Турсезон-2018-2019: Безвиз, лоукостеры и задержки авиарейсов

Турсезон-2018-2019: Безвиз, лоукостеры и задержки авиарейсов
Из открытых источников

Юрий Григоренко

Журналист

Показатели туризма отражают общую экономическую ситуацию в стране: несмотря на "странное" состояние экономики, украинцы все чаще стали выезжать на отдых за рубеж. Безвиз и приход лоукостеров лишь усилили эту тенденцию. Впрочем, лето-2018 многим украинским туристам запомнилось многочисленными задержками авиарейсов и испорченным отдыхом, над исправлением чего уже сейчас работают законодатели.  

Новости по теме

 

По данным Госстата, количество украинских туристов, обслуженных субъектами туристической деятельности в течение 2017 года, составило 2,8 млн человек, иностранных туристов – 40 тыс. Тогда как в 2015-2016 гг. эти показатели составили 2 млн и 15 тыс. чел. и 2,5 млн и 35 тыс. соответственно. 

Уже в І полугодии 2018 года, по данным Госпогранслужбы, количество выехавших за рубеж украинцев выросло на 3,3%, до 12,9 млн человек. Здесь нужно понимать, что речь идет не только о туристах, но и о трудовой миграции, посещении родственников, краткосрочном шоппинге и так далее, что и отражается в списке стран-лидеров: Польша – 4,81 млн (+10,9%), Россия – 1,85 млн (-30,9%) и Венгрия – 1,54 млн (+6,4%).

Эксперты отмечают, что росту показателей выездного туризма прогнозируемо способствовал безвиз, который снял многие барьеры для путешествий по Европе (сбор документов для виз, потеря времени и невозможность продавать "горящие" туры за день-два).

"У нас выросла динамика по таким странам, как Греция, Италия и Испания, и, возможно, безвиз действительно поспособствовал этому", – отмечает старший менеджер по работе с клиентами туроператора Zabugor.com Светлана Петрик. Вместе с тем, по словам Дмитрия Карякина, директора "Pegas Touristik Украина", безвиз не оказал значительного влияния на чартерные туристические направления, но значительно упростил жизнь для самостоятельных туристов.

Другим фактором роста выезда можно считать увеличение числа лоукостов. Как отмечает Марианна Григораш, руководитель отдела маркетинга туроператора Join UP!, приход на украинский рынок новых игроков в сфере авиаперевозок, создание первого украинского лоукост-перевозчика SkyUp, развитие транспортной инфраструктуры, создание новых маршрутов дают больше возможностей для путешествий, увеличивают доступность отдыха и удобство вылетов из региональных аэропортов, а конкуренция подталкивает создавать лучший туристический продукт по более доступной цене.

Из открытых источников

"В Украине реально начинает работать экономика, наблюдается определенный рост доходов населения. В этом году массово поехали отдыхать учителя, врачи, мелкий бизнес. В сезоне-2018 увеличился турпоток, но уменьшился средний чек. "Шальные" и коррупционные деньги потихоньку уходят из Украины, практически исчезают туры стоимостью свыше 5 тыс. долларов", – добавляет Александр Козик, маркетолог, учредитель сервиса tury.ua.

"Обратные" показатели туризма показали спад. По данным Госпогранслужбы, количество въехавших в Украину иностранцев  в І полугодии 2018 года сократилось на 1,7%, до 6,22 млн человек. Но и здесь иностранцев с трудом можно назвать сугубо туристами. Лидерами стали Молдавия (1,95 млн), Белоруссия (1,65 млн) и Россия (645,3 тыс. человек). В 2017 году, по данным Минэкономразвития, число приехавших в нашу страну иностранцев выросло на 6%, до 14,4 млн.

В целом доход от предоставления туристических услуг за 2016-2017 гг. вырос на 60%, до 19 млрд грн. Количество субъектов туристической деятельности Украины – юрлиц и ФОП – по годам менялось не столь значительно: от 3182 (2015) до 3469 в 2017 году.
"Отсутствие государственного вмешательства в туристический бизнес за последние три года позволили развиваться мелкому бизнесу. Улучшается и инфраструктура – проводятся ремонты основных дорог, развиваются мини-отели, рестораны-кафе, транспортное сообщение", – говорит Александр Козик.

Куда ездят украинцы?

Туроператоры называют разные страны в качестве наиболее популярных маршрутов (сказывается специализация), но лидерство Турции и Египта по финансовым и сложившимся "отпускным" предпочтениям еще долго будет незыблемо. "Основные направления остаются прежними – Египет и Турция, а два самых мощных туроператора – ANEX Tour (лидер по Турции) и Join UР! (лидер по Египту). Они единственные, кто имеют свои "борты", и они же будут задавать тон в следующем сезоне", – отмечает Козик.

Новости по теме

По словам Марианны Григораш, в 2018 году по-прежнему пальму первенства среди всех направлений удерживает Египет: его доля в портфеле направлений занимает 63% по итогам 10 месяцев 2018 года. Рост объемов по данному направлению, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, также существенен – ровно в 2 раза. При этом за летний сезон 2018 года Египет "забрал" более 20% от объема Турции, тем самым его доля в объеме "летних" стран увеличилась с 30% в 2017 году до 52% летом 2018 года. В целом на рынке доля Египта выросла с 18% до 35%. В летнем сезоне рейтинг возглавляет Турция, на которую Join UР! в этом сезоне делал меньшие ставки, перераспределив силы на другие направления.

