Томос раздора: Что происходит между Филаретом и Епифанием?

Томос раздора: Что происходит между Филаретом и Епифанием?
Из открытых источников

Наталья Лебедь

Журналист

Из двух достижений президентства Петра Порошенко – безвиза и Томоса – последний оказался под угрозой. Прецеденты отзыва автокефалии в истории уже были. Украине до худшего сценария пока далеко, но уже сейчас очевидно, что амбиции церковных иерархов ведут дело не в ту сторону. В любом случае, вместо единой православной церкви сейчас существуют… целых четыре.

Это, во-первых, не канонический и не признанный украинской церковной властью, но де-факто существующий Московский патриархат.

Киевский Патриархат (УПЦ КП) и Украинская автокефальная православная церковь – во-вторых и в-третьих. Последние две структуры существуют под руководством – соответственно – патриарха Филарета и митрополита Макария.

Ожидалось, что УПЦ КП и УАПЦ прекратят существование, влившись в новообразованную Православную церковь Украины (ПЦУ), однако этого не произошло. Обе "единицы" присутствуют в Едином реестре юридических лиц, и об их ликвидации речи пока нет.

Четвертая составляющая сегодняшних церковных реалий – собственно, ПЦУ, которая должна закольцевать на себе все православное единение. Но – как это часто бывает в Украине – что-то пошло не так.

Что же произошло?

8 мая патриарх Филарет направил епископам ПЦУ приглашение на "братскую встречу", которая должна была состояться 14 мая. Суть такого рандеву ничего плохого якобы не несет, а вот форма – впечатляет. Приглашения были отпечатаны на бланках Киевского патриархата, которого не должно было существовать с декабря 2018 года – именно тогда приняли решение о роспуске КП.

В церковном мире подобный момент не пустяк. Другими словами, от Филарета четко прозвучали два сигнала: УПЦ КП существует, и он (Филарет) – его глава. Ко всему, митрополита Епифания, руководителя ПЦУ, на встречу не пригласили вообще.

Следовательно, уже в течение недели украинскими масс-медиа циркулируют слухи о расколе в ПЦУ и о конфликте между патриархом Филаретом и митрополитом Епифанием. Несмотря на то, что сам Филарет был движущей силой создания единой церкви и получения ею автокефалии, судя по всему, его нынешний – второстепенный – статус иерарха не удовлетворяет.

Новости по теме

Епифаний был правой рукой Филарета, поэтому, продвигая его в главы ПЦУ, Филарет, вероятно, надеялся на сохранение своего фактического правления. Но новый глава начал отдаляться от патриарха, что, конечно, крайне не понравилось последнему – до недавнего времени многолетнему и единоличному руководителю украинского православия.

Религиовед Юрий Черноморец в интервью портала LIGA.net замечает, что ревность Филарета к Епифанию умело подогревали люди из его окружения, которые на самом деле ориентированы на Москву. Если сейчас Филарет сделает ставку на собственные амбиции, а не на единство церкви, грандиозный проект под названием "Томос" окажется под ударом.

Не в выигрыше будет и сам Филарет – теоретически он сможет расколоть ПЦУ и создать собственную церковь, но на выходе получит разве что мини-клуб своих ближайших сторонников. А уж о репутационных потерях украинского православия и говорить нечего.

Поэтому сейчас существуют три варианта развития событий, говорит Черноморец. Первый: страсти успокаиваются, Филарет занимает место реформатора и помогает строить ПЦУ. Второй: патриарх уходит в отставку как член синода ПЦУ, а дальше как пенсионер-архиерей выполняет роль настоятеля во Владимирском соборе. Третий: Филарет все же пытается восстановить УПЦ КП, Вселенский патриархат его осуждает, вплоть до применения церковных санкций.

"Тогда он умрет мирянином. Поскольку никаких рациональных аргументов в пользу восстановления УПЦ КП патриарх Филарет привести не может, его позиция в ПЦУ поддержки не найдет. Тем более не будет поддержки в рядах верующих и в украинском обществе", – убежден эксперт.

Чего добивается Филарет?

Понятное дело, что никто из церковных предстоятелей официально не говорит о собственных чисто человеческих слабостях или эмоциях. Каждое действие – как и в политике – заворачивается в обертку высших интересов. Патриарха Филарета, по его словам, возмущает и беспокоит правление Епифания, а нынешний статус ПЦУ. Как известно, новая украинская церковь не получила собственный патриархат – она является Киевской митрополией Константинопольского патриархата.

В свое время было немало разъяснений по этому поводу, повторять которые нет смысла. Суть их сводилась к тому, что всему свое время. Наступит момент, когда ПЦУ достигнет уровня патриархата, поэтому стоит подождать, и, возможно, не одно десятилетие. Однако, по мнению Филарета, одного ожидания мало – нужно, чтобы работа по объединению верующих продолжалась.

"Если все украинское православие объединяется в одну церковь, это будет основание для предоставления УПЦ статуса патриархата. Поэтому мы являемся патриархатом, но только в Украине, то есть непризнанным патриархатом.

А признаны мы как Киевская митрополия. Поэтому наша цель, наша задача заключается в продолжении объединения с приходами и духовенством Московского патриархата. Когда мы объединимся, тогда и обратимся к Вселенскому патриарху с просьбой предоставления нам статуса патриархата", – сказал Филарет в интервью "Главкому".

