banner banner banner banner

Смертельная коррупция на дорогах: Когда в Украине будут наказывать убийц за рулем?

Ежедневно в Украине погибает десять человек. Такая неутешительная статистика ДТП. Ежедневно в новостях мы слышим о новых авариях на дорогах. Порой они поражают масштабом трагедии. Получается, что за год в Украине ДТП уносят жизни до четырех тысяч человек. Представьте себе. Это как, скажем, население целого села. Меняется власть, приходят новые чиновники, но изменений нет. Пьяные мажоры и дальше убивают людей, а продажные судьи их отпускают. Закон о повышении штрафов за пьяную езду - и тот президент Зеленский откладывал на потом. А водительское удостоверение можно просто купить так же легко, как и откупиться нарушителю от полиции. Водители автобусов засыпают за рулем от усталости, а в такси иногда работают просто психически нездоровые люди. Почему наши дороги такие опасные, а смертность в ДТП в разы больше, чем в Европе? Что не так у нас?

Смертельная коррупция на дорогах: Когда в Украине будут наказывать убийц за рулем?
112.ua

Лига коррупции

Программа "112 Украина"

Ежедневно в Украине погибает десять человек. Такая неутешительная статистика ДТП. Ежедневно в новостях мы слышим о новых авариях на дорогах. Порой они поражают масштабом трагедии. Получается, что за год в Украине ДТП уносят жизни до четырех тысяч человек. Представьте себе. Это как, скажем, население целого села. Меняется власть, приходят новые чиновники, но изменений нет. Пьяные мажоры и дальше убивают людей, а продажные судьи их отпускают. Закон о повышении штрафов за пьяную езду - и тот президент Зеленский откладывал на потом. А водительское удостоверение можно просто купить так же легко, как и откупиться нарушителю от полиции. Водители автобусов засыпают за рулем от усталости, а в такси иногда работают просто психически нездоровые люди. Почему наши дороги такие опасные, а смертность в ДТП в разы больше, чем в Европе? Что не так у нас?

Они встречались полгода. Это фото - чуть ли не единственная память о любви Романа и Вики. Улыбающиеся, счастливые… Все оборвалось в один миг три месяца назад. Когда пара прогуливалась по городу, Lexus буквально снес их с тротуара.

Роман - чудом уцелел. А Виктория от полученных травм скончалась. Тот день поминутно помнит отец девушки. 

Она всегда предупреждала, когда задерживалась, - вспоминает Вячеслав, но в тот вечер телефон дочери не отвечал.

Авария произошла из-за столкновения легковых автомобилей Renault и Lexus. Второй вылетел на обочину, где шли Виктория и Роман. За рулем Lexus был 21-летний студент Михаил Гребницкий.

112.ua

Виктории было только 20. По словам свидетелей, юный мажор не оставил ей ни одного шанса. После столкновения с пешеходами автомобиль разорвал сетку-забор и вылетел на автостоянку. Родился в рубашке - так говорят врачи о Романе.

На следующий день после аварии к Роману и отцу Вики наведались родственники виновника происшествия.

Эксперты выяснили, Михаил Гребницкий, который управлял "Лексусом", на момент аварии был пьян. в настоящее время продолжается досудебное расследование. Пока парень за решеткой. Ему грозит до 8 лет заключения и три года лишения права управлять транспортным средством.

По статистике Нацполиции, за 10 месяцев прошлого года на дорогах произошло более тысячи "пьяных" ДТП. 1 360 человек получили травмы, а 78 - погибли. 

Ни страх смерти, ни высокие штрафы не пугают любителей езды под хмельком. К таким водителям слишком снисходительное отношение общества, - уверяет активист Владислав Антонов.

Основатель портала dtp.kiev.ua Владислав Антонов убежден, что люди воспринимают нетрезвую езду как должное: "Сейчас общество не воспринимает пьяных водителей как грубых нарушителей, они относятся плохо только к Зайцевой, к резонансным случаям. Люди говорят: "Если он никого не убил, ну и что, ну все садятся пьяными, ну такая судьба. Люди погибли - у них такая судьба".

