Рост цен на товары и услуги: Что нужно знать о новом рынке электроэнергии

С сегодняшнего дня, 1 июля, в Украине меняются схемы продаж электроэнергии. Оптовая торговля электроэнергией отныне происходит в условиях рынка. 112.ua выяснил, что изменится в результате перехода к новой модели продаж, насколько вырастут цены и кто более всего ощутит перемены.

Рост цен на товары и услуги: Что нужно знать о новом рынке электроэнергии
Фото из открытых источников

Елена Голубева

Журналист, 112.ua

С сегодняшнего дня, 1 июля, в Украине меняются схемы продаж электроэнергии. Оптовая торговля электроэнергией отныне происходит в условиях рынка. 112.ua выяснил, что изменится в результате перехода к новой модели продаж, насколько вырастут цены и кто более всего ощутит перемены.

Зачем Украине рынок электроэнергии?

Реформа рынка электроэнергии стартовала после подписания Украиной соглашения об Ассоциации с ЕС. В соответствии с обязательствами, принятыми страной в рамках евроинтеграционного курса, с 1 января 2015 года началась имплементация норм, предусмотренных Третьим энергетическим пакетом. Одними из изменений были кардинальная реформа рынка электроэнергии и переход от ручного управления к конкурентной модели.   

Новости по теме

Еще в 2014 году на форуме Адама Смита занимавший тогда пост заместителя министра энергетики Владимир Улида заявлял, что Украина должна выстроить полноценный рынок электроэнергии, который позволит ей максимально интегрироваться в Европейское сообщество. Высказывались мнения о том, что переход к рыночной модели продаж позволит стране присоединиться к европейской сети системных операторов ENTSO-E. Отметим, что пока это нереально: европейцы не горят желанием присоединять Украину, но некоторые подвижки все же есть. 26 июня глава "Укрэнерго" Всеволод Ковальчук и генеральный секретарь объединения операторов энергосистем континентальной Европы ENTSO-E Лоран Шмитт подписали соглашение о передаче данных о работе украинской энергосистемы на платформу прозрачности Transparency Platform, где члены объединенной системы обмениваются данными о нагрузке, пропускной способности и балансировке энергосистем.  

Бизнес поддержал идею властей о переходе к рыночному тарифообразованию на электричество по иным причинам: большинство было недовольно перекрестным субсидированием.

Нацкомиссия, осуществляющая регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), установила низкие тарифы для населения, компенсируя их высокими тарифами для промышленности. Объемы дотационных сертификатов, за счет которых покрывался льготный тариф для населения и других потребителей, достигали колоссальных сумм. В 2014 году речь шла о цифре до 40 млрд грн.   

Переход к созданию рынка электроэнергии поддерживали и государственный "Энергоатом", который является крупнейшим производителем электроэнергии в Украине с долей 55,16%, а также государственное "Укргидроэнерго" (доля в общем объеме продаж 7,84%). Оператор атомной генерации и компания, управляющая украинскими гидроэлектростанциями, неоднократно заявляли о том, что Нацкомиссия устанавливает для них несправедливо низкие тарифы. Они рассчитывали, что в условиях рынка смогут продавать произведенную электроэнергию по более высокому, справедливому, по их мнению, тарифу.

Как продавалась электроэнергия до 1 июля и что изменилось? 

НКРЭКУ до 1 июля 2019 г. была регулятором с очень широкими полномочиями. Она утверждала тарифы поставок электроэнергии населению, кроме того, отпускные тарифы для каждого вида генерации и тарифы на передачу и распределение электроэнергии. Весь объем произведенной электроэнергии всеми генерациями (атомной, тепловой, гидро- и зеленой) продавался единственному государственному трейдеру — ГП "Энергорынок". Этот трейдер продавал электроэнергию поставщикам, которые имеют дело с конечным потребителем, а полученные от них деньги распределял между производителями, операторами системы передачи ("Укрэнерго") и распределительных сетей (облэнерго).