Можно предположить, что именно поэтому Филарет и стремится восстановить УПЦ КП. До войны, до Революции 2014 года контакты между УПЦ КП и УПЦ МП не очень продуктивно, но продолжались. И тема слияния двух "филиалов" в одну структуру время от времени появлялась на повестке дня. Однако времена изменились, и это во-первых.

Во-вторых, Филарет знал, что Константинополь не дает Киеву патриархат задолго до 8 мая 2019-го, когда иерарху пришло в голову возрождать УПЦ КП.

Скорее всего, до недавнего времени сдерживающим фактором для Филарета выступал президент Петр Порошенко. С завершением его каденции Филарет решил переиграть все обратно. "Теперь, когда Порошенко уходит, они (церковные деятели) остаются в подвешенном состоянии, – отмечает политолог Андрей Золотарев. – А Киевский патриархат, хоть и не признанный, но имеет серьезную структуру, достаточное количество прихожан и авторитет самого Филарета. С чем остается Епифаний – непонятно".

И хотя Порошенко и уходит, остаются другие органы власти, которые пока никто не распускал и не отменял. Так, согласно разъяснениям Министерства культуры, "Украинская православная церковь Киевского патриархата прекратила существование и вошла в Православную церковь Украины".

"В связи с вышеизложенным Министерство культуры Украины отмечает, что заявления о якобы возобновлении деятельности в Украине такого религиозного объединения, как УПЦ КП, являются такими, которые не соответствуют действительности", – говорится в заявлении ведомства, обнародованном 11 мая.

Правда, как уже говорилось выше, в реестре юрлиц УПЦ КП все еще указана. "Киевский патриархат не ликвидирован. Это хотят подать, что он ликвидирован. Ликвидировать Киевский патриархат может тот, кто его создал", – настаивает патриарх Филарет.

Что думает обо всем этом Епифаний?

Новый церковный глава дал большое интервью изданию "Левый берег". Тезисно сказанное им можно свести к следующему. Он признает роль УПЦ КП, но убежден в том, что "сегодня возврат к предыдущей структуре Киевского патриархата означает возврат назад, в изоляцию, потерю Томоса и всех достижений церковной независимости". И это – первый момент.

Второй: нынешний "скромный" статус ПЦУ его не беспокоит. "С точки зрения прав автокефалии нет принципиальной разницы, поместная церковь имеет статус патриархата, митрополии или архиепископии. Статус патриархата исторически более почетный, его имеют древнейшие и крупнейшие церкви, но если автокефальная церковь не является патриархатом, то она ничем в своих правах автокефалии не меньше остальных", – говорит Епифаний.

Новости по теме

Собрание у Филарета, назначенные на сегодня, предстоятеля ПЦУ не слишком беспокоят. "Мы находимся в единой поместной православной церкви, и патриарх Филарет является одним из архиереев, которые составляют полноту ПЦУ. Мы можем собираться в любых местах, и это не свидетельствует о каком-то разделении", – утверждает Епифаний.

Он, наконец, говорит и о том, что со своим "старшим коллегой" Филаретом сохраняет нормальные и дружеские отношения: "Мы общаемся, обсуждаем актуальные вопросы жизни нашей церкви. Но, конечно, звучат разные мнения относительно ее будущего".

Понятно, что делать хорошую мину при плохой игре – единственное, что остается сейчас предстоятелю ПЦУ. Впрочем, возможно, не все так плохо – по крайней мере, пока что. Правда, как утверждает издание "Апостроф", ссылаясь на собственные источники, киевский конфликт в Константинополе комментируют одним словом – "ужас".

Официальных же сообщений от Вселенского патриарха пока не поступало – возможно, там еще наблюдают за развитием ситуации и изучают исторические прецеденты. Автокефалию у церквей (румынской и болгарской) забирали дважды – правда, это было еще в ХІХ веке. Пополнит ли Украина перечень таких случаев – покажет время.

А между тем интересен еще один нюанс – сугубо внутренний. Как будет реагировать на подобные церковные споры новоизбранный президент Украины Владимир Зеленский? До сих пор каждый из его предшественников, вопреки светскому характеру власти, делал православную церковь орудием в достижении своих целей. Но Зеленский – еврей, а следовательно, должен быть над схваткой. Кроме того, возможно, он таки захочет "жить по-новому" и вспомнит, что церковь как институт у нас отделена от государства.

"Думаю, что конфессиональные предпочтения президента не влияют непосредственно на развитие или на внутренние дела украинской церкви. Мы не стремимся к какой-то особой поддержке, мы стремимся просто к элементарным добрым, дружеским отношениям", – говорит Епифаний. И тут же, правда, дипломатично добавляет, что Владимир Зеленский произвел на него "положительное впечатление".

На позитивной ноте можно было бы и завершить, надеясь на то, что недоразумения между Филаретом и Епифанием будут протекать в дальнейшем в цивилизованном русле и без непоправимых последствий, или вообще сойдут на нет. Но в этом сюжете есть еще один персонаж – пока отодвинутный за кулисы сцены.

Это – Московский патриархат с его кремлевским лобби. То, что в МП очень обрадовались последним перипетиям, – не вызывает сомнений. Однако будет ли это иметь развитие в дальнейшем? Как отразятся вынесенные в публичную плоскость конфликты внутри украинской церкви?

И прекратится ли из-за них отток "московских" приходов под юрисдикцию ПЦУ? Вопросов пока больше, чем ответов. И больше, чем оснований для чрезмерного оптимизма.

Наталья Лебедь

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>