Пока все по-старому: Почему депутаты не смогли решить проблему с билбордами и ситилайтами

"Вы лоббируете интересы не киевлян, а своих партийных боссов". "Это мечта коррумпированных чиновников". Нет, это не скандалы вокруг очередных скандальных застроек или изменений в правоохранительных органах – это о билбордах, ситилайтах и других атрибутах наружной рекламы. В первый день календарной весны Верховная Рада пыталась изменить правила размещения внешней рекламы, однако провалила соответствующие законопроекты, а депутаты затем написали не один гневный пост в соцсетях на эту тематику. 112.ua разбирался, почему избранники не смогли сделать шаг к наведению порядка с рекламой

Пока все по-старому: Почему депутаты не смогли решить проблему с билбордами и ситилайтами
Фото из открытых источников

Ярослав Конощук

Парламентский корреспондент

"Вы лоббируете интересы не киевлян, а своих партийных боссов". "Это мечта коррумпированных чиновников". Нет, это не скандалы вокруг очередных скандальных застроек или изменений в правоохранительных органах – это о билбордах, ситилайтах и других атрибутах наружной рекламы. В первый день календарной весны Верховная Рада пыталась изменить правила размещения внешней рекламы, однако провалила соответствующие законопроекты, а депутаты затем написали не один гневный пост в соцсетях на эту тематику. 112.ua разбирался, почему избранники не смогли сделать шаг к наведению порядка с рекламой

 

По данным одного из крупнейших операторов рынка, в 2017 году рынок внешней рекламы в Украине составил 2,69 миллиарда гривен. Как ожидается, в 2018 году, когда начнется активная фаза президентской избирательной кампании, он вырастет на 25%. При чем самой хлебной для рекламщиков является столица. На долю Киева приходится чуть более половины билбордов и ситилайтов. Используют внешнюю рекламу компании широкого спектра направленности: от фитнес-центров до застройщиков. Как поговаривают в кулуарах парламента, не чураются денег от наружной рекламы и отдельные народные избранники.

Новости по теме

В целом, на сегодняшний день сфера внешней рекламы регулируется законом о рекламе и десятками подзаконных актов, в результате чего, как отмечается в докладе USAID, происходит ручное управление процессами. Уже не первый год как идут дискуссии о необходимости корректировки законодательства о наружной рекламе. В частности, о необходимости введения единых правил размещения внешней рекламы. Как пояснил 112.ua народный депутат от фракции "Самопомич" Александр Опанасенко, местные власти могут "устанавливать произвольный перечень требований к размещению внешней рекламы", что в свою очередь повышает коррупционные риски. Проще говоря деньги идут в карман заинтересованных лиц. К тому же, как отмечает парламентарий, "около трети билбордов и ситилайтов в городах и более 70% за их пределами размещены без соответствующих документов".

Долго думали и наконец придумали

Парламентарии не первый раз пытаются поменять правила игры на рынке внешней рекламы. Еще в 2015 году в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект, касающийся изменения правил размещения билбордов, однако инициатива не получила поддержку в сессионном зале и в конце 2017 года в парламенте была зарегистрирована доработанная версия законопроекта. В соответствии с ним, среди прочего, предполагалось размещение рекламы на конкурсной основе, определялись критерии выбора победителя. Среди критериев - цена и процент размещения социальной рекламы. Что касается социалки, отмечалось, что вес данного критерия в общей оценке составляет 15%. В то же время, предусматривалась возможность размещения ситилайтов и билбордов и без конкурса. При этом предлагалось ввести принцип молчаливого согласия, в соответствии с которым в случае, если заказчик в течение оговоренного срока не получил отказ на установку билборда, он получил добро.

"Бизнес согласился снять около половины рекламы в обмен на продление срока разрешений на ее размещение", - добавляет нардеп Александр Опанасенко. Он отмечает, что предлагалось также установить единые правила размещения наружки и добавляет, что на сегодняшний день каждый горсовет может сам определять свои правила размещения.

Новости по теме

Кроме того, предлагалось упорядочить процедуру размещения рекламы на дорогах, а также запретить размещение рекламы на дворцах, музеях, кроме случаев их реставрации. По задумке авторов законопроекта, новации должны были, среди прочего, способствовать детинизации рынка внешней рекламы. Критики же предложенной инициативы среди депутатского корпуса обвиняют авторов в "лоббизме конкретных операторов рынка".

