Украина в регионах: Как разрыв с Россией сказался на харьковском машиностроении

112.ua продолжает цикл материалов о социально-экономическом положении в регионах

Украина в регионах: Как разрыв с Россией сказался на харьковском машиностроении
Фото из открытых источников

112.ua продолжает цикл материалов о социально-экономическом положении в регионах

Харьковская область граничит с Донбассом и Россией. Теперь этот факт стал камнем преткновения для функционирования промышлености региона в обычном режиме. Долгое время здесь все было стабильно и слаженно – долгосрочные отношения с соседями гарантировали постоянную загрузку мощностей и прибыль. Но с началом АТО возник целый ряд трудностей, преодолеть которые, как уверяют эксперты, на данный момент фактически невозможно. В данном материале 112.ua расскажет о том, как выживает ведущая отрасль региона – машиностроение.

Промышленность Харьковской области всегда славилась отраслью машиностроения. В первую очередь всегда были на слуху такие предприятия, как "Турбоатом", "ХТЗ" (Харьковский тракторный завод),"ХГАПП" (Харьковский авиационный завод) и "Электротяжмаш".

Исторически сложилось, что многие государственные предприятия строились и создавались с точки зрения кооперации в рамках СССР. Такой подход позволял собирать продукт из частей, изготовленных как в Украине, так и в соседних странах. Например, в "ХГАПП" делали часть заказа, затем на следующем этапе производства отправляли его в Россию, после чего снова возвращали на окончательную доработку в Харьков. Эта же система осталась и тогда, когда Украина стала отдельным государством. Однако сейчас на границе Украина - Россия возникает ряд проблем с ее пересечением и перевозками.

"Тормозятся многие операции, которые совершались раньше без проблем. Из-за этого украинским промышленникам стало крайне трудно сотрудничать с Россией", - отмечает экономический эксперт Александр Охрименко.

По его словам, заказчики продукции у харьковских машиностроительных заводов стали более осторожны с размещением новых заказов. Одна из весомых причин – риск того, что из-за трений на границе и неурегулированного политического конфликта с Россией предприятие может не выполнить заказ в условленный срок. Теперь промышленность Харькова поставлена в узкие рамки. К тому же Россия была одним из основных заказчиков украинской продукции данной отрасли.

Новости по теме

"Переориентировать украинское машиностроение на страны Европы невозможно. Тем более там и без Украины данная отрасль вполне развита. Известно, что машиностроение мира сосредоточено в четырех главных регионах: Западной Европе, США, Японии, Восточной Европе", -  говорит Охрименко.

Развивать сотрудничество с Европой харьковским машиностроительным предприятиям придется практически с нуля, считает эксперт. Для этого нужно создавать небольшие заводы, которые начнут выполнять маленькие заказы. Что касается крупных харьковских предприятий, то без слаженной работы с Россией отвоевать свое место под солнцем им не под силу.

"Если конфликт с Россией не утрясется, то многие харьковские предприятия порежут на металлолом", - не исключает Охрименко.

Харьковские машиностроительные предприятия о проблемах и кризисе в отрасли тоже не умалчивают. Однако и ставить точку на своей деятельности не собираются. 

"Электротяжмаш"

Политическая и экономическая нестабильность в стране отразилась на производстве ГП "Электротяжмаш": начались проблемы с заказчиками, которые находятся на территории Луганской и Донецкой областей, сообщили в пресс-службе предприятия. В первую очередь речь идет о "Лугансктепловозе", "Славянской ТЭС" и ряде других предприятий, являющихся постоянными партнерами.

Сентябрь 2014 г. – март 2015 г. сотрудники "Электротяжмаша" работали по сокращенному графику. Однако в апреле появились новые заказы на электродвигатели для РЖД (ОАО "Российские железные дороги"), которые обеспечили занятость рабочих, и завод заработал в полном объеме.

Возникшие трудности не отразились на численности сотрудников предприятия - сокращений на заводе не было, рассказывают в профсоюзе "Электротяжмаша". Сейчас там работает 5869 человек. Зарплату все получали и получают вовремя, утверждают на предприятии. В прошлом году более тысячи сотрудников завода даже смогли повысить свою квалификацию.

