banner banner banner banner

"Украина – это ты!" и прочий плагиат: Почему местные выборы такие скучные?

"Украина – это ты!" и прочий плагиат: Почему местные выборы такие скучные?
Из открытых источников

Наталья Лебедь

Журналист

Несмотря на то что избирательная кампания-2020 стартует 5 сентября, то есть за 50 дней до даты выборов, украинские города уже заполонила бордовая реклама. То, что правил у нас никто не соблюдает, не удивительно. Странно, что флагманом нарушений стала президентская политсила. Партия "Слуга народа" начала предвыборную кампанию на местных выборах с лозунгом "Украина – это ты!", которым, очевидно, очень гордится.

На низком старте

Борды "слуг народа" выполнены в партийных зелено-желтых цветах. Слоган "Украина – это ты!" предусматривает расшивку по регионам, другими словами, появление лозунгов "Тернополь – это ты!", "Полтава – это ты!", "Харьков – это ты!" и тому подобное. В этом контексте директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев отмечает:

"Удачной является разве что минусовая реклама, реклама-троллинг. Например, "Село Бухаловка – это ты!" – это смешно. Это не грязно, но весело. Хотя такая "промоция" может существенно снизить рейтинг "слуг народа". А позитивная реклама в стиле "Украина – это ты!" или "Украина – это я!" – вторичная. В этом нет ничего яркого", – убежден эксперт.

Очевидно, в штабе "слуг народа" с Карасевым категорически не согласились бы. "Впервые за 29 лет независимости это не просто красивые слова. "Слуга народа" завершила процесс децентрализации, и отныне вопросы развития общин, городских или сельских, будут решаться не в Киеве, а на месте. То есть украинцы смогут избрать на местных выборах реальную власть, которая будет иметь деньги и полномочия сделать жизнь в городах и селах лучше", – восторженно написала в Фейсбуке заместитель председателя фракции "Слуга народа" Евгения Кравчук. И добавила: "Ну, что, начинаем".

Начала кампанию (не дожидаясь официального старта) и партия "Голос". Ее лидер Кира Рудык в интервью "Украинской правде" озвучила партийный слоган – "Твой голос способен...". Далее прямая речь Рудик: "Твой голос способен – то или то". То есть месседж с подтверждением – о предварительных вещах, которые мы сделали бы, и с тем, что мы будем делать дальше", – сказала она.

И если "Голос" еще проявляет какую-никакую фантазию, то "Слуга народа" пользуется старыми лекалами. У президентской политсилы получился двойной плагиат. Во-первых, "слуги" в точности повторили лозунг президентской кампании Юлии Тимошенко, с которым она выходила еще в 2010 году: "Украина победит! Украина – это ты!". А, во-вторых, у Тины Кароль есть песня именно с таким рефреном. Но певица на политиков не обижается и даже (по слухам) не исключает своего участия в агитации. А вот что думает по этому поводу Юлия Владимировна – об этом история умалчивает.

Скриншот

Юлин "зонтик"

Кстати, о Тимошенко. В ее команде, похоже, тоже не долго ломали голову над главным лозунгом. Как рассказала в интервью изданию "Цензор" пиарщица Юлии Тимошенко Екатерина Лебедева, "Батькивщина" решила делать "зонтичную" рекламу.

"Из центра для всей Украины будет единый слоган, под который местные кандидаты будут подстраивать свои фотоизображения и местные слоганы. Уже на этой неделе будут появляться борды – и начнем со слогана "Единая надежная команда "Батькивщины". Мы расписали определенное развитие этого слогана до конца кампании. Как всегда это – плод коллективного творчества; вообще мы научно подходим к разработке слоганов. Провели большую серию фокус-групп в разных целевых аудиториях: по нашему ядру, потенциальным сторонникам и по нашим противникам. Для себя мы определили, что в пестрой политической картине, которая сейчас состоит преимущественно из команд-однодневок, должны подчеркнуть, что "Батькивщина" – действительно надежная команда. Потому что существуем достаточно давно и не отличались каким-то кардинальным переобуванием в воздухе", – рассказала Лебедева. 