Передачей электроэнергии по магистральным электросетям от электростанций до распределительных сетей облэнерго занимается ГП "НЕК "Укрэнерго". Кроме того, эта компания занимается диспетчерским управлением энергосистемой.

С 1 июля ГП "Энергорынок" прекращает свое существование. Основой рыночной модели оптовой торговли электроэнергией является сегмент двухсторонних договоров, которые производители заключают напрямую с трейдерами, поставщиками и крупными потребителями (как правило, это промышленность и т. п.). На сегмент двусторонних договоров будет приходится, как прогнозирует "Укрэнерго", не менее 70%. Цена будет договорной.

Определенные на первом этапе реформы (с 1 января 2019 года) поставщики универсальных услуг (ПУУ), которые продают электроэнергию населению, малому и среднему бизнесу, бюджетным учреждениям, будут покупать электроэнергию по регулируемой цене у ГП "Гарантированный покупатель", которое выделилось из "Энергорынка".

Остальные сегменты нового рынка электроэнергии построены по принципу аукционных площадок, на которых все участники рынка практически в любой момент могут докупить те объемы, которые по разным причинам не получается закрыть за счет поставок по двусторонним договорам.

Среди причин может быть и недостаточность законтрактованных объемов электроэнергии, и вывод в аварийный ремонт энергоблоков электростанций, и многое другое.

Таких аукционных площадок четыре, и на каждой следующей цена будет выше, чем на предыдущей. Первая — "рынок на сутки вперед", где, по прогнозам, будет продаваться до 20% всего объема электроэнергии. Ее оператором будет второе выделенное из ликвидированного "Энергорынка" предприятие — ГП "Оператор рынка". На "рынке на сутки вперед" производители электроэнергии предлагают цены, по которым они хотели бы продать электроэнергию, а трейдеры, поставщики и т. д. — цены, по которым хотели бы купить ее. Таким образом на площадке формируется средняя цена продажи, по которой электроэнергия и торгуется. При этом видеть ценовые заявки участников на этой площадке будет только "Оператор рынка".

Если же на "рынке на сутки вперед" кому-то не удастся закупить все необходимые объемы электроэнергии, покупателю придется идти на "внутрисуточный рынок". Функционирование этой площадки также обеспечивает "Оператор рынка", но ценовые предложения на ней будут доступными, и покупатели смогут их самостоятельно выбирать. В силу высоких цен на этой площадке, как ожидается, будет продаваться не более 5% всей электроэнергии.

Самыми дорогими будут сегменты "Балансирующий рынок" и "Рынок дополнительных услуг", функционирование которых обеспечивает "Укрэнерго". На каждый из сегментов будет приходится не более 5%. При этом цены на этих площадках могут быть в 5-8 раз выше, чем на рынке двусторонних договоров. Особенность сегмента дополнительных услуг заключается в том, что генерация-поставщик получает оплату за готовность в любой момент и очень быстро выдать необходимый объем электроэнергии. При этом деньги они получают, даже если им не пришлось загружаться или разгружаться по команде. "Этот сегмент рынка гарантирует достаточность системы и резервные мощности для покрытия спроса", - сказал руководитель "Укрэнерго" Всеволод Ковальчук. Резервируется 8 тысяч Мвт· ч на год. Поставлять электроэнергию на площадку в основном будет "Укргидроэнерго", которая является самой маневровой из генераций и может в короткий срок сгенерировать необходимый объем электроэнергии.

Рыночная модель также предполагает участие предприятия "Гарантированный покупатель" (ГАРПОК), которое будет государственным: оно создано на базе ГП "Энергорынок", существование которого с 1 июля прекращается. С 1 июля ГАРПОК будет обеспечивать расчеты с "зеленой генерацией", для которой до 2020 года действует один из самых высоких среди стран Европы тарифов. Для понимания: при доле в общем объеме производства электроэнергии не более 2% в денежном объеме на зеленку до последнего времени приходилось 8%. ГАРПОК будет покупать электроэнергию и для поставки населению по льготным ценам (ПСО).

