Украина выходит из СНГ. Альтернатива – ГУАМ?

На 11-м Киевском форуме по безопасности президент Украины Петр Порошенко выступил с предложением об официальном выходе страны из уставных органов СНГ, а также о прекращении действия отдельных положений "Договора о дружбе, сотрудничестве и партнёрстве между Российской Федерацией и Украиной". Другим немаловажным событием форума стали договорённости между Украиной и Молдавией, которые соответствуют стремлению обеих стран запустить в краткосрочной перспективе зону свободной торговли и единый транспортный коридор ГУАМ. Атмосферу форума дополнили также выступления представителей Соединённых Штатов и Североатлантического Альянса с призывами ускорить реформы для скорейшего вступления страны в НАТО и Евросоюз. Украина идет к окончательному разрыву с Россией. При этом, если Киеву удастся реанимировать ГУАМ и пролоббировать повышение обороноспособности его стран-членов, Украина могла бы претендовать на роль регионального лидера и еще больше ослабила бы позиции России на постсоветском пространстве. Хотя у самого Киева после выхода из СНГ будет очень много работы, прежде всего по индивидуальному пересмотру договорных отношений со странами Содружества

Украина выходит из СНГ. Альтернатива – ГУАМ?

Павел Горин

руководитель IMEE-analytics

На 11-м Киевском форуме по безопасности президент Украины Петр Порошенко выступил с предложением об официальном выходе страны из уставных органов СНГ, а также о прекращении действия отдельных положений "Договора о дружбе, сотрудничестве и партнёрстве между Российской Федерацией и Украиной". Другим немаловажным событием форума стали договорённости между Украиной и Молдавией, которые соответствуют стремлению обеих стран запустить в краткосрочной перспективе зону свободной торговли и единый транспортный коридор ГУАМ. Атмосферу форума дополнили также выступления представителей Соединённых Штатов и Североатлантического Альянса с призывами ускорить реформы для скорейшего вступления страны в НАТО и Евросоюз. Украина идет к окончательному разрыву с Россией. При этом, если Киеву удастся реанимировать ГУАМ и пролоббировать повышение обороноспособности его стран-членов, Украина могла бы претендовать на роль регионального лидера и еще больше ослабила бы позиции России на постсоветском пространстве. Хотя у самого Киева после выхода из СНГ будет очень много работы, прежде всего по индивидуальному пересмотру договорных отношений со странами Содружества

В контексте заявлений президента Украины Петра Порошенко о том, что Украина не является и никогда не была членом СНГ, следует отметить, что это мнение, подхваченное впоследствии многими отечественными экспертами, несколько ошибочно. Да, действительно, де-юре Украина так и не стала государством – членом Содружества, не подписав в 1993 году Устав СНГ. Но де-факто вплоть до 2014 года мы принимали активное участие в работе практически всех исполнительных органов Содружества и формировали совместную с ними договорно-правовую базу.

В контексте последних лет дальнейшее пребывание Украины в составе СНГ стало для нашей страны нецелесообразным.

Украина в СНГ – это уже давно не эффективно

В середине нулевых структура Содружества начала трещать по швам. С приходом к власти в Украине Виктора Ющенко и его сторонников, а также после ряда ощутимых политических провалов российского руководства в отношениях с другими бывшими постсоветскими странами (Грузия, Молдавия), скептицизм в отношении жизнеспособности и эффективности СНГ стал только возрастать. В 2006 году это подогревалось ещё и торговыми войнами между Россией с одной стороны и Грузией, Молдавией, Украиной — с другой. Но особенно — с резким обострением отношений между Россией и Грузией в 2008 году, после которого она покинула состав организации. Предпринятые попытки как-то реформировать эту международную организацию тоже оказались безуспешными. Даже Владимир Путин замечал тогда, что СНГ создавалось для "цивилизованного развода" постсоветских стран, а всё остальное — "политическая шелуха и болтовня". В 2005 году он выразил мнение, что реальными интеграционными инструментами являются такие объединения, как ЕврАзЭС и Единое экономическое пространство (ЕЭП). Что же касается СНГ, то оно, по словам Путина, играет роль "весьма полезного клуба для выявления взглядов руководителей государств на имеющиеся проблемы гуманитарного и экономического характера".