Однако и парламентские юристы раскритиковали законопроект, отметив, что он требует дополнительных затрат из государственного бюджета.

Не вдохновили предложенные новации и народных депутатов, они отказались даже возвращать законопроект на доработку авторам. Таким образом, в соответствии с Регламентом, законопроект может быть рассмотрен только на следующей сессии. Конечно, если ни у кого не возникнет желания подать в Раду новый документ.

Но тут же перессорились

Сторонники и противники инициативы эмоционально отреагировали на голосование в парламенте.

"Мы будем жить в бардаке билбордов и конструкций наружной рекламы в условиях непрозрачного рынка. Потому лоббисты в Раде победили. Лоббисты тех чиновников из Киевской власти, которые непрозрачно контролируют рынок наружной рекламы в столице", - написала после голосования на своей странице в одной из социальных сетей председатель Комитета ВР по вопросам свободы слова и информационной политики Виктория Сюмар. Еще одной причиной провала сторонники законопроекта называют приближающиеся выборы и добавляют, что местные власти будут решать, "кого они хотят размещать, а кого нет".

Неофициально же источник на рынке называет причиной провала законопроекта отсутствие коммуникации с сессионным залом.

"Законопроект готовили более двух лет. Его так вылизывали, учли интересы всех заинтересованных групп. Однако забыли провести работу с сессионным залом. Поэтому депутаты от греха подальше решили за законопроект не голосовать", - отмечает собеседник.

Новости по теме

В свою очередь, противники законопроекта отмечают, что, несмотря на отдельные прогрессивные нормы, законопроект был выписан под конкретных операторов рынка и его принятие снизило бы уровень конкуренции, а также несло коррупционные риски.

"В очередной раз имеем политическую трактовку норм и, по сути, девиз – "нашим – все, врагам – закон", - написал на своей странице в одной из социальных сетей нардеп и советник мэра Киева Дмитрий Белоцерковец.

Вторит ему и другой представитель группы "Удар" - Наталья Новак. "В законопроекте заложен принцип молчаливого согласия, который несет коррупционные риски и является мечтой коррумпированных чиновников за свое молчание и бездействие получать взятки. Учитывая, что конкурс не является обязательным, и при отсутствии схем размещения наружной рекламы по молчаливому согласию можно ставить рекламоносители в любом месте, на которое подана заявка и не получен своевременный ответ. Чиновник в лучшем случае отделается штрафом или выговором, но полученная "выгода" перекроет все его риски. Общины не должны быть заложниками молчаливого согласия, то есть заговора коррумпированных чиновников и бизнеса. Бездействие чиновника должно быть наказано, а разрешение должно получаться по общей процедуре. К тому же, проектом закона предполагалось, чтобы оплата за разрешение выплачивалась в бюджет за весь период его действия, что также считаю неправильным, поскольку в связи с высоким уровнем инфляции бюджет недополучил бы значительные суммы, кроме того маленькие компании не смогли бы оплатить всю сумму сразу, то есть не смогли бы конкурировать с крупным бизнесом", - написала она на странице в Facebook.

Что дальше?

Несмотря на провал, авторы законопроекта (нардепы Галасюк, Емец, Опанасенко, Матузко, Сташук) заявляют о намерении вновь попытать счастья в здании на Грушевского, 5, хотя и сомневаются в том, что у депутатов до конца созыва вновь дойдут руки до законопроекта о регулировании внешней рекламы, даже несмотря на участие в разработке данной инициативы USAID. Да и как свидетельствует парламентская практика, после провала законодательная инициатива вновь попадает в повестку дня спустя не одну пленарную неделю.

Новости по теме

"Я думаю, что мы пойдем путем разделения законопроекта, поскольку Регламент (в соответствии с Регламентом парламента, в случае провала законопроекта, повторно его можно регистрировать на следующей сессии, - 112.ua) не позволяет подавать комплексный законопроект. До сентября мы подадим законопроект относительно благоустройства и рекламы на исторических памятках", - рассказал во время дискуссии, посвященной внешней рекламе, нардеп от фракции "Самопомич" Александр Опанасенко.

Впрочем, депутат сомневается в том, что парламент до конца созыва вернется к рассмотрению данного вопроса, поскольку "вы уже видите, сколько на улицах появилось внешней рекламы - все готовятся к выборам".

Ярослав Конощук

видео по теме

Новости партнеров

Загрузка...

Виджет партнеров