banner banner banner banner

Платежки-гиганты: Как появляются космические начисления за тепло и можно ли их отменить

История с платежкой за тепло на 53 тыс. грн, которую получила жительница Киева на минувшей неделе, буквально взорвала соцсети, о ней рассказали все ведущие СМИ. Стоит сказать, что это далеко не первый случай неоправданно высоких начислений за обогрев помещения в отопительный сезон и один из самых показательных. Причина "космических" начислений в платежках кроется в несовершенстве методологии, которая зачастую работает не в интересах простых людей – потребителей тепла. 112.ua выяснил, в каких случаях это чаще всего происходит, а также каких сюрпризов в платежках киевлянам стоит ждать в марте.

Платежки-гиганты: Как появляются космические начисления за тепло и можно ли их отменить
112.ua

Елена Голубева

Журналист, 112.ua

История с платежкой за тепло на 53 тыс. грн, которую получила жительница Киева на минувшей неделе, буквально взорвала соцсети, о ней рассказали все ведущие СМИ. Стоит сказать, что это далеко не первый случай неоправданно высоких начислений за обогрев помещения в отопительный сезон и один из самых показательных. Причина "космических" начислений в платежках кроется в несовершенстве методологии, которая зачастую работает не в интересах простых людей – потребителей тепла. 112.ua выяснил, в каких случаях это чаще всего происходит, а также каких сюрпризов в платежках киевлянам стоит ждать в марте.

Из-за вас женщина три ночи не спала

На минувшей неделе украинцы были шокированы новостью о невероятно огромной платежке с начислениями за тепло, которую получила жительница многоэтажки на Левом берегу (Е. Сверстюка, 52в). За отопление четырехкомнатной квартиры площадью 127,3 кв. м в январе ей насчитали 52 932,18 грн. Новость буквально взорвала соцсети: вместе с представителями национальных телеканалов в квартиру, получившую платежку-гигант, выехал ответственный за начисления "Киевтеплоэнерго" Константин Лопатин. Ему пришлось оправдываться. Ранее хозяйка квартиры сообщила журналистам, что, получив свою платежку, она не спала три ночи.

Крупнейший поставщик тепла и горячей воды в столице "Киевтеплоэнерго" признало нелицеприятный факт: начисления в платежке на Левобережке - это не технический сбой в системе, а закономерный результат подсчета по действующей, утвержденной Кабмином методике.

"Существующая методология, определенная постановлением Кабмина № 630 от 21 июля 2005 года. Она создает коллизию: финансовая нагрузка за разницу между показателями общедомового счетчика и индивидуальными приборами учета (любой небаланс, который неизбежно возникает в связи с отоплением мест общего пользования (подвалов, лестничных пролетов, вестибюля), а также в связи с теплопотерями, связанными с низкой энергоэффективностью дома, - ред.) возлагается на потребителей без индивидуальных счетчиков. Когда в доме без индивидуальных счетчиков остаются 2-4 квартиры, суммы начислений становятся шокирующими", - говорится в тексте разъяснений на страничке "Киевтеплоэнерго" в Facebook.  

Проблема еще и в том, что в случае отсутствия счетчиков в местах общего пользования начисление за их обогрев происходит согласно нормативам, пояснила 112.ua координатор энергетических программ Гражданской сети "ОПОРА" Татьяна Бойко: "При отсутствии счетчика на местах общего пользования (вестибюль, лестничные пролеты) начисления осуществляются по нормативам. На места общего пользования предусмотрено 10% от общего потребления, но мы же понимаем, что это пальцем в небо. По факту в одном доме места общего пользования могут съесть 5% от общего потребления, а в другом 15%".

По словам экономического эксперта Андрея Блинова, "во многих многоквартирных строениях установка общедомового счетчика показывает, что реальное потребление тепла даже не самым утепленным домом в 1,5-2 раза меньше, чем по нормативам. И потому случается вопиющая несправедливость: бедные за тепло в своих квартирах платят существенно больше, чем более зажиточные".