Но при этом, за все годы существования Содружества, Кремлю так и не удалось затащить Украину ни в одно из её детищ (ЕврАзЭС, Таможенный союз, ЕЭП, ОДКБ). Более того, в 1997 году Киеву удалось реализовать собственную инициативу и создать Организацию за демократию и экономическое развитие — ГУАМ (ОДЭР-ГУАМ), которая особенно продемонстрировала свою дееспособность в период с 2006 по 2008 год. Именно тогда её стали называть в Москве не иначе как антироссийский блок или "организацию оранжевых наций", за спиной которой якобы стоят США.

Тем не менее переломный момент в отношениях между Украиной и СНГ наступил только в 2014 году в результате агрессии России в Крыму и на Донбассе. 19 марта 2014 года СНБО Украины принял решение о прекращении нашего председательства в СНГ, а его секретарь Андрей Парубий впервые заявил, что страна начинает процесс выхода из данной международной организации. Далее наше сотрудничество в рамках Содружества было сведено к минимуму. До 2016 года мы делегировали на саммиты организации только послов, а в 2017 году проигнорировали это мероприятие. Затем Украина вышла из ряда многосторонних соглашений в рамках СНГ и приостановила членство во многих органах отраслевого сотрудничества. А 9 ноября 2016 года в Верховную Раду был подан законопроект о выходе Украины из СНГ, который на протяжении полутора лет так и не был рассмотрен украинским парламентом, а 20 марта 2018 года, незадолго до громкого заявления Порошенко, был снят с рассмотрения.

Новости по теме

Следует отметить, что российская агрессия отразилась также и на индивидуальных контактах Киева с высшим руководством стран Содружества, на что в некотором роде повлияли также результаты голосования последних в ООН по украинским резолюциям о территориальной целостности 2014 года и по ситуации в Крыму 2016 и 2017 гг.

Против украинских резолюций систематически голосовали Белоруссия, Казахстан и Армения. В результате ни в Казахстане, ни в Армении на сегодняшний день Киевом не назначены послы, а динамика наших двусторонних контактов, кроме вышеуказанных стран, снизилась ещё и с Киргизстаном, Таджикистаном, Туркменистаном и Узбекистаном. При этом Украина сохранила повышенный интерес к странам-членам ГУАМ (Азербайджан, Молдавия) и Белоруссии.

Также стоит отметить, что абсолютно неприемлемым было бы для Украины продолжать участие в организации, где определённым образом представлено т. н. Содружество непризнанных государств или СНГ-2. В составе Республики Абхазия, Нагорно-Карабахской Республики, Приднестровской Молдавской Республики и Южной Осетии. Особенно в контексте стремления этих псевдореспублик наладить в последнее время сотрудничество с непризнанными "ЛНР" и "ДНР".

В России, тем не менее, считают, что выход Украины из СНГ никак не отразится на деятельности Содружества, а вот украинцы, в свою очередь, утратят возможность "держать руку на пульсе", высказывать свое мнение и даже блокировать (организация построена на принципе консенсуса) некоторые решения организации. Прежде всего касающиеся сферы военного сотрудничества на постсоветском пространстве.

Украинские эксперты единственным минусом считают только риски, связанные с пересмотром существующей у нас договорно-правовой базы с СНГ. По их мнению, это коснётся вопросов, на какой срок затянется процесс инвентаризации существующих договоров, готовы ли все страны СНГ пересмотреть договорные отношения с Украиной на тех же условиях, насколько в этот процесс будет вмешиваться Россия и как это всё отразится на показателях торгово-экономического сотрудничества Киева со странами Содружества.

Некоторые эксперты убеждены, что процесс инвентаризации договорной базы может затянуться от нескольких месяцев до года, а разрыв в первую очередь затронет нашу торговлю со странами Содружества, которая только начинает восстанавливаться после кризиса 2014-2016 гг.

Новости по теме

Так, например, экономист Александр Охрименко считает, что одним из главных документов, который будет пересматриваться, является договор о зоне свободной торговли между странами СНГ. Он предполагает, что именно тут нас ждут самые большие сложности. По его словам, "это достаточно объемный документ и непонятно, какие пункты оставят. В любом случае его проверка повлияет на работу самой ЗСТ. Даже такая элементарная вещь, как поставка печенья в Белоруссию, может "подвиснуть". Грубо говоря, оно выпадет из соглашения и нам надо будет потом в ручном режиме согласовывать, соответствует ли это печенье правилам торговли в рамках двухсторонних отношений, надо ли с него брать пошлину и так далее".

