Позволительная роскошь: На какие продукты питания украинцам хватает денег

Рост цен на продукты питания за последние несколько лет приучил большую часть украинцев экономить. Однако рост цен привел не только к сокращению потребления дорогостоящих продуктов - определенные группы населения всерьез задумываются о переходе на ресторанное питание

Позволительная роскошь: На какие продукты питания украинцам хватает денег

Ольга Прядко

Журналист

Рост цен на продукты питания за последние несколько лет приучил большую часть украинцев экономить. Однако рост цен привел не только к сокращению потребления дорогостоящих продуктов - определенные группы населения всерьез задумываются о переходе на ресторанное питание

Внимательный покупатель

"В четвертом квартале 2017 года в Украине вырос индекс потребительского настроения, однако более чем 2/3 украинцев продолжают активно экономить", - говорит Виталий Брык, директор по стратегическому развитию Nielsen в Украине и Белоруссии.

По его словам, покупатели по-прежнему часто обращают внимание на то, где и какие продукты стоят дешевле. Около 55% покупателей разбираются в ценах, при этом 15% знают все цены на товары повседневного спроса, которые покупают регулярно.

"Только 7% не знают цен на товары повседневного спроса и не обращают на них внимание", - отмечает эксперт.

Стараясь сэкономить, покупатели готовы выбирать продукцию того производителя, который предложит лучшую цену. Виталий Брык говорит, что каждый третий украинец выбирает бренды в зависимости от специальных предложений, в то время как 23% покупают товар со скидкой только в том случае, если уже знают бренд. Всего 7% покупателей утверждают, что наличие специальных предложений и скидок редко влияет на выбор бренда.

Новости по теме

"В магазинах, рассчитанных на покупателя среднего плюс уровня, сыры стоимостью до 200 грн/кг на октябрь 2017 года составляли всего 10%. Сыров дешевле 170 грн/кг в магазинах, как правило, не было. Люди покупали самое дешевое, что было в магазине", - рассказывает Алексей Дорошенко, генеральный директор Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей.

Магазинам пришлось реагировать на такие изменения в покупательских предпочтениях. Алексей Дорошенко говорит, что по каждому продукту торговые сети вынуждены были выбирать - что оставлять на полках, а с какими поставщиками прощаться. Дорошенко поясняет, что магазины зарабатывают от объемов продаж с одного квадратного метра. Если поставщик предлагает продукцию, которую плохо покупают, то, чтобы остаться, он должен предложить маркету бонусы. В период кризиса поставщики на такое идут не охотно и как результат – заканчивают сотрудничество с сетями.

"Такая ситуация сказалась на ассортименте. Там, где раньше было 5 видов мяса, осталось 2", - говорит Алексей Дорошенко.

У кого покупают?

По данным компании Nielsen, из всех магазинов украинцы приходят за покупками в основном в супермаркеты, хотя популярность дискаунтеров – магазинов эконом-класса -  растет.

"Покупатели увеличили частоту посещения дискаунтеров: с 9 раз в месяц в 2016 году до 11 раз в месяц в 2017 году, но супермаркеты остаются наиболее важным каналом совершения покупок – 56% покупателей считают супермаркеты основным типом магазинов, где тратится большее количество денег", - говорит Виталий Брык.

Что касается количества денег, которое украинцы оставляют в магазинах, то эксперт говорит, что в 2017 году стали тратить чуть больше, чем годом ранее.

Новости по теме

"Средний чек в рознице (выборка 28 баннеров) вырос на 14%, достигнув 96,7 гривны, больше всего средний чек вырос в формате "маркет до 500 квадратных метров" – на 17%, составив 75,6 гривны", - отмечает Брык.

Алексей Дорошенко говорит, что есть небольшие маркеты, где средний чек составляет около 40 гривен. По его словам, такие показатели трат украинцев говорят о том, что достаточно большое количество покупателей совершает единоразовые покупки на сумму в 10-20 гривен.

В компании Nielsen говорят, что украинцы стали посещать гипермаркеты (магазины площадью более 2,5 тыс. кв. м) немного реже. В 2017 году частота посещений снизилась на 1%. Для сравнения в 2017 году покупатели стали ходить в маленькие магазины активнее – на 12% чаще, чем в 2016 году.

Импорт наступает

Что касается ассортимента продуктов, то сегодня существует спрос на продукцию для ЗОЖников. "Доля продаж "здоровых" категорий (вода, фрукты, овощи, чай, йогурты и молочные продукты) растет быстрее - плюс 30%, по сравнению с долей продаж "нездоровых" категорий (сладкие газированные напитки, чипсы, шоколад, печенье)", - говорит Елена Вдовиченко, заместитель коммерческого директора "Метро Кеш энд Керри Украина".

Интересно, что по словам Виталия Брыка, в целом по разным форматам магазинов с октября 2016 по сентябрь 2017 года больше всего выросли продажи шоколада, сладкой газированной воды, минеральной воды, снеков и кормов для животных, а упали заметнее всего продажи молока и игристого вина.

Новости по теме

Елена Вдовиченко отмечает, что в сегменте алкогольных напитков спрос сильнее всего падает на украинский продукт. В связи с повышением акциза, стоимость локального продукта уже приблизилась к более престижному, элитному импортному товару.

В "Метро Кеш энд Керри Украина" говорят, что с конца 2017 года начал расти спрос на товары премиум-сегмента. Компании удалось сделать прирост продаж до 35-40% в таких категориях, как премиальный шоколад, кофе, элитные напитки, импортные сыры.

Что касается импорта, то его прирост фиксируют и представители оптовых рынков. Татьяна Гетьман, эксперт центра "Инфо-Шувар", говорит о том, что Украина на 20% нарастила импорт рыбы в 2017 году. На львовском рынке "Шувар" ее продажи выросли на 10% за этот период.

Новый драйвер

Эксперт отмечает, что сегодня на оптовых рынках растет спрос на экзотические фрукты и ягоды. "Рост также наблюдается в сегменте зелени и тепличных овощей вне сезона. Т. е. украинцы привыкают есть свежий салат зимой, а не консервацию. При этом, если раньше в основном петрушка и укроп пользовались спросом, то сегодня очень хорошо продается руккола, базилик и различные виды салатов", - отмечает Татьяна Гетьман и добавляет, что не в последнюю очередь такая тенденция обусловлена спросом со стороны ресторанов и кафе. Как, собственно, и спрос на морепродукты.

Гетьман говорит, что спрос со стороны сегмента HoReCa становится все ощутимее. Объясняется это просто: определенные группы потребителей приходят к тому, что им выгоднее питаться в заведениях общественного питания, чем готовить дома. Речь пока по большей части о представителях IT-бизнеса - они задают этот тренд.

Новости по теме

"Львов – это центр для IT-компаний в Украине. Немало таких компаний и в Киеве. Есть все основания полагать, что скоро начнут активно развиваться онлайн-продажи еды", - говорит Татьяна Гетьман. По ее словам, большинство экспертов продуктового рынка склоняются к тому, что в будущем прирост продаж продуктов питания будет приходиться именно на онлайн-торговлю, а не на традиционные супермаркеты.

Складывается впечатление, что пропасть между обеспеченными и малообеспеченными покупателями растет. Пока одни готовы отказаться от готовки дома, другим приходится тратить на продукты незначительные суммы. Алексей Дорошенко говорит, что сегодня в стране есть немало людей, которым приходится жить на менее, чем 1 тыс. гривен в месяц.

Ольга Прядко

видео по теме

Новости партнеров

Загрузка...