Для тех, кто не заключит ни одного договора, есть "Оператор последней надежды". В конце декабря прошлого года Кабмин назначил таким поставщиком госпредприятие "Укринтерэнерго" (специализируется на экспорте электроэнергии, предоставлении услуг по обеспечению транзита электроэнергии, услугах по обеспечению транзита в электросетях Украины). "Со времени назначения предприятия оператором последней надежды значительного роста платежей не наблюдалось, текущая задолженность продолжала накапливаться, и госкомпания столкнулась с риском банкротства", - рассказал 112.ua ведущий аналитик EXPRO Electricity Дмитрий Сидоров.

Что будет с ценами на электроэнергию?

Очевидно, рыночная модель приведет к резкому всплеску цен на электроэнергию. "Несмотря на то, что премьер-министр Владимир Гройсман требовал, чтобы цены для промышленности выросли не более чем на 5-6%, уже есть опубликованные ценовые предложения на июль с ростом цен на 25-35%", - рассказал 112.ua ведущий аналитик EXPRO Electricity Дмитрий Сидоров. По его словам, повышение цен отразится на коммунальных предприятиях, которые потребляют большие объемы электроэнергии для предоставления услуг: для уличного освещения, водоснабжения и водоотведения, городского электрического транспорта. Они будут вынуждены обращаться к НКРЭКУ с требованием пересмотреть тарифы в сторону увеличения. Не исключено, что повышение цен на электроэнергию мы увидим в цене продуктов питания (особенно тех, в себестоимости которых есть большая доля электричества), в чеках ресторанов, спортклубов, в стоимости аренды офисных помещений.

На последнем заседании правительства представитель президента в Кабмине Андрей Герус заявил, что региональные энергоснабжающие компании с 1 июля повышают тарифы для потребителей с присоединенной мощностью до 150 кВт (малый, средний бизнес и бюджетные учреждения) на 15-25%. По его словам, в Харьковской области тарифы вырастут на 26%, в Черновицкой – на 22%, в Винницкой области - на 24%.

О волне роста цен на товары и услуги в результате повышения цен на электроэнергию предупреждал и вице-премьер-министр Геннадий Зубко. "Прогнозная цена электроэнергии для всех потребителей на рынке вырастет на 40-50% и составит около 3,25 грн за 1 кВт-час (с НДС). А это означает, что она найдет отражение в себестоимости товаров и услуг для того же населения", - написал он на странице в Facebook.

Впрочем, предсказать точно цены на электроэнергию для промышленных потребителей на данный момент сложно, ведь регулятор только на днях принял порядок формирования предельных цен на двух важных сегментах рынка (рынке на сутки вперед и внутрисуточном рынке), в дальнейшем эти цены должен рассчитать и опубликовать ГП "Оператор рынка", отметил Дмитрий Сидоров.

В Киеве предприятия, покупающие электроэнергию по свободным ценам, смогут покупать ее на рынке напрямую. Либо через поставляющую компанию, которая предоставит универсальный регулируемый тариф или индивидуальные условия. Все актуальные коммерческие предложения, которые вступают в силу с 1 июля, размещены на сайте "Киевских энергетических услуг", сообщили 112.ua в пресс-службе компании "Киевские энергетические услуги" (компанией владеет ДТЭК).   

Непосредственно для населения цены не вырастут. Согласно решению Кабмина, для его нужд электроэнергия будет отпускаться по специальному тарифу, по аналогии с рынком газа. Для обеспечения нужд ПСО "Энергоатом" и "Укргидроэнерго" обязаны продавать "Гарантированному покупателю" 75% ("Энергоатом") и 20% ("Укргидроэнерго") произведенной электроэнергии.

"В Украине цены на электроэнергию выглядят так: население в среднем платит 1,05 грн за кВт-ч, а промышленность - около 2 грн за кВт-час. Таким образом, бремя перекрестного субсидирования ложится на плечи бизнеса. Согласно принятому правительством документу, специальные обязательства возлагаются на государственные компании "Энергоатом" и "Укргидроэнерго". Эти производители должны с 1 июля обеспечить население 80% электроэнергии по ценам ниже тарифа для бытовых потребителей. Остальные 20% поставщик должен покупать на открытом рынке", - говорит эксперт по вопросам энергетики Любомир Васюник.

