Популистские мифы и обещания: Как избирателю уберечься от предвыборных манипуляций

Парламентские и президентские выборы не за горами. В условиях уже начавшейся предвыборной кампании партии и кандидаты готовы применять самые изощренные методы для того, чтобы понравиться избирателю. В ход идет все – от зарплат и пенсий до коррупции и даже экологии. 112.ua вместе с экспертами разбирал популистские мифы нашего времени

Популистские мифы и обещания: Как избирателю уберечься от предвыборных манипуляций
Радио Свобода

Елена Голубева

Журналист, 112.ua

Парламентские и президентские выборы не за горами. В условиях уже начавшейся предвыборной кампании партии и кандидаты готовы применять самые изощренные методы для того, чтобы понравиться избирателю. В ход идет все – от зарплат и пенсий до коррупции и даже экологии. 112.ua вместе с экспертами разбирал популистские мифы нашего времени

Поднять минималку и снизить ЖКХ-тарифы? Легко

Лидер "Батькивщины" Юлия Тимошенко и глава "Радикальной партии" Олег Ляшко уже оседлали привычные темы. Лидер РПЛ вовсю заявляет о необходимости повысить минимальную зарплату в стране до 6 тыс. грн. Тимошенко эксплуатирует любимую тему цены на газ и тарифов на услуги ЖКХ. "Необоснованные тарифы на коммунальные услуги – это убийственный налог для украинцев", при том что узкий круг лиц "зарабатывает сверхприбыли", повсюду заявляет Тимошенко, обещая после прихода к власти вдвое снизить цену на газ для населения.

Проблемы снижения тарифов, повышения минимальной заработной платы, которые эксплуатируют оппозиционные политики, уже определенным образом девальвированы, отмечает политолог Владимир Фесенко.

По его словам, тему повышения зарплат и пенсий обещали и Тимошенко, и Янукович, и Ляшко, и многие другие: это часть обязательной программы.

"Тему газа вообще любят те, кто на ней в свое время зарабатывал", - сказал 112.ua политтехнолог, народный депутат VI созыва Виктор Уколов. - В 2008 году, подписывая меморандум с МВФ, премьер Тимошенко пообещала уравнять цены на импортный и газ внутренней добычи. В 2014 году, подписывая коалиционное соглашение, она поставила свою подпись под обязательством повысить тарифы. Теперь она заявляет противоположное. Так действуют все популисты – на выборах они говорят только то, что нравится избирателям, как хамелеоны, маскируясь на фоне общественного мнения".   

Любой вопрос тарифной политики или минимальной заработной платы может быть освещен как популистским способом, так и профессиональным. Отличить первое от второго можно единственным способом – оценив, что конкретно политик или его команда сделали, как они выполнили свои предыдущие обещания, сказала 112.ua народный депутат V и VI созывов Ольга Боднар.

Главная проблема даже не в популизме, а во лжи, добавляет политтехнолог Сергей Гайдай. В том, что человек, который говорит о повышении минимальной зарплаты, прекрасно знает, что повышать ее не будет. Ведь реалии экономики не позволят это сделать. То же самое касается цены на газ, ведь тогда придется разорвать отношения с МВФ и своими силами погасить все долги перед фондом.

Хотите не быть как все? Апеллируйте к экологии

Помимо традиционных "хлебных" тем для оппозиционеров, перед выборами в информпространство просачиваются и не совсем традиционные темы. Та же Юлия Тимошенко пытается завлечь молодежь обещаниями искоренить коррупцию с помощью блокчейна. А политическая партия "Сила людей" в качестве предвыборного лозунга выбрала тему экологии. Она недавно представила в Кривом Роге свою экологическую программу, организовала экологические протесты в Мариуполе, муссирует тему в СМИ. Насколько такие узкие темы вообще могут приглянуться электорату?

Эксперты сходятся во мнении, что вряд ли это сильно прибавит баллов в копилку политиков. С той же экологией, помимо обычного предвыборного популизма, следует искать следы и бизнес-составляющей, советуют опрошенные эксперты. Что особенно кощунственно, ведь речь идет о прифронтовом городе, в котором большими усилиями удалось сохранить мир и где работают крупнейшие металлургические комбинаты страны, обеспечивающие благосостояние четверти полумиллионного города (сотрудники комбинатов и их семьи).

