Радары возвращаются на дороги: Как будут ловить нарушителей скоростного режима

С сегодняшнего дня, 8 октября, патрульная полиция начнет останавливать водителей за превышение скорости, используя в тестовом режиме лазерные радары TruCam. Специальные экипажи будут стоять на аварийно опасных участках дорог и в местах концентрации ДТП. Рассказываем, что надо знать водителям о нововведении

Радары возвращаются на дороги: Как будут ловить нарушителей скоростного режима
Фото из открытых источников

Ксения Цивирко

Журналист

С сегодняшнего дня, 8 октября, патрульная полиция начнет останавливать водителей за превышение скорости, используя в тестовом режиме лазерные радары TruCam. Специальные экипажи будут стоять на аварийно опасных участках дорог и в местах концентрации ДТП. Рассказываем, что надо знать водителям о нововведении

Украинские автолюбители помнят о радарах еще со времен существования ГАИ. После того, как автоинспекцию расформировали, а на ее место пришла патрульная полиция, контроль за превышением скорости на украинских дорогах никак не осуществлялся.

"Дело в том, что когда радарами начали пользоваться новые патрульные, оказалось, что приборы не сертифицированы. Нарушены правила эксплуатации, сорваны пломбы. Водители из-за этого выигрывали в судах, даже если показания приборов показывали, что скорость была превышена. Судились и из-за того, что знаки, установленные вдоль дорог, не соответствовали ГОСТу и, например, были старого образца. А знаками занимается вообще дорожная служба", - объясняет сложившуюся ситуацию основатель общественной организации "Киев Автомобильный" Алексей Мкртчян. 

Провальные дела в судах заставили полицейских, по словам экспертов, отложить обязанности контроля за превышением скорости на дорогах на задний план. Ныне нет никакой официальной статистики по количеству фактов превышений скорости на украинских дорогах. Патрульная полиция располагает другой статистикой: сколько ДТП произошло из-за несоблюдения установленного скоростного режима. Так, в прошлом году по этой причине произошло 5097 аварий, а с 1 января по 31 августа нынешнего года — 3306.

"Нужно понимать, что основная причина смертности в ДТП — это именно превышение установленного скоростного режима. Украина вообще сейчас единственная страна в Европе, где контроля за этим никакого не ведется", - заявляет координатор кампании "За безопасные дороги" Олеся Холопик.

Фото из открытых источников

В Украине контроль за скоростью железных лошадок будет внедряться в два этапа: использование мобильных радаров TruCam и установка стационарных автоматических систем фото- и видеофиксации.

По информации правозащитника Владимира Караваева, патрульная полиция будет использовать те "трукамы", которые остались на складах в наследство от ГАИ. "По моим данным, сейчас их 174 штуки. Они пересертифицированы и готовы к работе", - сообщает автоюрист.

Как работает TruCam

Первую неделю полиция будет использовать радары в ознакомительных целях, чтобы "водители привыкли". Предполагается, что штрафов пока выписывать не будут (интересно, в патрульной полиции соблюдение правил дорожного движения считают неудобством для водителей или откуда такие поблажки?).

Автомобили экипажей, которых вооружат радарами TruCam, должны обязательно стоять с включенным синим маячком возле специального знака, предупреждающего о фото- и видеофиксации. Такие знаки еще не установлены. "Патрульная полиция совместно с Государственным агентством автомобильных дорог проведет работу по обозначению мест, в которых будет осуществляться такой контроль, соответствующими дорожными знаками", - сообщает пресс-служба ведомства.

Фото из открытых источников

Однако автомобилисты жалуются, что сейчас существуют проблемы даже со знаками концентрации ДТП и аварийно опасных участков. "Например, в ГОСТе есть знак 1.41 — место концентрации ДТП. Он до сих пор не внесен в Правила дорожного движения. Да и вообще карты аварийно опасных участков и мест ДТП еще нет, поэтому неясно, где будут стоять патрули", - недоумевает Руслан, водитель серой Mazda с 20-летним стажем.

В полиции соглашаются, что проблемы со знаками есть, но уже обозначили автодороги, где разместят радары. В Киеве таковых будет две – проспект Победы на правом берегу и проспект Бажана на левом.

Патрульная полиция Украины\Facebook

Почему мало? По словам первого заместителя начальника департамента Патрульной полиции Украины Алексея Билошицкого, сейчас будет использовано только 25 радаров, которые прошли сертификацию. Интересно, что Департамент патрульной полиции так и не смог объяснить, сколько TruCam у них есть на складах и какая судьба ждет остальные приборы.

