banner banner banner

Путь на Восток: Почему Италия выбирает Китай вместо плана Макрона

Путь на Восток: Почему Италия выбирает Китай вместо плана Макрона
Луиджи ди Майо и Маттео Сальвини Фото из открытых источников

Георгий Кухалейшвили

политолог-международник

Итальянские евроскептики вновь оказались в центре внимания европейской общественности. На прошлой неделе Италия присоединилась к глобальной китайской инициативе "Новый Шелковый путь", которая предполагает реализацию инвестиционных проектов в сфере логистики, производства, инфраструктуры. Проект включает сухопутные и морские маршруты, связывающие развивающиеся страны с развитыми странами, чтобы укрепить их экономические и политические отношения, сократить сроки доставки грузов, сделать транспортное сообщение более удобным. В проекте "Нового Шелкового пути" участвуют свыше 50 стран мира, включая Россию, страны Центральной Азии, Восточной Европы. Италия стала первой страной из "Большой семерки", которая присоединилась к китайскому проекту. Министр экономического развития и лидер правящей популистской партии "Движение пяти звезд" Луиджи Ди Майо заявил, что участие Италии в "Новом Шелковом пути" никак не отразится на приверженности страны к членству в НАТО и альянсу с США и европейскими партнерами.

Тем не менее, присоединение Италии к китайскому проекту встретило критику на Западе. Пресс-секретарь Совета национальной безопасности США Гарретт Маркис считает, что участие Италии в проекте "Новый Шелковый путь" не принесет никаких выгод, а лишь приведет к легализации экспансионистской инвестиционной политики Китая. На встрече в Брюсселе 22 марта лидеры стран-членов Евросоюза заявили о том, что пора забыть о наивном отношении к Китаю, который проводит протекционистскую политику ради защиты своих отраслей. Министр иностранных дел Германии Хайко Маас отметил, что участие Италии в китайской инициативе может привести к росту зависимости от Поднебесной. Президент Франции Эммануэль Макрон подчеркнул, что его страна никогда не присоединится к "Новому Шелковому пути". Однако Конте и Ди Майо поддержали китайский проект по вполне рациональным причинам.

Деньги и имидж

Присоединиться к проекту "Нового Шелкового пути" итальянские власти решили из-за финансовых разногласий с ЕС. "Движение пяти звезд" и "Лига Севера" обещали своим избирателям создать условия для роста ВВП. Ради этого в 2018 г. правительство Конте разработало проект бюджета на 2019 г. с увеличением госрасходов. Власти планировали сохранить дефицит бюджета на уровне 2,4%, снизить пенсионный возраст, потратить 10 млрд евро на повышение пенсий, минимальных зарплат, чтобы улучшить благосостояние 6,5 млн малоимущих итальянцев, повысить занятость среди молодежи. Однако Еврокомиссия не согласовала данный проект бюджета из опасений, что увеличение расходов может повлечь за собой рост дефицита бюджета Италии на 1,4%. Сейчас итальянская экономика переживает непростые времена. В третьем квартале 2018 г. ВВП Италии вырос всего лишь на 0,2%. По оценкам консалтинговой фирмы Capital Economics, планируемые расходы итальянского правительства в 2019 г. могли обойтись в 67 млрд евро и привести к росту дефицита бюджета до 6,2% от ВВП. Под угрозой введения санкций ЕС правительство Конте откорректировало проект бюджета таким образом, чтобы снизить дефицит бюджета до 2,1%-1,8% ВВП в 2020-2021 гг.

