banner banner banner banner

Тушите свет, кина не будет: Как карантин выходного дня убивает киноиндустрию

Карантин выходного дня стал очередным испытанием для развлекательной сферы. Но больше всего от решения Кабмина страдают именно кинотеатры, ведь выходные для такого бизнеса - единственная возможность держаться на плаву.  112.ua пообщался с одними из крупнейших сетей кинотеатров столицы и готов рассказать как индустрия выживает в условиях новых ограничений и насколько хватит ресурсов в случае, если ограничения продолжатся.

Тушите свет, кина не будет: Как карантин выходного дня убивает киноиндустрию
112.ua

Ирина Шостак

Журналистка

Карантин выходного дня стал очередным испытанием для развлекательной сферы. Но больше всего от решения Кабмина страдают именно кинотеатры, ведь выходные для такого бизнеса - единственная возможность держаться на плаву.  112.ua пообщался с одними из крупнейших сетей кинотеатров столицы и готов рассказать как индустрия выживает в условиях новых ограничений и насколько хватит ресурсов в случае, если ограничения продолжатся.

Долги, долги и еще раз долги - именно так представители сетей кинотеатров говорят о реальности, в которой им приходится жить. Ведь мало того, что полный локдаун беспрекословно пошатнул стабильность бизнеса, спровоцировав не только финансовые, но и человеческие потери, так еще и недавно внедренные ограничения существенно усложнили его положение.

Карантин "выходного дня" выжимает последние соки из кинотеатров

В Multiplex говорят: даже не смотря на то, что где-то примерно с середины сентября снова началась отрицательная динамика (в сентябре сеть приближалась к цифре в -50% от такого же периода 2019 года), выходной день для кинотеатров является определяющим днем на неделе.

"В зависимости от того, какой демонстрируется контент, вес выходного дня по сравнению с общей неделей составляет 60-75%,- говорит генеральный директор сети Роман Романчук.

Он добавляет, что первые "карантинные выходные" радикально ударили по кинотеатрам. По его словам, сеть находится в глубоких убытках.

"Когда мы выходили из первого локдауна, первые две недели работали на уровне -90, -95% от того же периода 2019 года - это было очень плохо. То есть, мы работали на 5% от возможностей",- объясняет генеральный директор Multiplex.

Положение сферы иллюстрируют и показатели посещаемости кинотеатра "Оскар", - едва ли не единственного, которому, несмотря на миллионные убытки, удалось сохранить команду, не уволив ни одного сотрудника. Средняя наполняемость здесь достигала 10%.

"В послекарантинный период кинотеатры показывали снижение посещаемости на 75%, при этом выходные – это 70% всего заработка за неделю", - говорит управляющий партнер киносети "Оскар" Ирина Заря.

Сеть кинотеатров "Синема Сити" так же не смогла вернуть средние показатели (средняя посещаемость в месяц) - не вернули даже 50%. Впрочем, менеджер по рекламе киевского кинотеатра отмечает, что даже за 2 выходных кинотеатр зарабатывает больше чем за 5 рабочих дней (понедельник-пятница).

За первый месяц после строгого карантина здесь сборы также были скудными.

"Мы надеялись, что зритель соскучился за большим экраном, потому что во время карантина зрители спрашивали о дате открытия, писали, что очень ждут возможность таких походов в кино и болели за нас. Но сборы за первый месяц, за июль (открылись кинотеатры 2-го июля) составляли примерно 10% от нашей среднестатистической нормы посещаемости", - говорит менеджер по рекламе киевского кинотеатра Татьяна Ушакова.

В связи с новыми ограничениями, сеть не рассчитывает и на те 30-40% (посещаемости и заработка), до которых дошла в октябре.

Полнометражные экраны - едва ли не единственный сегмент развлекательного рынка, в который даже в послекарантинный период зритель возвращался очень медленно. То - из-за привычки (3,5 месяца кинотеатры не функционировали), то - из-за определенных опасений в соблюдении карантинных норм.

