Украина пообещала МВФ легализовать игорный бизнес. Стоит ли ждать этого в 2018 году?

Законодательный запрет на азартные игры в интернете не эффективен, и онлайн-казино работают в стране вполне свободно. В то же время правительство пообещало МВФ легализовать этот вид деятельности до конца 2018 года: бюджет страны нуждается в дополнительных налоговых отчислениях. Стоит ли ждать легализации уже в этом году? Эксперты оценивают такие перспективы скептически

Украина пообещала МВФ легализовать игорный бизнес. Стоит ли ждать этого в 2018 году?
Фото из открытых источников

Ксения Цивирко

Журналист

Законодательный запрет на азартные игры в интернете не эффективен, и онлайн-казино работают в стране вполне свободно. В то же время правительство пообещало МВФ легализовать этот вид деятельности до конца 2018 года: бюджет страны нуждается в дополнительных налоговых отчислениях. Стоит ли ждать легализации уже в этом году? Эксперты оценивают такие перспективы скептически

Азартные игры в Украине запрещены законом с 2009 года. В 2011-м депутаты ввели табу еще и на онлайн-казино, независимо от того, в какой стране находится игровой сервер. Методы контроля за такими сайтами оказались неэффективными: азартные игры из украинского интернета никуда не исчезли, но перестали облагаться налогами и приносить доход в бюджет государства. По подсчетам Министерства финансов, азартные игры смогли бы приносить не менее 5 млрд грн дополнительного дохода, причем доля онлайн-казино в этом сегменте составляет около 20%.

Поиграть в Украине не проблема

Охотникам за джекпотами на сегодня доступны более 50 русскоязычных сайтов, формально запрещенные в Украине и работающие по международным игровым лицензиям. "Теоретически ограничить доступ к онлайн-казино в Украине было бы можно. Но чтобы это осуществить технически, интернет-провайдеру нужно было бы закупить оборудование стоимостью примерно в 2 млрд долларов. Откуда у провайдера такие деньги? Государство тоже не может предоставить такую сумму: у нас не хватает денег даже на пенсии. Запрет на доступ к определенным сайтам тем более можно обойти, учитывая, что скоро появится глобальный спутниковый интернет, который пообещал Илон Маск. Так что сегодня за изъятием серверов у компаний и проведением обысков стоит обыкновенное вымогательство", - считает главный редактор журнала InternetUA Дмитрий Сизов.

Новости по теме

Впрочем, любые законодательные ограничения в Украине стало возможным обойти не только технически, но и юридически. В настоящее время из традиционных азартных вовлечений официально разрешена только лотерея. На этом рынке услуг действуют три оператора: "Украинская национальная лотерея" ("УНЛ"), ООО "Патриот" и ООО "М.С.Л." По информации Антикоррупционного комитета Украины, срок лицензии у них истек еще в 2014 году, но они до сих пор работают на законных основаниях, якобы находясь в процессе получения нового разрешения. Под вывеской лотерейных операторов компании принимают ставки на спорт, хотя букмекерские конторы в стране тоже под запретом. Вспомнить хотя бы обклеенные рекламой "Фаворит-спорт" и "Пари-матч" станции метрополитена. "Операторы тщательно прописывают условия игр так, чтобы они подходили под лотерейную лицензию, хотя внешне игры похожи на букмекерские", - подтверждает почетный президент юридической компании Jurimex Данил Гетманцев.

Лавируя в законодательном поле, операторы государственных лотерей так или иначе остаются в рамках дозволенного, чего не скажешь об азартных играх в интернете. Несколько лет назад на просторах всемирной паутины заявило о себе "первое украинское лицензированное онлайн-казино" Sloto King. "Фанатам видеопокера или слотов и рулеток от Igrosoft, MegaJack и Novomatic предоставлена возможность играть в "родном" интернет-пространстве за "родную" валюту - украинскую гривну! Также, исходя из законодательных реалий, появилась возможность играть в игровые автоматы в наземных залах вполне легально - только с 2009 года игровые залы стали именовать "Миттєві державні лотереї", - говорится на сайте Sloto King. "Ясно, что онлайн-казино незаконно. Но как мы можем этот запрет реализовать? Законом у нас запрещено делать ставки через платежные системы. Но по факту в интернете все равно играют на деньги. Чтобы запретить какие-то транзакции на определенном сайте, в банк должна поступать команда от СБУ", - объясняет директор Украинского аналитического центра Александр Охрименко.