А тем временем многолетний соратник Юлии Тимошенко Александр Турчинов возглавил избирательный штаб "конкурирующей фирмы" – "Европейской солидарности" Петра Порошенко. "ЕС" еще не выступила с визуализацией своей кампании. В партии обещают, что сделают это позже и приурочат рекламу ко Дню Независимости.

Новости по теме

Не включилась пока в кампанию и "Оппозиционная платформа – За жизнь". Зато пальму первенства по количеству бигбордов держит созданная недавно партия "За будущее". Политсилу, которой едва исполнилось полтора месяца, возглавил соратник олигарха Игоря Коломойского Игорь Палица. Именно поэтому оппоненты высмеивают рекламу партии, добавляя к ее названию еще одно слово: "За будущее Коломойского".

С Коломойским или без него, но бордовая реклама партии выглядит скромно и непритязательно: на фоне голубого неба размещен слоган "За будущее родной земли". Единственная интересная деталь – галочка над буквой "йот", которая напоминает ту, которую ставят в избирательных бюллетенях.

Еще один участник битвы бигбордов – кандидат в мэры Киева Андрей Пальчевский. Его партии ("Победа Пальчевского") едва ли месяц, как и почти ровесницы "За будущее". Реклама Пальчевского скромная, с акцентом на персоне главного героя: большое фото, название политической силы и лозунг, который не отличается оригинальностью: "Объединяйтесь!".

Словом, пока все довольно скучно и без огонька. "112.ua" решил поинтересоваться у экспертов, в чем причина такой вялости: то ли политики устали от бесконечных выборов, то ли сами не верят в свою победу?  

Чем проще, тем лучше?

В ответ на это заместитель директора Украинского института исследования экстремизма Богдан Петренко говорит, что "центральные штабы ориентированы на определенную примитивизацию, на то, чтобы визуальный ряд был предельно простым – два-три слова". Делают это, мол, умышленно.

Впрочем, добавляет Петренко, есть и попытки втулить в визуальную рекламу что-то смешное или двусмысленное. Примером последним Петренко видел борд, который от имени "слуг народа" обещает "взбодрить" мосты, которые, по выражению Виталия Кличко, "устали". Что значит это "взбодрить" - неизвестно, но, по мнению авторов слогана, такое обещание является забавным.

"Есть отголоски 2019 года, имею в виду традиции "Квартала 95" и попытка пошутить в стиле "Верещук взбодрит мосты". Но, по-моему, это уже не играет. В лучшем случае – играет только на электорат Зеленского. Но тех, кого начала раздражать клоунада последнего времени, такая реклама только оттолкнет. Потому что для них это сигнал – к власти рвутся люди, которые сейчас руководят страной. Только теперь они окажутся на местах", – говорит Петренко.

И добавляет: "На "слуг народа" работают, очевидно, не профессиональные политтехнологи, а те, кто писал сценарии для "Квартала 95", а для таких сценаристов повторяться – это в порядке вещей. Если людям смешно, то почему бы и не повторить старое?".

Действительно, на сцене можно дублировать одни и те же скетчи, но также до поры – до времени, пока публике не раздали гнилые яблоки – для выставления собственной оценки избитым шуткам. К тому же, жизнь – это не сцена.

"Слугам народа" не хватает грамотного управления кампанией и концептуального виденья, – комментирует директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник. – Против них играет и попытка выехать на старом бренде партии, которая постепенно теряет поддержку, и очень слабая попытка его актуализировать. Впечатление такое, что все они остались в 2019 году, а за этот год многое изменилось и в общественном сознании, и в политической моде. Некоторые элементы их рекламы выглядят так, будто их заказали оппоненты – для уничтожения рейтингов "Слуги народа", а не наоборот".

