"Проверкам ФЛП стоп": Долгожданная забота о бизнесе или сладкая пилюля в обмен на "е-чеки"?

"Проверкам ФЛП стоп": Долгожданная забота о бизнесе или сладкая пилюля в обмен на "е-чеки"?
112.ua

Никита Синицин

Журналист

Проверки различными контролирующими структурами всегда считались бичом малого и среднего бизнеса и против притеснения которых власти периодически и демонстративно объявляли "крестовый" поход.

Очередное заступничество отечественному бизнесу пообещал президент Украины Владимир Зеленский, 17 октября своим указом обязавший Кабинет министров провести ряд мер, направленных на улучшение ситуации в малом и среднем бизнесе.

Важное место в этом указе глава государства отвел требованию разработать законопроекты, направленные на возврат моратория на проверки малого бизнеса.

4 года без проверок

Одним из немногих преимуществ, которые успели оценить на себе представители отечественного малого и среднего бизнеса после Евромайдана, стал мораторий на проверки, введенный с августа и до конца 2014 года.

Под запрет тогда попали все проверки от контролирующих структур, кроме ГФС, исключение составили лишь проверки по заявлению самого предприятия или разрешению Кабмина.

Впоследствии мораторий на проверки продлился до конца 2018 года, правда, постепенно в нем стали зиять бреши для проверяющих:

- в 2015 году из-под моратория выпали не только налоговые органы, но и Государственная финансовая инспекция;

- в 2016 году полный запрет сохранили только для плановых проверок, оставив их возможность для внеплановых в таких случаях, как по заявлению самого предприятия, решению суда, случаю аварии или наступлению смерти пострадавшего в результате деятельности предприятия, обоснованному заявлению физического лица о нарушении его прав (по согласованию с Государственной регуляторной службой), и расширили перечень государственных органов, не подпадающих под мораторий;

- в 2017 году были значительно увеличены штрафы для бизнеса за нарушения трудового законодательства, максимальная сумма штрафа могла составить 320 тысяч гривен, а органы Государственной службы Украины по вопросам труда также выпали из действия моратория.

Новости по теме

В результате, по данным сервиса Opendatabot, в 2018 году бизнес ожидали 27 169 плановых проверок от различных контролирующих структур. Однако уже в феврале 2018 года Кабинет министров Украины своим постановлением № 1104 значительно расширил перечень структур, выходящих из-под моратория.

В результате в 2018 году на бизнес обрушился вал проверок, однако самое худшее его ждало в конце года, когда Верховная Рада в своем законе о государственном бюджете на 2019 год не продлила мораторий на проверки, как это делала предыдущие годы.

В результате, по данным того же Opendatabot, в 2019 году украинский бизнес ожидали 143 400 проверок, при этом около половины от общего объема проверок придется на Госслужбу по чрезвычайным ситуациям. 

Мораторий на 2 года от президента

Впрочем, если верить контролирующим органам, к проверкам они приступили не сразу. Например, Государственная служба Украины по вопросам труда в 2019 году, по словам главы ведомства Романа Чернеги, приступила к проверкам лишь после полугодового моратория.

Уже в октябре вопросом проверок бизнеса озаботился президент Владимир Зеленский, своим указом № 761 отведя 2 недели Кабинету министров на разработку законопроектов в интересах малого и среднего бизнеса. 

Документы, по мнению главы государства, должны были:

- изменить условия и критерии отнесения физических лиц - предпринимателей к первой группе упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, в частности, установить больший размер предельного объема их дохода в течение календарного года, позволить им нанимать работников и расширить перечень видов деятельности;

- ввести двухлетний мораторий на проведение проверок физических лиц - предпринимателей (кроме осуществляющих высокорентабельные виды деятельности с существенными рисками уклонения от налогообложения) по соблюдению ими порядка применения регистраторов расчетных операций;

- смягчение ответственности физических лиц - предпринимателей за нарушение ими установленного порядка представления в контролирующие органы отчетности, связанной с применением регистраторов расчетных операций.

Также президент обязал Кабмин принять ряд мер для реализации принятых парламентов законов о расширении сферы действия регистраторов расчетных операций (РРО) или кассовых аппаратов и введения электронного чека с возможностью оштрафовать бизнесмена за нарушения порядка. Причем в случае выявления такого нарушения покупателем последний имеет право на денежную компенсацию и получение части штрафа с предпринимателя. 

