banner banner banner banner

Sharing economy: Почему будущее за экономикой совместного пользования

За последние несколько лет шеринговая экономика показывала стабильный рост. Сегодня тысячи компаний по всему миру позволяют людям делиться, арендовать, одалживать или дарить товары, услуги, навыки и информацию. Шеринговая экономика все активнее влияет на ряд "традиционных" отраслей, формируя интерес к себе со стороны "классических" компаний, вносящих ее элементы в свои бизнес-модели

Sharing economy: Почему будущее за экономикой совместного пользования
Фото из открытых источников

Сергей Тутов

Экономист

За последние несколько лет шеринговая экономика показывала стабильный рост. Сегодня тысячи компаний по всему миру позволяют людям делиться, арендовать, одалживать или дарить товары, услуги, навыки и информацию. Шеринговая экономика все активнее влияет на ряд "традиционных" отраслей, формируя интерес к себе со стороны "классических" компаний, вносящих ее элементы в свои бизнес-модели

 

Нынешний век предлагает новые экономические и социальные модели, опровергающие существующие подходы. Многовековая тяга человечества к накоплению в XXI веке подверглась ревизии. В результате возникла и начала работать новая парадигма совместного потребления, которую в 2011 году журнал Time назвал одной из десяти идей, способных изменить картину мира. Основывается она на совместном использовании товаров и услуг, а не на владении ими.

Дачный дом и автомобиль, электроинструмент и велосипед, туристическое снаряжение и яхта работают на владельца не всегда. Для оптимизации использования ресурсов в мире появились шеринговые (от англ. sharing — разделение) сервисы Uber, Airbnb, BlaBlaCar и другие. В нашей стране подобный сервис OLX работает с 2007 года (до 2014 года — под названием Slando). Название OLX происходит от фразы "online exchange" — "обмен онлайн", что полностью отражает суть современных досок объявлений.

Airbnb, возникшая в 2008 году, сегодня имеет годовой оборот в 1 млрд долл., а ее капитализация ныне оценивается в 30 млрд долл. По прогнозам годовой оборот компании, не имеющей в собственности ни одного отеля, в 2020 году составит 10 млрд долл. С ней работают 60 млн пользователей в 200 странах.

Новости по теме

За возможностью краткосрочной аренды жилья по всему миру стоит смена потребительских привычек пользователей, сервис выступает катализатором экономики совместного потребления. Владельцы квартир, представленных на сервисе, ценят не только возможность пообщаться с гостями и хороший способ заработка, но и сам факт свободы от собственности.

В 2009 году в Сан-Франциско появилось мобильное приложение Uber — для поиска, вызова и оплаты такси. А сейчас в США это название превратилось в сленговый вариант слова "супер". Данный сервис уже давно никто не считает бизнесом на рынке такси. Компания предложила новую модель — маркетплейс, которая позволяет продавать офлайн-услуги онлайн, соединяя на платформе заказчиков и поставщиков напрямую, без цепочки сервисных посредников. На ProductHunt, популярном в США и Европе портале с обзорами сервисов, в категории "Uber for X" почти 50 стартапов: Uber для подбора выгульщиков собак, заказа на дом массажистов, выезда по звонку снегоуборщиков. Главная идея компании проста — любой товар или услуга подаются заказчику через несколько минут после запроса.

Количество шеринговых платформ по странам происхождения pwc

Сервис BlaBlaCar, позволяющий найти попутчиков, был запущен в 2006 году и сейчас работает в 20 странах, насчитывая 20 млн пользователей. Стоимость его — около 2 млрд долл.

Новости по теме

Концепция общего использования не нова — достаточно вспомнить многовековую традицию публичных библиотек. Но современные технологии предоставляют существующим идеям абсолютно новые возможности. Для начала подобного бизнеса нужны минимальные вложения, а для участия в нем не требуется ничего, кроме желания.

Главной сложностью такого бизнеса можно считать тот факт, что люди не всегда быстро адаптируются к стремительно меняющимся реалиям и оперативно замечают возникающие возможности. К отечественным сложностям стоит отнести также недоверие к окружающим, имеющее под собой вполне осязаемую почву. Например, площадка OLX переполнена откровенными мошенниками, которых видно даже невооруженным взглядом. Последний кризис создал прослойку общества — "новых бедных", людей в возрасте 25–35 лет, стремящихся вести активную социальную жизнь, путешествовать, но не имеющих для этого достаточных средств. Шеринговые сервисы, несомненно, подходят именно для этой группы. Идеальный ее представитель — пользователь интернета с хорошей онлайн-репутацией. Сеть помогает значительно надежнее и быстрее узнать человека по сравнению с офлайном.

Мир меняется, и можно говорить о множестве безусловных тенденций, способствующих продвижению идей шеринговой экономики. Население Земли растет, и к 2050 году оно составит порядка 9,3 млрд человек. По данным Организации Объединенных Наций, будет урбанизировано 64,1% населения развивающихся и 85,9% развитых стран. Увеличивающаяся плотность населения городов приведет к потребности совместного использования ресурсов и услуг.

Оборот и прибыль шеринговых платформ в 2013-2015 гг pwc

С каждым годом будет увеличиваться неравенство доходов. Разрыв между доходами богатых и бедных станет одной из движущих сил шеринга. Человечество все чаще будет сталкиваться с глобальными финансовыми, экологическими и социальными кризисами. Людям приходится тщательнее контролировать свои расходы.

За последние несколько лет шеринговая экономика показывала стабильный рост. Сегодня тысячи компаний по всему миру позволяют людям делиться, арендовать, одалживать или дарить товары, услуги, навыки и информацию. Шеринговая экономика все активнее влияет на ряд "традиционных" отраслей, формируя интерес к себе со стороны "классических" компаний, вносящих ее элементы в свои бизнес-модели.

Новости по теме

Информационные технологии и социальные сети способствуют прямой коммуникации пользователей между собой, причем это касается как отдельных людей, так и целых организаций. Множество личных данных пользователей сегодня находятся в открытом доступе, а мобильные технологии стали более чем доступны.

Sharing economy, как принято называть совместное пользование или экономику взаимопомощи в англоязычных странах, — это возможность не покупать вещи, которые нужны на время. Основные преимущества — это экономическая выгода, комфорт и удобство, а также забота об окружающей среде. Экономика совместного пользования поглощает индустриальную модель, по которой компании владеют, а люди потребляют, — подобно тому, как интернет потеснил традиционное телевидение, а блогосфера — средства массовой информации. Она позволяет быть одновременно потребителем и производителем, а также пользоваться возможной финансовой прибылью от произведенного продукта. Тратить меньше, потреблять сознательно и делиться вещами и услугами друг с другом.

Сергей Тутов

Источник: 112.ua

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>