banner banner banner

В поисках компромисса: Что сулит нам новая налоговая реформа

Новый компромиссный проект налоговой реформы Минфина, как и его изначальный вариант, может привести к тенизации предприятий малого бизнеса. Некоторые компании вынуждены будут закрыться

В поисках компромисса: Что сулит нам новая налоговая реформа
Фото из открытых источников

Екатерина Белоус

Редактор 112.ua

Новый компромиссный проект налоговой реформы Минфина, как и его изначальный вариант, может привести к тенизации предприятий малого бизнеса. Некоторые компании вынуждены будут закрыться

Европа требует от Украины провести реформы в налоговом секторе. Свое предложение изменений выдвинул Минфин, и его поддержал МВФ. В свою очередь, парламент предоставил собственное видение налоговой реформы, за которое выступили представители бизнеса и общественность. Каждая сторона отстаивала свои варианты изменений. Эксперты забили тревогу: на почве налоговой реформы назревает политический раскол. Правительство и парламент призвали найти точки соприкосновения в вопросе реформы системы налогообложения. Минфин предложил так называемый компромиссный вариант проекта налоговой реформы. Однако, предполагает ли он взаимные уступки?    

Дубль №1

В ночь на первое декабря Министерство финансов опубликовало правительственный проект налоговой реформы. В ее рамках ведомство предложило установить единую ставку в 20% на ключевые налоги – налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц, единый социальный взнос и налог на прибыль. Правительственный проект реформы предлагал оставить ставку НДС на нынешнем уровне – в 20%, убрав при этом социальные ставки и режимы для фармацевтической продукции и сельскохозяйственных компаний. Кроме того, проектом предполагалось, что часть любой зарплаты, равная размеру минимальной (1378 грн), не будет облагаться НДФЛ. При этом сумма, превышающая размер минимальной заработной платы, облагалась бы налогом в 20%.

Новости по теме

Наряду с этим, Минфин предложил продлить на 2016 г. взимание военного сбора в размере 1,5%. Кроме того, ведомство намеревалось увеличить ставку НДФЛ на дивиденды – с 5% до 20%. При этом, ставки ЕСВ для работодателя и работника планировали изменить. Если сейчас работодатель платит в среднем 41%, в рамках реформы его бы снизили до 20%. При этом работника могли полностью лишить уплаты ЕСВ (3,6%). Что касается налога на прибыль, сейчас для компаний, годовой оборот которых составляет менее 3 млн грн, ставка составляет 0%. Следовательно, для таких предприятий правительственный проект реформы предполагал бы рост налога на прибыль до 20%. Для остальных фирм при внедрении изменений ставка налога на прибыль увеличилась бы с 18% до 20%. Однако, при этом, у предприятий появилась бы возможность направления части насчитанной суммы налога на прибыль на инвестиции в новое оборудование либо новые технологии.

Правительственный вариант налоговой реформы поддержал Международный валютный фонд, тогда как экономические эксперты и представители бизнеса раскритиковали соответствующую инициативу. Они считают, что при внедрении правительственного проекта налоговой реформы, предприятия малого бизнеса начали бы массово уходить в тень. "Внедрение правительственной реформы может привести к уходу многих субъектов малого предпринимательства от уплаты налогов. Большая часть таких предприятий вообще будет вынуждена прекратить хозяйственную деятельность в связи с отсутствием рентабельности. Как следствие, это будет способствовать увеличению уровня безработицы и размеров социальных выплат", - считает доктор экономических наук, профессор Инна Зелиско. Председатель всеукраинской общественной организации "Союз защиты предпринимательства" Сергей Доротич в эфире одной из радиостанций заявил: "Налоговая реформа от Минфина не имеет права на жизнь". По его словам, предложенные инициативы – "какая-то диверсия — провоцировать общество к очередным потрясениям накануне Нового года".

Депутаты предлагают альтернативу

Наряду с правительственным проектом налоговой реформы, парламент предложил свое видение изменений. Альтернативный проект реформы разработал комитет Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики во главе с председателем Ниной Южаниной (фракция "Блок Петра Порошенко"). Депутаты Верховной Рады предложили снизить базовую ставку налога на прибыль до 15% с нынешних 18% и ввести налогообложение распределенной прибыли и приравненных к ней платежам. Представители бизнеса и общественность выступили за данный проект реформы.

Новости по теме

Споры между Кабмином и Верховной Радой относительно налоговой реформы начали накаляться. Каждая сторона отстаивала свой план изменений. По итогам Нацсовета реформ 8 декабря президент Украины Петр Порошенко призвал правительство и парламент найти компромисс в вопросе налоговой реформы. "Да, должна быть дискуссия. Да, мы должны находить аргументы и отстаивать собственную точку зрения. Но мы должны найти мужество и мудрость выступить единой командой", – сказал он.