Эксперты отмечают, что экологическая ситуация в Мариуполе за последнее время не ухудшалась, а акции активистов пришлись на начало предвыборной гонки. При этом их не интересует, что в модернизацию доставшихся со времен СССР комбинатов бизнес вкладывает рекордные суммы. Например, капитальный ремонт аглофабрики имени Ильича является крупнейшим экологическим проектом в истории современной Украины. Благодаря этому ситуация даже начала улучшаться. С 2012 по 2018 год только на экологическую модернизацию мариупольских комбинатов направлено 2,8 млрд грн, говорят в мэрии города.

Помимо борьбы за голоса, эксперты отмечают, что активизация усилий "Силы людей" совпала с намерением "Метинвеста" построить и запустить в Кривом Роге комплекс по переработке кристаллического сульфата аммония, что разрушает многолетнюю монополию химических предприятий олигарха Дмитрия Фирташа на украинском рынке производства минеральных удобрений (ровенский, северодонецкий и черкасский "Азоты"). Не исключено, что руками активистов олигарх пытается остановить появление конкурента на рынке.

"В мировой политике сейчас доминирует коммерческое отношение к экологии: тема эксплуатируется в коммерческих интересах, эти вопросы поднимают, когда нужно закрыть какой-то проект, навредить конкурентам. В украинской политике также будут использовать экологию преимущественно в таком же направлении. А также на популистском противопоставлении – у вас грязно в городе, я сделаю чище", - сказал 112.ua директор Института стратегических исследований "Новая Украина" Андрей Ермолаев.

Впрочем, политтехнологи уверены, что политикам, сделавшим экологию своей предвыборной фишкой, далеко уехать на этой теме не удастся. "Тема экологии актуальна для богатых стран, для которых вопрос элементарного выживания (как в Украине) не стоит остро. Экология вообще никого не волнует в стране, где важны вопросы "смогу ли я купить хлеб и заплатить за электричество", - сказал 112.ua Сергей Гайдай.

"Регионы с высоким уровнем индустриализации и урбанизации в принципе отличаются низким уровнем экологической культуры. Поэтому на тему экологии люди особо не рефлексируют", - соглашается Андрей Ермолаев. По его словам, в сознании украинцев экология – это проблема, а не новый образ жизни.

Жизнь в мифах

Украинцы хотят жить намного лучше, чем это вообще возможно в стране с такой экономикой. Поэтому всегда голосуют за обещания и манну небесную либо вообще за гречку. Таким образом, власти, как правило, выбирают наиболее подверженную манипуляциям часть общества. Рациональная часть населения, сетуют опрошенные политологи, уже просто не ходит голосовать.

Политический консультант Руслан Бортник утверждает, что мифы сегодня занимают 90% украинской инфосферы и сознания избирателей. И нынешняя президентская компания в этом разрезе будет борьбой мифов и символов, уверен он.

Украинские политики не создают мифы, а барахтаются в уже созданных реалиях, отмечает Андрей Ермолаев: "Наши базовые мифы — это не то, что говорят политики, это то, во что мы все вплетены. Просто у каждого политика есть своя интерпретация такой картинки".

Среди базовых мифов Ермолаев выделяет "исход в Европу". "У нас большая дорога, по которой мы идем в Европу, и так уже 30 лет. Второй базовый миф – это наш извечный враг, у нас есть свой Мордор – Россия. И этот миф тоже достаточно старый: он уходит корнями в два столетия назад. И если у нас удача – это мы, а если неудача – это виноват враг. Третий базовый миф – это мудрость народа и глупость тех, кого он избирает. Четвертый миф характерен для большинства постсоветских государств – необходимость реформ", - сказал 112.ua директор Института стратегических исследований "Новая Украина".