Легче итальянцам от режима жесткой экономии не стало. В феврале 2019 г. в Риме состоялась стотысячная демонстрация профсоюзов против действующей власти. Секретарь Всеобщей итальянской конфедерации труда Маурицио Ландини призвал правительство Конте увеличить инвестиции в создание рабочих мест. В Италии существует проблема безработицы среди молодежи. В сентябре уровень безработицы среди итальянской молодежи составил 30,60%, в то время как в еврозоне этот показатель в среднем составляет 16,80%. Митингующие выступили против пенсионной реформы (выход на пенсию в 62 года вместо 67 лет), введения гражданского дохода для неимущих и безработных за счёт итальянских налогоплательщиков. Отдельная проблема - это устаревшая транспортная инфраструктура в некоторых итальянских городах, которая требует обновления. В августе 2018 г. в Генуе обрушился мост, в результате чего погибли 26 человек. Ремонтные и строительные работы требуют расходов из госбюджета, против увеличения которых выступает Еврокомиссия.

Джузеппе Конте Reuters

Поэтому премьер-министр Конте стал искать финансирование в Китае. В отличие от западного бизнеса, китайские инвесторы не боятся вкладывать средства в проекты на территории стран, где существуют политические или экономические риски. По мнению профессора Оксфордского университета Питера Франкопана, Китай активно вкладывает деньги в строительство портов, железнодорожных веток, перерабатывающих предприятий. В рамках реализации проекта "Нового Шелкового пути" Пекин инвестирует не только в развитие транспортной инфраструктуры, но и в новые рабочие места. В ходе визита председателя КНР Си Цзиньпиня в Рим 21-22 марта он подписал с премьер-министром Италии Джузеппе Конте меморандум о взаимопонимании и 29 контрактов на сумму 5-8 млрд долл. в сфере энергетики, финансов, сельхозпроизводства (потенциал сделок достигает 20 млрд евро). Согласно договоренностям, итальянские энергетические и строительные компании смогут выйти на китайский рынок, а "Китайская компания коммуникаций и строительства" получит доступ к итальянским морским портам Триест и Генуя. Италия рассчитывает увеличить объемы экспорта в Китай на 7 млрд евро благодаря сделке.

В большей степени участие Италии в проекте "Новый Шелковый путь" имеет политическое значение. Китай хочет придать своему проекту западный лоск, добавить престижа. Италия - это четвертая экономика Европы, глобальный игрок, чьи бренды и продукция известны во всем мире. В последнее время происходит активизация торгово-экономического сотрудничества двух стран. В 2014-18 гг. объемы экспорта Италии в Китай увеличились на 25% (до 13,1 млрд евро). Поднебесная заинтересована, чтобы вслед за Италией к участию в проекте "Нового Шелкового пути" присоединились другие страны Запада.

Плевок в лицо Макрону

Новости по теме

Италия присоединилась к китайскому проекту "Новый Шелковый путь" незадолго после публикации президентом Франции Эммануэлем Макроном своего плана по реформированию ЕС, который прозвали "Европейским ренессансом". Он разослал свои идеи в 28 европейских изданий. Суть плана Макрона сводится к тому, что он предложил преодолеть кризис ЕС, вызванный Брексит, с помощью еще большего укрепления европейской интеграции в сфере безопасности, борьбы с дезинформацией и вмешательством третьих стран в выборы в европейских странах, унификации политики в отношении предоставления политического убежища. Французский президент предложил подписать новое соглашение в области безопасности, которое регламентирует обязательства стран-членов ЕС перед НАТО (ранее он предлагал создать Европейскую армию). Макрон считает, что ЕС должен определять политику в области конкуренции и торговли, вводить штрафы или запрещать бизнес, который не соответствует стратегическим интересам, вредит окружающей среде, избегает прозрачной оплаты налогов. Он даже предложил ввести одинаковую минимальную зарплату и социальные гарантии во всех странах-членах. В качестве угрозы для существования ЕС Макрон видит реакционных националистов и популистов, которые выступают против углубления европейской интеграции и ничего не предлагают взамен.

