banner banner banner banner

Пора притормозить: Как будет работать система автоматической фиксации нарушений ПДД

Пора притормозить: Как будет работать система автоматической фиксации нарушений ПДД
112.ua

Ксения Цивирко

Журналист

Первые 20 комплексов системы автоматической фото- и видеофиксации нарушений ПДД в Киеве уже более недели работают в тестовом режиме, выявляя в среднем за сутки 60 тыс. любителей скорости. В ближайшее время к ним добавятся еще 30 комплексов в столичной области, и с 1 мая система уже заработает "на полном ходу": водителям на почту начнут приходить постановления об админправонарушении за превышение скорости.

По словам чиновников, такой жесткий контроль за скоростным режимом на дорогах должен снизить аварийность на 30-50%, однако эксперты сомневаются в достижении таких результатов: для этого нужны тысячи камер, чтобы водители контролировали скорость движения по всей протяженности дороги, а не на отдельном участке.

В то же время законодательные коллизии, согласно которым привлекать к ответственности можно только фактического нарушителя, а не владельца транспортного средства, за последние годы были доработаны, и теперь "неотвратимость наказания" почувствует каждый водитель. Тем более что игнорировать штрафы стало опасно: "ПриватБанк" по требованию исполнительной службы может арестовать банковские счета.

В то время, когда новостные ленты были забиты сообщениями о повсеместном введении карантина из-за загадочного коронавируса и о том, что в условиях таких ограничительных мер Pornhub решил порадовать жителей Италии бесплатным доступом к контенту, многих водителей обошла стороной очередная презентация внедрения системы автоматической фиксации нарушений ПДД.

С 12 марта в Киеве в тестовом режиме заработали первые 20 специальных комплексов КАСКАД (комплексная автоматизированная система контроля автомобильных дорог), которые только за первые 40 минут своего дебюта зафиксировали около 6 тыс. номеров авто, превысивших установленный скоростной режим.

Пока система работает в тестовом режиме, водителей за это не наказывают, однако и не оповещают о выявленных нарушениях с предупреждением "на будущее". Впрочем, по номерным знакам и данным водительского удостоверения на сайте МВД ("Сервисе проверки событий с признаками административных правонарушений в сфере безопасности дорожного движения") можно самостоятельно ознакомиться, сколько раз и при каких обстоятельствах железный конь попал под прицел камеры КАСКАДа и посчитать, на какую сумму штрафов обойдется такая дорожная фотосессия.

Новости по теме

В Нацполиции сообщают, что до 10 апреля вдоль дорог Киевской области установят еще 30 комплексов, и уже с 1 мая почтальоны "Укрпочты" смогут радовать владельцев авто рекомендованными письмами со штрафными квитанциями за превышение скорости. Эксперты встречают возвращение контроля за скоростным движением на украинских дорогах с воодушевлением, но двояко.

"Безусловно, это самый действенный и дешевый способ контроля за превышением скорости, который вводит принцип неотвратимости наказания. Однако этих камер недостаточно. Только для Киева нужно хотя бы несколько тысяч, чтобы водитель постоянно следил за скоростью своего движения. А так водители привыкнут к определенным участкам и будут соблюдать скоростной режим только на них. Ведь у нас как: когда появляются какие-то ограничительные меры в законодательстве, люди чаще всего думают не о том, как их выполнить, а как их обойти", - делится мнением адвокат в сфере дорожного права Александр Швец.

По планам правоохранителей, до конца года на дорогах общегосударственного значения должны появиться еще 220 специальных комплексов, интегрированных в систему, хотя "Государственная программа повышения безопасности дорожного движения в Украине на период до 2020 года" предусматривает закупку 643 шт. таких комплексов. Впрочем, на сайте производителя хвалятся: "каскад" уже опробовал свои силы в Одессе и Николаеве, а в Харькове за 4 дня его работы на проспекте Ландау количество нарушений ПДД снизилось почти в два раза.

Нацполиция

Во время нынешнего дебюта в столице камеры фиксируют около 60 тыс. правонарушений в сутки. В "переводе" на минимальные 255 грн штрафа, в день автолюбители могут принести в городской бюджет 15,3 млн грн, а до конца текущего года — 3, 723 млрд грн. Для сравнения: сумма на обеспечение безопасности на дорогах, заложенная в госбюджете на нынешний год, составляет 3,17 млрд грн, а в прошлом году она была в два раза меньше.
При этом КАСКАДы на данном этапе будут фиксировать только превышение скорости, хотя способны взять под контроль гораздо больше правил дорожного движения (например, выезд на встречную полосу и нарушение правил парковки).