Легализация по-украински

Учитывая низкую результативность принятых почти 10 лет назад законов, в Верховной Раде ожидают своего часа около десятка новых законопроектов, которые предлагают легализовать азартные игры. Последний из них был зарегистрирован еще в 2016 году. "Что только они [законы] не предлагали: первый вариант – разрешить открывать казино в 4- и 5-звездочных гостиницах; второй – открывать казино в отдельных районах; третий – казино разрешить, но чтобы управление и утверждение проходило через местный совет", - говорит Александр Охрименко.

Некоторые из законопроектов так и не были рассмотрены и проанализированы комитетами, некоторые не одобрил Антимонопольный комитет. По мнению экспертов, прописанные в законопроектах нормы создают предпосылки для появления монополий и негативного бизнес-климата, что входит в интересы провластных групп. Например, в первом проекте закона № 3632 предлагалось наделить правом выдачи лицензий только одного оператора. Во время регистрации законопроекта в 2015 году таким являлся только один оператор лотерейного рынка - "УНЛ", так как "М.С.Л." и "Патриот" попали в санкционный список, из которого были исключены только в мае 2018 года.

Второй способ сформировать рынок по своим правилам – назначить непосильные финансовые обязательства. Так, в законопроекте № 4663 прописано, что ежегодная плата за лицензию составляет от 6 тыс. до 15 тыс. минимальных заработных плат (то есть от 22,338 млн грн до 55,845 млн грн), не считая отдельной платы за игровые столы и автоматы. В следующем проекте этого закона (№ 4663-1) указан другой прайс: 50 млн грн единоразово за одну лицензию. Для бизнеса азартных игр тяжело оценить справедливость сумм, которые предлагают депутаты. Однако за границей игровые лицензии стоят на порядок дешевле. Например, игорная комиссия Кюрасао в перерасчете на украинские гривны взымает в качестве регистрационного взноса 950 тыс. грн и ежемесячно по 135 тыс.; на Мальте регистрационный взнос составляет 68,9 тыс. грн и ежегодная плата – 262,2 тыс. грн.

"Государство может предложить только одну альтернативу владельцам казино, чтобы им было выгодно работать в Украине. Это прежде всего касается самих игроков. Все решает игрок: он пойдет туда, куда хочет. Если у онлайн-казино будет украинская лицензия, игрок будет чувствовать себя более защищенным. Тут есть, куда обратиться, если вдруг он окажется обманутым. А что если лицензию выдали на каких-то Каймановых островах? Куда тут пожалуешься?" - размышляет Дмитрий Сизов.

В меморандуме МВФ Украина пообещала легализовать азартные игры до конца текущего года и таким образом получить дополнительный источник дохода в бюджет. "Возможно, это требование и будет выполнено, будут отменены запреты и приняты соответствующие регулятивные нормы как в части контроля деятельности, так и для механизма учета средств в обороте, налогообложения. Однако без достаточной ревизии всей системы правоохранительных органов, пронизанной коррупционными связями, в том числе со стороны представителей игорного бизнеса, провести эту работу успешно вряд ли удастся в обещанные в меморандуме сроки. Скорее всего, будет принят пакет законов и проведены показательные мероприятия, достаточные для отчетности перед МВФ для получения кредитных средств, а также для общества - для проведения очередной предвыборной компании", - подводит итоги управляющий партнер юридической компании Worldwide LEX Сергей Сеник.

Ксения Цивирко

видео по теме

Новости партнеров

Загрузка...

Виджет партнеров