По российскому пути: Скандальный тендер по переносу мобильных номеров выиграли литовцы

Тендер на услугу по переносу мобильных номеров в Украине закончился большим скандалом. Победила компания "Диалинк", которую конкуренты обвиняют в нечестной игре и угрожают обращаться в АМКУ. Суть претензий: государственный центр радиочастот (УГЦР) подстроил тендер под одну компанию, а победителя знали наперед

По российскому пути: Скандальный тендер по переносу мобильных номеров выиграли литовцы
Фото из открытых источников

Вадим Мельник

Журналист

Тендер на услугу по переносу мобильных номеров в Украине закончился большим скандалом. Победила компания "Диалинк", которую конкуренты обвиняют в нечестной игре и угрожают обращаться в АМКУ. Суть претензий: государственный центр радиочастот (УГЦР) подстроил тендер под одну компанию, а победителя знали наперед

Услугу по переносу мобильных номеров (Mobile Number Portability, MNP) в Украине реализует неизвестная на рынке компания "Диалинк". В понедельник, 25 января, Украинский государственный центр радиочастот объявил результаты тендера, который выиграла компания, потребовавшая у государства 71,77 млн грн.

Однако не факт, что на этом история закончится. Конкуренты уверяют, что тендер был сфальсифицирован, и обещают судиться. Действительно, история с закупкой Автоматизированной информационной системы “Централизованная база данных перенесенных номеров” может потянуть на детектив.

Сложные торги

Услуга переноса номера даст возможность абонентам мобильной связи менять оператора, сохранив свой номер. Неофициально это называют отменой "мобильного рабства".

УГЦР объявил конкурс на обеспечение технического решения под MNP 15 сентября 2015 г. На него подались четыре компании. Предполагалось, что победителя торгов определят уже в середине ноября. Однако не тут-то было.

В день раскрытия предложений 19 октября 2015 г. документы подали четыре компании: ООО "Диалинк" (67,9 млн грн), ООО "Т4В" (62,3 млн грн), ООО "Эс Ай Центр" (25,7 млн грн) и ООО "Технический центр "Интернет" (ТЦИ) с наименьшей ценой 17,7 млн грн. Тогда представители компании "Диалинк" объясняли свое самое большее ценовое предложение реалиями рынка и тем, что за деньги, предложенные конкурентами, "даже нормального оборудования не купишь". "В убыток себе никто работать не будет", - отмечал в комментарии 112.ua руководитель "Диалинк" Александр Басс.

В прошлом году УГЦР совместно с институтом "Гипросвязь" опубликовали ТЭО, где указали, что стоимость полного внедрения услуги может достигать 6 млн долл. В тендерной документации был назван бюджет заказчика в размере 72 млн грн. Собственно, "Диалинк" максимально "подогнал" свое предложение под эту сумму.

Новости по теме

Компании, которые предлагали меньшие суммы, уверяют, что разброс в ценовых предложениях связан с разной оценкой компаниями стоимости своего софта. "Каждый из участников предлагает "железо" и свой собственный софт. Если по "железу" все более-менее понятно (цены в среднем у всех производителей примерно одинаковые), то по софту - каждый оценивает его, как считает нужным. Мы оцениваем наш софт в 3,5 млн грн, "железо" - в 12 млн грн, еще около 500 тыс. грн – запуск проекта на этом "железе" и этих требованиях КЗИ, разработка документации. Остальные деньги идут на библиотеки криптографической защиты информации (КЗИ), разработку и экспертизу КСЗИ. У других участников, думаю, основная сумма идет на софт", - говорит Александр Степанов, заместитель директора "Технический Центр Интернет", которая предложила государству построить систему за 18 млн грн.

Солидарен с ним и управляющий партнер SI Center (ООО "Эс Ай Центр") Дмитрий Зарахович. Он указывает, что при оценке стоимости УГЦР ориентировался на среднюю сумму в других странах мира, в то время как в Украине затраты в силу разных причин будут ниже. "Свое ценовое предложение мы рассчитывали исходя из необходимых затрат на реализацию MNP в Украине, относительно невысоком CAPEХ для УДЦР (более чем в 2,5 раза ниже, чем заявленный бюджет тендера и ряд предложений участников) и низком OPEX на уровне предложений других участников. В нашем решении стоимость софта ЦБД составляет около 55% от стоимости решения, остальное - операционная система, база данных, аппаратное обеспечение, системы шифрования, консалтинг", - указывает Зарахович.

