В КПИ снова обучают аэрокосмическим технологиям: Выучит ли Украина своего Илона Маска?

В КПИ после внезапной ликвидации факультета авиационных и космических систем (ФАКС) создали Институт аэрокосмических технологий. С нынешнего года вуз начал готовить специалистов по специальностям, на которых обучал и ФАКС: авиационная и ракетно-космическая техника и авионика. Подходы к образованию в новом заведении будут современными, а все негативные явления, из-за которых студенты ФАКСа бросали его, не доучившись до диплома, устранены, уверяют представители КПИ. Даже если они выполнят это обещание, востребованность выпускников с аэрокосмическими специальностями в Украине будет зависеть от того, смогут ли украинские власти реализовать заявленные масштабные проекты в авиастроении и оборонном комплексе, говорят эксперты. Если этого не произойдет, новый Институт рискует либо зачахнуть, как другие вузы, славившиеся в прошлом обучением специалистов для ракетной отрасли и авиастроения, либо же станет кузницей кадров для технических подразделений Boeing, Airbus, также компаний из стран третьего мира, которые сейчас активно развивают ракетно-космическое направление.

В КПИ снова обучают аэрокосмическим технологиям: Выучит ли Украина своего Илона Маска?
nasa.gov

Елена Голубева

Журналист, 112.ua

В КПИ после внезапной ликвидации факультета авиационных и космических систем (ФАКС) создали Институт аэрокосмических технологий. С нынешнего года вуз начал готовить специалистов по специальностям, на которых обучал и ФАКС: авиационная и ракетно-космическая техника и авионика. Подходы к образованию в новом заведении будут современными, а все негативные явления, из-за которых студенты ФАКСа бросали его, не доучившись до диплома, устранены, уверяют представители КПИ. Даже если они выполнят это обещание, востребованность выпускников с аэрокосмическими специальностями в Украине будет зависеть от того, смогут ли украинские власти реализовать заявленные масштабные проекты в авиастроении и оборонном комплексе, говорят эксперты. Если этого не произойдет, новый Институт рискует либо зачахнуть, как другие вузы, славившиеся в прошлом обучением специалистов для ракетной отрасли и авиастроения, либо же станет кузницей кадров для технических подразделений Boeing, Airbus, также компаний из стран третьего мира, которые сейчас активно развивают ракетно-космическое направление.

Лабы на дискетах и home video на дисках

Новость о том, что в Киевском политехническом университете имени Сикорского (КПИ) в прошлом году ликвидировали факультет авиационных и космических систем (ФАКС), который готовил специалистов для ракетно-космической отрасли Украины, вызвала огромный общественный резонанс.

При этом в университете уверяют, что ФАКС был не ликвидирован, а реформирован. Студенты специальностей ракетно-космическая техника и авионика продолжили обучение в механико-машиностроительном институте (в составе университета), а метрологии и информационно-измерительной техники – на приборостроительном факультете. Вместе с ними перешли и их преподаватели. В прошлом году на 1-й курс обучения по всем трем специальностям проводился набор.

В нынешнем году прошел первый набор студентов в созданный по инициативе ректора "политеха" академика Михаила Згуровского Институт аэрокосмических технологий (находится в здании бывшего ФАКСа). "Я хочу подчеркнуть: ИАТ (Институт аэрокосмических технологий) был не возрожден, а именно создан", - подчеркнул директор нового Института профессор Иван Коробко в беседе со 112.ua. Вуз провел набор студентов по специальностям авиационная и ракетно-космическая техника и авионика, а также принял в свои стены студентов, обучавшихся на этих специальностях на ФАКСе и ММИ (механико-машиностроительный институт). Метрология осталась в составе приборостроительного факультета. 

Новости по теме

Отметим, что, несмотря на звучавшие после закрытия ФАКСа возгласы о ликвидации форпоста подготовки специалистов для ракетно-космической отрасли, из отзывов о нем студентов на многих форумах складывается несколько иная картина. Многие бросали вуз, обещавший обучение престижным специальностям для аэрокосмического направления, не доучившись и до четвертого курса. Больше всего студентов возмущало то, что на деле ФАКС обучал по старым невостребованным в современном мире программам. Они жаловались на предметы, не имеющие прямого отношения к их специальности. Техническому английскому на факультете времени особо не уделялось.