Чиновники говорят, что все вырученные деньги пойдут на развитие инфраструктурных проектов и ремонт дорог, однако водители не верят в такие благие намерения и обсуждают в соцсетях, как можно будет обжаловать постановление об админправонарушении. Однако на этот раз в правительстве позаботились о юридической стороне вопроса лучше, так что рассчитывать на очередное решение КСУ, которое бы признавало практику привлечения к ответственности владельца ТС неконституционной за нарушение презумпции невиновности и принципа персональной ответственности, не приходится.

Кроме того, в начале марта должники за неправильную парковку столкнулись с неприятной новостью: исполнительная служба, "ПриватБанк" и Департамент транспортной инфраструктуры начали отрабатывать процедуру ареста банковских счетов за неуплату штрафов.

Штрафная траектория

Встреча с КАСКАДами в Киеве не будет для водителя внезапной: на своих официальных сайтах и в соцсетях правоохранительные органы уже опубликовали карту их дислокации.

Как заявляет отечественный производитель КАСКАДов (ООО "Украинские системные инновации"), при помощи 3D-радара комплексы способны безошибочно определить скорость передвижения авто, однако к установленным законом нормам правоохранители "накинули" еще 3 км/час в качестве допустимой погрешности — поэтому, с "точки зрения" техники, нарушителем будет считаться водитель, проехавший мимо камеры со скоростью 73 км/час.

112.ua

Стоит при этом напомнить, что в 2018 году для 17 крупнейших дорог Киева городские власти повысили допустимый скоростной режим движения до 80 км/час, и по ним (например, по Большой Кольцевой или проспекту Степана Бандеры) можно безнаказанно разгоняться до 100 км/час.  Номерные знаки тех авто, чьи водители привыкли двигаться против ограничений, тут же фиксируются машинным зрением КАСКАДа на соответствующие фото- и видеозаписи.

Эту доказательную базу вместе с метаданными - информацией о времени и месте правонарушения, превышенной скорости, а также номерные знаки и марку авто — комплекс передает в центр автоматизированной обработки данных на сервер патрульной полиции. На экранах полицейских мониторов появляется вся упорядоченная информация о транспортном средстве, и стражам правопорядка остается проверить этот "шаблон" на предмет достоверности, сверив с данными из реестров МВД (модель и марка авто могут не совпадать с указанными номерными знаками или авто может числиться в розыске).

Если все в порядке, дело остается за малым: полицейский заверяет постановление электронной подписью и отправляет на печать в комбинат "Украина", где для этого используют специальные бланки с элементами защиты. В течение трех дней, согласно закону, постановление должны отправить рекомендованным письмом по адресу прописки автовладельца или его фактического места жительства, если такие данные есть в реестрах. При этом сообщения о переезде в другой город или жалобы на плохую работу почтальонов не являются оправданием: постановление вступает в законную силу даже в случае его невручения.

Камеры "КАСКАД" в Киеве Из открытых источников

Впрочем, бумажная почта служит в основном для юридической точки отсчета, поскольку гарантируют физическое уведомление нарушителя, однако нововведения в законодательство предусматривают и другие "каналы связи": для этого нужно обратиться с заявлением в сервисный центр МВД и указать сотовый номер или электронную почту, которые будут внесены в Единый государственный реестр транспортных средств.

Информация о выписанном штрафе размещается и в электронном кабинете водителя, где по вложенной ссылке (как и QR-код на печатном постановлении) можно будет изучить доказательную базу из фото-видеоматериалов и посмотреть на свое авто глазами КАСКАДа.

Если пойманный с поличным за превышение скорости водитель согласен с обвинением и готов оплатить штраф, то в течение первых 10 дней от начала действия постановления (или со дня самого нарушения) его ожидает приятный "бонус": в эти временные рамки действует 50%-ная "скидка" от суммы взыскания. При этом, если в течение положенных по закону 30 дней штраф не оплатить, к нарушителю будут применяться прямо противоположные меры: сумма штрафа удваивается и передается для принудительного исполнения, за что тоже отдельно придется заплатить.

