Андрей Адамовский, которого СМИ связывают с "Трейд Коммодити"
Фото из открытых источников

Одним из фигурантов громкого разоблачения НАБУ и САП коррупционной схемы в Министерстве обороны Украины, в ходе которого были задержаны заместитель министра обороны Украины и директор Департамента государственных закупок и поставки материальных ресурсов министерства, является компания "Трейд Коммодити". Официально эту информацию вчера глава САП Назар Холодницкий подтвердить отказался, однако сразу несколько народных депутатов и ряд экспертов указывают, что речь идет именно о компании, связанной с Андреем Адамовским. Да и сама компания своим релизом фактически подтвердила это. "Трейд Коммодити" - это весьма интересный игрок на рынке поставок топлива, о котором стоит поговорить подробно.

В чем суть коррупционной схемы?

Итак, по данным НАБУ, 26 апреля 2016 года в ходе конкурсных торгов на закупку жидкого топлива МОУ по 14 лотам объявило победителем некую компанию. 13 и 18 мая 2016 между МОУ и этой компанией было заключено 14 договоров о поставках топлива для техники спецназначения на сумму более 1 млрд грн. Согласно данным досудебного расследования, в июне — августе 2016 года при отсутствии каких-либо правовых оснований для внесения изменений в договора о закупке товаров за бюджетные средства МОУ и компания-победитель заключили еще ряд дополнительных договоров, согласно которым цена за единицу товара была повышена в среднем на 16% от начальной цены. В результате этого компания-поставщик якобы безосновательно на этот миллиард гривен поставила на 8,5 тыс. тонн топлива меньше. По словам Назара Холодницкого, поставщик аргументировал пересмотр контракта колебаниями цен на рынке, то есть на момент поставки топливо на рынке подорожало, а потому стороны были вынуждены договариваться уже по действующим на тот момент ценам. САП получила вывод экспертизы, в которой говорится, что никаких существенных колебаний на рынке не было, а изменение договоров прокуроры квалифицировали как коррупцию, в результате которой государству был нанесен ущерб на сумму 149 млн 339 тыс. грн. Дело расследовалось почти год, и вот 11 октября было предано огласке, а причастных чиновников задержали.

Победителем тендеров на поставку Минобороны 66 тыс. т топлива в апреле 2016 года была компания "Трейд Коммодити", сообщил в блоге на "Украинской правде" народный депутат Игорь Луценко. С 13 по 18 мая стороны заключили договоры, и действительно, компания предлагала самую низкую цену. Однако через некоторое время цена закупки была повышена на 12-17%. Законодательство, которым регламентируются госзакупки на Prozorro, предусматривает возможность повышения цены путем переговоров, написал Луценко. Он сообщил, что обратился с депутатским обращением к МОУ и получил ответ с подписью министра обороны Степана Полторака. В тексте ответа (нардеп разместил его копию) говорилось, что цены по договорам, которые были заключены с ООО "Трейд Коммодити", были повышены по причине роста цен на рынке нефтепродуктов. Также отмечалось, что компания поставляет бензин, произведенный на нефтеперерабатывающих предприятиях Белоруссии, Литвы и Азербайджана.  

"Украинская правда"

Луценко сообщил, что после ответа МОУ он воспользовался статистикой консалтингового агентства "А-95", на основании которой сделал вывод, что в течение лета цены падали, а не росли. Согласно опубликованному нардепом графику, средняя рыночная цена, в частности, на дизельное топливо с 1 апреля, когда она составляла 16,61 грн/л, выросла до максимального значения 18,75 грн/л 13 июня и затем начала падать. В то же время цена, по которой МОУ заключило договоры, была выше среднерыночной: с 16,81 грн/л она была повышена до 19,61 грн/л. У "Трейд Коммодити", как говорится в размещенном нардепом ответе Минобороны, на нужды армии кроме дизеля покупался также автобензин А-92 и авиационный керосин для реактивных двигателей марок ТС-1, РТ и Джет А-1. Игорь Луценко сообщил, что написал заявление в НАБУ с просьбой совместно со специалистами МОУ проверить, правомерно ли повышались цены на топливо в договорах.