Отметим, что вопрос о том, за счет какой генерации покрывать нужды ПСО, вызвал больше всего горячих дискуссий. Изначально НКРЭКУ поддерживала позицию, что основная нагрузка должна лечь на "Энергоатом". Против этого выступал ряд народных депутатов, которые требовали разделения бремени ПСО, в том числе и с тепловой генерацией. В Кабмине по этому поводу велись жаркие сражения: правительство рассматривало несколько вариантов ПСО, ряд из них за закрытыми дверьми. Предлагались и варианты возложить ПСО на "Укрэнерго", хотели обязать финансировать его за счет диспетчерского тарифа, что, как говорили в госкомпании, могло привести к полному коллапсу системы. 

Согласно экспертным оценкам, на условиях ПСО в Украине будет продаваться до 60% всего объема произведенной электроэнергии. "С 1 июля изменений для населения не произойдет. Тариф остается прежним. "Ночной тариф, как официально подтвердил государственный регулятор НКРЭКУ, также остается неизменным", - сказали в пресс-службе "Киевских энергетических услуг". Накануне компания сообщила, что НКРЭКУ подтвердила: тарифы, дифференцированные по периодам времени, для населения продолжат действовать и после 1 июля. Воспользоваться ими могут потребители, установившие многотарифные счетчики (двухзонные).  

Главными бенефициарами реформы рынка электроэнергии являются ДТЭК Рината Ахметова (контролирует значительную часть предприятий тепловой генерации и производит 20,98% в общем объеме продаж электроэнергии), а также государственное "Укргидроэнерго". Подконтрольная ДТЭК тепловая генерация сможет продавать по рыночным ценам 100% электроэнергии. "Укргидроэнерго" будет продавать на рынке не менее 80%, кроме того, компания может работать в сегменте допуслуг, в котором цены будут самыми высокими. Кроме того, в плюсе должны оказаться государственная "Центрэнерго" (на которую приходится 5,68% в общем объеме производства), "Донбассэнерго" (2,25%) и ТЭЦ (6,16%).

В то же время против реформы выступал олигарх Игорь Коломойский, так как повышение цен на электроэнергию могло оказать влияние на прибыльность ферросплавного бизнеса подконтрольной ему группы "Приват".

"Энергоатом", который помимо нужд ПСО обязан продавать "Укрэнерго" и операторам распределительных сетей по граничной цене еще до 15% собственной электроэнергии для покрытия технологических потерь в сетях, сможет продавать на рынке только 10% от произведенного объема электроэнергии, а значит, он также не в выигрыше. В комментариях о том, как работа на рынке (с учетом возложенных обязательств) может повлиять на инвестиционные возможности госкомпании и гарантирование безопасности на ядерных объектах, в офисе гендиректора "Энергоатом-Трейдинг" (уполномочен комментировать вопросы о функционировании в условиях рынка электроэнергии от имени "Энергоатома") 112.ua отказали. И хотя по информации источников, в госкомпании крайне недовольны сложившейся с ПСО ситуацией, комментируя решение правительства на круглом столе, организованном USAID "Обратный отсчет до нового рынка электроэнергии в Украине", Сергей Бедин заявлял, что "Энергоатом" готов участвовать в разработанной Кабмином модели ПСО. "Существуют экономические модели, где все было просчитано, где были установлены такие предельные объемы электроэнергии, которые мы должны продать в том или ином сегменте на спецаукционах. Мы, как государственное предприятие, подчиненное Кабинету министров, просто обязаны выполнять решения наших органов управления. Вот и все", - сказал он.