В объективе закона

Отдельная часть автовладельцев не верит, что анонсируемая система фиксации нарушений ПДД в автоматическом режиме сможет укротить любителей скорости. В защиту своего мнения они ссылаются на конституционные права: ответственность за правонарушения носит индивидуальный характер, и пока не установлено, кто конкретно сидел за рулем на снимке КАСКАДа, штрафы на имя владельца транспортного средства считаются незаконными.

К такому решению Конституционный суд уже приходил в 2010 году, когда действовала система контроля "Рубеж". Однако с тех пор законодательство претерпело значительных изменений и, по словам Александра Швеца, на этот раз все должно получиться: "процедура привлечения к ответственности непосредственного нарушителя, а не только владельца ТС, раньше никак не регламентировалась, поэтому КСУ тогда и принял такое решение. Сейчас, я думаю, на это уже не стоит рассчитывать".

Так, в 2017 году в Кабмине утвердили постановление "О функционировании системы фиксации административных правонарушений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в автоматическом режиме", через год - "Государственную программу повышения безопасности дорожного движения в Украине на период до 2020 года".

Однако самые важные изменения вошли в Административный кодекс вместе с "парковочной реформой" в 2018 году (ЗУ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по реформированию сферы парковки транспортных средств").

Во-первых, если в Едином реестре транспортных средств указаны данные о надлежащем пользователе авто, то постановления будут приходить на его имя. С 20 января получить статус такого пользователя можно в электронном кабинете водителя. Для этого нужно ввести VIN-код автомобиля и указать, на каких основаниях у железного коня появляется новый "наездник": договоренность с владельцем; доверенность на право пользования ТС; договор аренды, найма или займа; договор финансового или оперативного лизинга.

Заявку нужно заверить квалифицированной электронной подписью и указать в ней контактные данные законного владельца автомобиля, который также должен ее одобрить в своем виртуальном кабинете.
Если речь идет о "евробляхах", то штрафы начисляются на имя того человека, который их завозил на территорию Украины.

Во-вторых, фактический нарушитель правил ПДД, который сидел за рулем чужого авто, в течение 20 дней со дня вступления в силу постановления может "явиться с повинной" в полицию и в соответствующем заявлении взять всю вину на себя, прикрепив к нему квитанцию об уплате штрафа.

В-третьих, действующий закон "О дорожном движении" предусматривает право "обратного требования к лицу, которое управляло транспортным средством в момент совершения правонарушения".

Вместе с тем чиновники затевают и другие законодательные инициативы, менее приятные для водителей. Так, в МВД среди прочего планируют снизить допустимую норму превышения скорости с 20 км/час до 10 км/час, а за превышение скорости на 50 км/час увеличить размер штрафа с нынешних 510 грн до 3400 грн.

Кроме того, недавно в ВРУ зарегистрировали законопроект № 2809, который может лишить автолюбителей приятной мелочи - штрафных баллов. Сейчас каждому водителю положено по 150 штрафных баллов в год, которые списываются за некоторые виды нарушений ПДД: например, превышение скорости на 20 км/час и нарушение правил парковки будут "стоить" по 50 баллов.

Новости по теме

Сравнивая отечественную практику применения штрафных баллов с европейской, авторы законопроекта считают наш подход инфантильным: в ЕС за каждое нарушение ПДД водителю начисляются баллы, которые, достигнув определенного количества, могут стать причиной лишения прав на управления транспортным средством, в то время как в Украине штрафные баллы не являются наказанием. Кроме того, после полноценного запуска системы автоматической фиксации нарушений ПДД в работу и учитывая разный статус субъектов админответственности (владелец ТС, фактический нарушитель, надлежащий пользователь), контролировать количество штрафных баллов на счету у водителей будет затруднительно.

Отмахнуться от штрафа и перевести от себя стрелки в таких узких законодательных рамках на этот раз будет тяжело, особенно учитывая "работоспособность" и "непредвзятость" комплексов для фиксации нарушений ПДД.

"Был даже такой анекдотичный случай. Водитель, приехавший в Европу, впервые столкнулся с камерами автоматической фиксации нарушений ПДД и удивился вспышкам, которые они делают во время ночной работы. Не сразу понял, что это такое, и несколько раз туда-сюда проехал мимо камеры, корча всякие рожицы. А потом через месяц ему пришли 3 или 4 штрафа за езду с непристегнутым ремнем", - вспоминает Швец.

Ксения Цивирко



видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>