banner banner banner

Уже не только евробляхи: Почему в Украине выросли продажи новых автомобилей

В течение последних трех лет в Украине наблюдается рост объемов продаж новых автомобилей. Если в 2015 году было продано 46 тыс. новых автомобилей, то за прошлый год – практически в два раза больше ( 80,3 тыс.). Впрочем, оптимистичная статистика вовсе не связана с улучшением благосостояния украинцев. Она является лишь отражением продолжающегося после кризиса 2014 года расслоения общества, применительно к которому все более актуальна поговорка: кому супчик жидкий, а кому жемчуг мелкий

Уже не только евробляхи: Почему в Украине выросли продажи новых автомобилей
Фото из открытых источников

Елена Голубева

Журналист, 112.ua

В течение последних трех лет в Украине наблюдается рост объемов продаж новых автомобилей. Если в 2015 году было продано 46 тыс. новых автомобилей, то за прошлый год – практически в два раза больше ( 80,3 тыс.). Впрочем, оптимистичная статистика вовсе не связана с улучшением благосостояния украинцев. Она является лишь отражением продолжающегося после кризиса 2014 года расслоения общества, применительно к которому все более актуальна поговорка: кому супчик жидкий, а кому жемчуг мелкий

В январе нынешнего года украинцы купили 6,62 тыс. новых легковых автомобилей, что на 40,6% больше, нежели в январе минувшего года, сообщил в Facebook генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко. "Рынок новых автомобилей растет несмотря на крики "зрада". Я подтверждаю свой прогноз, что в 2018 году будет продано не менее 100 тыс. новых автомобилей", - заверил Назаренко.

В AUTO-Consulting рост продаж в январе объясняют курсовой "лихорадкой": опасаясь дальнейшего повышения курса доллара, покупатели, которые уже были готовы к покупке, принимали решения быстрее. К тому же, многие заказы на авто были сделаны еще до Нового года, а в январе уже закрывались сами сделки, отметили в информационно-аналитической группе. Сумма покупок новых автомобилей в январе составила 190 млн долл. без учета стоимости дополнительного оборудования, сообщает сайт продажи автомобилей RST.ua (по его данным, в январе было продано чуть меньше автомобилей – 6,5 тыс. штук). "Больше всего денег на легковые машины потратили в столице – более 75 млн долл. Кроме этого, в Киеве покупали одни из самых дорогих автомобилей – средняя стоимость превысила 33 тыс. долл. (890 тыс. грн)", – сообщили RST.ua. В Харькове, Днепре и Одессе затраты на новые автомобили превысили 12 млн долл., в остальных регионах сумма покупок была менее 10 млн долл.

Отметим, что рост объема продаж новых автомобилей за последние три года является тенденцией, сказал в комментарии 112.ua Олег Назаренко. По его данным, в 2015 году за год было продано 46 тыс. новых автомобилей, в 2016 году – 60,5 тыс., а за весь 2017 год – 80,4. "Правда, если сравнивать эти данные с показателями прошлых лет, то говорить о восстановлении прежних объемов не приходится. Для примера: в 2009 году было продано 631 тыс. новых автомобилей", - отметил гендиректор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров. Отметим, что в 2012 году цифра упала до 217,4 тыс. автомобилей. Также отметим, что по данным AUTO-Consulting, Украина в 2017 году по объемам продаж новых автомобилей оказалась только на 23-м месте в Европе: в пятерке стран-лидеров - Германия, Британия, Франция, Италия и Россия.

AUTO-Consulting

Импорт б/у автомобилей догнал рынок новых

Эксперты отмечают, что на фоне роста объемов продаж новых автомобилей объем их производства в стране сокращался, тогда как рынок б/у автомобилей, наоборот, рос. "Производство автомобилей в Украине сокращается. За последнее время закрылся ряд заводов, был снят с производства ряд моделей автомобилей. Этому способствовало, в частности, принятие более высоких экологических требований", - сказал 112.ua Олег Назаренко.

По данным AUTO-Consulting, по итогам 2017 года на украинский рынок прибыло 59 тыс. подержанных легковых автомобилей, что почти в 3 раза больше, чем годом ранее. В то же время на рынке внутренних перепродаж подержанных авто зафиксирована стагнация, а во многих сегментах даже спад. Если проанализировать объемы и модельный ряд сделок с подержанными авто за последний год, то поставки "свежего" подержанного импорта значительно тормозят перепродажу аналогичных авто, а порой делают ее невозможной без значительного снижения цены, сообщила информационно-аналитическая группа. В 2017 году впервые за многие годы была зафиксирована ситуация, когда импорт подержанного автотранспорта (легковые + LCV полной массой до 3,5 т) практически догнал показатель рынка новых автомобилей.

Отметим, что немало новых и б/у автомобилей в Украину ввозят с использованием еврономеров, что позволяет ввозить их без уплаты платежей за услуги растаможки. 112.ua подробно описывал схемы ввоза авто с так называемыми "евробляхами".

Именно автомобили с еврономерами и импорт поддержанных автомобилей по факту уничтожили нижний ценовой сегмент украинского авторынка, утверждают эксперты. Кроме того, они - главные виновники стагнации отечественного автопрома, рассказал 112.ua директор информационно-аналитической группы AUTO-Consulting Олег Омельницкий: "Автомобили отечественного производства были представлены в основном в нижнем ценовом сегменте и в основном это была продукция автозавода ЗАЗ (ЗАЗ, Lanos, ЗАЗ Forza). Сейчас на автомобили этого предприятия приходится не более 1% в объеме украинского авторынка. За 2017 год ЗАЗ выпустил 1 600 единиц автомобилей и продал 1 700. Для предприятия, мощности которого составляют 150 тыс. автомобилей в год, это просто смешно. Это на уровне 1% производственной мощности".

