Потребность в колесах. Насколько армия обеспечена автомобильной техникой?

80% автомобильной техники ВСУ устарело. Это признают в самом Министерстве обороны. Ежегодно она обновляется, ее ремонтируют, закупают новую. Укомплектованность подразделений автомобильной техникой, которые на сегодняшний день находятся в зоне АТО, составляет 82%. Однако армия тонет в бюрократии, и командиру необходимо заполнить кучу бумаг, чтобы получить технику или запчасти к ней

Потребность в колесах. Насколько армия обеспечена автомобильной техникой?
Автомобили для ВСУ Пресс-служба Министерства обороны Украины

Ирина Сампан

Журналист, 112.ua

80% автомобильной техники ВСУ устарело. Это признают в самом Министерстве обороны. Ежегодно она обновляется, ее ремонтируют, закупают новую. Укомплектованность подразделений автомобильной техникой, которые на сегодняшний день находятся в зоне АТО, составляет 82%. Однако армия тонет в бюрократии, и командиру необходимо заполнить кучу бумаг, чтобы получить технику или запчасти к ней

 Украинская армия – это неуникальное место, где можно наблюдать, как здравый смысл борется с бюрократией, и где удовлетворение бюрократических нужд армии отнимает все время на практические вещи, например, ведение боевых действий где-то на передовой. Так построены все государственные структуры. Сначала бумаги – потом конфетка.

Но в стране же война, скажете вы, какие там бумаги, если надо стрелять, перемещаться, подвозить прямо в эту секунду. А вот и нет: напиши акты, заявления, рапорты, расследования, а потом иди и воюй. Так со всем, что касается обеспечения войска, однако речь пойдет именно об автомобильном обеспечении.

80% автомобильной техники ВСУ устарело. Это признают в самом Министерстве обороны. Ежегодно она обновляется, ее ремонтируют, закупают. Укомплектованность подразделений автомобильной техникой, которые по состоянию на сегодняшний день находятся в зоне АТО, составляет 82%. Это тоже официальные данные. Так откуда в армии появляется новая автомобильная техника?

Как рассказал начальник Центрального автомобильного управления ВС Украины Вооружения Вооруженных Сил Украины генерал-майор Александр Сергий, с 2014 г. по 2017 г. источников поставки автотехники было и остается несколько:

Инфографика 112.ua

До 1000 единиц техники запланировано закупить на следующий год, как правило это все грузовые автомобили. Также, например, всю технику, которая была закуплена по государственному заказу (тягачи для артиллерии, подвоза боеприпасов и военно-технического имущества), по словам Александра Сергия, отправили в боевые части, которые были в АТО.

Более 1700 единиц автотехники – это благотворительная волонтерская помощь, из них через Минсоцполитики прошла 131 единица и сейчас в проекте еще 500.

Кстати, о волонтерских автомобилях. Если волонтеры хотят передать какому-то подразделению автомобиль, то нужно пройти процедуру через Минсоцполитики. В июле 2015 года были внесены изменения в действующее законодательство, в том числе в Закон Украины "О гуманитарной помощи", согласно которым автомобили, которые предоставляются воинским частям для АТО и завезены в период проведения АТО, признаются гуманитарной помощью. Таких волонтерских автомобилей поставлено на учет в Главной военной инспекции 1733 единицы. Процедура длительная, но необходимая. Как это происходит?

  1. Благотворительные организации или волонтеры предоставляют в Минсоцполитики документы со сведениями об автомобиле, который они хотят передать подразделению в АТО.
  2. Минсоцполитики издает приказ "О признании грузов гуманитарной помощью". МВД при этом должно подтвердить, что у этих машин нет никаких "хвостов" (розыск, арест и так далее), и что они не из широкинских гаражей.
  3. Командир воинской части учитывает это авто в Центральном автомобильном управлении ВСУ Вооружения ВСУ, получает паспорт (формуляр) автомобиля и предоставляет необходимые документы в Главную военную инспекцию безопасности дорожного движения для предоставления им разрешения на первую регистрацию транспортного средства в подразделении Военной инспекции безопасности дорожного движения органов управления Военной службы правопорядка.
  4. Автомобиль включают в штат воинской части, теперь на нем можно ездить по зоне АТО, ремонтировать и заливать топливо не за свой счет.

