https://www.istockphoto.com

8 ноября исполняется год с тех пор, как начал действовать закон о квотах на украиноязычные песни в эфире радиостанций. Так, согласно с законом, в течение первого года с момента его вступления в силу доля песен на государственном языке в эфире должна составлять не менее 25%, со второго года – 30%, а с третьего года - не менее 35%. Исключением являются только те радиостанции, чей формат предполагает не менее 60% музыкального контента на языках Евросоюза: их квота так и останется на уровне 25% после первого года действия закона.

По подобной схеме закон предусматривает постепенное увеличение доли передач на украинском языке в эфире радиостанций: в первый год эта доля должна составлять 50%, во второй – 55%, в третий – 60% от общего времени программ в эфире радиостанций. Итак, с 8 ноября 2017 года доля песен на государственном языке должна увеличиться до 30%, а доля передач на украинском – до 55%.

Напомним, что контроль за выполнением этих требований возложен на Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания. За невыполнение квоты для радиостанций предусмотрен штраф в размере 5% от общей суммы лицензионного сбора.

Успешное выполнение закона с большими штрафами

Согласно результатам мониторинга Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания за первое полугодие 2017 года, выполнение квот на украинские песни было более, чем успешным. Так, например, среди общенациональных радиостанций наблюдается тенденция превышать квоты на 7%.

Нацсовет по телерадиовещанию

Еще более мощную тенденцию превышать квоты можно увидеть среди местных и региональных радиостанций: они превышают их в среднем на 20%.

Нацсовет по телерадиовещанию

В авангарде перевыполнения квот преимущественно западные области: Ровненская (82%), Тернопольская (81%), Ивано-Франковская (59%), Львовская (50%).

Прогнозы Национального совета предстают еще более оптимистичными. Так, с 8 ноября 2017 года, когда квота на украинские песни достигнет 30%, прогнозируется реальный объем украинских песен в размере 35-37% для общенациональных радиостанций и 45% - для местных и региональных радиостанций. Причем предполагается, что для последних они будут выполняться благодаря центральным, южным и восточным областям, которые, таким образом, "догонят" остальные регионы страны.

Новости по теме: Языковые квоты на радио перевыполняются, доля украинских песен составляет 45%, – Нацсовет

В целом переход к следующему этапу квотирования – 30% доле песен в эфире – не вызывает беспокойства у украинских радиостанций. Так, Оксана Шавель, маркетинг-директор одного из крупнейших радиохолдингов Украины "ТАВР Медиа" (в его состав входят радиостанции "Хит FM", Кіѕѕ FM, Radio ROKS, Relax, "Русское Радио Украина" и "Мелодия FM") отмечает, что переход к следующей ступени квот не является травматичным для радиостанций, ведь они "для того и вели достаточно непростой диалог с законодателями, чтобы разработанные квоты были реальными для исполнения". Такого же мнения придерживаются и в другом большом радиохолдинге - радиогруппе "Украинский Медиа Холдинг" (в состав входят "Авторадио", "Ретро FM", "Наше радио", "Europa Plus", "Радио Пятница", "Lounge FM", "Голос Столицы" и "Джем FM"), где отмечают, что к новому этапу квотирования радиостанции однозначно готовы.

Несмотря на оптимистичные прогнозы Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания и готовность радиостанций к новой ступени квотирования, некоторые радиостанции в период с 8 ноября 2016 года по 30 сентября 2017 года были оштрафованы за несоблюдение квоты. Так, согласно информации Национального совета, под санкции подпали 11 радиостанций, которым пришлось заплатить штрафы на общую сумму в 531 472,26 гривен. Среди них есть как общенациональные радиостанции (Кіѕѕ FM и "Радио Шансон"), так и местные ("Европа Плюс Днепр", BestFM и другие).

Нацсовет по телерадиовещанию

Впрочем, согласно результатам последней октябрьской волны мониторинга 16-ти общенациональных радиостанций на предмет выполнения закона о языковых квотах, нарушений на радиостанциях обнаружено не было. Более того, часть песен на украинском языке в эфире оказалась достаточно внушительной. Больше всего украинской музыки было на волнах "Краина ФМ" (100%) и радиостанциях Общественного вещания – радио "Проминь" (98%), "Культура" (66%), "Украинское радио - ua:суспильне" (90%). На других общенациональных радиоволнах часть песен на украинском языке в среднем составляет 32%. Это дает возможность члену Национального совета Сергею Костинскому утверждать, что украинские радиостанции готовы к переходу к 30% квоте 8 ноября 2017 года.

