banner banner banner banner

Садись, "пятерка": Кто с чем подходит к финишу на выборах мэра Киева

Садись, "пятерка": Кто с чем подходит к финишу на выборах мэра Киева
Из открытых источников

Наталья Лебедь

Журналист

Удивительно, но социологи почему-то не спешат с самыми свежими рейтингами кандидатов на пост мэра Киева. Это если говорить об авторитетных компаниях. Потому что конторы-однодневки как раз щедро выдают на гора рейтинги, в которых четко просматривается интерес того или иного заказчика. А вот "тяжеловесы" почему-то молчат.

Но если дать ретроспекцию, то есть начать с наиболее старых опросов, то картина получится такая. В конце мая шансы кандидатов проанализировал Центр социальных и маркетинговых исследований "Социс", и в его пятерку победителей вошли: Виталий Кличко – 41,1%, Андрей Пальчевский – 8,8%, Сергей Притула – 8%, Александр Омельченко – 7,8%, Дмитрий Гордон – 7,8%.

В июле свои замеры провела социологическая группа "Рейтинг" и получила такие результаты: Виталий Кличко – 41,7%, Сергей Притула – 11,6%, Ирина Верещук – 9,4%, Андрей Пальчевский – 9%, Алексей Гончаренко – 5,4%.

Дальше был август... и Центр Разумкова со своими исследованиями. Его социологи получили следующие результаты: Виталий Кличко – 41,2%, Андрей Пальчевский – 9,1%, Александр Попов – 8,3%, Ирина Верещук – 6,2%, Сергей Притула – 5,5%. Именно тогда и обозначилась первая пятерка победителей, которая пока остается неизменной. Изменились только их места в рейтинге.

Новости по теме

Ведь в сентябре соцопрос еще раз провела группа "Рейтинг" и обнародовала самые свежие по состоянию на сегодня данные: Виталий Кличко – 43,6%, Сергей Притула – 9,8%, Ирина Верещук – 6,9%, Андрей Пальчевский – 6,4%, Александр Попов – 5,8%. Что же касается других кандидатов, то у них был такой результат: Алексей Кучеренко – 5,7%, Александр Омельченко – 4,2%, Дмитрий Гордон – 4%, Михаил Добкин – 2,4%, Николай Томенко – 2%, Александр Турчинов – 1,6%, Борислав Береза – 1,5%. Остальные набрали менее одного процента.

Кто все эти люди?

Виталий Кличко в пространных презентациях не нуждается. На выборах он баллотируется от партии "УДАР", которую реанимировали специально с этой целью. Если Кличко выиграет, это будет его третья каденция, хотя первая (с 2014 по 2015 год) длилась всего год. У экс-чемпиона был шанс выдвигаться от "Европейской солидарности" Петра Порошенко, но его руку поддержки Кличко оттолкнул. Решил, что справится сам.

Из интересного: на этот раз предвыборная программа Кличко отсутствует как явление. Мэр, видимо, считает, что написание программ – вчерашний день. Он "зажигает" в ТикТок, а в Фейсбуке выкладывает более серьезный контент: на своей странице Кличко практически ежедневно рассказывает о том, какие работы проводятся в Киеве и что планируется сделать в ближайшее время. А вот в 2015 году его программа была достаточно широкой. Она касалась всего на свете – финансов, земли, имущества, культурного наследия и, кстати, новых станций метрополитена, строить которые начали лишь под конец его каденции.

А тем временем Сергей Притула (кандидат от "Голоса") сформулировал свою программу кратко и вкусно. Еще и приперчил сленговым словечком – "Киев без напрягов!". Притула – телеведущий и шоумен с двадцатилетним стажем. В 2019 году он уже делал попытку попасть во власть – был 30 номером в партийном списке "Голоса" на досрочных парламентских выборах. А потом его постигли такие же сомнения, как и лидера партии Святослава Вакарчука. Сергей то шел в политику, то не шел. С баллотированием в мэры столицы была та же история, но в конце концов Притула решился.

Притула привлекает внимание родственными связями: сестра его жены – Светлана Сопельник – является женой экс-нардепа Виталия Хомутынника, человека с орбиты Виктора Януковича. А что касается политических планов кандидата, то он обещает создать в районах столицы современные общественные пространства, где люди смогут как отдохнуть, так и поработать, а еще – провести инвентаризацию и систематизацию парковочных зон, построить перехватывающие паркинги и тому подобное.