Печально. Но в нашей стране главный на дороге пьяный водитель. Он - вершитель человеческих судеб, его надо остерегаться. А если это еще и хоть немного богатый человек или того хуже - чиновник или милиционер: то уже царь дороги. А  кто попадется на его пути, тот просто вытянул несчастливый билет.

Июль 2019-го. Ивано-Франковская обл. Над двумя маленькими гробами плачет все село!

В Долинском районе лоб в лоб столкнулись два автомобиля. В одном ехала целая семья. Двое детей трех и пяти лет погибли на месте.

Мать и отец попали с тяжелыми травмами в больницу, со временем женщины тоже не стало, ее похоронили рядом с маленькими сыновьями. Мужчина остался один - без семьи.

За рулем второй машины сидел Богдан Процив – 35-летний депутат Подберезского сельсовета. По информации свидетелей, Процив скрылся с места ДТП. Позже его нашли в местной больнице. Говорят, был пьян.

Несмотря на доказательства вины - дело затягивают. Родные погибших убеждены, убийцу хотят отмазать.

Новости по теме

На данный момент Богдана Процива отпустили под залог. И уже, говорят местные, дело подозрительно разваливается.

"Примерно в 90% случаев это дело заканчивается тем, что человек что-то платит, что-то решает или платит на этапе следствия, или платит судье, адвокату, и это дело разваливается", - комментирует Владислав Антонов.

По данным правоохранительных органов, в 2019-м более ста тысяч водителей наказали за пьяную езду. 

"К сожалению, есть очень много случаев, когда люди в состоянии сильного алкогольного опьянения, когда у человека более трех промилле - это в 15 раз выше допустимой нормы. Он садится в машину, везет свою жену, детей, родственников, и к тому же родственники этого члена семьи абсолютно нормально к этому относятся", - говорит Антонов.

В 2018 году Верховная Рада существенно увеличила суммы штрафов за вождение в нетрезвом состоянии. С первого января 2020-го должен вступить в силу закон, согласно которому, кроме больших  штрафов, виновники будут получать еще и судимость.

А штрафовать водителей-нарушителей будут на сумму от 17 до 34 тысяч гривен. Повторно - до 51 тысячи гривен с запретом управлять транспортным средством от 2 до 3 лет. 

А если нарушитель работает на государственной службе, которая требует отсутствия судимости - его уволят. Нововведение могло бы хоть немного напугать, по крайней мере, чиновников. Но президент Зеленский отсрочил документ, мотивируя неготовностью профильных ведомств к изменениям. Поэтому, увы, закон вступит в силу аж с 1 июля текущего года.
А мы тем временем решили проверить, как водители соблюдают правила дорожного движения. Отправляемся в рейд.

* * *

Скоростной режим в населенном пункте - 50 км/ч, административная ответственность начинается с 70 км/час.

Такие ограничения начали действовать с января 2018 года. Очевидно, их введению способствовала череда смертельных ДТП, особенно - самое нашумевшее тогда при участии Елены Зайцевой и Геннадия Дронова в Харькове. 

Девочка-мажорка влетела на "Лексусе" в толпу, сметая с тротуара одиннадцать прохожих.

Она неслась на бешеной скорости по ночному Харькову. На перекрестке не разминулась с "Фольксвагеном", который, вроде бы, начал движение еще на желтый свет. От удара "Лексус" вылетел на людей. Шесть смертей. Такими трагическими оказались последствия нарушения правил дорожного движения.

Только благодаря резонансу и активности общества, обоих водителей отправили за решетку. На 10 лет.

С октября 2018-го на дорогах Украины скорость водителей фиксируют "честные камеры", известные как TruCAM.

В ноябре этого года заместитель начальника патрульной полиции Алексей Белошицкий анонсировал на своей странице в Facebook увеличение количества этих камер на дорогах Украины. 

И вдруг происходит неожиданное! В то время, когда на новенькие камеры департамент патрульной полиции уже потратил 134 миллиона гривен, суды ставят под сомнение законность "честной" камеры. Судьи отменяют штрафы водителям, выписанные за превышение, зафиксированное прибором.