Тендер Минобороны был для "Трейд Коммодити" - на тот момент новичка тендерных торгов - первой большой победой, написал на странице в Facebook директор "Консалтинговой группы А-95" Сергей Куюн. Он заявил, что вместе с Нелли Стельмах, одной из топ-менеджеров госкомпании "Укргаздобыча", изучил тендер и пришел к выводу, что армия переплатила за топливо более 100 млн грн. "Схема была простая: тендер выиграли, цены подняли вслед за мировыми, а снизить потом вслед за мировыми забыли. Как потом оказалось, было подписано более 30 допсоглашений о повышении цены и изменении качества, которые почему-то не были опубликованы в "Вестнике госзакупок", - написал Сергей Куюн.

В релизе, переданном сегодня в СМИ, "Трейд Коммодити" подчеркнула, что категорически не согласна с обвинениями НАБУ, а поэтому готова способствовать поиску истины в деле об указанном тендере. В "Трейд Коммодити" также добавили, что их деятельность не связана и не аффилирована с какими-либо политиками или политическими силами, как на это указывают отдельные СМИ.

Что известно о "Трейд Коммодити"?

О компании "Трейд Коммодити", как о крупном поставщике топлива, не было известно вплоть до 2016 года. Именно в это время она стала одерживать одну за другой триумфальные победы на тендерах крупных госкомпаний. С 2016 года "Трейд Коммодити" получила госконтракты на поставку топлива, по разным данным, на 7-10 млрд грн.

В частности, летом МОУ подписало с входящей в орбиту "Трейд Коммодити" компанией "Газтрейд" контракты на поставку 20 325 т морозостойких марок дизельного топлива, так называемого "арктического дизтоплива", сообщает портал Enkorr. До этого ведомство закупало морозостойкий дизель на НПЗ в Литве и Белоруссии. Кроме того, "Трейд Коммодити" была признана победителем на торгах "Укрзализныци" - она выиграла три лота суммарным объемом 30 тыс. т, предложив цены 23,1 тыс. грн/т, 23,2 тыс. грн/л и 23,3 тыс. грн/л. На этом тендере "Укрзализныци", который был экстренным якобы по причине угрозы национальной безопасности и невозможности обеспечить потребности армии в железнодорожных перевозках, также победили компании "Авиатрейд" и "Элемент Нафта". Госмонополист заключил с поставщиками договоры на поставку в общей сложности 60 тыс. т ДТ. При этом "Авиатрейд" и "Элемент Нафта" договорные обязательства соблюдали, не повышая цен, несмотря на резкий рост цены на ДТ в сентябре, пишет портал Enkorr. "Трейд Коммодити" отгружать топливо отказалась и сорвала поставку 10 тыс. т ДТ. Они поставили менее 10 тыс. т ДТ и заявили, что надо или повышать цену, или они не будут поставлять. Тендерный комитет УЗ был вынужден аннулировать лот.

До этого, в феврале, "Трейд Коммодити" подписала с "Укрзализныцей" еще два контракта на поставку 75 тыс. тонн дизельного топлива на общую сумму 1,665 млрд грн и 50 тыс. тонн дизельного топлива на 1,114 млрд грн, писали СМИ. Также "Трейд Коммодити" выиграла годовой контракт на поставку топлива аэропорту "Борисполь".

Со ссылкой на открытые данные Prozorro, "Украинская правда" сообщает, что "Трейд Коммодити" побеждала на торгах на поставку топлива для нужд таких крупных госкомпаний, как "Энергоатом", "Центрэнерго". Кроме того, компания поставляла топливо крупным морским портам, в частности Мариупольскому, Бердянскому и Белгород-Днестровскому.

При чем здесь люди из окружения президента?

По данным портала "Наши гроши", уставный капитал "Трейд Коммодити" составляет 7 400 грн. Компания записана на некоего Вадима Майко из Каменского (бывший Днепродзержинск) Днепропетровской области. СМИ утверждают, что он живет в обычном многоквартирном доме в Каменском и даже не имеет собственного автомобиля.