Тут, как говорится, каждому – свое. Если Притула больше волнуют рекреации, то у Ирины Верещук от "Слуги народа" – другие приоритеты. "Госпожа-мэр" видит свою миссию в том, чтобы очистить столицу от лишней рекламы, оборудовать общественный транспорт системой видеонаблюдения, ускорить реконструкцию Бортнической станции аэрации, разработать программы занятости для людей пожилого возраста, построить Киевскую окружную дорогу.

Что же, Верещук к городским вызовам не привыкать. Правда, в мегаполисе на посту мэра она еще не работала. Ее уровень пока – это председательство в городском совете Равы-Русской. Как мэр этого города, который находится в двух километрах от границы с Польшей, Верещук просила принять Раву-Русскую в Евросоюз. Это обращение Верещук адресовала в ЕС в 2013 году. Как она представляла себе сепарацию своего города от остальной Украины, Верещук не уточняла. Но, как видим, фантазия у кандидатки от СН всегда была бурной и самими лишь полетами на зонте не ограничивалась.

Но если Верещук мечтает о членстве в ЕС для отдельно взятых городов, то следующий кандидат – Андрей Пальчевский – "роет" значительно глубже. Причем в буквальном смысле. Он обещает каждый год открывать по четыре новых станции метро. Кроме этого, провести аудит строительства объектов, которые вызывают больше всего вопросов (Подольско-Воскресенский мост и т. п.), построить новые современные больницы в каждом районе Киева, ввести полный мораторий на вырубку деревьев и уничтожение насаждений в зеленых зонах.

Как и Кличко, Пальчевский имеет свою собственную партию, которая его выдвинула. Партия называется просто и непритязательно – "Победа Андрея Пальчевского". Но, кроме того, что Пальчевский – партстроитель и метрокопатель, он еще и владелец сети клиник "Евролаб". А еще – ведущий и политэксперт на телеэфирах. Вдобавок ко всем талантам, Пальчевский имеет в бэкграунде и карьеру чиновника. Так, в частности, в 2010 году он работал первым заместителем министра по делам семьи, молодежи и спорта в правительстве Николая Азарова. Впрочем, во власти Пальчевский побыл недолго.

Чего не скажешь об Александре Попове. Попов, баллотирующийся от партии "Оппозиционная платформа – За жизнь", в 2010-2013 годах возглавлял КГГА. А до этого, с 1994 года по 2006 год, четыре раза становился мэром города Комсомольск (сейчас – Горишные Плавни) Полтавской области. А после этого еще и работал на разных должностях в правительстве.

Предвыборная программа Александра Попова называется "Киевлянам – новое качество жизни". Однако ее текст так же отсутствует. Зато на ФБ-странице "Киевляне за Александра Попова" в Фейсбуке рассказывается о достижениях городской власти под его руководством, а в собственном профиле кандидат пишет о том, чем планирует заниматься его команда, например, обещает принять муниципальную программу, которая позволит системно и планомерно реконструировать устаревший жилой фонд.

Копеечка к копеечке

Найдут ли все пятеро кандидатов ресурс для реализации своих программ – вопрос открытый. Например, ежегодное строительство станций метро или же коренная реконструкция Бортнической станции аэрации потянут из бюджета города немалые средства. Но проблема "где взять деньги?" предстанет перед кандидатами только в том случае, если кто-то из них вытащит счастливый билет и станет мэром. До этого момента кандидаты в основном тратятся на себя.

Общественная сеть "ОПОРА" подсчитала расходы партий и кандидатов в мэры за сентябрь и выяснила следующее. В украинском сегменте Фейсбука 2210 его страниц распространяли политическую рекламу. Все они совокупно транслировали почти 19,5 тыс. объявлений, на продвижение которых было потрачено 345 тыс. долларов, или 9,7 млн гривен. Большая часть этих денег приходится на страницы партий.

При этом наиболее щедрой на рекламу оказалась партия "За будущее", которая не пожалела на узнаваемость среди избирателей 60 тыс. долларов. От этой партии в мэры Киева баллотируется ресторатор и бывший член "Самопомочи" Сергей Гусовский, однако его шансы на победу – нулевые. 