"Одна из главных претензий к новому рынку и механизму ПСО – это искажение конкуренции. Механизм ПСО ставит в невыгодное положение государственные генерирующие компании – "Энергоатом" и "Укргидроэнерго". Конечно же, все прекрасно понимают, что спецобязательства правительство возложило бы именно на эти компании. Но у "Энергоатома" на цели ПСО Кабмин забрал 90% от всего отпуска. Что довольно много, и вот почему: компания в 2018 г. произвела 84,4 млрд кВт-ч электроэнергии, тогда население (за тот же период) потребило 35,6 млрд кВт-ч. Таким образом, эти цифры говорят о том, доля электроэнергии, производимой "Энергоатомом", которая снимается со свободного рынка, слишком значительна. В результате этого в свободном рынке остается не так уж много самой недорогой атомной и гидрогенерации", — говорит Дмитрий Сидоров.

Будет ли больше отключений в условиях рынка?

Злостные промышленные неплательщики еще после реформы розничного рынка электроэнергии (действует с 1 января) попали к поставщику последней надежды. Это предприятие должно было взять на себя тех промышленных потребителей, которые не смогли найти рыночного поставщика, в том числе и по причине низкой платежной дисциплины. Поставщик последней надежды поставляет электроэнергию не бесплатно. И если он в течение трех месяцев не получает оплату за поставленную электроэнергию, отключает предприятие.

Компания "Вода Донбасса", которая обеспечивает водой 289 населенных пунктов в Донецкой области, сообщает, что услуги оператора последней надежды, к которому компания перешла в связи с новыми правилами рынка ("Укринтерэнерго"), стоят на 25-30% дороже, чем у других поставщиков. Таким образом, себестоимость производства куба воды у компании возросла на 22%. Решение о повышении тарифа для населения принимает НКРЭКУ, но она, разумеется, никак не может повлиять на уровень платежной дисциплины потребителей. По состоянию на 1 мая, задолженность "Воды Донбасса" за потребленную электроэнергию составляет 1,409 млрд грн на подконтрольной территории и 1,434 млрд грн на неподконтрольной территории.

В результате сложившейся ситуации без водоснабжения остаются 96 тыс. потребителей компании. Однако, если она будет полностью отрезана от электроснабжения, последствия могут быть еще более серьезными. "Помимо прекращения подачи воды населению, отсутствия электроснабжения, может быть потеряно оперативное управление запорной арматурой на канале Северский Донец - Донбасс, что приведет к затоплению участков канала, а также расположенных поблизости сел. Кроме того, в случае прекращения подачи электроэнергии на канализационные насосные станции и сооружения прекратится функционирование системы, что может стать причиной попадания во внешнюю среду более 109 тыс. куб. метров в сутки стоков, что является экологической катастрофой", — говорится в сообщении "Воды Донбаса".

С началом функционирования рынка число аналогичных предприятий возрастет: в зоне риска – государственные шахты, коммунальные предприятия.

"Действительно, пожалуй, самым эффективным механизмом борьбы с неплатежами может стать отключение должника от электроснабжения. Во многих случаях такая возможность трудно реализуемая: отключение, например, угольных шахт может вести к экологическим и значительным социальным последствиям; отключение (ограничение) некоторых заводов возможно только до определенного порогового уровня (уровня "экологической брони" — такого значения, которое не приводит к негативным экологическим последствиям); отключение водоканалов и других подобных предприятий ведет ко всем понятным последствиям", — говорит Дмитрий Сидоров.

Отметим, что окончательного решения в отношении отключения должников, ведущего к экологическим катастрофам, власти до сих пор не приняли. 

В свою очередь для бытовых потребителей ситуация с отключениями не изменится. "Условия и порядок отключения потребителей предусмотрены в Правилах розничного рынка электроэнергии. На сегодня изменения в Правила не внесены", — заверили 112.ua в "Киевских энергетических услугах".

Какие еще проблемы могут возникнуть?

Проблемы могут возникнуть с программным обеспечением, которое поддерживает функционирование сегментов "на сутки вперед", "внутрисуточный", "балансирующий" и "допуслуг". До 1 июля они работали в тестовом режиме.   