Даже несколько лет назад от студентов требовали сдачи лабораторных работ на дискетах или CD-дисках, отказываясь принимать их на флешке или по e-mail. Бывший студент ФАКС написал на одном из закрытых студенческих форумов: "В КПИ только единицы преподавательского состава, которые могут что-то полезное донести студентам. В конце концов, зачем мне ходить на лекции по Java, если я Android dev (Android developer, - ред.) и также пишу на ней. Это было бы пустой тратой времени, которого и так не было свободного. Преподаватель вроде все ок, но Singleton переписать из книги правильно не смог, печаль. После четырех лет пребывания здесь и выйдя без диплома, я не могу сказать, что время прошло даром: я набил море шишек и заработал бесценный опыт. Но! КПИ – это пробитое ржавое дно. Не тратьте время на вещи, которые никакого профита вам не принесут, учитесь для себя, идите на заочку, не будьте зависимыми от этих бюрократических идиотов, которые сидят на 8к (8 тысяч грн зарплаты, - ред.) и считают себя топовыми профессионалами". Бывший студент пишет, что, протестуя против подходов, преобладавших на факультете, некоторые студенты в ответ на требования преподавателей сдавать работы на дисках сдавали их с записанным home video вместо требуемых работ.     

"Большинство преподавателей (ФАКСа), откровенно говоря, - пожилые люди, имеющие устаревший опыт и понемногу теряющие здравый рассудок. Хотя таких, думаю, на любом факультете, что в КПИ, что в ХАИ (Национальный аэрокосмический университет им. Н. Е. Жуковского "Харьковский авиационный институт"), хватает", - написала бывшая выпускница ФАКСа на форуме. Она отмечает, что "название факультета немного вводило в заблуждение, так как ФАКС имел очень косвенное отношение к космонавтике и ещё меньшее - к двигателям": "Поверьте, за все время была одна лекция о космонавтике и с десяток часов о строении авиационных двигателей для общего развития. У нас вроде как готовили только авиаконструкторов, авиоников и метрологов".

КПИ

"ФАКС не был флагманом в подготовке специалистов для аэрокосмической отрасли. Флагманом в подготовке специалистов для ракетокосмической отрасли в Украине до последнего времени был физтех Днепровского университета, а также специалистов готовили в Харьковском авиакосмическом университете, который в прошлом был очень вовлечен в совместные с РФ проекты. Днепровский университет был ориентирован на Днепровский ракетостроительный промышленный куст", - сказал 112.ua глава правления Днепровского космического кластера Евгений Рокитский.

Первый заместитель генерального конструктора, генерального директора КБ "Южное" Александр Кушнарев в беседе со 112.ua рассказал, что ему неизвестно, что ребята с образованием, которое получили на ФАКСе, работали в бюро. По его словам, в основном приходили ребята из физтеха (физико-технический факультет Днепропетровского национального университета имени Олеся Гончара, среди выпускников которого и Леонид Кучма) и Харьковского авиационного института. "Мы видим по физтеху, что уровень подготовки падает. Падает спрос на специальность. Когда я заканчивал физтех, у нас на курсе было 300 человек. А сейчас не могут и менее десяти набрать, и это на бюджет, на бесплатное обучение", - сказал Кушнарев. Отметим, что на сайте вуза сказано, что его выпускники трудоустраиваются и на "Южный машиностроительный завод". При этом набор по специализации ракетно-космическая техника в нынешнем году, при плане 9 человек, составил… один студент на бюджет и ноль на контракт. В ХАИ из 12 смогли набрать только трех бюджетников на специальность. КПИ в их новый Институт удалось укомплектовать 43 бюджетных места по специальности "авиационная и ракетно-космическая техника" (зачислили 3 контрактника), также набрать 30 студентов бюджетников и 2 контрактника по специальности "авионика". 