Советник министра иностранных дел Украины Тарас Качка, в свою очередь, убеждён, что де-юре ЗСТ "можно заменить двусторонними договорами, которые находятся в так называемой спячке – с Молдавией, с Казахстаном, например. Но это все требует системного прочесывания и определения, где это юридически возможно, где это политически возможно, а где это нам нужно по существу вопроса – экономически или в силу того, что этот инструмент используется".

Стоит отметить, что Украина сейчас активно торгует с такими участниками СНГ, как Белоруссия, Молдавия, Казахстан, Азербайджан. К 2015 году доля стран СНГ во внешней торговле Украины упала практически вдвое — с 34% до 16,6%, в основном за счет замораживания экономических отношений с РФ. Торговля с другими странами Содружества упала меньше. Но в 2017-2018 годах показатели снова начала расти. Так, например, общий товарооборот между Украиной и Белоруссией в течение 2017 года увеличился на 20% и составил 4,4 млрд дол. США.

При этом следует учесть, что в ходе заморозки Украиной торговых отношений с РФ другие страны СНГ — Молдавия, Казахстан и особенно Белоруссия — стали выполнять функцию экономических посредников, продавая Украине нужные товары или покупая украинские товары, в том числе для дальнейшего экспорта в РФ. И это может подтолкнуть эти страны после выхода Украины из Содружества к возобновлению ЗСТ уже на двустороннем уровне.

ГУАМ – зачем это Украине?

Кроме этого, после выхода из СНГ на первый план для Киева выйдет формат ГУАМ, где Соглашение о зоне свободной торговли де-юре вступило в силу еще в 2003 году, но на практике с тех пор так и не было реализовано. Прежде всего, из-за существующего ЗСТ в рамках СНГ, а также вступившего в силу после 2014 года ЗСТ Грузии, Украины и Молдавии с Евросоюзом.

Следует отметить, что пиковым для ГУАМ стал период с 2005 по 2008 год. Тогда стороны завершили создание новой международной организации, подписав декларацию о создании Организации за демократию и экономическое развитие — ГУАМ (ОДЭР-ГУАМ) и её устав. Были также озвучены планы создания топливно-энергетического совета, призванного скоординировать усилия по обеспечению энергетической безопасности стран-участниц. Организация приобрела широкую поддержку со стороны Евросоюза, ОБСЕ, ОЧЭС, Литвы, Польши, Румынии, Болгарии, Эстонии, Латвии, США и Японии. Были подписаны: Бакинская декларация "ГУАМ: Объединяя континенты", где особое внимание было уделено вопросам энергетической безопасности, использованию транзитного потенциала стран-членов, а также вопросам по борьбе с международным терроризмом, агрессивным сепаратизмом и экстремизмом, транснациональной организованной преступностью, и Батумская декларация "ГУАМ — объединяя восток Европы", которую одобрили президенты пяти государств — Азербайджана, Украины, Грузии, Литвы и Польши. В последней отмечалось особое геополитическое расположение и транзитный потенциал ГУАМ как моста между Европой и Азией, который предлагает уникальные возможности для развития транспортно-коммуникационных связей и диверсификации маршрутов доставки энергоресурсов, тем самым объединяя континенты.

По состоянию на 2008 год показатели взаимной торговли Украины со странами ОДЭР-ГУАМ составили порядка 3,2 млрд долл. США.

В начале 2010 года тогдашний кандидат в президенты Украины Виктор Янукович заявил, что деятельность ГУАМ сейчас неактуальна. Янукович отметил, что за последние пять лет слышал только разговоры вокруг ГУАМ, но не видел конкретных действий.

В 2013 году взаимный товарооборот Украины со странами ГУАМ упал приблизительно на 17% и составил порядка 2,6 млрд долл. США.

А в 2017 году по сравнению с 2013 годом значительно вырос импорт в Украину товаров из Азербайджана и Молдавии на фоне падения показателей экспорта украинской продукции в страны ГУАМ на 67%.

Спустя девять лет работа ГУАМ была возобновлена. В марте 2017 года по инициативе украинского премьера Владимира Гройсмана в Киеве прошёл четвёртый саммит ОДЭР-ГУАМ, главной темой которого стало возобновление полномасштабного договора о свободной торговле и создание транспортного коридора в рамках ГУАМ.