"Если мы говорим о приборах, которые работают в автоматическом режиме, то прибор TruCAM не работает в автоматическом режиме, он работает с помощью оператора. Прибор, который что-то в Украине измеряет, должен обязательно пройти сертификацию. На сегодняшний день TruCAM не имеют сертификации", - объясняет адвокат Андрей Билецкий.

В Европе более распространена система видеофиксации нарушителей. На дорогах установлены камеры распознавания не только номерных знаков, но и лица. Нарушил - получай письмо - протокол. В Украине же время от времени анонсируют "письма счастья".

Систему автоматической фиксации нам обещают уже четвертый год. По подсчетам экспертов, только в 2018-м Украина потеряла более пяти миллиардов гривен штрафов.

* * *

Тернопольская обл. Декабрь 2019-го. Лобовое столкновение легковушки с рейсовым автобусом, полным пассажиров.

Сын погибшей в результате ДТП Юрий Кривой рассказал обстоятельства, при которых произошла эта страшная авария: "Я общался с дальнобойщиком. Тем, который вызвал скорую, полицию, он как раз все видел. Говорит: "Он обогнал меня на такой скорости, будто я стоял на месте". Это он обгонял еще одну фуру и еще один легковой автомобиль. Шел чисто по встречке, входил в поворот тоже на встречке, а автобус как раз был просто за поворотом". 

Мама Юрия была в автобусе. Сидела рядом с водителем. От удара женщина вылетела через лобовое стекло и попала под колеса. На тот момент она была единственной погибшей. 

Ярослава Цупер тоже была среди пассажиров. "Видим, что навстречу нам летит машина. Летит, и разворачивает ее, крутит-крутит. Я в тот момент закрываю глаза, и страшный удар. Открываю глаза - уже на асфальте", - рассказала она.

У женщины сломан позвоночник, черепно-мозговая травма, ушиб легких, сломаны ребра. Сначала врачи даже давали ей надежду на выздоровление. 

"Мы думали, что на праздники уже будем дома. И последние три дня ей начало делаться дурно, она сама говорила, что ей плохо, хуже и хуже", - вспоминает зять погибшей Михаил Панонько. Женщина умерла. На счету водителя легковушки уже было две смерти. Сам же он отделался переломами.

Но еще вчера прооперированный водитель легковушки Арсен Будий сбежал из больницы. "Он на 2-м этаже в палате лежал, возле дежурной медсестры, и когда приехала следственная группа, его в палате уже не было", - говорит Юрий Кривой.

По словам начальника отдела коммуникаций ГУНП в Тернопольской области Сергея Креты, побег был организованным: "Было выяснено, что побег организовали его родственники, а также друзья этого водителя". 

Врачи говорят, что их также обманули, сказали, что вывозят его в инвалидной коляске на перекур. 

Полиция оправдывается: не допросили водителя, потому что врачи запретили из-за тяжелого состояния. За это время беглец вместе с матерью пересекли две границы: Польши и Италии. Сейчас его объявили в международный розыск. 

Кроме водителей "под мухой", все чаще патрульные задерживают драйверов под кайфом.
 

* * *

31 января 2019-го столичный мажор Алексей Сахаров протаранил несколько автомобилей, которые просто стояли в пробке на площади Победы. Водитель вылетел поперек движения прямо на перекресток.

112.ua

Тогда пострадало 4 машины. Погибла одна женщина, мать Ирины Эбралидзе. "Она ничего не нарушала. Она стояла на перекрестке и ждала зеленый свет, а у Сахарова был красный", - говорит она.

Очевидцы ДТП и прокуратура утверждали, водитель Алексей Сахаров был под кайфом.

Отец подозреваемого, столичный бизнесмен Александр Сахаров факт употребления сыном наркотиков отрицал: "Перед аварией он лечился два с половиной месяца. Он находился в неврологическом отделении, остановился на светофоре, спокойно стоял во втором ряду. Потом что-то случилось, мы ему оказывали помощь. У него были симптомы приступа".

Если больной, то почему же оказался за рулем и убил человека? Родственники погибшей Людмилы Эбралидзе очень надеются на справедливое решение суда.

