Позволительная роскошь: На какие продукты питания украинцам хватает денег

Рост цен на продукты питания за последние несколько лет приучил большую часть украинцев экономить. Однако рост цен привел не только к сокращению потребления дорогостоящих продуктов - определенные группы населения всерьез задумываются о переходе на ресторанное питание

Позволительная роскошь: На какие продукты питания украинцам хватает денег
Из открытых источников

Ольга Прядко

Журналист

Рост цен на продукты питания за последние несколько лет приучил большую часть украинцев экономить. Однако рост цен привел не только к сокращению потребления дорогостоящих продуктов - определенные группы населения всерьез задумываются о переходе на ресторанное питание

Внимательный покупатель

"В четвертом квартале 2017 года в Украине вырос индекс потребительского настроения, однако более чем 2/3 украинцев продолжают активно экономить", - говорит Виталий Брык, директор по стратегическому развитию Nielsen в Украине и Белоруссии.

По его словам, покупатели по-прежнему часто обращают внимание на то, где и какие продукты стоят дешевле. Около 55% покупателей разбираются в ценах, при этом 15% знают все цены на товары повседневного спроса, которые покупают регулярно.

"Только 7% не знают цен на товары повседневного спроса и не обращают на них внимание", - отмечает эксперт.

Стараясь сэкономить, покупатели готовы выбирать продукцию того производителя, который предложит лучшую цену. Виталий Брык говорит, что каждый третий украинец выбирает бренды в зависимости от специальных предложений, в то время как 23% покупают товар со скидкой только в том случае, если уже знают бренд. Всего 7% покупателей утверждают, что наличие специальных предложений и скидок редко влияет на выбор бренда.

Новости по теме

"В магазинах, рассчитанных на покупателя среднего плюс уровня, сыры стоимостью до 200 грн/кг на октябрь 2017 года составляли всего 10%. Сыров дешевле 170 грн/кг в магазинах, как правило, не было. Люди покупали самое дешевое, что было в магазине", - рассказывает Алексей Дорошенко, генеральный директор Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей.

Магазинам пришлось реагировать на такие изменения в покупательских предпочтениях. Алексей Дорошенко говорит, что по каждому продукту торговые сети вынуждены были выбирать - что оставлять на полках, а с какими поставщиками прощаться. Дорошенко поясняет, что магазины зарабатывают от объемов продаж с одного квадратного метра. Если поставщик предлагает продукцию, которую плохо покупают, то, чтобы остаться, он должен предложить маркету бонусы. В период кризиса поставщики на такое идут не охотно и как результат – заканчивают сотрудничество с сетями.

"Такая ситуация сказалась на ассортименте. Там, где раньше было 5 видов мяса, осталось 2", - говорит Алексей Дорошенко.

У кого покупают?

По данным компании Nielsen, из всех магазинов украинцы приходят за покупками в основном в супермаркеты, хотя популярность дискаунтеров – магазинов эконом-класса -  растет.

"Покупатели увеличили частоту посещения дискаунтеров: с 9 раз в месяц в 2016 году до 11 раз в месяц в 2017 году, но супермаркеты остаются наиболее важным каналом совершения покупок – 56% покупателей считают супермаркеты основным типом магазинов, где тратится большее количество денег", - говорит Виталий Брык.

Что касается количества денег, которое украинцы оставляют в магазинах, то эксперт говорит, что в 2017 году стали тратить чуть больше, чем годом ранее.

Новости по теме

"Средний чек в рознице (выборка 28 баннеров) вырос на 14%, достигнув 96,7 гривны, больше всего средний чек вырос в формате "маркет до 500 квадратных метров" – на 17%, составив 75,6 гривны", - отмечает Брык.

Алексей Дорошенко говорит, что есть небольшие маркеты, где средний чек составляет около 40 гривен. По его словам, такие показатели трат украинцев говорят о том, что достаточно большое количество покупателей совершает единоразовые покупки на сумму в 10-20 гривен.

В компании Nielsen говорят, что украинцы стали посещать гипермаркеты (магазины площадью более 2,5 тыс. кв. м) немного реже. В 2017 году частота посещений снизилась на 1%. Для сравнения в 2017 году покупатели стали ходить в маленькие магазины активнее – на 12% чаще, чем в 2016 году.

Импорт наступает

Что касается ассортимента продуктов, то сегодня существует спрос на продукцию для ЗОЖников. "Доля продаж "здоровых" категорий (вода, фрукты, овощи, чай, йогурты и молочные продукты) растет быстрее - плюс 30%, по сравнению с долей продаж "нездоровых" категорий (сладкие газированные напитки, чипсы, шоколад, печенье)", - говорит Елена Вдовиченко, заместитель коммерческого директора "Метро Кеш энд Керри Украина".

Интересно, что по словам Виталия Брыка, в целом по разным форматам магазинов с октября 2016 по сентябрь 2017 года больше всего выросли продажи шоколада, сладкой газированной воды, минеральной воды, снеков и кормов для животных, а упали заметнее всего продажи молока и игристого вина.

Новости по теме

Елена Вдовиченко отмечает, что в сегменте алкогольных напитков спрос сильнее всего падает на украинский продукт. В связи с повышением акциза, стоимость локального продукта уже приблизилась к более престижному, элитному импортному товару.

В "Метро Кеш энд Керри Украина" говорят, что с конца 2017 года начал расти спрос на товары премиум-сегмента. Компании удалось сделать прирост продаж до 35-40% в таких категориях, как премиальный шоколад, кофе, элитные напитки, импортные сыры.

Что касается импорта, то его прирост фиксируют и представители оптовых рынков. Татьяна Гетьман, эксперт центра "Инфо-Шувар", говорит о том, что Украина на 20% нарастила импорт рыбы в 2017 году. На львовском рынке "Шувар" ее продажи выросли на 10% за этот период.

Новый драйвер

Эксперт отмечает, что сегодня на оптовых рынках растет спрос на экзотические фрукты и ягоды. "Рост также наблюдается в сегменте зелени и тепличных овощей вне сезона. Т. е. украинцы привыкают есть свежий салат зимой, а не консервацию. При этом, если раньше в основном петрушка и укроп пользовались спросом, то сегодня очень хорошо продается руккола, базилик и различные виды салатов", - отмечает Татьяна Гетьман и добавляет, что не в последнюю очередь такая тенденция обусловлена спросом со стороны ресторанов и кафе. Как, собственно, и спрос на морепродукты.

Гетьман говорит, что спрос со стороны сегмента HoReCa становится все ощутимее. Объясняется это просто: определенные группы потребителей приходят к тому, что им выгоднее питаться в заведениях общественного питания, чем готовить дома. Речь пока по большей части о представителях IT-бизнеса - они задают этот тренд.

Новости по теме

"Львов – это центр для IT-компаний в Украине. Немало таких компаний и в Киеве. Есть все основания полагать, что скоро начнут активно развиваться онлайн-продажи еды", - говорит Татьяна Гетьман. По ее словам, большинство экспертов продуктового рынка склоняются к тому, что в будущем прирост продаж продуктов питания будет приходиться именно на онлайн-торговлю, а не на традиционные супермаркеты.

Складывается впечатление, что пропасть между обеспеченными и малообеспеченными покупателями растет. Пока одни готовы отказаться от готовки дома, другим приходится тратить на продукты незначительные суммы. Алексей Дорошенко говорит, что сегодня в стране есть немало людей, которым приходится жить на менее, чем 1 тыс. гривен в месяц.

Ольга Прядко

видео по теме

Новости партнеров

Загрузка...