Реформы от коалициантов: Популярное, забытое и невозможное

Участники коалиционных переговоров представили свой вариант коалиционного соглашения. 112.ua проанализировал, чего же ждать нам от данного документа. В первой части мы расскажем о реформе судебной системы, реорганизации структуры Кабинета министров, изменениях в оборонной сфере

Реформы от коалициантов: Популярное, забытое и невозможное
Апостроф

Ярослав Конощук

Парламентский корреспондент

Участники коалиционных переговоров представили свой вариант коалиционного соглашения. 112.ua проанализировал, чего же ждать нам от данного документа. В первой части мы расскажем о реформе судебной системы, реорганизации структуры Кабинета министров, изменениях в оборонной сфере

В новом варианте соглашения продолжена практика борьбы за полномочия и влияние между президентом и потенциальными партнерами по коалиции. В соответствии с текстом документа предлагается лишить парламент права давать согласие на назначение руководителя Национального антикоррупционного бюро. Мотивация такого решения – избавить новую структуру от политического давления.

Заметим, что в соответствии с законом о Национальном антикоррупционном бюро, в комиссию, которая отбирает претендентов на должность директора бюро, входят по три представителя от президента, Верховной Рады и Кабинета министров. Итоговое решение о назначении руководителя бюро принимает президент, также он имеет полное право отклонить предложенные кандидатуры на формальных основаниях.

Изучив документ, можно сделать вывод, что борьба с коррупцией не в почете у будущих коалициантов. Реализация принятого парламентом антикоррупционного пакета начнется лишь во второй половине 2015 года. А, к примеру, упрощения процедуры обнародования госзакупок - и вовсе во втором квартале 2016 года.

А судьи кто?

Будущие коалицианты обещают едва ли не революцию в судебной системе. В соответствии с коалиционным соглашением предполагается покончить с "нечестными судьями" и оставить только профессионалов. Этой цели предлагается достичь через внедрение всеобщего декларирования доходов и расходов представителей Фемиды, а также усовершенствовав процедуру квалификационного экзамена. Назначать судей предлагается только по результатам конкурсного отбора.

Кроме того, предлагается поставить карьеру судьи в зависимость от решения Евросуда по правам человека по жалобам на решение судьи. Также авторы документа обещают разгрузить судейский корпус и обеспечить "реальное исполнение судебных решений" за счет стимулирования их исполнения.

При этом предлагается "усилить этическую составляющую" в качестве основания для открытия дисциплинарного производства, что может увеличить роль субъективного фактора при принятии решений в отношении того или иного судьи. Ведь в соответствии с законом привлечение судьи к дисциплинарной ответственности в будущем служит основанием для его увольнения с должности.

Также участники предлагают путем изменений в Конституцию провести повторную люстрацию судей, что пока вызывает скепсис. Напомним, парламентом уже был принят закон о повышении доверия к судейском корпусу, что впоследствии не помешало заблокировать работу структуры, которая непосредственно отвечала за люстрацию.

Всеобщее декларирование доходов для судей и особенно расходов, а также влияние решений Евросуда на карьеру судей - прогрессивные предложения, которые теоретически должны просеять часть судейского корпуса, "бросающего тень на судейский мундир".

Фото из открытых источников

А вот обещание не допустить к судейству непрофессионалов пока выглядит как декларация. В соглашении лишь отмечается, что должны быть установлены критерии отбора на должности судей, которые не позволят назначать "проходимцев". Однако, какими будут эти критерии, не указывается, и какова будет ответственность за их неисполнение, пока также неясно. С учетом того, что реформу судебной системы предполагается завершить во втором квартале 2015 года, цель выглядит туманной.

Также совершенно неясно каким образом за полгода будет обеспечено выполнение судебных решений. Пока что в текущих реалиях такая скорость достигается благодаря уплате "неофициального тарифа", сумма которого доходит до 30% от суммы спора.

Реорганизация Кабмина и новые структуры

Коалицианты предлагают вернуть практику по разделению должности госсекретаря Кабинета министров и министерств, при этом сократив должность заместителей министров. Предполагается, что внедрение данного института разделит политические и административные функции в министерствах и правительстве. Отметим, идею внедрения института госсекретарей в Украине продвигал еще второй президент Леонид Кучма, однако тогда эта практика не прижилась и госсекретарей ликвидировали.

Также предлагается укрупнить министерства и финансировать их в зависимости от выполнения заданий. Впервые в истории правительств все проекты решений Кабмина планируют сделать публичными.

Помимо этого, предполагается продолжить "чистку" госслужащих. Соглашение предусматривает проведение некоего функционального анализа, по итогам которого будет "оптимизировано количество госслужащих".

Предполагается внедрить систему анализа и стратегического планирования государственной политики, а также институционно усилить систему государственной службы. При этом, что конкретно нужно для выполнения этих целей, не объясняется.

Согласно документу, в Украине должны появиться новые силовые структуры. В частности предполагается появление военной полиции, которая по замыслу авторов проекта документа, должна будет заняться предотвращением и выявлением правонарушений в вооруженных силах, а в условиях военного положения - расследовать уголовные правонарушения, совершенные военнослужащими.

На местном уровне вновь предполагается создать муниципальную полицию, которая будет существовать за средства местных бюджетов. Напомним, что идею создания муниципального правоохранительного органа лоббировал еще экс-глава КГГА Александр Попов, однако тогда данная инициатива не увенчалась успехом.

Отдельное внимание уделено Вооруженным силам. Так документом предполагается обеспечить финансирование армии на уровне не менее 3% ВВП. Данная норма отчисления является стандартом в НАТО.

Реформы для "галочки"

Уже до конца четвертого квартала (т.е. до конца декабря текущего года) предполагается принять Стратегию национальной безопасности и военную доктрину, в которой среди прочего должен присутствовать термин "вероятный противник". Для формирования эффективной системы территориальной обороны предлагается создать Украинскую воинскую организацию на базе аналогичного общества.

Также до конца этого года ставится амбициозная цель восстановить деятельность легендарного предприятия "Топаз". Однако, как утверждают собеседники 112.ua в Генеральном штабе, осуществить это практически невозможно, даже при условии политической воли высшего руководства и желании исполнителей.

Фото из открытых источников

Еще одним приоритетом участники коалиции называют возврат временно оккупированного Крыма, а также части территорий Донбасса. Для этого предлагается подавать иски в международные суды в интересах государства и граждан, пострадавших от оккупации, а также подготовить целевые программы поддержки населения в Крыму и на отдельных территориях Донбасса. Однако в реальности решения международных судов Украина может ждать годами, а программа поддержки на практике пока ограничивается лишь возможностью выезда на подконтрольные украинским властям территории и поставкой энергоносителей.

Ярослав Конощук, специально для 112.ua

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>