Фото из открытых источников

На сегодняшний день предприятие работает над изготовлением запасных частей к турбогенератору ТГВ-200 для ТЭС "Горазал" (Бангладеш), также в производстве турбогенератор для Экибастузской ГРЭС (Казахстан), прокатная машина для шахт Казахстана, гидрогенераторы для Кременчугской ГЭС и ДнепроГЭС, газоохладители для Марыйской ТЭС (Туркменистан).

По словам директора предприятия Владимира Глушакова, средства на модернизацию "Электротяжмаш" из бюджета не выделяются. Завод работает исключительно за счет собственных денег. Так, с 2012 по 2014 гг. на модернизацию было направлено более 300 млн грн.

Новости по теме

"Мы подчеркиваем, что модернизируем производство за собственные средства, чтобы избежать неправильного восприятия, так как многие считают, если предприятие в государственной собственности, то использует денежные средства государства. Но это не так. "Электротяжмаш" сам ищет заказы, заключает контракты, получает прибыль, выплачивает государству дивиденды. При этом финансовые планы деятельности предприятия согласовываются с Минэкономразвития. Туда же предоставляются отчеты о результатах деятельности", -  рассказывает Глушаков.

И тут же добавляет, что на инвесторов рассчитывать не приходится: статус государственного завода, согласно законодательству, лишает их такого права. В итоге все оплачивается за счет средств предприятия и партнеров. И хотя за последние три года был отмечен стабильный рост производства, сейчас с заказчиками стало сложней.  Политическая и экономическая ситуация в стране стали причиной серьезных рисков, а бизнес любит стабильность и гарантии. 

Возможна приостановка крупных проектов украинских энергетических компаний. Не исключено и опасение партнеров из других стран работать с украинскими предприятиями. Все это может привести к определенным трудностям в поисках новых заказчиков. Но на этот год портфель заказов уже сформирован, а значит, сбоев в работе завода пока не будет.

"Портфель заказов на этот год сформирован на 1,5 млрд грн с потенциалом роста. В прошлом году мы произвели продукции почти на 2 млрд грн. Пока нам удается держать определенный уровень", - рассказывает директор "Электротяжмаша".

Одним из крупных заказчиков завода всегда была Россия. Туда неоднократно поставлялись электродвигатели для железнодорожного транспорта. И максимальный объем заказов по тяговой продукции предприятие все же надеется продолжать получать из РФ. 

На заводе рассказывают, что поиск новых заказчиков – дело хлопотное. Заключение контрактов в сфере энергетики может длиться годами, поэтому мгновенных результатов ожидать не стоит. 

"Сейчас активно ведутся работы по эскизному проектированию первого "миллионника" – турбогенератора для Хмельницкой АЭС мощностью 1 млн кВт. Мы участвуем в тендере на поставку продукции для индийской железной дороги, прорабатываем и другие варианты по новым рынкам сбыта", -  поделились планами в пресс-службе завода.

Кроме того, "Электротяжмаш" ведет активные переговоры на поставку турбогенераторов с Сербией, Индией и Таджикистаном. Параллельно обсуждаются вопросы о возможных вариантах сотрудничества с Мексикой и Китаем. Также предлагают поставлять двигатели в Литву, но пока ответа не получили. Есть надежда на то, что продолжится сотрудничество с аргентинскими партнерами - компанией IMPSA. За последний год с ними уже было удачно проработано несколько проектов.

Завод им. Малышева

ХЗТМ им. Малышева (Харьковский завод транспортного машиностроения) всегда считался одним из ведущих отечественных предприятий оборонного комплекса страны. Наряду с военной продукцией тут было освоено массовое производство дизельных двигателей для тепловозов и других видов сельскохозяйственной продукции. Одно время ходили слухи то о продаже предприятия по частям, то о его закрытии, а под стенами митинговали рабочие, которые жаловались на несвоевременную оплату труда. Однако сейчас ситуация изменилась – завод набирает обороты в выпуске продукции для зоны АТО. В частности, на предприятии изготавливают новые и восстанавливают старые танки. В течение прошлого года на завод было принято почти в два раза больше рабочих и специалистов, чем в 2013 г. И до сих пор имеются вакансии для желающих поработать на производстве. Стоит отметить, что завод также производит супертанк БМ "Оплот", который пользуется популярностью у покупателей в странах Ближнего Востока и Азии. 

