Ситуационный центр Нацполиции: анализ преступности, оперативной обстановки и координация подразделений

Ситуационный центр работает уже год. Что это, зачем он нужен и как влияет на раскрытие преступлений?

Ситуационный центр Нацполиции: анализ преступности, оперативной обстановки и координация подразделений
Алексей Сергеев, начальник Департамента организационно-аналитического обеспечения и оперативного реагирования Национальной полиции 112.ua

Татьяна Святенко

редактор 112.ua

Ситуационный центр работает уже год. Что это, зачем он нужен и как влияет на раскрытие преступлений?

Дроны, вертолеты, автомобили с самым современным оборудованием, лучшие аналитики, стримеры – все это ежедневный инструментарий сотрудников Ситуационного центра Национальной полиции Украины. Что это, как это работает, зачем нужно и как влияет на нашу жизнь, 112.ua рассказал начальник Департамента организационно-аналитического обеспечения и оперативного реагирования Национальной полиции Алексей Сергеев.

Ситуационный центр

"Это абсолютная новела для Украины, в милиции ничего подобного не было", - говорит Сергеев.

Ситуационный центр – это подразделение по сбору, обработке и анализу информации об уровне, структуре и динамике преступности по всей Украине.  Есть ситуационный центр Нацполиции, где проводится только сбор и обработка информации, и ситуационные центры в городе Киеве и областях, в составе которых работает и служба "102".

Ситуационный центр Нацполиции состоит из дежурной части и отдела ситуационного анализа. Физически – это помещения, находящиеся на одном этаже. В дежурную часть стекается вся информация, которая поступает из регионов. В областных ситуационных центрах операторы "102" принимают все обращения граждан, передают информацию диспетчерам, которые в свою очередь направляют наряды полиции на вызовы и контролируют их выполнение. Резонансное событие, которое происходит в любой точке страны, буквально моментально появляется на мониторах дежурной части ситуационного центра Нацполиции. Аналитики собирают и обрабатывают информацию, группируют и передают главе Нацполиции для принятия решений.

"Ситуационный центр Нацполиции координирует и контролирует работу областных центров, у нас нет приема обращений, мы не управляем нарядами. Мы смотрим в целом на оперативную обстановку, включаемся немедленно, если есть необходимость работы с одной задачей одновременно в нескольких регионах или чрезвычайная ситуация, например, как взрывы в Калиновке. Тогда именно здесь была общая координация действий полиции: мы давали команды каждому областному ситуационному центру, сколько нужно направить личного состава, в какой экипировке, на каких транспортных средствах, какое должно быть обеспечение, в том числе питание, на какое количество суток. Проконтролировали, чтобы они все доехали, расставили их по Виннице - Калиновке. Раньше при таких ЧП было бы гораздо труднее организовать работу такого количества сил и средств. В ситуации со взрывами в Калиновке мы проработали всю ночь (первое сообщение получили около 22:00), а к 07:00 ситуация была стабилизирована полностью. Были подключены в режиме видеоконференции Винницкое управление и отдел полиции в Калиновке, а также соседние пять областей. Работали с ними в режиме реального времени", - рассказывает Сергеев.

Создание системы ситуационных центров началось вместе с созданием Нацполиции около двух лет назад. Во-первых, было понятно, что прежние дежурные части не отвечают современным требованиям, и, как результат, правоохранители сильно проигрывают в скорости реагирования. Во-вторых, увеличилось количество обращений граждан. Еще несколько лет назад за год в полицию обращалось около 3 млн человек, в 2017 году эта цифра перевалила за 7 млн. Свою роль сыграла патрульная полиция. "Была создана патрульная полиция, которая сейчас работает в 33 городах. В сельских районах и небольших городах развернуты группы реагирования патрульной полиции, их более 1 тыс. Также в систему реагирования включена вся полиция охраны, 450 нарядов, и все следственно-оперативные группы, которые работают в каждом отделе и отделении полиции. В связи с этим возникла необходимость создания при Национальной полиции ситуационных центров для отработки всего массива сообщений и эффективного управления нарядами полиции", - продолжает Сергеев.

Около года понадобилось для написания и реализации концепции и философии работы ситуационных центров, а также создания всей нормативной базы.