Как кинотеатры возвращали своего зрителя

Чтобы напомнить посетителям о том, что сфера культуры, в частности - кинотеатры, постепенно выходят из карантина, возвращаясь к нормальной жизни, ряд сетей предлагали свои "плюшки". Речь идет, конечно, о нормальной жизни в разрезе 2020 года: речь о жизни с постоянной дезинфекцией, масочным режимом и санитайзерами. 

uamultiplex

Так, к примеру, сеть "Оскар" устраивала разнообразные акции с попкорном, объявляла скидки на билеты, и даже открыла автокинотеатр.

Автокинотеатр
Автокинотеатр "Оскар" oskar.kiev.ua
oskar.kiev.ua

Стратегия "Синема Сити" началась с коммуникаций. При помощью телевидения и интернет-ресурсов сеть рассказывала о разметках для дистанцирования, об обеспечении антисептиками, рассадке в залах в шахматном порядке (чтобы во время просмотра люди находились на безопасном расстоянии) и другом. Также - запускала рекламные кампании на радио и обращалась в интернет-издания и Telegram-каналы о кино и досуге.

cinemaciti.ua

"Не смотря не то, что многие ТВ-каналы, радиостанции, печатные и интернет-издания в новостях и статьях рассказывали об открытии кинотеатров: о мерах безопасности, лояльности цены, об аромате свежеприготовленного попкорна в фойе – зрителей было очень мало", - говорит менеджер по рекламе киевского кинотеатра "Синема Сити".

Следующим этапом стало снижение цен.

"Далее, мы представили зрителям разнообразный репертуар и очень привлекательные цены на билеты (первую неделю цены на билеты были от 40 грн. до 100 грн). Даже кино в формате 4DX на вечернем сеансе можно было посмотреть за 100 грн/билет", - добавила Татьяна Ушакова.

Также сеть не забыла и о снэк-баре, добавив в меню новые коктейли, чаи и хот-доги. Кстати, именно снэк-бары сыграли не последнюю роль в жизнедеятельности кинотеатров в послекарантинный период. Прибыли от продаж закусок, в отличие от прибыли с билетов, которую нужно делить с дистрибьютором, остаются у кинотеатра.

Более того, "Синема Сити" в ближайшее время будет продавать продукцию из снэк-баров с помощью курьерских доставок: представители сети говорят о том, что уже находятся на стадии заключения договора с такими службами. Тем не менее, они все равно не берутся прогнозировать эффект от таких договоров.

Но так или иначе, если смотреть будет нечего, зрители не будут посещать кинотеатры, а значит - и бары будут простаивать.

Есть ли, что посмотреть

Из-за карантинных ограничений ряд крупных студий объявили о переносе премьерных показов своих лент на следующий год. Это, фактически, выбило фундамент из-под ног сетей. Сегодня у них нет права на ошибку: продукция, которую они демонстрируют, должна не просто заинтересовать зрителя, но и стоить того, чтобы посмотреть ее именно в кино. Так же, как и со стратегиями возвращения зрителя в кинотеатры, сети имеют собственное видение того, чем они будут удивлять и привлекать к просмотру.

Так, в Multiplex отмечают, что на самом деле достойными просмотра является ряд украинских лент, которые в отличие от голливудского продукта, до сих пор выходят на широкие экраны.

"Да, нет масштабных голливудских премьер, фильмов о которых все знают, ведь они сопровождаются большими маркетинговыми бюджетами. Но сейчас каждую неделю выходят премьеры независимых студий, а также - украинское кино. Зритель не будет разочарован",- говорит генеральный директор Multiplex.

Новости по теме

Для того чтобы удивить своего зрителя, в сети пошли на экстравагантный шаг - со следующей недели на экранах должен появиться украинский сериал "Казаки", премьера которого недавно состоялась на ICTV.

"Это беспрецедентный кейс, ведь, во-первых, мы впервые почти одновременно с ТВ будем что-то транслировать. А во-вторых, "Казаки" - вообще первый сериал, который будет показан в киносети",- объясняет Роман Романчук. 

oskar.kiev.ua

Некоторые кинотеатры прибегают и к показу старых блокбастеров в привычном формате, что по словам управляющего партнера киносети "Оскар" Ирины Зари, является на самом деле не оправданным.