В доме, где жительница получила сногсшибательную в 53 тыс. грн платежку, как оказалось, не было счетчика в местах общего пользования. Этот параметр был рассчитан по нормативу, а поскольку без счетчика осталась только одна квартира (пострадавшей женщины), именно на нее и повесили весь возникший по этой причине небаланс. В случае если счетчиками оснащены 100% квартир, начисленная за небаланс сумма (весь объем потребленного домом за период замеров тепла минус показания квартир со счетчиками) была бы распределена между всеми жильцами.

Новости по теме

В "Киевтеплоэнерго" считают, что для подобных случаев нужна "дополнительная методика, которая давала бы возможность урегулировать этот вопрос в интересах потребителя". Дескать, существующая методика работает, когда 50-70% квартир оснащены индивидуальными счетчиками, но в случаях, когда оснащение превышает 70% (при этом не достигает 100%), алгоритм дает сбой.

Конечно, очень странно слышать подобное заявление именно сейчас, когда отопительный сезон уже подходит к концу. Хотя подобные истории "периодически случались в ходе прошлых отопительных сезонов", отмечает Блинов. Он уточнил, что прежде инциденты чаще возникали в случаях, когда приборы учета тепла отсутствовали: "В этом году практически все жалобы жильцов поступают именно из домов, где стоят общедомовые и даже квартирные счетчики. Эта история с домом на ул. Расковой (Сверстюка) в Киеве наиболее громкая, но факт остается фактом: в январе очень многим в столице пришли неожиданно высокие платежки. Тогда как в ноябре-декабре 2019-го суммы (и, соответственно, потребленные гигакалории) были умеренными, что вполне соответствовало теплой зиме".

Невольно напрашивается вопрос: если бы на Сверстюка не пришла из ряда вон огромная квитанция и ведущие СМИ страны не подняли шум, обратил ли бы вообще кто-то внимание на проблему, которая в той или иной степени затрагивает большинство жителей многоэтажек, получающих не такие "медийные" суммы?

В случае с конкретной платежкой в 53 тыс. грн будет пересчет, заверили в "Киевтеплоэенрго": "На встрече представителей компании с жителями дома было согласовано распределение домовых потерь тепла пропорционально между всеми квартирами".

Но, комментируя этот пост, многие пользователи задают вполне справедливый вопрос: если в данном конкретном случае проблема будет урегулирована, то как быть во всех остальных случаях, не получивших такой громкой огласки?

Домовой счетчик имеется? Нечего жаловаться!

На одном из брифингов, проходивших в КГГА в разгар отопительного сезона, директор структурного подразделения "Энергосбыт" Констатин Лопатин, отвечая на вопрос корреспондента 112.ua, заявил, что перерасчет за тепло осуществляется только в домах, не оснащенных общедомовым счетчиком. По его словам, "нормативными документами не предусмотрен перерасчет за услуги централизованного теплообеспечения в случае наличия домового или индивидуального счетчика". Принцип един: весь объем тепла, который вошел в дом, должен быть оплачен.

Отметим, что домов со счетчиками, по данным Минрегиона, большинство: по состоянию на 20 января 2020 года, в Украине узлами коммерческого учета (счетчиками) было оснащено 80,8% жилых домов. Таким образом, понятны причины, почему жительница квартиры, которая получила платежку в 53 тыс. грн, три ночи не спала: она прекрасно понимала, что жаловаться ей некуда и некому. И если бы не поднявшийся после ее поста в соцсетях шум, вряд ли ей удалось бы добиться перерасчета.