Обещают современное образование и престижное трудоустройство

Основанием для создания Института аэрокосмических технологий заявляется понимание того, что Украине необходимо усилить профессиональную подготовку специалистов для аэрокосмической отрасли. В рамках Института будет осуществляться подготовка по специальностям: авиационная и ракетокосмическая техника и авионика. На базе института впервые создается кафедра космической инженерии, которая будет развивать исключительно направление ракетно-космических технологий. По специальности авиационная и ракетно-космическая техника запускается пилотный проект для части иностранцев. В рамках него их подготовка будет осуществляться исключительно на английском языке", - рассказал 112.ua Иван Коробко.

КПИ

По словам профессора, в новом Институте будут обновлены связанные с информационными технологиями, программированием, автоматизацией дисциплины. Также обновлен преподавательский состав, почти 80% владеют английским языком. "По каждому (из двух) направлений обновлено 25% преподавателей. Набраны те, кто прошел аспирантуру, некоторые защитили, некоторые еще будут защищать диссертации. Это люди, которые закончили профильные вузы (например, ХАИ), работали на КБ "Луч", на АНТК "Антонова", на предприятиях и НИИ аэрокосмического направления", - сказал Коробко. Он также заверил, что в обучении будут задействованы электронные учебники, а работы можно будет сдать на флешке или отправить преподавателю на электронную почту. Цель – чтобы выпускник института первого образовательного уровня бакалавр имел уровень английского b2, а также навыки в проектировании и моделировании.

Акцент на английском языке – обязательное условие для того, чтобы образование (в аэрокосмическом направлении) было практически применимым, отметил Евгений Рокитский: "При подготовке специалистов аэрокосмического направления обучение должно быть интегрировано в процесс создания авиационной и космической техники. Студенты должны быть подкованы не только в теории, но и принимать участие в инновационных проектах, в том числе по созданию аэронавигационных приборов, спутников. Для этого вузы, которые их обучают, должны наладить сотрудничество с соответствующими региональными кластерами".

Работа в направлении практической реализации полученных студентами знаний вестись будет, заверил Коробко. По его словам, совместно с Общественной организацией “Ассоциация Ноосфера” создается Научно-исследовательский центр “Космической техники и технологий” с системой дуального образования, запланирован проект создания студенческой ракеты (по предварительному проекту сможет подняться на 5 тыс. м и сымитировать выведение спутника, который также создадут студенты ИАТа). "Наши студенты уже создали беспилотный самолет, который разработали все с нуля, включая авионику. Он сейчас проходит предлетную подготовку на аэродроме. Наш аспирант заканчивает работу над солнцелетом, он уже налетал более 30 часов. Студенты создают роботизированые комплексы, квадрокоптеры, ракеты и их запускают, стали победителями на Всеукраинском конкурсе недавно", - рассказал Коробко. Он отметил, что в ИАТе работают кружки современной инженерии, в которых наравне со студентами обучаются и школьники.

Профессор рассказал, что при участии магистров Институт аэрокосмических технологий будет реализовывать программу подготовки специалистов с ООО “Firefly Aerospase”, в рамках которой студенты магистратуры смогут получать дуальное образование: обучаться в первой половине дня в институте, а во второй работать на предприятии, получая зарплату и оплачивая себе жилье. С учетом того, что производственное предприятие Firefly Aerospase расположено в Днепре, КПИ заключили договор с физтехом Днепровского университета, где студенты будут учиться по согласованным учебным планам. Нынешний год будет первым годом работы с Firefly Aerospase. До последнего времени в КПИ практиковали систему дуального образования с поставщиком Boeing украинской компанией "Прогресстех-Украина".

Фото из открытых источников

Переговоры по аналогичному проекту нынче ведутся и с компанией Airbus, рассказал Коробко: "Никакой конкретики пока сообщить не могу. Мы знаем, что сейчас закупаются вертолеты, и под этот проект Airbus хотят создать в Украине техническую базу для их обслуживания".  