В последнее время также довольно актуален миф, который тоже будет подхвачен политиками и их командами, – миф о новом поколении, о политиках новой формации, говорит Владимир Фесенко: "Действительно, в обществе есть запрос на новых лидеров, на новые лица. Это свидетельствует о кризисе доверия к традиционным классическим политикам. Именно на этой волне появились такие нестандартные кандидаты, как Зеленский и Вакарчук".  

Оба кандидата уже присутствуют в общественном сознании в виде мифа. Вакарчук использует свой сценический образ, а Зеленский – телевизионный. Впрочем, история современной Украины знает мало позитивных примеров того, когда представителям шоубизнеса удавалось сделать в политике нечто значительное, предостерегает Ольга Боднар: "Возьмем для примера Михаила Поплавского. Насколько продуктивно он работал в парламенте? Он знал, разве что, как лоббировать свои интересы, своего учебного заведения, как открывать рестораны. Руслана – как долго она пробыла в парламенте? Тот же Вакарчук уже был в Раде, и он долго не выдержал рутинной, далекой от эстрадного творчества работы. Сколько продержалась в статусе действующего нардепа Злата Огневич? Что она сделала как политик?"

Боднар признает, что во власть должны приходить профессионалы. "Но в битве с популистами они, к сожалению, без шансов проигрывают", - констатирует экс-нардеп.

Отдельный блок мифов – это гуманитарные вопросы, не требующие никакой практической реальной работы (деятельности) и ответственности за обещания, соответственно, говорит Руслан Бортник: "Церковь, язык, армия. Ими спекулируют, отмечу, не только власти. Оппозиция также получает огромное удовольствие от работы с ними. Ведь по большому счету это мифы".

Популисты не только используют мифы, но и манипулируют приемами. Основные популистские приемы на выборах – это преувеличение и драматизация. "Это то, чем, в частности, постоянно занимается Юлия Тимошенко или Олег Ляшко. Возьмем для примера опрос USAID, согласно которому втрое возросло доверие к судебной системе - от 5 до 16%. На мой взгляд, это позитивно, так как доверие возросло в три раза. В то же время, если опрос будет комментировать Юлия Тимошенко, скорее всего, она заявит, что более три четверти граждан не доверяют украинским судам", - сказал Виктор Уколов.

Прием преувеличения используют все популисты, добавляет эксперт: "И при этом они абсолютизируют свою роль, даже когда у них нет на это полномочий. Например, бессовестно заявляют: если вы выберете меня, я уменьшу цену на газ в три раза и вообще создам рай на земле". 

На выборах все политики будут искать фишки, на которые могут отреагировать избиратели. Церковь, армия, язык, вопросы войны и мира, улучшение благосостояния и экологии, отмечают эксперты. Проблема в том, что в Украине мало политиков с твердыми убеждениями и политическим видением, за которое они готовы были бы даже умереть, отмечает Сергей Гайдай: "У 90% украинских политиков единственная идея — прийти во власть, потому что это благополучие. Это возможность защищать капиталы своего окружения, зарабатывать, это билет в ложу сословия, которое может промышлять. Но не один политик на своем билборде не напишет – "у меня 120 предприятий, а через год будет 130, проголосуйте за меня". Поэтому все ищут фишки".

***

Чтобы не попасть впросак, избиратель должен быть бдительным и рациональным, говорят эксперты. "Я бы посоветовал на будущих выборах обращать внимание, говорят ли кандидаты то, что относится к их компетенции. В частности, к компетенции президента относятся внешняя политика и оборона страны. А вот, например, многие строят свою компанию так, как будто баллотируются на пост не президента, а премьер-министра. Они постоянно говорят об экономике и уровне жизни. Но президент не может директивно приказать увеличить прожиточный минимум или уменьшить цены на газ: такие обещания не будут выполняться", - говорит Виктор Уколов. 

"Избиратель, мне кажется, должен голосовать калькулятором. Он должен четко понимать, что политик может сделать, а что нет. Что из его обещаний реально, а что нет. Также нужно смотреть, что люди обещали раньше и что они реально сделали, то есть в 2019 году надо читать политическую рекламу и агитки 2014-го. Иначе избирателя снова обманут", - считает Руслан Бортник

Елена Голубева

видео по теме

Новости партнеров

Загрузка...

Виджет партнеров