И уже год ситуационный центр Национальной полиции работает круглосуточно. Дежурные и аналитики следят за оперативной обстановкой в стране, каждое утро готовят доклад для руководства: где, сколько и какие преступления произошли. По словам Сергеева, по объему такая справка занимает около 10 листов А4, а главе Национальной полиции Сергею Князеву он докладывает каждое утро в 08:00. "Сводка за сутки – это все убийства, тяжкие телесные со смертельным исходом, изнасилования, разбойные нападения, массовые мероприятия и события по личному составу. Каждая фабула разбирается отдельно и анализируются обстоятельства преступления: что, как произошло, как сработала полиция. Это у нас ежеутренний анализ оперативной обстановки. На основании этой информации глава принимает решения – провести дополнительные оперативно-розыскные или профилактические мероприятия, направить в командировку в другой регион дополнительные силы, усилить охрану публичной безопасности и порядка".

Дежурная часть ситуационного центра 112.ua

Кроме того, сотрудники ситуационных центров регионов следят за использованием электронных средств контроля, браслетов, в отношении тех граждан, которым была избрана такая мера пресечения.

Работает ситуационный центр в двух режимах: стандартном и чрезвычайном. Стандартный режим (это когда оперативная обстановка в стране относительно стабильна, контролируема) - работает дежурная часть и несколько аналитиков. Этих сил достаточно, чтобы отслеживать обстановку и проводить ее качественный анализ.

При осложнении оперативной обстановки (когда есть информация об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации или возможности теракта, а также во время проведения массовых мероприятий) работа ситуационного центра приказом Сергея Князева переводится в чрезвычайный режим. В отделе анализа собирают представителей всех структур: руководство Нацполиции, сотрудников уголовного розыска, департамента превентивной деятельности, Главного следственного управления, патрульной полиции, при необходимости ГосЧС и Нацгвардии. Так осуществляется координация действий всех подразделений и задействованных сил, на общее обозрение выводятся уличные камеры, а аналитики собирают всю возможную информацию из СМИ и соцсетей. В режиме реального времени отслеживается ситуация, принимаются решения, контролируется выполнение приказов.

"Еще важный момент, где включается ситуационный центр в областях и наш, это когда необходимо по горячим следам задерживать особо опасных вооруженных преступников. Например, если просто разыскивается угнанное транспортное средство, вводится план "Перехват". При введении в действие оперативных планов как раз и включается ситуационный центр: ввели на территории города, ситуационный центр уже контролирует, как город перекрыт, где выставлены наряды, где и какие нужно наряды выставить дополнительно. Если мы знаем, что вооруженные преступники скрываются с места разбоя или убийства, вводится план "Сирена", и тогда вся полиция работает на задержание вооруженных преступников, а ситуационные центры контролируют, как эти силы и средства применяются. Если мы уже знаем, где преступники находятся, и их нужно уже задерживать, вводится план "Гром". Тогда уже подключается КОРД, другие спецподразделения и задерживают этих преступников", - рассказывает Сергеев.

В своей работе сотрудники ситуационного центра используют дроны, ситуационный автомобиль с мачтой и видеокамерой, с необходимым оборудованием внутри. "Если есть сложность с получением видео с места событий, мы просто отправляем наших стримеров (грубо говоря, сотрудника с мобильным телефоном). В областях уже также есть ситуационные автомобили. Правда, пока не очень много, только 7. Также отслеживается видео с камер Киева, их около 4 тыс., активно используется 200 – с общественных мест. Камеры Одессы, Днепра и Харькова также выведены у нас в реальном режиме", - говорит собеседник.

Проработав год в таком режиме и собрав достаточно аналитики, Сергеев назвал самые безопасные и самые криминализированные регионы Украины. Правда, здесь без сюрпризов. "Традиционно самые безопасные - это города Западной Украины, кроме Львова. Также исторически сложные регионы в криминогенном плане – это Харьков, Днепр, Одесса, Киев и Киевская область. Как ни парадоксально, одним из самых безопасных городов на сегодня - Мариуполь. В каждом регионе своя специфика (например, нападения на частные дома; это характерно для Киевской и Одесской областей). По угонам тяжелая ситуация на протяжении многих лет в Киеве, Львове, Одессе, частично в Днепре. То есть у каждого региона своя специфика".

Ситуационный анализ

Отдел ситуационной аналитики также работает год. Здесь работает "новое поколение грамотных людей с аналитическим складом ума, умеющих быстро работать с базами данных, интернетом, соцсетями, информацией со СМИ, видеопотоками", - с гордостью отзывается о кадрах Сергеев.