Начальник Центрального автомобильного управления ВС Украины Вооружения ВСУ генерал-майор Александр Сергий рассказал 112.uа, что о проблемах с бюрократией знает и попросил контактировать с Управлением направления по электронной почте напрямую.

Будут ли обеспечивать командиров служебным транспортом?

Будут от командиров батальонов и выше. В следующем году будут уже изменения в штат. Командиры батальонов, командиры дивизионов будут обеспечены служебным транспортом типа "Богдан". Сейчас они у нас проходят испытания, и в этом году мы закупим 30 единиц для командиров бригад. В следующем году уже для командиров батальонов и дивизионов, равным им.

Если у командиров рот и батальонов есть собственные автомобили, на которых они ездят, могут ли они поставить их на учет?

Сейчас они будут в штате, и есть приказ начальника Генерального штаба по нормам замены. Если был по штату УАЗ, "Богдан", а по нормам замены меняется полноприводный на полноприводный, они могут поставить Mitsubishi L 200 и его использовать, Nissan Patrol, любой, который им передали волонтеры, они будут иметь право их использовать, ремонтировать и заправлять, если он официально состоит на учете и прошел через Минсоцполитики.

Сейчас ремонт техники требует очень длительной бюрократической волокиты. Если я пробила колесо, я должна составить акт в трех экземплярах, доложить командиру, составить заявку на новое колесо, найти, на чем я поеду и заберу новое колесо. А потом еще и служебное расследование могут назначить. При этом я оставляю свое боевое подразделение и занимаюсь бумагами.

На самом деле немного не так.

На практике это так. Есть жалобы от парней , что им не довозят вовремя запчасти и что легче попросить у волонтеров или купить за свои деньги, быстро поставить и ездить, чем дождаться, пока оно все дойдет официально.

Сейчас мы работаем со всеми напрямую. Адрес Центрального автомобильного управления (am119@ukr.net), пусть солдат или командир роты или командир отделения сбрасывает на ЦАУ. Я вам обещаю, что максимум через неделю это имущество будет у него. Вообще-то от поступления заявки до выписки нарядов и подачи имущества у меня идет 3-4 дня. Да, есть такая бюрократическая схема, командир роты пишет на командира батальона, комбат пишет на командира бригады, начальника автослужбы бригады, бригада едет в ОТУ, после этого в округ и только после всего попадает к нам. И поэтому мы не можем поставить это имущество на протяжении месяца. Но мы отходим от этого уже на 50-60%, и нам напрямую уже бросают заявки. А уже после того я вызываю начальника автослужбы бригады и говорю ему: "Я тебе подал столько-то комплектов шин, я тебя попрошу, отчитайся по старым, сделай акты на списание старых".

Но это не должно волновать командира роты, это должно происходить незаметно для него. Он должен командовать своим подразделением и заниматься людьми. А сейчас он занимается именно бумагами.

Я понимаю, но от этого никуда не денешься, потому что начальник автослужбы бригады не знает, что случилось у командира роты. Командир роты должен написать заявку начальнику автослужбы бригады, а он должен сбросить эту заявку на меня. Все они знают, (что нужно, - ред.) минуя оперативное командование, обходя округи, все заявки сбрасывать на меня.

Относительно комплектующих. Если какая-то деталь уже выходила свой моторесурс, командирам нужно еще доказывать, что она уже непригодна к использованию. Также наталкиваемся на бюрократию, возникают проблемы и процесс затягивается.