"Отдельно стоит говорить о проблеме ведения коммерческого учета: учета электроэнергии, которую отпустила генерация, приняли операторы сети и потребили конкретные потребители. Чтобы понять, насколько это громоздкая и сложная система, достаточно сказать, что в Украине 16,5 млн потребителей электроэнергии. Недавно глава "Укрэнерго" Всеволод Ковальчук представил данные о том, какие из необходимых точек коммерческого учета были действительно зарегистрированы в системе. Например, из необходимых 518 точек производителей, по состоянию на 10 июня, данные поступали только из 11 точек, из должных 2460 точек поставщиков – система получала данные лишь из 366 точек. Правильность ведения коммерческого учета будет определять правильность выставления счетов для потребителей, поставщиков и всех участников рынка, поэтому этот вопрос крайне важен", - отмечает Сидоров.

Также проблему представляет нерешенный вопрос задолженности на рынке электроэнергии, которая тянется по цепочке от потребителя, облэнерго, ГП "Энергорынок", генераций (в старой модели) и составляет около 30 млрд грн, отмечает ведущий аналитик EXPRO Electricity Дмитрий Сидоров: "Механизм решения этого вопроса должен быть принят и применен до запуска рынка, для того чтобы компании могли зайти в новый рынок без долгов, что уравнивает их возможности конкурировать между собой. Такая была идея, но она не была реализована. В итоге, с миллиардными долгами, которые остались от старого рынка, придется разбираться юристам "Энергорынка" и других компаний".

О том, что это серьезная проблема, в интервью ExPro говорил заместитель главы КГГА Петр Пантелеев. По его словам, есть непогашенная задолженность поставщиков перед "Энергорынком" (ликвидируется с 1 июля) и госпредприятия перед производителями (генерациями). "Пока нет закона, который бы урегулировал этот вопрос. Есть только законопроекты", - сказал Пантелеев, уточнив, что задолженность перед "Киевтеплоэнерго" по состоянию на 20 июня достигла 105 млн грн и к 15 июля возрастет до 200 млн грн.

Для урегулирования всех неотложных вопросов предпринималось немало попыток отсрочить вступление новых правил игр в оптовой торговле электроэнергией. 4 июня парламентский комитет по топливно-энергетическому комплексу поддержал отсрочку введения рынка электроэнергии на три месяца. Однако в сессионном зале законопроект так и не рассмотрели. Не исключено, что на это повлияла и политическая ситуация: накануне выборов депутаты решили не давать козырей президентской партии "Слуга народа", рассчитывая, что ухудшение ситуации с ценами усилит недовольство новым президентом.

Отметим, что призывы не спешить с введением рынка электроэнергии озвучивали Европейский банк реконструкции и развития, Мировой банк и представительство ЕС. Беспокойство по этому вопросу высказывали СНБО и СБУ, которые предупреждали об угрозе национальной безопасности. А вот премьер-министр Владимир Гройсман и министр энергетики Игорь Насалик настаивают на готовности страны к оптовому рынку электроэнергии с 1 июля. 

* * *

Поскольку новый созыв парламента будет намного более лояльным к Игорю Коломойскому, сложно сейчас прогнозировать, какими в отношении реформы оптового рынка электроэнергии будут действия новой Верховной Рады. Если рынок заработает, то откатить его назад, к прежней модели продаж через единственного государственного трейдера уже не удастся. Против этого, очевидно, будут выступать международные партнеры, ведь, как уже говорилось, реформа предусмотрена Третьим энергетическим пакетом. Скорее всего, Рада будет принимать законопроекты, направленные на урегулирование проблемных вопросов и минимизацию их последствий. Самая большая интрига будет заключаться в решениях будущего правительства, которое сформирует новая коалиция, в отношении ПСО. Нельзя исключать, что в постановление внесут изменения, распространив его действие, к примеру, и на тепловую генерацию, либо же вовсе его отменят, что неизбежно приведет и к росту цен на электроэнергию для населения. 

Елена Голубева

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>