Также среди целей саммита называлась необходимость реализации программы сотрудничества с Японией, которая была подписана 3 декабря 2015 года в рамках встречи ГУАМ – Япония, и подготовка программ сотрудничества со странами Вышеградской четвёрки и США.

На встрече был подписан ряд документов по внедрению ЗСТ и, в частности, протокол о взаимном признании результатов таможенных процедур относительно товаров и транспортных средств, которые пересекают государственные границы стран – членов ГУАМ.

По итогам четвёртого саммита стороны, среди прочего, подчеркнули намерение быстрейшего урегулирования действующих конфликтов на территориях государств – членов ГУАМ с целью сохранения суверенитета, территориальной целостности и нерушимости международно признанных границ государств.

Новости по теме

Затем в октябре 2017 года в Тбилиси состоялось специальное заседание Совета министров иностранных дел ГУАМ, где глава украинского МИД Павел Климкин снова призвал Азербайджан, Грузию и Молдавию объединиться против России, чтобы противостоять вызовам, связанным с нарушением территориальной целостности.

В 2018 году в ГУАМ председательствует Молдавия, которая своими приоритетами определила обеспечение функционирования ЗСТ между странами организации и усиление взаимодействия в экономике, транспортной сфере и энергетике. Не менее важным направлением деятельности станет повышение качества взаимодействия в таких сферах, как обмен информацией в области образования, науки, исследований и инноваций. А особое внимание будет уделено консолидации международного сотрудничества в т. н. формате ГУАМ+, в частности со странами ЕС, ОБСЕ, с Японией, США и странами Вышеградской четверки.

Также Молдавия постарается использовать своё председательство в ГУАМ, чтобы склонить Россию выполнить "Стамбульские соглашения" (о выводе войск из Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья), о чём Кишинёв ясно дал понять во время 11-го Киевского форума по безопасности, призвав Киев предоставить соответствующий коридор для вывода российских войск из Приднестровья.

На форуме также заключено новое соглашение о воздушном сообщении между Украиной и Молдавией, подписан протокол, который улучшит транспортное и автомобильное сотрудничество, а также меморандум о синхронизации молдавских и украинских энергосистем с энергосистемой Европы. Важность этих решений, в числе прочего, обусловлена также намерениями сторон ускорить процесс создания зоны свободной торговли и единого транспортного коридора ГУАМ.

В то же время эксперты считают, что членам ГУАМ следует начать мыслить стратегически. Директор экономических программ Центра Разумкова Василий Юрчишин отмечает, что "было бы уместно и полезно, если бы намерения расширения и усиления связей в рамках ГУАМ или с другими странами на территории бывшего СНГ рассматривались сразу в контексте вхождения в серьезные инфраструктурные трансконтинентальные проекты. Один из маршрутов нового Шелкового пути как раз будет задействовать Азербайджан, Грузию, Украину ‒ почти все страны ГУАМ. Молдавия также вполне могла бы к этому приобщиться". В свою очередь, политический обозреватель из Молдавии Корнел Чуря уверен, что реанимировать эту организацию как геополитического игрока будет крайне сложно. По его мнению, "увязка этих четырех стран достаточно сложная… у всех четырех стран несколько разные повестки дня. У Азербайджана преобладают экономические цели, у Молдавии ‒ вроде и прозападный вектор, но отсутствуют значительные геополитические амбиции, зато у Украины и Грузии амбиции больше. Здесь важно эффективное лидерство, которое задавало бы направление организации, а также смогло бы сбалансировать разные интересы этих четырех стран".

* * *

Следующий саммит ГУАМ пройдёт в Молдавии 21 июня. Будем надеяться, что к тому времени Украина придёт к согласию со всеми странами организации и на саммите будет анонсирован запуск ЗСТ и начало формирования единого транспортного коридора ГУАМ. Ведь потенциал взаимного товарооборота этих стран уже в среднесрочной перспективе может составить порядка 3,4 млрд долл. США. Кроме этого, Киеву не стоит затягивать инвентаризацию договорно-правовой базы СНГ и лучше ускорить процесс индивидуального пересмотра договорных отношений со странами Содружества, прежде всего с Белоруссией и Казахстаном.

Павел Горин

видео по теме

Новости партнеров

Загрузка...