"Евробляхеры составляют конкуренцию отечественному автопрому, ведь это ценовой сегмент тех же Lanos, Cherry. Если же человек готов купить новое BMW, то на сегмент, в котором продаются евробляхи, он не станет смотреть", - соглашается Олег Назаренко.

По данным Государственной фискальной службы, по состоянию на 31 января 2018 года в стране находилось 425,4 тыс. транспортных средств с иностранной регистрацией, из них с нарушением срока, то есть по факту незаконно, - 246,4 тыс. автомобилей. Автомобили с "евробляхами" ввозят в основном из Польши (110,7 тыс. автомобилей в 2017 году), Литвы (51,7 тыс.), Германии (19,8 тыс.), Болгарии (14,1 тыс.) и Чехии (13,1 тыс.).

Какие автомобили покупают украинцы

В объеме продаж новых автомобилей доминируют импортные автомобили – на их долю приходилось до 90% объема продаж, рассказал 112.ua Омельницкий. "Больше всего автомобилей в Украину ввозилось из Евросоюза, Японии, Южной Кореи, Китая, США и из России. Причем используется схема ввоза якобы из Белоруссии, но реально везутся российские автомобили. В России работает 23 автомобильных завода, и покупать там дешевле", - добавил Назаренко.

Основной объем продаж новых автомобилей в Украине приходится на модели среднего ценового сегмента, говорит Омельницкий. Это утверждение убедительно доказывает и статистика. По данным AUTO-Consulting, в январе, когда объем продаж новых автомобилей вырос почти на 40%, самой продаваемой моделью стал Volkswagen Golf (стоимость автомобиля в салоне в комплектации trendline около 500 тыс. грн). С небольшим отрывом лидировала Toyota RAV4 (740 тыс. грн в базовой комплектации) и Toyota Camry (820 тыс. грн).

RST.ua

"На продажи автомобилей нижнего ценового сегмента (до 15 тыс. евро – около 500 тыс. грн) приходилось менее 10%. Основу продаж в этой ценовой категории составляли Renault Duster и Renault Logan. Эти автомобили преимущественно выбирали юридические лица. На сегмент премиальных автомобилей приходилось около 8% в объеме продаж новых автомобилей. Причем критерием, по которым мы относим автомобили к сегменту, больше является даже бренд, а не цена. Речь об автомобилях Mercedes, BMW, Audi, Lexus, Infiniti, Porsche, Land Rover, Jaguar, Volvo. Например, небольшие автомобили, такие как Audi 1 или Mini Cooper, могут стоить 30 тыс. евро, а внедорожники начинаются от 50-60 тыс. долл. Но основным фактором, подчеркну, все же является бренд", - рассказал 112.ua Олег Оленицкий.

Отметим, что по данным RST.ua и AUTO-Consulting, Toyota была лидером продаж среди новых автомобилей и на протяжении всего 2017 года, причем самыми продаваемыми были все те же Toyota RAV4 и Toyota Camry. На втором месте держался Volkswagen Golf. После Renault Duster и Skoda Rapid на 6-м и 7-м месте по объемам продаж находились Nissan Qashqai (540 тыс. грн), а также Kia Sportage (625 тыс. грн).

AUTO-Consulting

Директор AUTO-Consulting подчеркнул, что об общем благосостоянии и улучшении финансового положения украинцев говорить нынче не приходится - только определенных слоев. "Я хочу подчеркнуть, что показательно: в объеме продаж новых автомобилей около 40% продаж приходилось на юридические лица. Физлица в большинстве ориентированы либо на б/у автомобили, либо на авто с "евробляхами", что отражает общее нерадужное положение дел в экономике", - сказал Оленицкий.

Автокредиты замерли

В прежние годы мощным драйвером для развития авторынка было банковское кредитование на покупки новых автомобилей, отметили эксперты. "Сейчас на новые автомобили, приобретенные в кредит, приходится не более 15% рынка, что, безусловно, довольно низкий процент. В 2007-2008 гг. показатель доходил и до 40-45%", - сказал Олег Оленицкий, отметив, что банки предлагают кредиты под высокие ставки, плюс автокредитование доступно только в гривне. Также, по мнению эксперта, люди стали намного осторожней с кредитами после кризиса 2008 года.

Снижение объемов автокредитования в 2014-2016 году отражено и в статистике Нацбанка, сказала исполнительный директор Независимой ассоциации банков Елена Коробкова. Основными причинами, по ее словам, были экономический кризис, девальвация гривны, снижение реальных доходов населения, а также увеличение ставок (по кредитам, - ред.). Эксперт отметила определенное оживление в секторе банковского кредитования покупок авто в 2017 году. По ее мнению, это было связано с тем, что ставки по кредитам немного снизились.

НБУ

"В связи с постепенным ростом реальных доходов населения и повышением социальных стандартов государством, в 2018 году платежеспособность будет расти, а одновременно с этим и спрос на кредиты", - сообщила Коробкова. В то же время исполнительный директор Независимой ассоциации банков отметила, что если не произойдет кардинальных перемен, темпы роста сектора не будут оптимистичными: как и все виды потребительского кредитования в стране, его будет сдерживать жесткая монетарная политика НБУ.

Елена Голубева

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>