В то же время министр транспорта и инфраструктуры Владимир Омелян как-то сообщил информагентству "РБК-Украина", что "Трейд Коммодити" является компанией из орбиты влияния частного предпринимателя Андрея Адамовского. Именно излишнее влияние Адамовского в УЗ министр связал с проблемой критически низких запасов ДТ в филиалах госмонополиста. Портал  Enkorr со ссылкой на главу Госрезерва Вадима Мосийчука сообщил, что от имени "Трейд Коммодити" переговоры с ним вел именно Адамовский.

Речь идет о скандале, который произошел в 2016 году. Госрезерв и "Трейд Коммодити" тогда заключили договор на поставку горюче-смазочных материалов. Компания начала их поставлять, но при заливке приобретенного сырья в соответствующие емкости товар якобы начал разлагаться, что свидетельствовало его о низком качестве. Госрезерв отказался принимать такие материалы, после чего бизнесмен Адамовский лично пришел к председателю Госрезерва Мосийчуку и начал сначала его убеждать, а затем прибег к угрозам. "Представлялся он фактически владельцем этой компании… Когда мы сели за стол переговоров, мы выяснили (и по его словам понятно было), что он фактически и является конечным владельцем", – уточнил Мосийчук в одном из интервью.

Впоследствии, как отмечает депутат Сергей Лещенко, представители Министерства экономического развития во главе со Степаном Кубивым начали проводить служебные расследования, проверки, уголовные дела против Мосийчука.

В начале этого года Адамовский признал, что финансирует фирму ООО "Трейд Коммодити". Бизнесмен в комментарии программе "Наши гроши с Денисом Бигусом" отметил, что действительно имеет отношение к "Трейд Коммодити", так как в фирме обращаются его деньги, однако подчеркнул, что владельцем это его не делает. "Я не акционер компании "Трейд Коммодити". С компанией "Трейд Коммодити" у меня финансовые отношения, я предоставляю ей финансовые услуги: кредитую, финансирую. Иногда. Больше ничего", – сказал Адамовский.

Журналистские расследования также сообщают о связи этой компании с другим влиятельным человеком из близкого окружения президента Украины - Александром Грановским. "Стоящий за "Трейд Коммодити" Адамовский - партнер и сосед Грановского по офису", - написал нардеп Сергей Лещенко. Один из офисов Адамовского находится в бизнес-центре "Евразия", в помещении, перед входом в который висит табличка "Приемная народного депутата Александра Грановского". Грановский является близким другом и партнером нардепа Игоря Кононенко, армейского товарища главы государства. СМИ часто пишут о них, как о тандеме, в котором первый отвечает за суды и силовиков, а второй – за госкомпании.

Сам Грановский уже опроверг свою причастность к "Трейд Коммодити". В комментарии УП он заявил, что не имеет к компании никакого отношения и с таким же успехом "мог бы комментировать деятельность NASA или ветеринарной службы Белоруссии". Ранее Грановский замечал, что имел партнерские отношения с Адамовским до 2014 года.

Интересно, что после Майдана Грановский и Адамовский фигурировали в большом скандале вокруг ТРЦ Skymall: бизнесменов обвиняли, что те через суды лишили прав на ТРЦ его законного владельца, эстонца Хиллара Тедера. Тот впоследствии даже обращался к президенту Порошенко с просьбой повлиять на ситуацию, однако Skymall путем ряда финансовых операций в итоге оказался на балансе банка "Пивденный", бизнесмена Юрия Родина, которого СМИ называют давним другом Адамовского. В этом банке открыты счета "Трейд Коммодити". В связи с делом ТРЦ Skymall в международных судах до сих пор продолжаются разбирательства.

Наші гроші

Адамовского в СМИ упоминают и как совладельца сети автозаправок "ВикОйл", которые были проданы российскому топливному гиганту - компании "ТНК". Грановский был его партнером и в этом активе вместе с Андреем Малицким и Игорем Филиппенко. По данным Лига.net, Адамовский в разное время имел бизнес-проекты с чиновниками команды Виктора Януковича: экс-министром агрополитики Николаем Присяжнюком и экс-министром экологии Василием Джарты.

Елена Голубева