Рейтинг стран в порядке убывания, по словам Марианны Григораш, выглядит следующим образом: Египет, Турция, Болгария, Украина, Черногория, Италия, Кипр, Грузия и Тунис. "Максимальный рост показала Грузия, нарастив объемы в 3 раза, и Италия, показатели которой увеличились в 2,7 раза по сравнению с прошлым летом. Испания и Кипр выросли в 2,5 и 2,3 раза соответственно. При этом Болгария стабильно увеличивается в своих объемах - на этот раз в 1,5 раза. Рекордное количество туристов путешествовали в этом году через туроператора по Украине – с начала года более 20 тыс. туристов. Наши курорты популярны прежде всего среди туристов из Белоруссии, но этим летом мы также принимали группы из ОАЭ, Индии и Китая. Экзотические страны традиционно уступают в объемах "летним" странам в период отпусков", – добавляет Григораш.  

Со своей стороны, Дмитрий Карякин наиболее популярными направлениями 2018 года назвал Турцию, Египет, ОАЭ, Испанию, Грецию, Кипр, Болгарию, Тунис, Таиланд и Италию. "Впервые после значительного перерыва стартуют прямые чартерные рейсы по таким направлениям, как Пхукет (Таиланд) и Ла Романа (Доминиканская Республика)", – уточняет эксперт.

Отмечают эксперты и устоявшуюся в креативном классе и среди состоятельных туристов тенденцию проводить нашу зиму в "теплых краях". "Если брать статистику по нашей компании, то зимой-весной у нас в основном покупали туры по таким направлениям: Мальдивы, Сейшелы, Маврикий, Бали и Таиланд", – отмечает Светлана Петрик. 

С внутренним туризмом все ясно и прогнозируемо. Внутри страны украинцы ездят, как и раньше, в Карпаты (лечебный и горнолыжный отдых), Львов, Киев и Одессу. Это центры внесезонного отдыха, посещение которых постоянно растет. О появлении других центров "притяжения" внутренних туристов речь в ближайшей перспективе не идет.

Транспортный коллапс

Огромной ложкой дегтя в летних отпусках украинцев летом 2018 года стали значительные "логистические" проблемы: авиарейсы переносились и задерживались, туристы сутками жили в аэропортах, а отпуска – их начало или завершение - были безнадежно испорчены.

Из открытых источников

"Этот летний сезон был омрачен значительными задержками выполнения чартерных рейсов несколькими авиакомпаниями. Задержки вылета рейсов составляли от нескольких часов до нескольких дней. И это длилось на протяжении двух месяцев", – отмечает Дмитрий Карякин.  
По его словам, причина – несбалансированная полетная программа некоторых туроператоров, а также непомерные аппетиты авиакомпаний, которые взялись ее выполнить, но не смогли. Самолетов не хватало, рейсы планировались очень плотно один за другим. В этих условиях, а также из-за отсутствия резервов у авиакомпаний, задержка одного рейса автоматически приводила к задержке всех последующих. К сожалению, данная ситуация подорвала доверие к туроператорам в целом.
Такая ситуация не могла не отразиться на реакции властей, вследствие чего в Минэкономразвития хотят ужесточить условия лицензирования туроператоров, а именно: заставить туркомпании отчитываться о репутации руководства (отсутствие судимостей, образование и так далее), обеспечивать минимальный размер финансовой гарантии на весь срок действия лицензии и другое.

Со своей стороны, в парламентском комитете по туризму в том же направлении предлагают увеличить штрафы за невыполнение обязательств перед туристами, создать реестр туроператоров и турагентов, усилить финансовый контроль за турагентами (обязать поставить кассовые аппараты), усилить требования к договорным отношениям туроператоров и авиакомпаний. Пока неизвестно, когда и что из предложенного дойдет до формата законопроекта и тем более до голосования в Раде, но, учитывая резонанс от летних проблем туристов, у большинства инициатив есть серьезные перспективы реализации.

Туристический прогноз

Эксперты прогнозируют дальнейшее развитие туристического рынка, но цены на самые популярные направления могут вырасти. "В 2019 году туристический рынок вырастет, по моим оценкам, на 30%. Но, скорее всего, вырастут и цены: Турция переходит в расчетах на евро, и, соответственно, будет ориентир на европейские цены", – отмечает Александр Козик.

"На лето 2019 года мы прогнозируем возможный рост цен на отдых в Турции на 15-20%, соответственно туристический поток из Украины в эту страну значительно не вырастет. Поток туристов в Египет из Украины будет зависеть от ценовой политики отелей. Открытие новых рынков, в том числе возврат на египетские курорты туристов из России, благоприятно скажется на туристической индустрии этой страны, при этом цены могут вырасти на 20%", – уточняет Марианна Григораш.

В части направлений, по ее словам, будут востребованными курорты Испании (Тенерифе, Майорка, Аликанте). Рост произойдет по направлению Италия (помимо востребованного на протяжении трех летних сезонов курорта Римини, туристам станут доступны прямые перелеты и отдых на о. Сицилия). Болгария и Черногория по-прежнему "найдут" своего туриста.

"Главной угрозой для развития туристического рынка в 2019 году я вижу политические риски: если победит популизм, то весь рост туристического сектора в Украине остановится, и все участники туристического рынка это понимают", – резюмирует  Александр Козик.

Юрий Григоренко

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.

видео по теме

Новости партнеров

Загрузка...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>