Судебная тяжба по этому делу длится уже год, однако виновник не ждет решения суда за решеткой. Его, традиционно для таких случаев, отпустили под домашний ночной арест. Это означает, что днем он свободен, как птичка.

Новости по теме

Мы пытались проверить, действительно ли Алексей Сахаров сейчас под арестом, а не растаял где-то на зарубежных просторах.

В доме Сахаровых пусто и тихо. Соседи говорят, давно не видели хозяев.

Последнее очередное судебное заседание было еще в ноябре. Сахаров на нем присутствовал.

Как наркотики влияют на человека за рулем, рассказывает врач-нарколог Инна Гальченко: "У них в этот время могут быть так называемые фантазии, то есть галюциногенные образы, и потому, что мерещится в это время – никто не знает. Ему может показаться, что кто-то перед ним сидит, что-то говорит". 

На новую полицию, в частности патрульную, люди возлагали немало надежд. Надеялись, коррупция исчезнет. Оказалось наоборот. Правоохранителей-хапуг часто ловят сами же водители.

Что уж говорить, если сами стражи порядка показывают пример. Это бывший главный автоинспектор Украины Александр Ершов. Очевидно, полковник решил, что на него правила не распространяются. Поэтому позволил себе пьяным сесть за руль. И кто знает, чем бы это закончилось, если бы неравнодушные, которые вызвали патруль.

А это 2017 год. Нетрезвых мужчин остановили полицейские. За рулем был судья. Председатель Одесского окружного административного суда Олег Глуханчук.

Рядом еще один подвыпивший чиновник из одесского исполкома – Николай Шурда. Задержанные вели себя вызывающе и угрожали патрульным.

После этого случая, когда судья нарушил сразу несколько статей закона, Глуханчука даже не уволили, его лишь отстранили на шесть месяцев от должности. И – отправили на курсы повышения квалификации!

Находим в сети собеседование Глуханчука в рамках квалификационного оценивания, где должны дать оценку его поступку.

Актерское мастерство судьи заслуживает "Оскара".

* * *

Сейчас я учусь в автошколе. Хочу получить права категории "Б". Медицинскую справку сделала честно, сама в поликлинике. На это потратила три рабочих дня. 7 тысяч гривен - такой будет стоимость моего удостоверения, если я сдам экзамен, получу его через три месяца. 

Реально ли просто купить права, не обучаясь в автошколе? "3,5 тыс. гривен за саму автошколу, туда будет входить медицинская справка, и потом вы уже приезжаете и сдаете экзамен в МРЭО, должны присутствовать, но это будет формальность", - говорят дельцы.

Экзамен сдавать не нужно, но должен присутствовать на нем. Об этом мне сказали и по следующему номеру.

В интернете действительно есть такие объявления, где обещают за деньги прислать готовое удостоверение за считанные дни. За быстрый документ дельцы запросили 4 тысячи.

Еще один документ, который можно купить чуть ли не у каждой медсестры, - это медицинская справка водителя. Этим часто пользуются перевозчики, чтобы не тратить на врачей несколько дней. То же фактическое состояние здоровья водителя иногда преподносит неприятные сюрпризы.

А его самочувствие ежедневно должны контролировать на предприятии, которое выпускает транспорт на маршрут. И обязательно у водителя должны быть в наличии такие документы.

Июль 2018-го. Трасса Киев - Житомир. Маршрутка догнала фуру. Результат – десять погибших.

Елена тоже ехала в автобусе вместе со всей семьей. Ее брата уже нет. Четырнадцатилетний Павлик погиб на месте вместе с водителем.

Места Лены, ее мамы и сестры были позади - это и спасло им жизнь. Предполагают, что водитель заснул за рулем, ведь, как показала экспертиза, он даже не тормозил.

Выяснилось, что автобус, на котором водитель осуществлял перевозки, он просто одолжил у друга, который имел лицензию.

После трагедии девушка боится путешествий автобусом. Если же приходится ехать, обязательно покупает билет на вокзале. 