Да, это касается агрегатов: двигатель, коробка, мосты, раздатка, аккумуляторы и шины. Эта процедура нужна. Но сначала – я вам повторяю – сначала приходит заявка и я выдаю комплектующие, а потом я требую, пусть везут мне документы оправдывающие, то есть на списание. Если вы узнаете, что мой офицер не выполнил заявку тех, кто в зоне АТО, и сначала требует документы, а потом выдает имущество, говорите мне, потому что у меня так не работает!

И по списанию. Переводить в 4 категорию на списание должен даже не я, а командир части, командир бригады, этим должен заниматься начальник автослужбы, он готовит документы на перевод в 4 категорию.

Кто должен привозить комплектующие?

Мы привозим комплектующие к складам. В каждой оперативно-тактической группировке есть свой склад, мы поставляем на этот склад, со склада части получают запчасти, в соответствии с сектором, в котором они находятся. Не менее одного раза в неделю от ЦАУ идет автомобиль в эти четыре места – на склады ОТУ и Краматорск. В ОТУ за запчастями приезжают бригады, а ребятам в батальон эти запчасти уже должны привезти бригады.

Инфографика 112.ua

Санитарный транспорт. Эвакуация раненых.

Военно-медицинский департамент МО отчитался, что в течение 2016-2017 годов было закуплено 100 санитарных автомобилей "Богдан 2251" и 30 единиц бронированной санитарной техники на базе МТ-ЛБ С. Полковник медицинской службы Петр Мех заверил, что они сразу направляются в воинские части, которые выполняют задачи в районе АТО. Кроме этого закупили подвижной хирургический кабинет и рентген-кабинет на базе автомобилей "КрАЗ". Сейчас их пока тестируют.

Санитарные автомобили "Богдан" Пресс-служба Министерства обороны Украины

Сколько таких мобильных кабинетов старых?

Эту информацию я не буду озвучивать, но это все есть. Я еще хотел бы отметить по медико-санитарной технике, которую предоставили нам общественные и волонтерские организации и международные партнеры. На сегодняшний день 33 единицы такой санитарно-автомобильной техники передано в ВСУ. Также получено в качестве благотворительной гуманитарной помощи 5 единиц санитарных автомобилей на базе Hummer M1152.

Санитарные автомобили на базе M1152 HMMWV Пресс-служба Министерства обороны Украины

Из собственного опыта знаю, что в частности на мариупольском направлении для вывоза раненых дежурила отдельная БМП, отвозила на пункты сбора раненых, а дальше их забирали добробаты "Госпитальеры" на своих авто и везли в больницы. Эти 30 МТ-ЛБ, о которых вы сказали, должны выполнять эту функцию.

Они и выполняют эту функцию, просто в боевой обстановке не каждый бронированный автомобиль может это выполнить в связи с тактико-техническими характеристиками: это и шумность двигателя, и удобство в передвижении, поэтому здесь есть специфика в применении. Этим руководит начальник медицинского отдела штаба Антитеррористической операции, организовывает и координирует.

По бронированной медицинской технике. Кроме 30 МТ-ЛБ есть еще переоборудование 15 бронированных "Саксонов". И еще 24 МТ-ЛБу, переоборудованные из нашей номенклатуры в 2014-2015 году. То есть 30+24+15 – у нас хватает бронированной техники для того, чтобы вытащить раненых с передней линии.

В зоне АТО продолжают действовать добровольческие медицинские батальоны – это АSAP, "Госпитальеры" и другие. В 2015 году с координацией были большие проблемы: кто едет за ранеными, почему те, а не другие, кто будет доставлять раненого до пункта стабилизации и тому подобное. Как обстоит дело с этим сегодня, кто координирует это?

Эти организации очень помогают ВСУ, поэтому на сегодняшний день рассматривается возможность создания отдельного эвакуационного подразделения, чтобы привлечь туда силы и средства общественных, волонтерских организаций, чтобы персонал, и технические средства, и санитарная автомобильная техника действительно выполняли такую функцию в пределах ВСУ. Такие проекты сейчас обсуждаются. Под чьим управлением они будут, еще не известно.

Ирина Сампан

видео по теме

Новости партнеров

Загрузка...

Виджет партнеров