Забить квоту "Океаном"?

После вступления в силу закона о квотах 8 ноября прошлого года появились опасения, что радиостанции будут добирать 25% долю украинских песен исключительно за счет известных групп, проигрывая всем известные песни по кругу. Именно из-за этого лидер культовой украинской группы "Океан Эльзы" Святослав Вакарчук в авторской колонке на сайте "Новое Время" подверг закон критике.

Так, он отметил, что "большинство программных директоров радиостанций вообще интересует только зарабатывание денег", а потому они могут "иногда даже саркастически выполнять формальные требования, чтобы абсурдизировать эти квоты". Вакарчук заявил, что "некоторые владельцы радиостанций ставят каждые 10-15 минут музыку моей группы "Океан Эльзы", будто показывая, что у нас нет другой музыки", тем самым раздражая слушателей, "ведь никто не хочет слушать одну и ту же группу каждые десять минут".

По мнению исполнителя, государство, кроме квотирования, должно было бы развивать украинскую музыкальную индустрию, создавая для нее налоговые преференции и вкладывая деньги в культуру.

Новости по теме: В Украине начал действовать закон о языковых квотах на ТВ

Через год после начала действия закона о квотах на украинские песни мы провели свой собственный небольшой мониторинг ряда общенациональных радиостанций, чтобы выяснить, оправдались ли опасения относительно циклического повторения определенных песен.

В целом эфир показался достаточно разнообразным, того самого "раздражающего повторения" треков не было выявлено, хотя в целом без банальных топовых исполнителей не обошлось. Так, в течение нашего четырехчасового мониторинга радиостанций ("Радио Пятница", "Авторадио", Kiss FM, "Ретро FM", "Наше радио", "Хит FM", "Мелодия FM", "Радио Шансон") "Океан Эльзы" прозвучал по разу практически на всех радиостанциях – от Kiss FM до "Радио Шансон". Конкуренцию "Океану" составили песни Скрябина, которые прозвучали за это время более пяти раз. Кроме того, по несколько раз звучали треки Златы Огневич, Ани Лорак, Гайтаны, Русланы, Кристины Соловий, Олега Винника, Александра Пономарева, DZIDZIO, "Другои рикы", Lama и Mad Heads.

Не трудно заметить, что это в общем достаточно известные исполнители. Треки новых исполнителей, таких как Ivan Navі, "Гримить", Dariia, TAYANNA также присутствуют на волнах радиостанций, но их, к сожалению, абсолютное меньшинство.

Формат и качество решают все

Казалось бы закон о квотах на украинские песни действительно должен был дать молодым украинским группам уникальную возможность попасть в радиоэфир. Так, многие и вовсе называли 2017 год решающим для новой украинской музыки. Впрочем, квоты изменили не так много, как некоторым хотелось бы. Между молодыми исполнителями и радио продолжают стоять две вещи: формат радиостанций и качество музыкального контента.

То, что украинские радиостанции не спешат привлекать музыку молодых исполнителей, отмечает Андрей Шатров из группы SEMMAR. "Украинские радиостанции и в дальнейшем продолжают работать в комфортном для себя "форматном" режиме", - говорит музыкант. Впрочем, Шатров отмечает, что несколько треков его группы звучат на достаточно известных радиостанциях, потому что они "из-за квот вынуждены сделать маленький шаг навстречу исполнителям".

Важность соблюдения формата для радиостанций подчеркнула и Анна Свиридова, программный директор "Радио Пятница". Так, например, эта радиостанция из-за своего формата не ставит себе за цель открывать новых исполнителей, "поскольку основную часть песен составляют золотые эстрадные хиты".

Поэтому украинские музыканты отмечают, что в их взаимодействии с радиостанциями с внедрением квот мало что изменилось. Юрий Шакалов из группы "НастяЗникає" утверждает, что исполнители на практике не ощутили действие закона о квотах: "После появления квот на песни на украинском казалось, что это поможет и нашей группе, однако год спустя можно уверенно сказать, что эффект если и был, то минимальный. Да, на радиоволнах теперь звучит больше отечественной музыки, но чаще всего это одни и те же трендовые композиции самых раскрученных исполнителей".