Отдел ситуационной аналитики 112.ua

"В Нацполиции используют три вида анализа. Стратегический (криминологический) - анализ преступности, ее уровня, распространенности, динамики, структуры в целом. И их результаты работы рассматриваются на заседаниях коллегии, на подведении итогов. Этот вид анализа не предусматривает методику раскрытия конкретного преступления, привлечения к ответственности того или иного преступника. Мы делаем в целом анализ состояния преступности в стране, смотрим, в каких регионах сложная криминогенная ситуация, и что нужно делать, чтобы стабилизировать обстановку. Второй уровень – тактический анализ. Это ситуация за сутки, за неделю по конкретным регионам, по конкретным видам преступлений. Именно этим и занимаются ситуационные аналитики, основная функция которых представлена в нашем ситуационном центре. Третий уровень (один из самых сложных) - практический. Это оперативный криминальный анализ. Это работа по каждому конкретному тяжкому и особо тяжкому преступлению. Именно для этих целей главой Национальной полиции и создано в прошлом году самостоятельное Управление криминального анализа", - говорит Сергеев.

Кроме ежедневной сводки за сутки, аналитики департамента также готовят отчеты за неделю и за месяц. Например, главе полиции в понедельник, 29 января, доложили, как за январь 2018 года идет регистрация умышленных убийств, тяжких телесных повреждений, разбойных нападений, ДТП.

И ситуация выглядит следующим образом: за первую неделю января было зарегистрировано 28 умышленных убийств, 60 тяжких телесных повреждений, 14 тяжких телесных со смертельным исходом, 5 тыс. 347 краж, 29 разбоев и 884 случая мошенничества. 

Анализ криминогенной ситуации за неделю 112.ua

***

"Также проанализировали виды преступлений, которые выявляются полицией. Это факты торговли людьми, сбыт порнографии, сутенерство, незаконное обращение с оружием и наркопреступления. Увидели, что по некоторым направлениям нужно принять меры по активизации работы. Ежедневно отслеживаются преступления с использование оружия и взрывчатых веществ. Уже в этом году имели место 19 преступлений, совершенных с использованием гранат, гранатометов, взрывчатки. Шесть из них раскрыто, по остальным идет работа. Отслеживаем ложные сообщения о минировании. Их в этом году пока не так много: за неделю было девять, два раскрыты по горячим следам. За неделю на "102" принято было 163 тыс. сообщений. На 118 тыс., которые имели признаки преступлений или правонарушений, осуществлено реагирование", - уточняет Сергеев.

Отдел ситуационной аналитики 112.ua

Обработать всю эту информацию необходимо для того, чтобы своевременно увидеть проблему. "Если мы будем просто смотреть на статистику раз в месяц, мы можем упустить очень сложные криминогенные процессы, которые требуют немедленной реакции. Например, разбои. Мы проанализировали 32 разбоя, совершенных за неделю: по районам, по месту совершения, по серийности. По каждому разбою мы видим почерк его совершения: зашли два человека в масках, у них был такой-то метод работы, использовали хомуты, разговаривали на суржике. И так по каждому разбою уже знаем, видим серийность, в одном это регионе или соседних. Например, группа работала в Виннице и в Житомирской области, а мы уже видим, что это одна банда. Передаем информацию главе, он поручает ее проверить уголовному розыску, а они уже с ней работают на практике. Или, например, существенный рост ДТП. Видим, что он имеет место в определенных регионах, на конкретных трассах. Аналитика дала возможность своевременно принять решение о немедленном выводе максимального количества нарядов полиции на эти дороги. Например, на прошлой неделе по команде главы вышли наряды на трассы Киев – Одесса, Киев – Харьков, Киев – Винница и помогали участникам дорожного движения. В итоге существенных осложнений не было. По примеру декабря, когда были существенные пробки, граждане и грузовики простаивали часами. Здесь, в принципе, этот пик погодных условий мы прошли очень спокойно, проблем не было", - говорит Сергеев.

Линия "102"

За несколько лет существования Нацполиции люди довольно быстро привыкли звонить на линию "102" почти с любой проблемой. За сутки по всей стране в полицию обращаются от 20 до 25 тыс. человек. И весь массив этой информации обрабатывается. Одновременно со звонком оператору "102" автоматически создается электронная карточка, куда оператор и вносит все данные и суть обращения гражданина. Далее карточка передается (в течение не более двух минут) диспетчеру, который направляет информацию наряду патрульной полиции для дальнейшего реагирования. Диспетчер видит все наряды онлайн. Последний также контролирует время прибытия наряда и результат обслуживания вызова. Если сообщение резонансное, оно моментально появляется в дежурной части ситуационного центра, передается аналитикам и включается в сводку для главы Национальной полиции.