При этом представитель ТЦИ отмечает, что дополнительно помогли удешевить заявку компании на тендере наработки компании прошлых лет. "Мы предлагаем собственное украинское решение – проект, который начал разрабатываться еще в 2012 г. для домена .УКР (являемся его техническим администратором). Подобные решения успешно используются в интернет в течение многих лет. То есть у нас уже есть необходимый программный продукт, который прошел надлежащую аттестацию со стороны ICANN и отвечает всем техническим требованиям конкурса, останется только включить тумблер - и все будет работать. Услугу MNP можно внедрить хоть завтра", - говорил Степанов в одном из интервью.

Но УГЦР 5 ноября 2015 г. объявил, что тендер не состоялся — претенденты якобы не предоставили полных пакетов документов. Затем госпредприятие объявило повторный конкурс, изменив его условия. Так, если раньше от компаний требовалось посчитать только стоимость построения системы, то сейчас одной из составляющих стало и техническое обслуживание базы данных на протяжении 3 лет после завершения срока гарантийной технической поддержки. Это вызвало увеличение стоимости конкурсных предложений.

Новости по теме

25 декабря 2015 г. УГЦР раскрыл тендерные предложения, поступившие уже от шести компаний: Huawei Ukraine (26,9 млн грн), "Ericsson Украина" (107,66 млн грн), ООО "Диалинк" (71,77 млн грн), ООО "ЭС АЙ центр" (39,58 млн грн), "Т4В" (Польша, 82,28 млн грн), ГП "Украинские специальные системы" (89,27 млн грн).

Теперь уже "Диалинк" не был в лидерах по дороговизне предложения. Пришедшие на конкурс новички предложили больше. Однако дальше – больше. Как стало известно сегодня, к финальной оценке было допущено лишь три компании: ООО "Диалинк", "Т4В" и "Ericsson Украина", поскольку, как утверждает УГЦР, "у других участников - ООО "Хуавей Украина", ООО "ЭС АЙ ЦЕНТР" и ГП "Украинские специальные системы" - установлены нарушения требований документации конкурсных торгов".

Из тройки допущенных компаний "Диалинк" предлагал 72 млн грн, "Т4В" - 82 млн грн, а "Ericsson Украина" - 107,6 млн грн. Тех, кто предлагал внедрение системы за меньшую сумму, к тендеру даже не допустили. И для рядового потребителя картинка тендера сложилась идеальная – победила компания с самым низким предложением. Однако некоторые участники рынка сомневаются, что все участники конкурса выставляли кандидатуры с целью побороться за победу. В частности, "Ericsson Украина" и ГП "Украинские специальные системы" в первом тендере не участвовали и, очевидно, не готовились к нему. А польская "Т4В" резко подняла свое предложение в сравнении с первым тендером.

Интересно, что участник первого, неудавшегося тендера — компания ТЦИ — оспорила в Хозяйственном суде Киева законность процедуры по проведению второго конкурса. УГЦР ответил, что не нарушил "ни одно требование закона о государственных закупках" при внедрении MNP. Как бы там ни было, но в окончательном тендере название ТЦИ не фигурировало, хотя компания участие в нем принимала. "Технический центр "Интернет" вышла на тендер, как партнер компании Huawei Ukraine. Если в первый раз китайский вендор выступал техническим подрядчиком при ТЦИ, то в повторном тендере ситуация развернулась с точностью наоборот. Как в первый раз, так и во второй эта пара предлагала самое дешевое предложение (17,7 млн грн и 26,9 млн грн соответственно).

Нечистый тендер?

Еще перед раскрытием предложений в ЦТИ заявили, что тендер подстроен специально под одну компанию – "Диалинк". "Подходил софт центральной базы данных всего одной фирмы – литовской Mediafon, которая сейчас пришла на конкурс как субподрядчик "Диалинка". Все остальные конкуренты, имеющие опыт внедрения в нескольких странах, по разным причинам не вписываются в другие тендерные условия. Кроме того, в тендерных условиях прописаны требования к системе криптографической защиты информации. Под эти требования также подходит всего одна фирма", - негодовал заместитель директора ЦТИ Александр Степанов, добавляя, что "если УГЦР все же рискнет признать победителем "Диалинк", мы будем обжаловать это решение и сам конкурс в АМКУ, а затем судиться".

