Межфракционном объединении "Минская платформа" в ВРУ, лично общался с господином Сайдиком. Поэтому подобная его активность напоминает написание сочинения на свободную тему. Поскольку соответствующего мандата ни от ОБСЕ, ни от "нормандского формата" у него нет. Да и озвученные предложения, мягко говоря, выглядят довольно двусмысленными.

Давайте рассмотрим ключевые моменты "плана Сайдика" и что за всем этим кроется.

Местные выборы

"Для реализации центрального элемента - проведения местных выборов - требуется помощь извне. Мы пришли к выводу, что это может быть только ООН", - подчеркнул спецпредставитель.

Надо понимать ключевое - выборы на оккупированных территориях могут проводиться лишь тогда, когда они контролируются украинской властью, а вся процедура осуществляется в соответствии с законами Украины. Речь идет о восстановлении легитимной украинской власти на местах. Только это может быть предпосылкой для проведения выборов, а не наличие там миротворческих сил ООН. Я уже не говорю, что до этого момента все российские военные должны покинуть нашу территорию.

Самым благоприятным для стабилизации ситуации и сохранения мира в постконфликтной среде является проведение выборов за три года после прекращения огня. Сейчас мы видим, что боевые действия на Донбассе продолжаются и ни о каком мире речь не идет. Поэтому разговоры о проведении местных выборов при таких обстоятельствах неуместны.

Кроме того, с учетом характера проблем миротворцев ООН часто привлекают к участию в мероприятиях, которые, по сути, относятся к категории строительства мира. В частности, относительно разоружения, демобилизации и реинтеграции бывших комбатантов, или же разминирования, реформирования сектора безопасности и осуществления других мероприятий, связанных с обеспечением правопорядка.

Сама идея введения миротворческих сил на Донбасс не нова. О такой необходимости украинская сторона заявляла с трибуны ООН, однако Россия всеми силами блокирует это решение.

Спецпредставитель по Донбассу?

Согласно предложенному плану, ООН и ОБСЕ должны действовать не параллельно, а вместе под общим руководством во главе с так называемым специальным представителем: это касается как военного и полицейского компонентов со стороны ООН, так и наблюдательной миссии ОБСЕ, которая уже действует на местах.

Что же, сотрудничество между ООН и ОБСЕ очень тесное. Например, Временная миссия ООН в Косово для осуществления мандата сначала объединила под своим руководством четыре "компонента". Два из них – под прямым руководством ООН, один – под руководством ЕС, а компонент "Демократизация и организационное строительство" возглавлялся ОБСЕ. Подобная модель возможна, ведь она оказалась достаточно успешной на Балканах.

Новости по теме

Однако следует помнить, что в случае Косово речь шла о новом государственном образовании на руинах федерации, а не об оккупированной постоянным членом Совбеза интегральной части территории унитарного государства. Поэтому говорить об успешности предложенной новой модели в наших реалиях сложно.

Еще один спецорган

План предусматривает еще и создание Евросоюзом агентства по реконструкции (ЕАР), которое бы действовало на Донбассе наподобие того, которое ранее было у ЕС на Балканах.

Собственно, на Балканах ЕАР оказалось эффективным инструментом. Деятельность агентства длилась 8 лет (с 2000 по 2008 год). За это относительно короткое время продемонстрировало, что передача больших полномочий, ресурсов и навыков в этой сфере отдельному агентству может значительно улучшить качество оказания помощи международными организациями.

Однако среди недостатков ЕАР – тенденция к работе на слишком большом количестве фронтов и привлечению ресурсов в способ, когда количество преобладало над качеством.

Учитывая масштабы украинского конфликта и ряд задач, которые нужно будет решать, закрадывается сомнение, что один орган может все это должным образом контролировать, воплощать в жизнь и сохранять независимость от агрессора.

Цена вопроса

Самое парадоксальное предложение Сайдика - ратификация нового мирного плана главами стран "нормандской четверки" – Украины, России, Франции и Германии, а также его утверждения парламентами.

Здесь я соглашусь с рядом других украинских политиков в том, что подобная идея вообще является недипломатичной.