Но, оказывается, даже официальный билет сейчас не обезопасит вас от безответственного перевозчика. У девушки был перелом спинных позвонков. Реабилитация длилась долго, даже сейчас ей тяжело долго ходить или стоять. Страховая владельца маршрутки таки выплатила компенсацию, размер которой даже не укладывается в голове. 

В экономически развитых странах показатели стоимости жизни являются ориентиром при установлении страховых сумм и компенсационных выплат автовладельцев.

Проще, чем богаче страна - тем дороже стоит человеческая жизнь. Например, в Португалии - это 1 млн долларов, в Японии - 2 миллиона долларов, в США - почти 3. И больше всего оценили своих граждан в Люксембурге – аж в 5 млн долларов.

112.ua

В Украине этот показатель не учитывается. Из-за того, что никто на законодательном уровне не задумывался над стоимостью жизни украинцев, максимум, который выплачивают страховые компании, – это от 100 до 200 тысяч гривен. И для того, чтобы получить эту компенсацию, нужно побегать и собрать кучу справок из медицинских учреждений, чеки и другие документы.

Не является образцом безопасности и такси. За последние годы можно было услышать в сводках правоохранителей: "В Киеве нетрезвый водитель такси совершил ДТП, а потом бросался на прохожих".

Летом в Тернополе пьяный таксист совершил ДТП и заснул возле собственного авто. В столице такси перевернулось на крышу. Пострадала пассажирка.

Председатель ВОО "Украинская таксомоторная ассоциация" Андрей Антонюк объяснил, как об этом говорит закон: "Все должно происходить по закону, как в легальном такси. Когда такси попадает в ДТП – автоматически это фиксирует полиция, это фиксирует Мининфраструктуры, где выдаются лицензии, где ведется учет каждого легального такси, открывается отдельное дело и расследуется, что и по каким причинам".

Но в действительности все не так, рассказал нам бывший водитель такси Андрей: "Как показала практика, когда происходит обращение клиента в Uber с проблемой водителя, это ни к чему не приводит, потому что Uber говорит, что они ничего не знают, они максимально сбрасывают с себя вину при ДТП, они не предоставляют другую машину и не убеждаются в целостности пассажира".

И это о службе международного бренда. Что же тогда говорить о других.

"Я решил пойти таксовать, выбрал именно Uber, зная, что Uberlin– это хороший партнер, выбрали именно его, в интернете были контакты", - говорит Андрей.

Требований к претенденту на вакансию было немного. "Из документов, которые они хотели, это были права, документы на машину, техпаспорт и страховой полис. Медицинских справок и других документов удостоверения личности они не просили, и, соответственно, документов в подтверждение, что я устроился к ним, я не получил", - говорит он. 

Автомобилем тоже не слишком интересовались. Фактически на Uber машину никто не проверял. Здоров ли водитель, или ничего случайно не употребляет, фирма этим не интересовалась. И никаких справок не просила.

"Закон говорит, что человек должен быть здоров: не слепой, не глухой, не больной туберкулезом, не алко- или наркозависимый. Автомобиль должен быть технически исправным, пройти один раз в год техосмотр, и, в принципе, все", - объясняет Андрей Антонюк.

Хотя таксист под кайфом в последнее время не редкость, говорит нарколог. Наркотики помогают длительное время не свалиться водителю от усталости, потому же, чтобы больше заработать, таксисты мало спят.

Выходит, вызывая авто даже разрекламированного бренда, надо самому следить за состоянием водителя и его ездой. Ведь фирма за вас ответственности не несет и даже моральный ущерб не компенсирует.

Ни одного примера, чтобы кто-то из этих жертв получил компенсацию в суде, пока никто не привел.

Много ли вы знаете случаев, когда виновника ДТП наказали по закону. Дали справедливый срок. Я - нет. Кроме Зайцевой разве. Потому что это дело вызвало огромный общественный резонанс.

Большинство откупаются, суды длятся вечно, а убийцы под домашним арестом ждут, пока о них забудут или просто исчезают.

Но хуже всего, что наша власть и судебная система тоже на их стороне. На стороне нарушителей закона и зла.

Поэтому лучше берегите себя. Не превышайте скорость и не забывайте о ремнях безопасности.

Мария Кучеренко

Источник: 112.ua

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>