"Согласно действующему законодательству, добиться пересчета платежки (в случае наличия общедомового счетчика) можно в единственном случае: если дом утеплен (что пока еще встречается нечасто) и при этом температура в квартире ниже норматива. В этом случае платежка уменьшается на 5% на каждый градус отклонения в температурном диапазоне от 18 до 12 градусов Цельсия в жилых помещениях (в наружных комнатах – от 20 до 14 градусов Цельсия на протяжении всего периода, в течение которого фиксировались отклонения). Если же температура в жилых помещениях ниже 12 градусов Цельсия (в наружных комнатах ниже 14 градусов) плата за централизованное отопление взиматься не должна. Так же с горячей водой (если ее температура ниже нормы, что подтверждено соответствующим актом). Но вот пожаловаться на космическую платежку, при том что в квартире неоправданно жарко или из крана идет кипяток, потому что, к примеру, тепловик накачивает дом гигакалориями (чтобы продать побольше энергоносителей, - ред.), некуда. Подобные механизмы законодательством пока не предусмотрены", - говорит Татьяна Бойко.

Новости по теме

Действительно, в домах, где нет приборов контроля, мошенничество нередко происходит путем занижения температуры подаваемого носителя (около +65 градусов в дом с подачей горячей воды в квартиры в температурном режиме +50-55 градусов), говорит Блинов: "В зданиях с такими приборами — наоборот: может подаваться почти кипяток, что резко увеличивает количество расходуемого домом тепла, а энергопоставщик в таком случае списывает сразу много закупленных впрок энергоносителей".

Используя эту уловку, тепловики нынешней зимой (которая выдалась аномально теплой) излишне перегревали жилые дома, чтобы продать побольше тепла. Людям приходится спать с открытыми окнами, сознавая, что никаких механизмов повлиять на ситуацию у них нет, и буквально ждать, когда вода в кране остынет до приемлемой. В конце месяца приходит платежка за объем тепла, который справедливо мог быть и меньшим, но доказать, что это так, невозможно.

"В дома, не оснащенные индивидуальными тепловыми пунктами (ИТП) с системой погодного регулирования (а таких большинство), предприятия ТКЭ (в нынешнем аномально теплом отопительном сезоне, - ред.) буквально загоняли в дома излишнее тепло, чтобы продать побольше тепла. При этом уличить их практически невозможно. Есть дома, расположенные ближе к котельным, есть более удаленные, и ТКЭ будут прикрываться методиками, позволяющими им не давать замерзнуть даже самым удаленным по теплотрассе домам. Тем временем остальные будут платить за излишнее тепло, но жить с открытыми форточками", - говорит Татьяна Бойко.

Батареи с возможностью регулировать температуру в квартире - выход только в домах, в которых есть горизонтальная разводка тепла. А вот в домах (их большинство), где разводка вертикальная (таких домов большинство), можно установить только регулируемый кран: жарко не будет, но цифры в платежке не изменятся.

"Большинство домов в Украине имеют вертикальную разводку (стояки). То есть возможен только общедомовой учет (либо по каждому стояку, что означает все равно несколько квартир в складчину). Здесь полностью коллективная ответственность жителей, потребленное домом тепло делится пропорционально на каждую квартиру. Одна квартира ничего не выиграет, если остальной дом не завинчивает регуляторы, а вместо этого открывает окна", - пояснил 112.ua Андрей Блинов.

Совершенно очевидно, что при наличии столь широкой палитры возможностей, какую дает несовершенство действующей методики для начисления сумм за потребленное тепло, ответственные за это организации могут совершенно спокойно манипулировать объемами загоняемого в дома тепла, "играть" на горячей воде и буквально жонглировать формулами по расчету нормативов. Но жадность не имеет границ, и в отдельных случаях тепловики идут на откровенные махинации. Одна из них связана с отапливаемой площадью.

"В январе 2020-го было огромное количество случаев, когда изменялась постоянная величина — площадь отапливаемого дома(!), которая вдруг становилась значительно меньше. К примеру, если площадь дома "вдруг" ужимается с 15 000 до 10 000 кв. м, то доля вашей квартиры площадью 100 кв. м становится не 0,667%, а 1%. И вы платите в полтора раза больше по общедомовому счетчику", - рассказал 112.ua Блинов.