группа "НастяЗникає"
Из открытых источников

Кирилл Адамович из группы Go-A тоже говорит о том, что между радиостанциями и молодыми исполнителями часто стоит проблема "неформата", а также отсутствие соответствующей музыкальной культуры на радиорынке: "Не важно, на каком языке поет песни исполнитель или группа, ведь если он молодой и немного "не вписывается в формат" радиостанций, никаких шансов попасть туда у него нет. Для исполнителей, которые заботятся о "форматности" своего звучания, закон о квотах, конечно, немного повысил шансы попасть в эфир. Но проблема формата и музыкальной культуры остается и в дальнейшем, поэтому вряд ли молодые группы ждут утешительные прогнозы".

О том же говорят и опытные исполнители, как например, Сергей Василюк из группы "Тинь сонця", который отмечает, что его группа "играет далеко не для всех радиостанций форматную музыку", поэтому количество ротаций из-за принятого закона существенно не изменилось.

Впрочем, Наталья Багрий из молодой группы Tik Tu утверждает, что закон про квоты помог создать достойную атмосферу для здоровой музыкальной конкуренции, стимулируя исполнителей к саморазвитию и совершенствованию. По ее словам, "новые треки начали разлетаться по радиостанциям, как пирожки с маком, очень весело и довольно приятно".

Похоже на то, что радиостанциям, которым были интересны молодые исполнители, не особо нужен был дополнительный стимул для того, чтобы "открывать" новых музыкантов. Так, Оксана Шавель из "ТАВР Медиа" отмечает, что радиоволны работали с молодыми исполнителями еще до закона о квотах на украинские песни. Например, за последние годы были открыты такие исполнители, как "Без Обмежень", SINOPTIK, Ivan Navi, Соня Кей, Ирина Федишин.

Новости по теме: Пиар или борьба за Украину? Что думают нардепы о языковых квотах для ТВ

Генеральный продюсер "Украинского радио" Дмитрий Хоркин также утверждает, что "Украинское радио" всегда способствовало продвижению талантливых отечественных музыкантов. Особую роль здесь играет молодежный канал "Проминь", который постоянно находится на связи с молодыми исполнителями. Так, за последнее время "Украинскому радио" удалось открыть группы MARU, "Один в каноэ", "НастяЗникае", Tik Tu, Letay.

Также сейчас на сайтах нескольких радиостанций (Radio ROKS, KISS FM) можно увидеть объявления о приеме музыки от украинских авторов и исполнителей, что свидетельствует о том, что некоторые радиостанции готовы разыскивать новый музыкальный контент.

Второй причиной, по которой радиостанции не всегда спешат привлекать молодых исполнителей, является качество музыкального материала. Ведь, как отмечает Оксана Шавель из "ТАВР Медиа", для того, чтобы привлечь молодых исполнителей, они должны предоставить действительно качественный музыкальный контент: "Привлечение молодых исполнителей - штука для самих исполнителей довольно недешевая. Следовательно, позаботившись о том, как радио будет популяризировать украинскую музыку, мало кто позаботился о том, что эту музыку надо еще качественно записать и свести".

Такого же мнения придерживаются и сами музыканты. Так, Андрей Шатров подчеркивает, что просто написать песню на украинском – недостаточно. Она, кроме того, должна быть еще хорошо записана. Юрий Шакалов сравнивает некачественно записанный хороший трек с созерцанием красивого пейзажа сквозь поцарапанные очки. Не удивительно, что многим радиостанциям просто не хочется работать с некачественным музыкальным контентом, а потому проще не "открывать" кого-то, а обратиться к уже проверенным вариантам. Если проанализировать цены на киевских студиях звукозаписи, то выяснится, что сейчас качественная запись трека "под ключ" стоит от 3000-4000 гривен. Понятно, что не всем молодым исполнителям удается преодолеть этот барьер.

Таким образом, вопрос о том, помогли квоты на украинские песни молодым исполнителям или просто оживили уже существующую тенденцию, остается открытым. Например, группа ТНМК отмечает, что "для того, чтобы понять, как квоты сработали, нужно больше времени - года три". Посмотрим, как пройдет следующий год с увеличенной квотой, ведь нынешняя ситуация удовлетворяет далеко не всех.

Екатерина Богуславская