"За все, что есть в свободном доступе в интернете, украинский зритель не готов платить",- объясняет эксперт.

Зато управляющая также отмечает важность дистрибьюторов, работающих с независимым кино. Ведь по ее словам, оно составило большинство репертуара кинотеатров. Кроме того, женщина выделяет и "спасательную шлюпку" - фильм Кристофера Нолана "Тенет", который все же вышел на экраны, тем самым вернув кинотеатрам определенное количество зрителей (собрал в прокате за 12 недель почти 54 миллиона грн, в Украине. Это, по словам экспертов, в лучшем случае - 10% от того, что он бы собрал в "докоронавирусные" времена).

Что ждет кинотеатры дальше

Представители сферы говорят о неуместности карантинных ограничений в контексте кинотеатров. Ряд международных исследований показывают, что среди общественных мест кинотеатры - самое безопасное место, которое мы сейчас посещаем (безопаснее, чем ТЦ, продуктовые или супермаркеты). 

"Конфигурация помещения кинотеатра является специфической. Во-первых, у нас мощная вентиляция. Во-вторых, это место, в котором можно достаточно четко контролировать стандарты выполнения безопасности - людей нельзя заставить на 100% стоять на расстоянии в 1,5 метра друг от друга в очереди, но в кинотеатре мы сажаем через одного. В-третьих, количество кубических метров на человека в помещении велика (высокие потолки, большое количество квадратных метров)", - объясняет генеральный директор Multiplex Роман Романчук.

Новости по теме

Если чиновники этого не поймут, и новые ограничения будут продолжаться, сети вынуждены будут рассматривать закрытие на неопределенный период. Торгово-развлекательные центры, в которых находятся почти все кинотеатры страны, будут вынуждены перепрофилировать соответствующие помещения. А это будет означать невозможность восстановить кинотеатры в текущих локациях в обозримом будущем.

"С июня закрывается определенное количество кинотеатров, на их местах появляются супермаркеты. У нас нет других вариантов, будем закрываться сами, поскольку не можем выдерживать убытки. Мы работаем в техническом дефолте, выживаем исключительно за счет передоговоров с партнерами. Если кто-то из них скажет, что перестает давать товар под "честное слово", так сказать, "на будущее", то в этой точке мы банкроты. Предвижу, что нас это ждет в течение 1-2 недель",- говорит Роман Романчук.

Если же чиновники не пересмотрят свое решение, заплатить за это придется не только количеством развлекательной инфраструктуры, которые города могут предложить своим жителям. Речь идет о более глобальных проблемах - под удар попадает национальный продукт.

Ведь "гибель" кинотеатров повлечет за собой закрытие дистрибьюторов, и можно будет поставить крест не только на всей отрасли кинопроката, но и на национальном кинопроизводстве, на которое Украина уже потратила сотни миллионов гривен

Романчук предполагает, что проекты будут создаваться и переформатироваться для производства контента для международных платформ онлайн.

Генеральный директор сети кинотеатров "Синема Сити" Любовь Лисовская обращает внимание и на другую проблему - тысячи сотрудников по всей стране пополняют армию тех, кто потерял работу из-за пандемии.

"Кинотеатры, которые годами исправно платили налоги, остались практически без государственной поддержки. Десятки тысяч сотрудников по всей стране, которые остаются без работы, не знают даже, в каком статусе они встретят Новый год – пополнят армию безработных или будут находиться в режиме простоя?", - говорит Любовь Лисовская.

По словам генерального директора Multiplex Романа Романчука, из-за больших убытков компании уже пришлось снизить зарплаты сотрудникам. Коэффициент к стандартной ставке уменьшили (на 0.8, 0.5, 0.3, в зависимости от должности). 

Прокат кино – это бизнес с очень большими капиталовложениями и зависимостями: от релизов, от зрителей, от погоды, а сейчас уже - и от вируса и решений правительства. Поэтому, если кинотеатры останутся и дальше без поддержки, вся индустрия значительно просядет. А для того, чтобы поставить ее на ноги, нужны будут многие годы и десятки миллионы долларов. Вряд ли "ковидно-дорожный" фонд настолько бесконечен.

Ирина Шостак

Источник: 112.ua

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>