На втором месте по затратам на рекламу в соцсетях оказалась президентская партия "Слуга народа". За 15 дней партия вложила более 36 тыс. долларов в 1424 рекламных сообщений. Эта сумма почти равна всем расходам партии на рекламу за лето.

Замыкает тройку надщедрых на рекламу кандидатов партия "Победа Пальчевского". Летом партия потратила на рекламу всего 12 тыс. долларов, а за первый месяц осени – почти 15 тыс. долларов. На главной странице "Победы Пальчевского" было опубликовано самое дорогое сообщение – его стоимость Фейсбук оценивает в 3-3,5 тысячи долларов.

Также на Фейсбуке стало больше рекламы, которая была заказана отдельными кандидатами в депутаты и кандидатами в мэры. Вместе они потратили 46 тыс. долларов на 2652 рекламных сообщений. При этом больше всего денег в онлайн-рекламу вложили кандидаты в мэры Киева Ирина Верещук и Виталий Кличко.

Расходы Верещук достигли 20 тыс. долларов за 1656 рекламных сообщений. Эта сумма больше, чем у всех кандидатов, вместе взятых. Тогда как действующий мэр столицы Виталий Кличко является вторым по количеству потраченных на рекламу денег. Его расходы – 4 тыс. долларов на 31 рекламное сообщение.

Но все эти цифры – не из официальных финансовых отчетов. Ведь в связи с пандемией коронавируса парламент разрешил партиям отсрочить подачу деклараций до конца карантина. Да и в этом избирательном сезоне нет никаких барьеров для расходов во время политической кампании.

Они - везде

Прицельное внимание политтехологов к Фейсбуку связано не только с тем, что в стране – эпидемия коронавируса, а значит, проводить встречи с избирателями на свежем воздухе или применять технологию "от дверей до дверей" стало проблематично. Просто пиарщики наконец окончательно овладели соцсетями и "влюбились" в них и в возможности, которые они предоставляют.

Новости по теме

Хотя в регионах (да и в Киеве тоже) никто не отменил агитационные палатки. Однако реклама кандидатов появляется почти на всех онлайн-ресурсах: в Фейсбуке, Инстаграме, тинейджеровском ТикТоке. Она пролезает в вайбер и Гугл. Потому что старая добрая раздача "агиток" уже не работает так, как раньше, или же не работает вовсе. Правда, один из кандидатов в мэры Киева не скупится даже на цветную 16-полосную газету с довольно высоким качеством печати.

И все же в этом году кандидаты соревнуются в креативности и эпатаже. Скучные ролики на фоне флага с перечнем основных пунктов своей программы сменили короткие и яркие, рассчитанные на Ютуб, Инстаграм и Фейсбук. И вот тут как раз – адский креатив и эпатаж.

Хотя и за эпатажем кое-где просматривается банальщина. Например, погоня кандидатки Верещук за парнем, который выбросил мусор мимо урны, – это все те же вариации на тему "порядка" (а "наведение порядка" является вечным тезисом, которая кочует из кампании в кампанию). Только теперь, в дополнение к другим "порядкам", некоторые претенденты без лишней скромности еще и обещают побороть COVID-19. Но что бы они не писали на бордах, преимущество все равно у тех, кто разбирается в контенте и своей аудитории.

Например, Андрей Пальчевский продолжает играть в "своего парня". И говорит о приземленных конкретных вещах – в частности о 14 детских садах, которые он обещает открыть. Тогда как партия "Батькивщина", которая выдвинула кандидатуру Алексея Кучеренко, как и ранее, отдает предпочтение бигбордам, то есть таким образом воздействует прежде всего на свой электорат.

Политологи Кирилл Сазонов и Богдан Петренко по просьбе "112.ua" проанализировали рекламу всех пяти финалистов и сделали такие выводы.

"Есть азы визуальной рекламы, – начинает свой анализ Сазонов, – Человек сперва смотрит в правый верхний угол. Если идешь пешком, это созерцание угла занимает 5 секунд, если едешь машиной – 2 секунды. Именно там – справа и сверху – и должен быть короткий меткий лозунг. Все этого правила придерживались, кроме действующего мэра. У Кличко его слоганы съехали на середину плаката или потерялись вообще. Вот это и было самое оригинальное из того, что я видел.