Как известно, в июле 2018 года Украина и Франция подписали контракт на приобретение 55 вертолетов Airbus Helicopters для украинской системы госавиационной безопасности и защиты. Соглашение предусматривает закупку у Airbus Helicopters вертолетов H125, H145 и H225 на 555 млн евро. "Что касается переговоров Института аэрокосмических технологий и Airbus о сотрудничестве в рамках проекта дуального образования, то тут есть серьезный вопрос. Не исключено, что КПИ придется выбирать, развивать ли сотрудничество с ними, прекратив с Boeing, или же продолжить сотрудничать с Boeing. Это две конкурирующие по всему миру компании, и, как правило, они требуют выбора от своих контрагентов – либо Airbus, либо Boeing", - отметил Рокитский. 

АНТК "Антонова" также планирует создание учебного центра на базе нового Института. С ними также будет общение по поводу проекта дуального образования для магистров ИАТа и ММИ, сказал Коробко.

А как на практике с работой?

В отличие от престижных Airbus и Boeing работа на "Антонове", если на нем, конечно же, не произойдет серьезных изменений, о которых говорят власти, вряд ли будет пользоваться большим спросом у молодых специалистов. Как сообщалось, в условиях отсутствия серийных заказов (последний самолет "Антонов" передал заказчикам в 2015 году) предприятие теряет специалистов, в том числе инженерные кадры. По итогам 2018 года "Антонов" потерял около 200 инженерно-технических кадров и столько же сотрудников рабочих специальностей. Часть специалистов уехали работать в Чехию и Польшу. Еще часть устроилась на украинские предприятия "Артем", "Луч", где с учетом возросших потребностей оборонного комплекса есть работа и достойные зарплаты - до 20 тыс. грн. Многие ушли в "Прогресстех-Украина".

Если раньше устроиться на предприятие было нереально, сейчас в наличии почти 1 тыс. вакансий. Средняя оплата труда на "Антонове" составляет 15 тыс. грн.

Что же касается Firefly Aerospase, то, по словам экспертов, это предприятие будет иметь перспективы, в случае если реализует заявленные масштабные проекты в ракетно-космической сфере. Основатель компании предприниматель Макс Поляков известен реализацией проектов в IT-сфере, космическим направлением он начал заниматься только четыре года назад. "Перспективы Firefly Aerospase на ближайшие несколько лет довольно туманны. Компания декларировала запуск своей ракеты в США в 2019 году, теперь сроки скорректированы на 2020 год. С Максом Поляковым встречался единожды, и созданные им компании известны образовательными проектами в сферах IT, ДЗЗ и ракетостроения. В то же время практически реализованным проектом в сфере ракетно-космических технологий пока является лишь недавний пуск на испытательном полигоне в Днепропетровской области студенческой ракеты", - сказал 112.ua Евгений Рокитский. 

Глава правления Днепровского космического кластера подчеркнул, что перспективы выпускников нового аэрокосмического Института, равно как других профильных вузов, будет зависеть от развития в Украине космической отрасли. И в этом смысле немаловажно, решится ли государство допустить частные компании к космическим проектам (строительству ракет, экспорту спутников), что, безусловно, даст сильный толчок для выхода в отрасль мощных компаний, привлечения инвестиций. Как известно, на днях в Раду был внесен законопроект "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно содействия развитию космической деятельности и привлечения инвестиций в космическую отрасль Украины", открывающий доступ в космическую сферу частным компаниям. Законопроект подготовлен группой депутатов из фракций "Слуга народа". Все предыдущие инициативы ранее отклонялись, а деятельность, связанная с испытанием, производством и эксплуатацией ракет-носителей, спутников двойного назначения, является государственной монополией.

Немаловажно и то, как в Украине будет развиваться оборонный комплекс, поскольку выпускники Института смогут реализовать свои знания и в командах предприятий ОПК (если они будут полноценно работать, а не простаивать), отмечает Евгений Рокитский: "Если системных изменений в стране в этих направлениях не произойдёт, украинские специалисты разлетятся по всему миру: они могут быть востребованы во многих странах, в том числе третьего мира, которые в отличие от Украины активно развивают космическое направление и ракетостроительную отрасль. В частности, это Индия, Тунис, Марокко". 

Елена Голубева

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>