Новости по теме

Удивлялись условиями тендера и в SI Center. В частности, пунктом, который требовал от потенциального подрядчика опыта внедрения MNP не менее чем в двух странах за последние три года. Из-за этого почти все участники тендера шли с подрядчиками из числа известных мировых компаний. Это китайская Huawei, американская HP, словенская Teletech, шведская Ericsson.

Однако в ходе первого раскрытия пакетов документов участников выяснилось, что идеально вписывается в конкурсные условия наиболее дорогое предложение от "Диалинк". Согласно информации на сайте компании, она занимается информационными технологиями, инженерно-технической защитой и технической защитой информации. Тогда тендер отменили, его "внешний вид" сделали более привлекательным, а победил все тот же "Диалинк", но теперь уже без дурной славы самого дорогого предложения.

Информация об ООО "Диалинк" на сайте компании Фото из открытых источников

Компания также объявила, что готова запустить систему на 90 дней раньше срока, что натолкнуло конкурентов и участников рынка на мысль о том, что "Диалинк", в отличие от своих пяти конкурентов, предвкушала победу еще до завершения тендера.

В сети есть информация, что собственники компании "Диалинк" - граждане Украины Татьяна Нечипорук и Сергей Халимоненко. Судя по доступной информации, оба они рядовые разработчики 1С. 

Как уже указывалось выше, "Диалинк" вышел на торги в партнерстве с литовской телекоммуникационной компанией Mediafon, одним из девяти крупных мировых разработчиков решений по переносу номеров. Это та самая компания, которая предлагала бесплатно предоставить Украине автоматизированную информационную систему. Mediafon даже письмо соответствующее направил в НКРСИ, что логично, и… в МЭРТ, который возглавляет литовец Айварас Абромавичус. Теперь о бесплатном решении проблемы речь уже не идет.

Отметим, что в ноябре 2013 г. Mediafon выиграла аналогичный тендер в России. И тогда там вспыхнул большой скандал, а сам тендер назвали фикцией. Дело в том, что Центральный научно-исследовательский институт связи (государственная организация, которая занималась проведением тендера) разослала приглашения к потенциальным участникам 21 ноября 2013 г. (четверг). Конечной датой подачи тендерного предложения было определено 25 ноября 2013 г. (понедельник). Mediafon создал самое дорогое предложение — более 13 млн долл. со сроком исполнения до 1 декабря 2013 г. (воскресенье). Результаты тендера были объявлены 28 ноября 2013 (четверг). На разработку у Mediafon был один рабочий день. Оказалось, что компания создала систему переноса номеров заранее и предварительно настроила конфигурацию в демо-версии, а тендер был для галочки. Система начала действовать с опозданием на несколько месяцев, хотя за систему Mediafon заплатили вдвое больше, чем планировалось.

Новости по теме

В Украине, скорее всего, будет аналогичная картина. По планам Национальной комиссии регулирования связи и информатизации, MNP должно заработать в июне этого года. Глава тендерного комитета УГЦР Вадим Гулько утверждает, что уже в апреле стоит рассчитывать на тестовые включения этой услуги. При этом осторожно отмечает, что сместить сроки внедрения могут жалобы в Антимонопольный комитет проигравших в тендере компаний. "Если будет жалоба в АМКУ, это на месяц отсрочит процедуру, так как невозможно будет заключить договор", - сказал он. А жалобы, скорее всего, будут. Проигравшие компании не намерены мириться с результатами тендера. "Я так понимаю, что мы с вами скоро увидимся в Антимонопольном комитете", - заявил после объявления результатов торгов представитель "ЭС АЙ Центр". Пойдут в АМКУ также представители ТЦИ и даже польской T4B.

Это значит, что всегда найдется причина, чтобы объяснить задержки с внедрением сервиса. К слову, сорвать сроки чиновники уже смогли, ведь изначально временные рамки были ограничены І кварталом 2016 г.

Также пока не ясен вопрос, кто в конечном итоге оплатит стоимость внедрения MNP. Участники рынка не исключают, что расходы рано или поздно "лягут" на плечи абонентов. И тут логичным кажется вопрос, почему в страдающей от войны стране на тендерах побеждают не более дешевые и качественные иностранные технологии, а сомнительные схемы местного разлива.

Вадим Мельник

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>