Фото из открытых источников

В ГК "Укроборонпром", в состав которого входит данное предприятие, о подробностях производства и числе продаж умалчивают, ссылаясь на соображения безопасности. То же самое касается и информации о дальнейших перспективах развития завода. Пока существует острый конфликт с Россией, раскрывать все карты головного украинского оборонного предприятия в ведомстве не стали. 

Попытки держаться на плаву

В Харькове есть еще один завод, который мог бы заняться производством оборонной продукции. Экономический эксперт Юрий Гаврилечко рассказывает, что завод "ХТЗ" сейчас мог бы в три смены собирать танки Т-64БМ ("Булат") за деньги, выделяемые Министерством обороны на перевооружение армии.

"Но почему-то этого не происходит. И предприятие вынуждено идти на поиски инвесторов для производства… комбайнов!", - сетует Гаврилечко.

Новости по теме

Так, американская машиностроительная компания Deere&Company собирается рассмотреть обращение ПАО "ХТЗ" о совместном производстве комбайнов в Украине.

Фото из открытых источников

"Диверсификация – это хорошо, но почему в условиях проведения АТО, когда боевые действия не только не утихают, а, наоборот, наращиваются, один из крупнейших оборонных заводов вынужден искать частные подряды на стороне, я не могу понять", - озадачивается эксперт.

В свою очередь на предприятии "ХТЗ" комментировать что-либо о текущей ситуации на заводе отказались.

За ширмой секретности

Не стали делиться своими планами и проблемами и на еще одном предприятии – "Турбоатоме". От официальных комментариев там отказались. Судя по выполненным и текущим заказам, отображенным на официальном сайте предприятия, сейчас их производство направлено на украинского и российского заказчика. Среди них Кременчугская, Днестровская и Днепродзержинская ГЕС, а также Нововоронежская АЭС и "Энергоатом". В отличие от "Электротяжмаша", "Турбоатом" имеет право привлекать инвесторов. Однако в нынешних обстоятельствах политической и экономической нестабильности в стране иностранный инвестор вряд ли придет.

Фото из открытых источников

А вот сотрудники "ХГАПП" недавно, 6 апреля, из-за задержек зарплат вышли на митинг. По их словам, выплат не было с августа 2014 г. Руководство обещает в сжатые сроки закрыть задолженность, но пока что этого не произошло. Сейчас большая часть сотрудников работает неполную рабочую неделю, что влечет за собой сокращение месячного дохода. Все это свидетельствует о том, что на заводе возникли серьезные проблемы. На официальный запрос 112.ua пресс-служба "ХГАПП" не ответила.

Новые горизонты: рынки есть, денег – нет

Экономический эксперт Юрий Гаврилечко полагает, что харьковским предприятиям следует переориентироваться в первую очередь на рынки Азии, Африки и Южной Америки. То есть туда, где есть шансы на продажу нашей промышленной продукции. Но следует помнить о том, что множество производств были кооперативными. То есть часть комплектующих и сборка готовой продукции производились и осуществлялись в Украине, а часть – в России.

"Поэтому переориентация напрямую завязана на импортозамещении. А вот на него как раз у отечественных предприятий нет средств. Да и взять их неоткуда – налоги растут, их берут авансом, учетная ставка НБУ в размере 30% делает кредиты настолько дорогими, что практически все производство (разве что кроме оружия) становится невыгодным", - говорит Гаврилечко. Из-за чего, по его мнению, на данный момент переориентация украинской промышленности выглядит размытыми миражами.

В целом, предприятия региона по-разному адаптируются к новой действительности, часть из них оказались неподготовленными к возникшим трудностям. Еще бы! Ведь войны никто не предвидел.

Елена Гончарова, специально для 112.ua

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>