По его словам, не менее важно, за какой период выставлен счет (бывает, что это не с 1-го по 31-е число, а когда поставляющей компании вздумалось снять показания). Отметим, что именно период снятия показаний факторов приводится в качестве одного из объяснений "Киевтеплоэнерго" высоких начислений, несмотря на распиаренную правительством скидку (с учетом снижения цены на газ), в платежках за январь. "Начисления за отопление проводятся согласно показаниям домовых счетчиков, которые "Киевтеплоэнерго" фиксирует в последнюю декаду каждого месяца (с 20-го числа до последнего дня месяца). От того, когда были зафиксированы показания счетчика, также зависят начисления, которые отражены в платежке клиента. Например, в декабре 2019 года показания были зафиксированы по состоянию на 23-е число, а в январе 2020 года – по состоянию на 28-е. То есть к расчету принимается не календарный месяц, а количество дней от и до фиксации показателей счетчиков двух месяцев", - сообщили в компании в ответ на запрос 112.ua. Правда, заверили, что по результатам отопительного сезона "общая сумма начислений остается такой же".

А можно ли в принципе уличить тепловиков в махинациях?

Андрей Блинов советует "в платежной квитанции проверять, насколько потребление тепла отдельной квартиры по отношению к общедомовому показателю соответствует удельному весу этой квартиры в общей отапливаемой площади дома". Также, приведены ли все показания, начиная с тарифа и разбивки по зонам потребления (общедомовой счетчик + индивидуальный). Важно знать, сколько тепла обычно отбирает горячее водоснабжение (это удобно замерять в течение нескольких недель, после окончания отопительного сезона), чтобы отслеживать аномалии и поправочные коэффициенты, применяемые поставщиком.

Иными словами, на практике следует иметь как минимум доступ к общедомовому счетчику и к платежкам всех проживающих в доме жильцов. Иначе, как говорится, "цифры ни о чем".

Корреспондент 112.ua записалась в инициативную группу от своего дома на сайте https://1557.kyiv.ua/login/

На телефон в послеобеденное время поступил звонок от представителя "Киевтеплоэнерго". Парень искренно удивился. Он рассказал, что, сколько действует практика инициативных групп, в них, как правило, "записываются пенсионеры, которым нечем заняться, но очень редко, что на поверку общедомового счетчика выходит хотя бы один из них". Стоит отметить: речь идет о домах, в которых нет сильных ОСМД.

В течение 40 минут корреспондент 112.ua с представителем "Киевтеплоэнерго" ожидал около дома появления дворничихи, которая единолично владеет ключом от подвального помещения, в котором расположен общедомовой счетчик тепла. Отперев помещение, женщина исчезла в его недрах. Представитель "Киевтеплоэнерго" поясняет: "Видишь вот кровать, шкафчики? Ваша дворничиха здесь живет. Так во многих домах: чтобы не платить за жилье, дворники обустраивают свое жилье в подвалах".

Но в принципе все было ясно: при отсутствии информации о показаниях в остальных платежках многоквартирного дома все, что может сделать участник инициативной группы, – поставить подпись в ведомости. Никакой полезной информации или представления "почему моя платежка такова" посещение общедомового счетчика не дало. Прояснилось, что, в том числе, в индивидуальную платежку на квартиру включена оплата за батареи (стоит сказать горячо натопленные) дворничихи и ее друзей (подвал ведь относится к категории мест общего пользования). За это платят все жильцы этого дома. И так происходит не в одном доме, увы.

Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что это еще не самая большая беда, когда за твой скромный счет греется помещение в размере трехкомнатной, хоть и жутко обустроенной квартиры (место обетования пенсионерки-дворничихи и ее друзей). Нередко, что в таких подвалах сидят коммерческие компании, салоны и даже сауны, за которые платят все жильцы. Если история имеет громкий резонанс, "Киевтеплоэнерго" приходит и таких вот "любителей дармовщинки" изгоняет.