Впрочем, замечает Бортник, пока еще рано судить о степени креатива участников выборов – их время не пришло. Пока идет раскачка, а покажут они себя во всей красе позже. "Реклама в основном перемещается в интернет, и там есть определенные интересности. А бордовая реклама довольно таки стандартная, местами даже архаичная. Но она только началась и даже не достигла своего пика. Основной пласт ее придется на конец сентября – начало октября", – прогнозирует политолог.

Слишком много ожиданий

"Впечатление такое, что люди занимаются расточительством, – говорит по поводу нынешней политической рекламы руководитель центра "Третий сектор" Андрей Золотарев. – На прошлогоднем фестивале политической рекламы мы видели просто суперовую рекламу от "слуг", которая действительно работала и "брала" избирателя и количеством, и качеством. А сейчас – вторичность, банальность и несоответствие общественным запросам. Люди, глядя на бордовую рекламу, не получают ответы на вопросы, которые волнуют их больше всего: что будет с тарифами, с коммуналкой и тому подобное. Имеем рекламу из серии "за все хорошее и против всего плохого".

"Слуга народа" повесила свою рекламу с пропущенной запятой фото из соцсетей

Почему так происходит, Золотарев объясняет просто: есть вещи, которые невозможно (или как минимум очень сложно) повторить или превзойти. "Во время прошлогодних выборов планку политической рекламы подняли очень высоко – естественно, что и сейчас все ожидали подобного же уровня. Но реклама партий – это еще более-менее, значительно хуже обстоят дела на местах, где просто не понимают, как иногда "бигморда" работает против ее владельца и делает ему антирекламу", – отмечает Золотарев.

Выход для партий, в частности, и для президентской политсилы, по его мнению, заключается в том, чтобы в кампанию впрягались непосредственно лидеры. "Слуги народа" еще смогут вытащить рекламу, если Владимир Александрович, как локомотив, лично возглавит и вытянет кампанию. И если будут договоренности с региональными элитами", – убежден эксперт.

В то же время он не советует злоупотреблять визуальной рекламой – хоть с Зеленским, хоть без него. Партия власти может легко уйти "в минус", если переборщит с навязчивостью, считает Золотарев. С другой стороны, "когда слишком много бигбордов – это плохо, но полное их отсутствие может сделать человека незаметным. Борды – это больше для людей старшего поколения, но на местном уровне будут голосовать прежде всего за человека, которого хорошо знают. То есть здесь избирательная кампания как таковая роли не играет", – добавляет к сказанному Богдан Петренко.

Петренко нравится, когда политики "креативят" и пытаются переиграть соперника. Бигборды "Европейской солидарности" с троллингом "слуг народа" – "Зелень падает осенью" – неплохой стеб и перепев лозунгов команды Зеленского, говорит эксперт. Но и здесь его авторы несколько просчитались, не взяв во внимание, что осень у нашего народа ассоциируется в основном с депрессией, а значит, очень удачным такой ход назвать нельзя.

"Креатива мало, потому что выборы стали рутиной, которая повторяется слишком часто. Что тут можно придумать? Кухня есть кухня, и меню есть меню. Можно добавлять какие-то ингредиенты, но борщ останется борщом", – отмечает Вадим Карасев.

А Андрей Золотарев видит дефицит свежих идей в банальном – в отсутствии достаточного количества средств. "Основные расходы на рекламу еще впереди, но если экономика у нас – хромая утка, то и на политику денег будет намного меньше".

Наконец, есть еще одно объяснение такой невнятной нынешней кампании. И причина эта - сомнения участников процесса в ее результативности. "Бордовая кампания и кадровый подбор для такой кампании свидетельствует о том, что на многое "слуги народа" не рассчитывают. Слишком уж все это отдает банальщиной", - говорит Карасев.

Но если "слуги народа" не рассчитывают на значительный успех, значит, их голоса на местных выборах перейдут к другим политическим силам. А те в свою очередь должны были бы проявить больше энтузиазма. Впрочем, возможно, энтузиазм - еще впереди.

Наталья Лебедь

 
Источник: 112.ua

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>