Что касается Верещук, то самой узнаваемой рекламой стал ее ролик с полетом на зонте. Который, как я понимаю, так и не был нигде использован. Но это не важно, потому что до того ее узнаваемость была нулевая. А после хайпа вокруг ролика о Верещук заговорили. А самое смешное то, что этого ее технологи, очевидно, не планировали заранее. Просто так получилось, и это сыграло ей на руку.

Притула имел хороший слоган – его зря так раскритиковали за "Я здесь живу". Потому что этот месседж был о том, что в мэры идет близкий и понятный человек – кто-то вроде доброго соседа, а не какой-то там "парашютист". Если бы он не использовал этот лозунг раньше в коммерческой рекламе, было бы вообще замечательно. Хотя лозунг "Я здесь живу" в конце кампании надо было чем-то подкрепить. Это был адресный посыл – я, мол, свой, доверяй мне. "Ок", я тебе доверяю. А дальше что? Что ты планируешь делать? Вот на это ответа нет.

У Попова кампания типичная. Колористика – партийная, и позиционирование себя как "крепкого хозяйственника". Хотя определенным группам избирателей такая деловая конкретика хорошо "заходит". И по отдельным районам он имеет хороший результат. Но Попов не претендует на победу, его цель – в другом: напомнить о себе. И вот это как раз ему удалось.

Реклама Пальчевского – наиболее интересная. Понравился его ход "живу на районах". Этакий троллинг Кличко, которого Пальчевский противопоставлял себе как "мэра центра города". Хорошая находка – и съемки своих роликов обычным телефоном – все эти мосты, которые "устают", пробки на дорогах, разруха в киевских дворах. Это тот самый посыл "Я здесь живу", только не в виде бигбордов, а в виде агитации другого рода", – отмечает Сазонов.

А Богдан Петренко акцентирует на другом:

"У Кличко все слишком традиционно. Хотя специфика его имиджа такова, что он может выигрывать и без всякой рекламы. Ибо особенность нашего общества в том, что в нем нет ни малейшего запроса на то, чтобы провести параллель с прошлогодней программой кандидата и сравнить, что было обещано ранее и что сделано сейчас. Он открыл фонтан на Владимирской горке? Замечательно, но этот пункт был в его программе? Нет? Тогда о чем речь?.. Оригинальным Кличко был только в ТикТоке. Все остальное – довольно привычное и обычное. Такое, которое и должно было быть в украинской избирательной кампании.

Пальчевский включился в агитацию рано, он был довольно агрессивным и чрезмерным, фактически подмяв под себя все информационное пространство. Его упрекали в навязчивости, и недаром – эта его интенсивность обернулась в конце концов против него. Для многих Пальчевский превратился в "раздражитель".

У Притулы – другая проблема: он слишком долго колебался и выбрал неудачный слоган. Но главный его минус даже в не этом и не в том, что он включился в батлы в ТикТоке. Главная проблема – что за Притулой шлейфом тянется негативный имидж его партии. Потому что когда лидер партии разворачивается и уходит до окончания каденции, это достаточно тяжело перекрыть своими личными усилиями. Да и сколько-нибудь содержательного наполнения кампании я не видел. Потому что "Киев без напрягов!" – это, собственно, о чем?..

Между тем кампания Попова проходит совсем незамеченной. Если кого-то можно критиковать за чрезмерное присутствие, то к Попову замечание противоположное – чрезмерное отсутствие. В отличие от Верещук, которая решила, очевидно, повторить кампанию Зеленского. По крайней мере, с медийной точки зрения. Но ее эпатажные образы совсем не близки киевлянам. Здесь можно похвалить Верещук за попытку быть интересной, но просто быть интересной и быть интересной с политтехнологической точки зрения – это немного разные вещи", – говорит эксперт.

"В нынешней кампании политики в основном работают на шоу, а не на то, чтобы люди полюбили их персонажа", – резюмирует Богдан Петренко. А без любви, добавим от себя, довольно сложно родить что-то стоящее.   

Наталья Лебедь

Источник: 112.ua

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>