К точности работы TruCam, разработанного когда-то в лабораториях NASA, эксперты не имеют никаких претензий. Лазерный луч полуторакилограммового агрегата ловит приближение авто за 1,2 км (вычисляет нарушителя в потоке машин). Расстояние, с которого делается снимок, - 70 м. Прибор может делать фотографии и видео, снимая авто нарушителя вместе с его номерами. Когда автомобиль превышает скорость, на дисплее "трукама" он обозначается красным крестиком, а также появляется информация о скорости. Информация о времени и дате, а также координаты авто радар выдает с помощью оборудованного GPS. Корректно работать радар может при температуре от -10 °С до +60 °С. На вопрос о том, что будет, когда зимой температура опустится ниже минус 10, представители патрульной полиции лишь улыбнулись в ответ.

Важно помнить, что из салона патрульной машины TruCam использоваться не будет (так обещают в Нацполиции), только с треноги или руки патрульного. Позже в автомобили патрульным закупят другие радары, которые будут для этого предназначены.

Кроме скорости, прибор может фиксировать факт нарушения правил остановки или стоянки в привязке ко времени и пространству.

По информации Нацполиции, "Trucam содержит алгоритм шифрования AES, что делает невозможным вмешательство в работу системы и любую корректировку данных. Также служба мониторинга Департамента патрульной полиции будет контролировать количество составленных административных материалов и количество сохранившихся видео".

Стоимость одного "трукама" - 5,5 тыс. долларов, согласно информации на сайте производителя.

Как будут штрафовать нарушителей

На это неделе патрульные не будут штрафовать водителей за превышение скорости: сперва те должны адаптироваться к новым порядкам. В будущем, по словам Владимира Караваева, "писем счастья" тоже можно не опасаться. "В рамках использования данного прибора транспортные средства будут останавливаться. Постановление будет составляться на месте", - подтверждает его слова первый заместитель начальника Департамента патрульной полиции Украины Алексей Билошицкий.

Фото из открытых источников

Благодаря пяти камерам, установленным общественной программой "Безопасные дороги Украины", удалось зафиксировать, что в Киеве сейчас нарушают скоростной режим 27,7% водителей (3 416 авто из 12 294).

Как мы помним, по городу можно ездить уже не 60, а 50 км/час.

"В целом идея о таком скоростном режиме понятна: вероятность смерти в случае наезда на пассажира со скоростью 50 километров снижается в несколько раз. Такие ограничения действуют во всей Европе. В Варшаве, в Берлине установлены знаки ограничения скорости 50 км в час. Но там есть улицы, где допускается ездить и со скоростью 80 км в час. У нас же по всему Киеву нельзя ездить быстрее 50 км в час: и на проспекте Бажана, и на Кольцевой дороге, и на улице Трехсвятительской, где совершенно разные характеристики самих дорог", - объясняет эксперт в сфере транспорта, советник главы госпредприятия "Укравтодор" Александр Кава.

Так, согласно Правил дорожного движения, Нацполиция и "Укравтодор" могут по согласованию установить знаки, разрешающие передвижение с более высокой скоростью "на участках дорог, где созданы дорожные условия, которые дают возможность двигаться с более высокой скоростью".

В июне КГГА подготовила решение, по которому на 22 дорогах Киева можно ездить со скоростью 80 км/час, но его до сих пор не утвердили.

Поэтому следует напомнить о размере действующих штрафов:

- за превышение скорости на 20 км/час заплатить придется 255 гривен или 50 штрафных баллов (с 2015 года ежегодно водителям начисляют 150 таких баллов);

- за превышение скорости на 50 км/час — 510 гривен.

При этом стоит отметить, что штрафы в ближайшем будущем могут увеличиться. Когда Верховная Рада проголосует за проект закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усиления ответственности за отдельные правонарушения в сфере безопасности дорожного движения", штраф за превышение скорости на 50 км/час составит 3 400 гривен. При этом законопроект ограничивает максимально допустимое превышение скорости с +20 км/час до +10 км/час. То есть штраф водителю могут выписать за езду 61 км/час по городу.

Эксперты отмечают, что использование радаров TruCam в существующем количестве никак серьезно не повлияет на ситуацию на дорогах. Зато после вступления в силу нового законопроекта и сертификации соответствующего оборудования через несколько лет по всей стране должны установить почти 4 тысячи камер фото- и видеофиксации. Они будут работать в стационарном автоматическом режиме, фиксируя номера автомобилей-нарушителей в память. В этом случае "письма счастья" будут приходить владельцам автомобилей. Камер будет много, они смогут охватить важные улицы и перекрестки. Но это уже совсем другая история…

Ксения Цивирко

видео по теме

Новости партнеров

Загрузка...

Виджет партнеров