Попытка найти компромисс

Уже на следующий день, 9 декабря, Минфин опубликовал презентацию так называемого компромиссного проекта налоговой реформы. В частности, ведомство предложило снизить ставку ЕСВ с текущих около 41% до 20% уже в 2016 году. При внедрении изменений, физические лица будут платить 0% ЕСВ вместо нынешних 3,6%.

Кроме того, предлагается уже в 2016 году установить ставки НДФЛ и налога на прибыль – на уровне 18%. Таким образом, доходы предприятий и физических лиц будут облагаться налогом одинаково. Отметим, сейчас ставка НДФЛ составляет 15% и 20% для разных категорий налогоплательщиков. Также, в 2017 году предлагают снизить ставки НДФЛ и налога на прибыль до 17%.

Новости по теме

Минфин намерен в 2018 году отменить ЕСВ и установить единый налог на зарплату на уровне 20%. Сейчас работодатель платит ЕСВ по ставке примерно 41%, а работник – 3,6%. "Для обеспечения дополнительной поддержки наименее защищенных слоев наших граждан, мы предлагаем оставить в силе минимальную социальную льготу в размере 0,5 минимальных зарплат, и расширить сферу ее применения", – говорится в презентации проекта.

Как и в предыдущей версии проекта налоговой реформы, Минфин предложил внедрить инвестиционный налоговый кредит, для того чтобы "дать стимул и мотивацию к вложению новых инвестиций в экономику Украины". Предполагается, что этот инструмент позволит направить до 50% начисленной суммы налога на прибыль на инвестиции в новое оборудование, производство или технологии. Также, с целью выравнивания условий для работы бизнеса, ведомство предложило изменить условия специального режима налогообложения для аграрного сектора, предоставив отрасли на адаптацию к новым условиям переходный период на 1 год. Таким образом, 75% насчитанного производителям с/х продукции НДС будет идти в казну, а 25% – оставаться на предприятии. В ведомстве признали, что упрощенная система налогообложения должна остаться, однако ее нужно будет усовершенствовать. Кроме того, Минфин предложил создать на базе налоговой милиции службы финансовых расследований.

Позже правительство одобрило компромиссный вариант проекта налоговой реформы. Премьер-министр Арсений Яценюк анонсировал снижение ставок налогов с 1 января и вступление в силу тела Налогового кодекса – со второго квартала 2016 года. "У украинского бизнеса будет три месяца на то, чтобы изучить детально налоговый кодекс", – отметил Яценюк.

Однако, один из авторов парламентского законопроекта нардеп Нина Южанина заявила, что компромисс по налоговой реформе, анонсированный Минфином, не имеет ничего общего с видением комитета. По ее словам, "принципиальные для нас вещи должны быть сохранены – это налог на распределенную прибыль и НДФЛ не выше 15%, даже если будет предлагаться его постепенное снижение в течение 2016 года". Активист Ассамблеи общественных организаций малого и среднего бизнеса Украины Эдуард Курганский придерживается схожего мнения: "Компромиссный вариант – только одно название и компромисс в таком вопросе практически невозможен".

Что говорят эксперты

При этом, эксперты видят и положительные моменты в так называемом компромиссном проекте, по сравнению с его изначальным вариантом. "Они из законопроекта Южаниной добавили хорошие нормы по администрированию, и внесли незначительное изменение ставок. Однако, подчеркиваю, как такового компромисса не было", – считает Курганский.

Новости по теме

Внедрение измененного проекта налоговой реформы Минфина так же, как и его предыдущая версия, может привести к массовой тенизации малого бизнеса. По словам Инны Зелиско, "введение предложенных изменений не предусматривает стимулирование развития малого бизнеса. Большая часть малых предприятий вообще будет вынуждена прекратить хозяйственную деятельность в связи с отсутствием рентабельности. Как следствие, это будет способствовать увеличению уровня безработицы и размеров социальных выплат". Вторит ей и Курганский: "Так же возрастет в малом бизнесе тенизация, как и при предыдущем варианте правительственного проекта. Для большого бизнеса, все где-то так же и останется. Но следует обратить внимание на то, что в экономике идет спад, если ничего не меняется для среднего и большого бизнеса, то спад не прекратится".

Кроме того, возможное внедрение компромиссного проекта реформы вряд ли в краткосрочной перспективе поспособствует наполнению государственной казны, считают эксперты. При этом в долгосрочной перспективе компромиссные налоговые изменения могут повлиять на благосостояние украинцев. Предприятия малого бизнеса будут уходить с рынка, конкуренция ослабится, и в дальнейшем цены возрастут, отмечает Курганский.

Екатерина Белоус

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>