Выход есть, но он стоит денег

Единственный метод решить проблему радикально – установить в доме индивидуальный тепловой пункт с регулированием в зависимости от погодных условий. Стоимость такого пункта колеблется в пределах 250-300 тыс. грн, но иногда из-за дополнительных работ обходится и дороже. Индивидуальный тепловой пункт в комплексе с мероприятиями по утеплению (повышению энергоэффективности дома) позволяет жильцам самостоятельно в зависимости от погодных условий регулировать объем тепла, который поступает на обогрев квартир и мест общего пользования (что отражается в показателях домового и индивидуальных счетчиков).

Но тут выступает на сцену проблема иного характера. Несмотря на заверения премьер-министра Алексея Гончарука о том, что финансирование мероприятий по энергоэффективности в некоем обозримом будущем будет увеличено, на практике, как и во всем, проблемы.

Установка индивидуального теплового пункта - основное мероприятие, для которого используются "теплые кредиты", рассказала 112.ua Татьяна Бойко.

Но в целом это удовольствие не из дешевых. В 2019 году средняя стоимость проектов комплексной термомодернизации многоквартирных домов, включая теплоизоляцию строительных конструкций и модернизацию систем теплообеспечения со средней стоимостью 6 837,84 тис. грн в доме площадью 3 тыс. кв. м, обходилась в 2,28 тыс. грн за 1 куб. м площади. Таким образом, ориентировочная стоимость для жильцов двухкомнатной квартиры этого дома выходила порядка 150 тыс. грн. Многие ли могут позволить выложить сразу такую круглую сумму? Ясно, что нет. Некоторые решаются брать эти средства в кредит.  

С учетом нынешних процентов украинских банков, которые несопоставимо выше, чем в европейских, для многих это буквально неподъемные суммы. В идеале эта ситуация должна решаться за счет государственных программ и деятельности Фонда энергоэффективности. Но что имеем на практике? Разговоры о необходимости Фонда в нашей стране велись с 2014 года. Параллельно была запущена программа "теплых кредитов". Она предусматривала компенсацию части тела банковского кредита для физических и юридических лиц (ОСББ) – 40% для ОСББ и 35% для физлиц, индивидуальных собственников. И вот каждый год происходила следующая ситуация: на программу "теплых кредитов" не выделялось необходимого объема средств, потому что говорили: ну вот, в следующем году начнет работать Фонд и тогда. И так из года в год.

Фонд таки начал работать в 2019 году. По этой причине на программу "теплых кредитов" на текущий год была выделена самая минимальная за все годы сумма – 400 млн грн: 200 млн грн для ОСББ и столько же для владельцев индивидуальных домов. Но очевидно, что реальная потребность намного выше. По нашим данным, это не менее 3 млрд грн, говорит Бойко.

Ситуация осложняется тем, что воспользоваться и этими предусмотренными Госбюджетом средствами в ближайшее время люди вряд ли смогут. Минэкоэнерго как распорядитель средств до сих пор не утвердило паспорт программы "теплых кредитов", хотя должно было это сделать через 45 дней после принятия бюджета. Паспорт программы не только не утвержден, но и документы еще даже не переданы в Минфин.

"Тем временем с Фондом наблюдаем непростую ситуацию. Финансовых средств у него в избытке – более 7 млрд грн (каждый год государство выделяет на Фонд 1,2 млрд грн и столько же - международные доноры), которые обездвижены на счетах. В то же время, несмотря на миллионы долларов, которые они потратили на информационные кампании по популяризации своей деятельности, с сентября прошлого года в Фонд пришло порядка 26 заявок, и это со всей Украины (против примерно 700 на программу "теплых кредитов", - ред.)", – отмечает координатор энергетических программ "ОПОРЫ".

В чем же проблема? Во-первых, в сложности процедур Фонда. В отличие от программы "теплых кредитов", где это не требовалось, Фонд запрашивает и проведение энергоаудита с изготовлением проекта технической документации. И на каждом этапе надо организовывать общее собрание. Часто эти процессы растягиваются на шесть и более месяцев, в течение которых проценты на взятые под проект банковский кредит "съедают" весь экономический смысл его реализации: "Мы считаем, что продукты Фонда следует диверсифицировать. Должен быть какой-то сверхлегкий пакет для тех, кто только хочет попробовать провести частичное, а не комплексное утепление дома, менее дорогой".