Сейчас службы "102" работают по всей Украине. В общей сложности на линии трудятся около 900 операторов. Но так было не всегда. Еще несколько лет назад, скажем, обычный житель райцентра, позвонив по номеру "102", попадал прямо в дежурную часть райотдела. "Где дежурный вручную вносил его данные в журнал, звонил следователю, который сначала искал оперативника, а потом водителя, а потом они прогревали машину... В итоге выезжали через 20 минут. И это при условии, что дежурный вообще брал трубку. Он вполне мог не ответить на звонок, потому что выдает оружие. Или не зарегистрировать должным образом обращение", - рассказывает Сергеев.

Отдел ситуационной аналитики 112.ua

В состав департамента служба "102" была включена не так давно, чуть более полугода назад. Первое, что мне поручил Князев, когда мы приняли "102", это полностью переформатировать личный состав. Все сержанты были переведены в другие службы, а коллектив набран из гражданских. В личном составе две трети – это девушки. Среди работников большинство с высшим образованием, 10% - со знанием иностранного языка, т. е. на смене мы ставим одного, кто может помочь иностранцам", - говорит руководитель департамента.

На "102", по словам Сергеева, звонят с очень разными сообщениями. Очень много по админнарушениям, по нарушению ПДД, с консультациями. "Бывают и комичные случаи. Мы это рассматриваем больше как недостаток, когда звонит дедушка и говорит: "Я приготовил еду, а ее никто не хочет есть". И "102" набивает эту карточку, передает диспетчеру, диспетчер направляет наряд патрульной полиции и едет патруль в эту квартиру и узнает, почему не хотят есть еду этого дедушки. Это мы берем как негатив, работаем с нашими диспетчерами: не на все же надо направлять наряды, надо поговорить с этим гражданином, успокоить его. Ответить нужно, но не на все нужно направлять наряды патрульной полиции", - говорит Сергеев.

Если говорить об анализе обращений граждан, то, по словам Сергеева, итог такой же, как и по структуре преступности. Топ-10 самых распространенных обращений граждан на линию "102": дорожно-транспортные происшествия без потерпевших, кражи, конфликты, нарушения правил дорожного движения, административные правонарушения, хулиганства, нанесение телесных повреждений, мошенничество, кражи из машин, повреждение транспортных средств.

Планы на будущее

Но на достигнутом Сергеев останавливаться не собирается. Планы есть как очень амбициозные, так и вполне осуществимые уже в обозримом будущем.

Сейчас по всей стране работает пять полностью укомплектованных ситуационных центров, но, как признаются в самом департаменте, эта цифра сильно занижена ими же: "На самом деле подобные центры уже есть, хотя бы как аналоги, в 12 регионах. Почему так? Почему мы что-то не называем ситуационным центром? Потому что мы хотим, чтобы центром называлось, когда все службы находятся в одном месте, на одном этаже, в одном помещении. Например, дежурная часть и аналитики находятся в одном месте, а "102" и диспетчеры – в другом здании. И вроде бы система работает, но нахождение служб в разных местах иногда не дает возможности оперативно запустить работу по реагированию на резонансные преступления, теракты или чрезвычайные происшествия. Поэтому я думаю, что до конца года система ситуационных центров масштабируется максимально".

Также планируется обеспечить абсолютно все наряды полиции планшетами, добрать еще операторов службы "102", потому что количество обращений все время растет.

Алексей Сергеев, начальник Департамента организационно-аналитического обеспечения и оперативного реагирования Национальной полиции 112.ua

А из глобальных планов – запустить систему видеоаналитики. Это дорогое программное обеспечение, которое позволяет вместо привлечения колоссального человеческого ресурса выявлять проблемные вопросы в автоматическом режиме. Это, например, оставленный предмет (чемодан, сумка) на станции метро, вокзале. Камера уже сигнализирует: есть проблема. Или есть какие-то территории в городе, куда заступать нельзя. И это тоже программно прорисовывается. И если видно движение через линию, камера также сигнализирует. Программное обеспечение видеоаналитики может информировать о взрыве, т. е. звуках, не характерных для той или иной местности. Это очень сложное направление, глобальное и пока оно развивается несистемно, потому что каждый город, область начинает внедрять разные системы с разными техническими характеристиками. Но мы как раз сейчас этим плотно занимаемся. Надо отходить от человеческого фактора, развивать систему видеонаблюдения, а с развитием видеонаблюдения автоматически развивать систему видеоаналитики, чтобы необходимая информация, контент эффективно и законно использовались в правоохранительных целях для защиты жизни и здоровья наших граждан.

видео по теме

Новости партнеров

Загрузка...