Для итальянских властей план Макрона в какой-то степени оскорбителен. Исходя из соображений французского президента, партии "Лига Севера" и "Движение пяти звезд" подпадают под категорию тех самых реакционеров, с мнением которых якобы не стоит считаться. После прихода к власти в Италии евроскептиков Рим постепенно превратился в альтернативный Германии и Франции полюс влияния в Евросоюзе, который объединяет страны, выступающие за реформирование интеграционного образования и снижения влияния наднациональных органов. Например, у министра внутренних дел Италии и лидера партии "Лига Севера" Маттео Сальвини есть собственное видение реформирования Евросоюза ("Европа регионов"). Евроскептик предложил пересмотреть основополагающие договоры ЕС, вернуть интеграцию на стадию Европейского экономического сообщества, сократить полномочия наднациональных органов в пользу усиления влияния национальных правительств на принимаемые решения.

Фото из открытых источников

Присоединяясь к проекту "Новый Шелковый путь", итальянские евроскептики плюют в лицо Макрону и дают понять, что они сыты по горло фантазиями о всеобщем благополучии в Единой Европе и не собираются вкладывать деньги в углубление европейской интеграции. Вместо этого они предпочитают инвестиционное сотрудничество с Поднебесной, несмотря на то, что китайская компания Huawei подозревается на Западе в шпионаже, и на продолжающуюся торговую войну Китая и США. Италия, как и другие европейские страны-участницы проекта "Новый Шелковый путь", где у власти находятся евроскептики (Австрия, Чехия, Польша, Венгрия), пытается разбавить зависимость от решений, принимаемых в Брюсселе, укреплением торгово-экономических отношений с другими центрами силы, как Китай, сохраняя при этом приверженность военно-политическому альянсу с США в рамках НАТО. Отдавая предпочтение китайскому проекту, Конте и Ди Майо подчеркнули самодостаточность Италии в международных отношениях, ее намерение проводить многовекторную внешнюю политику.

Китайский дракон крадется в Европу

Опасения США и ЕС насчет присоединения Италии к проекту "Новый Шелковый путь" не безосновательны. Даже партнер Ди Майо по коалиции в парламенте, Сальвини, выступил против инициативы своих коллег, поскольку опасается "колонизации" Китаем итальянских рынков. Для Китая проект "Нового Шелкового пути" - это не просто транспортный коридор, а инструмент геополитической экспансии. Вкладывая деньги в экономики стран-участниц, китайцы усиливают их зависимость от Поднебесной в экономическом плане, которая может быть использована для влияния на их политический курс.

Китай укрепляет свое влияние в Европе. Италия - далеко не первая европейская страна, которая участвует в реализации проекта "Нового Шелкового пути" (14 из 28 стран-членов ЕС принимают участие в данной инициативе). В 2016 г. Греция продала китайцам 51% долю порта Пирей. В 2017 г. к проекту присоединилась Украина. Между нашими странами были достигнуты договоренности о транзите грузов по железной дороге из Китая в Словакию, Польшу и Венгрию. Даже Германия, которая формально не участвует в проекте "Новый Шелковый путь", связана с ним через железнодорожные пути, пересекающие город Дуйсбург и морской порт Гамбург.

Италия станет более зависимой от Китая, понабравшись у него долгов, что вполне ожидаемо от популистов, которым нужно оправдать доверие избирателей. Госдолг Италии составляет 2,3 млрд евро, или 133,1% от ВВП. Также в отношениях Италии и Китая существует проблема торгового дефицита в размере 17,7 млрд евро (Италия больше покупает продукции в Китае, чем реализует на китайском рынке). Китай умело использует конфликт евроскептиков с Брюсселем, чтобы найти себе новых партнеров в ЕС и связать их взаимными обязательствами. Возможно, Китай хочет использовать Италию в качестве лоббиста своих интересов в ЕС, глаз и ушей в НАТО. До конца не известно, сколько денег готовы потратить китайцы, чтобы купить верность итальянских евроскептиков.

Георгий Кухалейшвили

политолог-международник

Источник: 112.ua

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>