Еще одна серьезная проблема — это то, что Фонд производит выплату компенсации только после верификации реализованного проекта. И при этом критерии данного процесса очень размыты, вызывают много вопросов. Например, если при реализации проекта понадобилась дополнительная гидроизоляция, не предусмотренная уже утвержденным проектом, в случае ее выполнения будет ли верифицирован такой проект Фондом? "Ведь это как ремонт квартиры: не бывает такого, чтобы все, что запланировали, осуществили на 100%, как задумывалось. Люди хотят знать, в каких случаях, с какими изменениями они могут рассчитывать на компенсацию. Не будет ли так, что дом реализует проект и им из-за каких-то изменений откажут в компенсации. Пока ответов на эти вопросы нет, поэтому многие просто остерегаются начинать сотрудничество с Фондом", - отмечает Бойко.

"Я считаю нынешнюю работу Фонда неэффективной. При том, что только на консультантов Фонда международные доноры выделили около 16 млн долл., складывается впечатление, что эта структура очень оторвана от реальности". Фонд должен "спуститься на землю" и проанализировать реальные нужды и возможности собственников жилья в Украине, стоимость финансового ресурса в Украине не соизмерима со стоимостью в Европе, и зарплаты, конечно, тоже", - говорит Татьяна Бойко.

Наравне с уже описанными возможностями должны быть муниципальные программы по энергоэффективности. Однако из-за того, что с городами не проводилась надлежащая работа, у многих ее нет. А на фоне неопределенности с программой теплых кредитов, неэффективной работы Фонда даже те города, которые и начали реализовывать такие инициативы сами, сейчас их сворачивают. Сохраняется и достаточно хорошо работает только, пожалуй, программа в Киеве "70 на 30". "С одной стороны, нельзя не отметить профессионализм команды Петра Пантелеева, которая является ее драйвером, а с другой - Киев - небедный город и может себе позволить в отличие от небольших городов с менее наполненными бюджетами", - говорит Бойко.

"Хочу подчеркнуть, что для достижения максимального результата государственные и муниципальные программы должны работать с синергией. Если этого не происходит, люди могут позволить себе только какие-то незначительные мероприятия, например, заменить окна в подъезде. Максимум поставить индивидуальный тепловой пункт. А для выполнения комплекса мероприятий нужно несколько источников", - сказала Бойко.

Чего ждать от платежек в марте?

Таким образом, очевидно, что в один из последних месяцев отопительного сезона (март) входим со всеми проблемами, которые оставались нерешенными нынешней властью как накануне отопительного сезона, так и в его разгар. По этой причине предсказать, какими будут платежки в городах (в которых постановление о применяемой в зависимости от стоимости газа скидке используется только "по доброй воле" тепловиков), невозможно.

В "Киевтеплоэнерго" заверяют, что прогнозируемые суммы начислений за расчетный месяц "февраль 2020", которые придут потребителям в марте, однозначно ожидаются с изменениями в сторону уменьшения. Это связано с такими факторами, как снижение цены природного газа в феврале, а также повышение среднесуточной температуры. В частности, анонсированная НАК "Нафтогаз Украины" цена природного газа в феврале 2020 года составляет 3948,00 грн/тыс. куб. м вместо установленной на отопительный сезон 2019/2020 – 6235,51 грн/тыс. куб. м. "Учитывая такую цену газа, ожидается, что в сравнении с базовым тарифом отопление в Киеве в марте будет дешевле на 26%, а горячая вода – на 24%".

Стоит отметить, что это далеко не первые за нынешний отопительный сезон заверения, что вот-вот и тарифы на тепло снизятся. Не добавляет энтузиазма и то, что методика начислений, которая приводит к массе манипуляций, остается неизменной.

Никак нельзя исключать, что и в марте украинцев будут ждать платежки с сюрпризом.

Елена Голубева

Источник: 112.ua

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>