Предложенные президентом меры включали в себя:

- обеспечение прозрачных и необременительных процедур регистрации расчетных операций при реализации товаров (оказания услуг) через сеть Интернет и предоставления разъяснений о порядке применения таких процедур;

- обеспечение с 1 января 2020 года возможности тестирования налогоплательщиками при осуществлении расчетных операций бесплатного программного решения для использования такими плательщиками программных регистраторов расчетных операций;

- обеспечение активной разъяснительной работы об изменениях в применении регистраторов расчетных операций в соответствии с принятыми законами Украины.

Спустя 2 дня после указа, 19 октября, президент подписал принятые Верховной Радой Украины законы, вводившие в сфере торговли и программных услуг РРО, электронные чеки и кэшбек покупателям за незаконно выданный чек. 

Тремя днями позднее инициативу главы государства поддержал глава Государственной налоговой службы Украины Сергей Верланов, на встрече с бизнесом заявивший, что его ведомство планирует уменьшить количество проверок бизнеса и судовых исков.

Мораторий не компенсирует недовольство бизнеса кэшбеком

Временное совпадение в указе и подписании президентом законов о внедрении программных РРО, упоминание последних президентом - все это однозначно трактуется экспертами как взаимосвязанный шаг главы государства, призванный компенсировать недовольство бизнеса.

Подписанные президентом Владимиром Зеленским законы № 128-IX и № 129-IX еще до рассмотрения парламентом успели вызвать сильное недовольство бизнеса, опасавшегося как технической неготовности к внедрению предлагаемого механизма электронных чеков, так и вала обращений покупателей, желающих получить вознаграждение за выданный неправильно или с нарушениями кассовый чек.

Недовольство бизнеса было частично учтено, и, скажем, кэшбек, то есть возврат покупателю стоимости покупки, чек на которую продавец дал с нарушением, может применяться лишь при покупке от 850 гривен вместо прежних 100 гривен. Тем не менее полностью претензий бизнеса к законам это не сняло, что, по мнению экспертов, опрошенных 112.ua, и послужило первопричиной предложенного президентом моратория на проверки бизнеса.

Так, финансовый аналитик Василий Невмержицкий однозначно расценивает предлагаемый главой государства мораторий на проверки бизнеса неким компенсационным механизмом принятых изменений в сфере действия РРО.

Новости по теме

"За последнее время мне не довелось слышать особых жалоб от малого бизнеса, работающего на 1-2 группах на проверки. В конце концов, фискалам не интересны продавцы, работающие на рынках и в магазинах, так что мораторий не сильно облегчит их жизнь. Иное дело более крупный бизнес, но он всегда находится на контроле фискальных органов. Поэтому предложение президента, скорее, можно трактовать как желание таким образом сбить весь тот вал негатива, который вызвали в обществе и особенно в среде бизнеса изменения в порядке применения РРО", - отмечает эксперт.

По словам аналитика, одновременно с действием моратория будет начата разъяснительная работа по применению РРО, что, собственно, и предполагается самим текстом указа президента.  

Экономический эксперт Украинского института будущего Даниил Монин считает, что более выгодным и оправданным для бизнеса вариантом были бы изменения в законы о введении РРО и кэшбека, а еще лучше - их отзыв или президентское вето.

"Бизнес не просил о моратории, он просил наложить вето, в ответ же власть показала, что не хочет слушать, и предложила то, что никто не просил. На мой взгляд, бизнесу было бы куда лучше вето на законопроекты о РРО или хотя бы отмена реестра стукачей и ухудшающих бизнес условий штрафов с расширением использования РРО. Вместо этого же им предложили сомнительный компенсатор в виде моратория на проверки, да еще и с формулировкой "кроме рисковой деятельности", под которую при желании можно подогнать любую деятельность", - считает Даниил Монин.

По мнению экономического эксперта Алексея Куща, украинский закон о моратории на проверки бизнеса не мог защитить предпринимателей от давления силовиков, и последние использовали схемы, чтобы довести то или иное предприятие до банкротства или уголовного производства.

"До последнего времени у нас в стране была квазидерегуляция. То есть дерегуляция была, но не совсем полноценной. Этот мораторий на проведение проверок не был полновесным. Например, кассовую дисциплину тех же торговых предприятий, ФЛП можно было проверять чуть ли не каждый день, и требования к кассовой дисциплине были драконовскими. Можно было кошмарить бизнес по полной программе, и мораторий на это никак не влиял. Второй момент: акцизы можно было проверять вопреки мораторию, и так же можно было налагать штрафы, ведь налоговики все равно эту работу делали", - обращал внимание на специфику отечественных мораториев эксперт.

Никита Синицин

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>