Во-первых, только глава государства, правительство и народные избранники могут подавать законодательные инициативы на голосование. Если речь идет о ратификации определенного документа, то их в ВР Украины подают президент и правительство. Это точно не полномочия иностранных функционеров.

Во-вторых, пока на Донбассе продолжаются военные действия, пока оккупанты удерживают наших военнопленных, пока гибнет мирное население, о каком совместном "подписании" документов парламентами РФ и Украины можно вообще говорить?

Украина – независимое государство и не нуждается в голосовании других законодательных органов мира по вопросам внутренней политики и защиты суверенитета.

Новости по теме

Без возвращения Крыма и Донбасса о законодательной "дружбе" с РФ стоит забыть.

Ключевое во всей этой игре с "ратификацией" - цена вопроса и кулуарные договоренности, без которых в таких важных вопросах точно не обойтись.

Любые законодательные процессы в РФ напрямую зависят от воли ее лидера. Конечно, вероятность подписания "нового плана" не стоит исключать. Переговоры между РФ и европейцами происходят постоянно. И "Северный поток - 2", и Сирия, и Израиль, и ситуация в Азово-Черноморском бассейне – все это зоны политической напряженности между РФ и государствами Европы, которые требуют достижения договоренностей. 

Поэтому вполне реально, что предметом таких же договоренностей станет и вопрос восстановления Донбасса. И здесь РФ будет продвигать свою "повестку дня".

Поэтому Украине следует готовиться к очередному раунду политической борьбы за восстановление суверенитета. А цена вопроса для нас – будущее около четырех миллионов украинцев, проживающих на оккупированных территориях Донбасса.

Амнистия и легитимация представителей ОРДЛО

Новое "всеобъемлющее соглашение" предусматривает еще и амнистию и привлечение к местному руководству представителей ОРДЛО.

Понятно, что успешная демобилизация и разоружение участников вооруженных формирований невозможны без амнистии. Ведь в условиях угрозы наказания они не сложат оружие.

Однако амнистия невозможна в горячей фазе конфликта. Она может быть инструментом примирения и реинтеграции, а не способом ухода от ответственности и справедливого суда над преступниками.

Амнистия, в частности, должна вводиться параллельно с расследованиями и привлечением к ответственности лиц, которые несут главную ответственность за военные преступления, терроризм и грубые нарушения прав человека.

Также в законе об амнистии для Донбасса должны быть прописаны конкретные условия ее предоставления. Ими должны быть: добровольное разоружение, готовность давать показания и сотрудничать со следствием.

Кроме того, амнистии должно предшествовать индивидуальное расследование в отношении каждого лица, в отношении каждого коллаборациониста – для определения возможности применения амнистии к ним.

И самое важное — вся процедура должна происходить в соответствии с национальным законодательством и международно-правовыми обязательствами Украины, приниматься парламентом, а не определяться иностранными спецпредставителями.

Сегодня вопрос амнистии не находит поддержки в обществе, а потому его необходимо очень тщательно изучить и принимать взвешенное решение.

Новости по теме

Да и участие представителей ОРДЛО в переговорах безальтернативно, поскольку они уже длительное время принимают участие в минском процессе и фактически (хоть и при поддержке РФ) контролируют неподконтрольные Киеву территории Донбасса.

Их участие является необходимым для РФ, которая таким образом дистанцирует себя от конфликта. Остро этот вопрос стоит и в контексте обмена пленными. Вряд ли следует ожидать исключения представителей ОРДЛО из процесса воплощения нового формата урегулирования. В результате имеем тот же "Минск", только в другой обертке.  

Так вот персонально господину Сайдику и его коллегам из ОБСЕ следовало бы сосредоточиться на своих непосредственных профессиональных обязанностях. В частности, хоть что-то сделать для освобождения украинских заложников из подвалов террористов. Это бы была реальная помощь реальным людям.

Кроме того, хотелось бы услышать четкую позицию спецпредставителя относительно агрессивных действий РФ на Донбассе, а то пока все смахивает на то, что кто-то очень хочет усидеть на двух стульях одновременно.

Владимир Пилипенко

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.

видео по теме

Новости партнеров

Загрузка...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>